Вы здесь

Светлана Коппел-Ковтун: «Ветер в наших парусах — есть!»

Светлана Коппел-Ковтун

Писатели-верующие размышляют о своей разношерстности, будущем православных женских романов и созидании человеческих душ.

21 января литераторы из «Омилии» посетили Архипастыря в его резиденции в Киево-Печерской Лавре. После встречи с Предстоятелем православные писатели зашли на чай и в редакцию сайта «Православие в Украине». У нас в гостях побывали руководитель клуба «Омилия» член Союза журналистов Украины Светлана Коппел-Ковтун, наш постоянный автор из Луганской епархии протоиерей Александр Авдюгин, известный сатирик и писатель из Киева Ян Таксюр и другие.

Беседа коснулась разных сторон творчества…

«Как все живое, наш проект растет и развивается»

Светлана Коппел-Ковтун: Нашему клубу полтора года, зарегистрировано уже 30 авторов. Как зарождался клуб? Изначально хотелось просто создать для себя удобства: чтобы не приходилось бегать по Интернету, собрать в одном месте, на одном сайте, современных православных писателей. Так ведь становится гораздо проще, удобнее и быстрее найти нужный материал. Когда делали сайт, никто не предполагал, что мы вырастем в такой большой проект. Но каждый процесс склонен к развитию, и проект начал расти. Как все живое.

Развились мы до того, что сейчас у нас 30 авторов, и он-лайн проект уже превращается в реальный: планируем встречи, издательскую деятельность. Надеемся, что при поддержке Митрополии у нас все будет так, как должно быть. Потому что работа эта очень серьезная.

Хотя, большими деятелями мы себя не ощущаем. Мы — такой маленький кораблик под парусом. А ветер в парусах есть! Да и Блаженнейший Владыка дал нам уверенность, что этот ветер в парусах всегда будет по его молитве.

Кто является членами клуба?

— Среди членов клуба у нас очень разношерстная публика — от уже состоявшихся писателей до начинающих, которые только пробуют себя в литературе. Но в них виден заложенный потенциал. Стараемся, чтобы графоманов не было, а люди живые, с ярким творческим началом, у нас приветствуются. Думаю, совсем избежать каких-то оплошностей не удастся, потому что без ошибок просто не бывает ничего стоящего. Но в основном чувствуется, что все наши авторы, при достаточной поддержке, со временем разовьются в хороших писателей. По крайней мере, отец Александр Авдюгин вырос в такого корифея почти у меня на глазах.

И мы очень благодарны Юлии Николаевне Вознесенской — в каком-то смысле она стала для нас вдохновительницей. И протоиерею Николаю Агафонову, который, можно сказать, является нашей духовной опорой.

Среди уже состоявшихся авторов можно назвать уже упомянутого протоиерея Николая Агафонова, инока Всеволода (Филипьева), протоиерея Александра Авдюгина. Есть у нас из Вологды автор, член Союза писателей диакон Николай Толстиков. Последняя его книга уже практически готова к изданию.

Есть миряне, светские люди, которые тоже уже достаточно давно пишут. Это, например, Елена Чепенас. Ее православный детектив мы предложили к изданию. Очень интересный жанр и весьма читабельный! Приключенческие книги всегда пользуются спросом у читателя, но содержание, линия поведения героев, какие-то мотивы, ситуативные построения в нем идут с православным подтекстом.

Проект «Омилия» — виртуальный, но сейчас Интернет настолько реален, что создается эффект полного присутствия.

 «Чтобы каждая грань не думала, что она — единственная…»

Омилия

На ваш взгляд, православная литература — это всегда обязательное присутствие на страницах креста, священника, храма и другой православной атрибутики?

— Нет, конечно. Я думаю, что иногда даже такое присутствие свидетельствует о дурновкусии. Но не без того. Главное, чтобы все было со вкусом.

