Вы здесь

Думать или не думать?

Протоиерей Андрей Спиридонов

На вопросы Светланы Коппел-Ковтун отвечает клирик московских храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, главный редактор радио «Благовещение» протоиерей Андрей Спиридонов.

— Наверное так было всегда, просто в наше время обострения всех крайностей это особо бросается в глаза: люди предпочитают не думать. Как выразился Экзюпери, «он вообще не думает, это лишает его возможности думать неверно» («Ночной полёт»). Что опаснее, о. Андрей: самостоятельно мыслить и рисковать или не мыслить вовсе?

— Опасней всего как раз-таки полная автономия. Точней, попытка автономии человека от Бога и ближнего. Главное следствие грехопадения Адама и Евы, наших прародителей, это автономное от Бога существование на земле — поэтому греховное и смертное. История такого рода существования подтверждает, что сам человек с грехом и смертью в себе ничего поделать не может. Каким бы великим мыслителем такой человек ни был или каких бы великих очередных вавилонских башен ни строил. Нужны присутствие Бога и помощь Божия, чтобы выбраться из тупика и бессмыслицы собственного существования. И здесь очевидно то, что это осуществляется не благодаря бездумности, но, напротив, благодаря осмысленности, можно сказать, что — осмыслению своей жизни в Боге, во Христе. Правильно мыслить — это значит соотносить свои мысли с правдой и волей Божией. Это невозможно без молитвы. Кстати, молиться, следовать волей Божией вовсе не значит избегать каких-либо рисков. Если почитать литературу о настоящих христианских подвижниках, мы увидим, как на них ополчался диавол, каким искушениям они подвергались — можно сказать, что в этом был и есть свой риск, неизбежный риск воина, взявшего оружие для защиты своего отечества. Однако есть риск гораздо худший — лукавого раба из евангельской притчи, который закапывает данный ему талант в землю и надеется избежать наказания, вернув один к одному дар жизни не преумноженным.

— Давайте говорить с точки зрения спасения человека для вечной жизни. Второе рождение — это что? Можно ли родиться духовно, не думая, а просто по-попугайски повторяя чужие правильные слова?

— Второе рождение это встреча со Христом Спасителем — личная встреча, которая должна произойти во время нашей земной жизни. В любом случае, крещён ли человек с детства, или обратился к вере уже в зрелые года, встреча со Христом становится вероятной тогда, когда человек задумывается о смысле жизни, о том, что без Истины жизнь бессмысленна. Когда же происходит осмысление того, что вся полнота Истины даётся нам во Христе, то и возникает понимание того, что жить стоит именно со Христом, и тогда всю земную жизнь надо стараться осуществлять по Евангелию. Задача эта, действительно, серьёзная — кто-то даже становится священником или уходит в монастырь, хотя это не является прямо обязательным, но обязательными остаются сами евангельские заповеди, исполнить которые невозможно одними человеческими силами, возможно только с помощью Божией, в общении с Богом. Основным инструментом здесь является молитва. За две тысячи лет существования Церкви накоплен богатый опыт молитвы, есть разные образцы и образы молитвы. Наверное, в опыте той же иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного») предвзятый взгляд может усмотреть «попугайство» (частое повторение одних и тех же слов), однако опыт святых отцов, живших этой молитвой, свидетельствует о том, что сам Бог может руководить своими святыми, даруя им, благодаря их вере и труду, молитву «умную» и «сердечную», когда все существо человека пронизано благодатными энергиями и спасение для жизни вечной ощущается человеком ещё в бренном теле при этой временной жизни .

— Зачем думать? Чего лишается человек, отказывающийся самостоятельно мыслить и принимать решения?

— Человек не может совсем не думать уже хотя бы потому, что от него это не зависит. Как говорят святые отцы, мысли приходят к человеку из трёх источников: от Бога, от диавола и «от земли», то есть — от себя самого. Даже если запретить себе самому думать, мысли от других источников невозможно отсечь. То есть, человек не самостоятелен в своей мыслительной деятельности и не может не думать вовсе. Другое дело, вопрос: а как вообще управлять собственной мыслительной деятельностью, как направить эту деятельность к благу, избавиться от мыслей греховных, посрамить диавола, дать место действовать Богу? Быть может, нужно просто взять и распутать клубок всех этих помышлений, определить, какая мысль из какого источника? На самом деле это тоже невозможно простому смертному. Это возможно только для людей святых, преподобных, достигших духовного совершенства (бесстрастия) и имеющих высший дар различения духов, который и позволяет различить, какой помысел какое именно имеет происхождение. Но вот здесь же для обычного христианина важная просто молитва, отсекающая большинство неблаговидных помыслов, вместо того, чтобы рассматривать их, сочетаться с ними, беседовать с диаволом. Отсечение помыслов молитвой (можно самой простой — «Господи помилуй!») наиболее безопасно, по мнению святых отцов, чем внимание и собеседование с ними. При этом, даже если помысел был от Бога и был нами отвергнут из соображения духовной безопасности, Господь не вменит это во грех, но все равно дарует подвижнику знание своей истинной воли.

— Допустим, мы решились мыслить самостоятельно, но тут же допустили ошибку, как один из персонажей Достоевского, который из-за этого попал на каторгу и зарёкся впредь самостоятельно рассуждать. Что делать? Как правильно относиться к своим ошибкам?

— Любой человек не может не ошибаться. Даже святые ошибались. Важным является не безошибочность, но постоянство в покаянии пред Богом и в желании следовать Его воле. Так, маленький ребёнок, может неоднократно повторять «мама, я больше не буду» — и мама такого ребёнка охотно прощает, хотя и прекрасно знает, что её любимое чадо вряд ли и впрямь завтра не будет повторяться в своём непослушании. Сам же ребёнок никогда не скажет любящим родителям, что, мол, слишком я вас огорчаю тем, что не могу исправиться, поэтому, давайте, я поживу один, автономно и свободно, а видеться мы будем по воскресным дням. Для нормального ребёнка это в принципе невозможно, потому что он живёт родительской любовью, для него это как воздух, а свобода от родительской любви будет бедствием. Так и человек по отношению к Богу всё равно, что ребёнок, который вдруг заявляет, что желает жить сам по себе — автономно и свободно, хотя по сути такого рода стремление к полной независимости от Бога есть элементарное безумие. То есть, важнейшим для нас является именно что «умалиться как дети», то есть научиться, несмотря на все наши ошибки и огрехи, «ходит пред Богом», жить в присутствии Бога. Проблема именно в том, что Господь этого жаждет, а мы этого чаще всего не хотим, потому что это требует духовной мобилизации, а нам это трудно, мы слишком духовно ленивы.

— Как учиться мышлению и при этом не стать рабом своих прихотей и заблуждений?

— Один из великих святых и богословов преп. Максим Исповедник считал, что область греховного повреждения находится не в сфере природы человека, а в сфере его личной воли. И если во Христе личная (а не природная!) воля есть воля самого