Среди работ всех наших авторов можно найти пример любого вида литературы. С поэтами в каком-то плане проще, ведь в лирике все более понятно. В прозе палитра практически не ограничена. Главное, повторюсь, присутствие вкуса. Это является критерием. Чтобы не было так, как сказал диакон Андрей Кураев: «Припрехом, победихом» — когда нет художественных образов, авторского почерка, а есть лишь вырезка: крест, священник, упоминание к месту и не к месту.

Известный деятель искусства, Режиссер Московского театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко в журнале «Православная беседа» (2008г., №5) размышлял о необходимости для христианского искусства быть искусством и быть христианским. В частности, он поведал о постановке Чехова одним православным театральным коллективом. «После каждого рассказа на сцену выходит некая ведущая и дает стихотворный комментарий, в котором совершенно правильно указывается, что грешить нельзя, что надо жить по заповедям… Рядом с текстами Чехова эта поэзия воспринимается не только как скучная и нудная, но и как бестактная». На осторожную критику руководитель коллектива ответил: «Мы существуем при монастыре. Без этих вставок настоятель не разрешит играть Чехова в стенах монастыря». И автор с болью отмечает присутствие в православном творчестве верность букве, а не духу.

Сталкиваются ли православные литераторы с тем, что для многих читателей отсутствие священного «в кадре» — это уже не православие?

— Всему свое место. Зачем смешивать одно с другим? Вот публицистика, например, — тот жанр, в котором можно успешно использовать тексты святоотеческих поучений, сколько угодно их упоминать. И будет уместно! А художественная проза — немного иная стезя, зачастую она вообще не требует церковно-атрибутивной лексики. Ведь, в первую очередь, художественная литература — это построение внутреннего мира, какая-то мотивация.

Есть еще и такой момент. Чем больше люди в обычной жизни читают святых отцов, тем меньше они будут «эксплуатировать» их цитаты в художественной литературе. Потому что, повторюсь, всему свое место. В подобной ситуации просматривается некий юношеский или же неофитский ригоризм: чем более я требователен к себе, тем меньше я требую от окружающих. И наоборот: чем меньше я делаю сам, тем больше претензий к остальным.

Как свидетельствуют комментарии к публикациям на нашем сайте «Православие в Украине», многие читатели воспринимают православную публицистику как элемент проповеди. Отсюда — некоторое непонимание, когда, например, авторами выступают женщины («женщина в храме да умолчит»). Или другая крайность — когда к авторским материалам обращаются с претензией: «С каких пор журналисты учат?!» Сталкиваются ли православные писатели с такими настроениями аудитории и как на них реагируют?

Омилия

Светлана Коппел-Ковтун: У нас на сайте такие же проблемы. Мы сейчас взрослеем. Пока мы были маленькими, искали авторов, собирали тексты, все было просто и легко. А теперь переживаем этап становления, и начинаются преграды и помехи.

Когда человек просто пишет, он передает свои эмоции, чувства верующего человека. Он ведь не проповедь с амвона говорит. А кому-то кажется, что если не проповедь, то это уже не православие.

Для случаев, когда наши читатели выступают с резкой критикой и критика эта выходит за рамки конструктивной, у нас есть протоиерей Николай Агафонов. В ситуациях столкновения взглядов мы просим его вставить свое авторитетное слово.

Протоиерей Александр Авдюгин: Но ведь это и хорошо, что существует разномыслие! Не одна грань у православия! А множество. И для каждого есть своя.

Светлана Коппел-Ковтун: Но в том-то и дело, чтобы каждая грань не думала, что она — единственная. А когда грань приходит и говорит: «Те, кто мыслит не так, как я, не имеют права существовать. Это все ересь», — возникает проблема. Нужно как раз позволить многогранности проявиться.

Вопрос в этом и заключается: как вы видите пути разрешения коллизии?

Светлана Коппел-Ковтун: Пока, на данном этапе, мы увидели выход именно в авторитетном слове священнослужителя — в нашем случае отца Николая.

Для меня же, как руководителя проекта, важно, чтобы были мир, взаимопонимание и любовь. Хотя многим непонятно, какие в наших виртуальных отношениях могут возникнуть проблемы. А на самом деле выходит так, будто мы сидим в одной комнате, и доходит чуть ли не до силового выяснения отношений! (смеется — ред.) Проект виртуальный, но сейчас Интернет настолько реален, что создается эффект полного присутствия. Но я думаю, что это все пути развития любого коллектива, любого человека.

«Можно ли сделать женский роман таким, чтобы он нес в себе духовность?»

Есть еще такая угроза для православной литературы, да и журналистики в первую очередь — некая скучноватость. Приходилось сталкиваться с тем, что, чем сложнее написано, чем больше «серости», тем полнее, якобы, отображена суть, например, греховности человека. Почему так?

Омилия

Светлана Коппел-Ковтун: Это просто непрофессионализм. Скучно можно написать и светскую книгу, статью, и православную. Вопрос в том, насколько ты владеешь словом, темой, насколько ты подготовился к этой теме. И не имеет значения, публицистика это или художественное произведение. Ведь во Христе мы-то как раз освобождаемся. И сложность в том, что когда люди только пришедшие, неофиты, пробуют себя в жанре, у них может возникнуть такая проблема. Получается псевдолитература.

В свое время я больше 10 лет проработала в светской газете. У меня была там своя церковная рубрика. Да, действительно приходилось писать по-разному. Но дело в том, что церковный читатель — это подготовленный читатель. Есть какие-то моменты, которые ему не надо объяснять. Начнешь «растекаться мыслию по древу», это будет нудно. А для светского человека наоборот нужно вдаваться в некоторые детали. В художественной литературе это, наверное, не так актуально.

Протоиерей Александр Авдюгин: Сегодня мало авторов, которые действительно пишут. Можно ведь об одном и том же рассказать по-разному. А у нас некому писать! Да и, к сожалению, сложился определенный трафарет, что нельзя по-другому, образно, писать.

Светлана Коппел-Ковтун: Мне кажется, что это не литературная проблема, а скорее духовная. Попадая в глубинку, зачастую ужасаешься, какая там литература! Таким образом, возникает вопрос литературного образца. Что такое провинциальная среда? Для нее должен быть образец для подражания, под который нужно «подтягиваться». Но что это должен быть за образец? Прежде всего, он должен состояться. Нам нужно развиваться, опираясь на опыт и достижения коллег по цеху.

Кроме того, катастрофически не хватает времени. Например, я — журналист со стажем. О художественной прозе думала: «Надо бы как-то заняться». И вот, создали клуб, появился повод попробовать себя. И опять же — некогда. Если публицистика сама из тебя «сыплется», то художественная проза требует большего времени. И подобных авторов много. Вследствие сильной загрузки их потенциала хватает для реализации лишь малой доли задуманного.

Вопрос по поводу такого вида литературы, как женская. Женская проза — одно из самых трудных заданий для православного писателя. Может ли вообще сегодня такой жанр, как женский роман например, существовать? Ведь светский женский роман уносит в мир фантазий, мечтаний и грез. Насколько православная женщина «имеет право» отрешиться от проблем реальности и погрузиться в иную атмосферу? Ведь получается, что читать светские женские романы нельзя.

Протоиерей Александр Авдюгин: Я бы разграничил этот вопрос таким образом: «Можно ли читать женские романы?» и «Можно ли сделать женский роман таким, чтобы он нес в себе духовность?» А вот второй порос уже к литераторам. Смогут ли они написать так, чтобы затронуть какие-то струны женской души или, может быть, правильно настроить, принести какую-то духовную пользу, посеять зерно. Возможно ли это?

Омилия

Светлана Коппел-Ковтун: Думаю, что возможно. Но надо для начала определиться в понятиях. Термины «светский женский роман» и «православный женский роман» абсолютно различны по сути. Ведь существует понятие пола. И существует разница в психологии полов — мужского и женского. И если говорить о женской литературе, то здесь должен быть сделан акцент на отображении граней женской души. А все мечтательное — удел светского жанра. Просто нужно грамотно подобрать акценты. Ведь православие — это не что-то, спустившееся с Луны.

Протоиерей Александр Авдюгин: Есть вещи, которые может переживать только женщина. И умение писателя именно эти переживания передать — и есть женский роман.

Вообще, градация «православное произведение — неправославное произведение» весьма условна. Человек или живет православными ценностями, является носителем этой ментальности, или не живет этим. Его талант взращен на определенных духовных и эстетических традициях. Поэтому любое его произведение уже является православным.

Возьмем, например, Шмелева. Можно в его книгах найти главы, в которых о церкви и о православии нет ни слова. Но это чисто православная проза. Поэтому я считаю, что не совсем корректно проводить такие разделения, например, как православный психолог, православный врач и так далее. Нельзя сказать: «Я буду писать православную прозу!» Хотя многие считают, что можно. Звонит человек и интересуется: «Я вам послал православные стихи. Вы их читали?..»

Но такие понятия, в большинстве своем, современные верующие используют от боязни оступиться в духовной жизни. И когда появляется эта приставка «православный», люди успокаиваются. Например, женщина, приходя к православному гинекологу, точно знает, что он не предложит ей сделать аборт. И где-то внутри это успокаивает, в духовном плане ты можешь расслабиться. То же касается и православной литературы.

Светлана Коппел-Ковтун: Согласна, внешне это дает гарантию, что тебя не заведут, что называется, «не в ту степь».

У каждого из писателей есть опыт написания «до того». Если посмотреть со светской точки зрения, то это очень даже интересные произведения. Но если оценивать с учетом своего нынешнего, православного мировоззрения, то видны совершенно иные устремления души. В сегодняшних же текстах даже какие-то табу должны определяться на новом интуитивном уровне.

Все мы родом не из православия. Все мы сюда пришедшие. И сейчас находимся лишь на начальной стадии — этапе формирования того, что называют православной литературой.

Материал подготовили:
Юлия Коминко
Виктория Кочубей
orthodoxy.org.ua

Комментарии

 Никто не спорит, что главная цель православных литераторов, это помощь человеку на пути к спасению !
Также необходимо признать, что подобные клубы будут возникать в будущем независимо от нашего желания. Бороться с этим никто не собирается и никакой трагедии я в этом также не нахожу.
Однако, если сегодня (на одном из начальных этапов развития современной православной словесности), начнут копировать идею «Омилии» и создавать целый ряд маленьких литературных объединений, то это, на мой взгляд, будет худшим вариантом, нежели тот, когда мы будем прилагать больше совместных усилий, чтобы укреплять и развивать «Омилию», чтобы самые разные люди находили здесь духовную пищу и поддержку. Один сильный клуб всегда лучше множества маленьких. Дело не в количестве, а в качестве.  
А насчет «уютности»… То организаторы проекта делают все возможное, чтобы нам всем, разным, было здесь уютно. Будет ли нам уютно на самом деле, во многом зависит от нас самих.

Желаю всем помощи Божией и творческих успехов !
 

В России ежегодно проводится несколько международных фестивалей православной авторской песни, церковной музыки, православного творчества и множество региональных конкурсов и фестивалей. Разве это плохо? В Украине только один международный и несколько региональных фестивалей. Разве это хорошо? По-моему, чем больше у людей возможностей для раскрытия дарованных Богом талантов, тем луше. 

Большое спасибо, о.Алексий, за патриотизм, если можно так выразиться. Вы правильно понимаете ситуацию. Задача клуба - консолидация творческих сил, собирание воедино. И, безусловно, рассеивать, растаскивать по уголкам всегда проще, чем работать на общий "котел".

Что Бог даст, то и будет. Для нас важно сделать все, что в наших силах, чтобы проект "Омилия" состоялся.

Замечательно, что «Омилия» вышла на новый этап своего развития!

По воле Божией центр его находится Украинской земле… Надеюсь православным людям удастся избежать искушения создания литературных клубов по подобию «Омилии», так как это повредить общему православному делу. Лучше один сильный клуб, чем несколько маленьких и слабых, конкурирующих между собой. Современных православных авторов не так много, к сожалению…

Еще раз хочется пожелать Божией помощи Светлане, Андрею и всем организаторам проекта в этом важном и нужном деле, как для православных читателей, так и для авторов клуба !
 

Да, нам тоже было интересно. Правда, в тексте интервью хочется кое-что поправить, ибо, в силу большого объема информации, девочки сокращали высказывания, иногда заменяя слова и выражения, отчего встречаются некоторые неточности. Но все это - мелочи...

Для развития православного литературного творчества во всей его полноте необходимо развивать и соответствующее образование. У нас ведь, по сути нет учебных заведений, где бы изучались лучшие образцы литературы разных периодов по своему духу являющейся православной. То, что изучатся и как изучается сейчас в нашей стране у меня, как преподавателя университета, вызывает, мягко говоря, грусть. Мы говорим о необходимости открытия богословских факультетов при университетах и хорошо бы, чтобы в какой то мере там занимались и проблемами  творчества православных верующих.  

Сергей Шалимов

 Вы правы, о.Василий.

До сих пор вспоминаю последние два года учебы моего сына в школе (сейчас он уже в аспирантуре). Однажды учительница литературы дала ему задание приготовить доклад с разбором одного образа из русской классики. Тогда как раз только что вышел 3-й том второго издания Дунаева "Православие и русская литература", где именно это произведение анализировалось с православной точки зрения. Книга эта у нас в доме была, и по ней был сделан доклад. Сын рассказывал, что даже самые отъявленные разгильдяи в классе сидели, не дыша от того, что они услышали. Учительница (заслуженный учитель России, однако, + член методического комитета Министерства образования) тоже отвесила челюсть и не смогла ничем дополнить доклад ребенка. Она за всю свою жизнь ни разу даже не слышала о возможности подобной трактовки русской литературы... 

Кончилось все печально - отныне мой сын был обречен вместо учительницы рассказывать классу каждую новую тему. Спасибо Дунаеву, если бы не его многотомник, то трудно бы нам пришлось. Класс-то был хоть и лицейский, но не гуманитарный, а математическо-физический. 

Еще один показательный эпизод был с городским конкурсом школьных рефератов. Сын мой там выступил с темой "Бог и человек в русской поэзии 19 века". По его словам, вся аудитория мирно дремала, пока выступали другие участники конкурса, но когда выступил он сам и доказал аргументированно путь духовной деградации русских поэтов от Пушкина до Некрасова, то зал взорвался... В зале четко обозначились два противоположных лагеря: согласных с выводами доклада и категорически не согласных. И не было безучастных... 

Т.е. православные оценки русской литературы являются единственно правильными. Не может быть "русской литературы вообще". Литература всегда - только адресная. Она всегда пишется кем-то и для кого-го. И очень печально, что основная масса читателей, даже хорошо образованных, имеет весьма смутные понятия о духовных традициях русской литературы.
 

Как можно преодолеть эту мерзость запустения в разумах и в сердцах? Через возрождение церковности и духовности в обыденной жизни? Но ведь даже на Пасху в храмы приходит не более 2% от общего числа жителей. Учебными факультативами в школах? Но сегодня учебные программы в школах перегружены всякими "валеологиями" и "семейными воспитаниями". Сегодня даже минимально-приличное среднее образование невозможно получить в школе без привлечения репетиторов. 

Мне кажется, что один из самых эффективных способов - это пробуждать интерес к этой области знания с помощью современных средств литературы и кинематографа. Все помнят про нашумевший фильм "Остров"..., но где же продолжение тематики? Те кто владеют киностудиями и средствами для производства фильмов совершенно откровенно готовы поступиться даже коммерческой выгодой, лишь бы "не пустить" это знание к людям. А люди - как песок впитывают жадно все, что относится к духовной традиции собственной культуры. Эта тема большая и грустная... 

Радостно, что священноначалие показало свое понимание проблемы и заявило о желании оказать помощь в ее разрешении мизерной кучке энтузиастов, собравшихся в "Омилии". Грустно, что подобного проекта нет в России. Конечно, границы условны, а для Интернета их и вовсе нет, но... В общем, это еще одна большая и грустная тема.

Сережа, почему грустно-то? Проект - международный, и плоды его будут международными, если можно так выразиться :)
Мне кажется более грустным другое: слишком мало авторов беспокоится не только о себе лично,  о продвижении своего творчества, но и о клубе в целом думает. Почему-то даже пытаясь что-то сделать в клубе, некоторые стремятся лишь к самоутверждению за счет других.
Думаю, неслучайно такой клуб родился на украинкой земле, здесь он более актуален. Зачем прикарманивать идею "Омилии" (многие к этому стремятся), если можно просто  служить ей своими талантами - и все насытятся. Господь управит, а наше дело - себя блюсти, трудиться во славу Божию и на радость ближним.
Кстати, спасибо за активное участие в жизни клуба
 

Сергей Шалимов

Света, это вам спасибо, что дерзнули встать и взвалить на себя этот Крест... Могу только догадываться ЧЕГО это все вам с Андреем стОит лично. Поклон вам за такое молитвенное стояние. Молитва ведь разной бывает... Я оцениваю ваше делание именно как молитву... Радуюсь прежде всего за вас, что к ней присоединилось и благословение Блаженнейшего... Это - большая помощь, но и ответственность тоже выросла многократно... у членов клуба - тоже. Это теперь не просто личная инициатива единомышленников, а - пусть и небольшая но общецерковная программа. Ну, Бог поможет... 

Как говаривал один мой знакомый, восстанавливавший в одиночку храм (почти собор): "Искушений бы поменьше, да денег побольше, а Господь-то каждое благое намерение приветствует..."

А грустно - от понимания малости нашей, но что нам остается делать? Только уповать... 

Сердечное спасибо тебе, Сережа, за понимание. Вот именно важность нашего ОБЩЕГО дела должна помочь каждому из нас преодолеть себя, выйти за рамки своей мелкой корысти, чтобы благословение Блаженнейшего могло действовать в нас с полной силой. Клуб - наше общее детище,  общее в смысле служения, прежде всего.

Помню, размышляла я над тем, почему Христос, взалкавший в пустыне, не применил божественной силы и не сотворил хлеба для утоления голода. Наверное, потому, что для себя лично, только для себя....
Думаю, любой талант дается для служения, а не для извлечения из него личных выгод. Выгоды - не должны быть нашей заботой. Они дарованы будут Богом, безусловно, но не ради них мы должны трудиться, не ради тщетной славы своей. Тогда все у нас получится с Божией помощью по молитве Блаженнейшего. Обязательно получится!

Нынешний период развития православной литературы, на мой взгляд, подобен сегоднешнему периоду возрождения разрушенных храмов, когда на древнем, намоленном фундаменте, возрождается в былом великолепии прекрасный храм.

Сергей Шалимов

интересные вопросы вы там обсуждали. Значит, это не только мое личное ощущение, что практически отсутствует сегодня праволавная светская литература? Да... Я бы конкретизировал последнюю фразу из интервью именно на "светская".  Другая-то есть..., для нее даже шкафов не хватает в доме, а вот светская и тем более современная праославная проза умещается всего на одной полочке...

Ирина Богданова

Сергей, я согласна с Вами, что сейчас очень большая необходимость в современной нравственной ( т.е. православной) литературе, написанной на хорошем языке, потому что зачастую то, что пишется тоннами и, к сожалению, активно читается, на мой взгляд - полная жуть во всех отношениях.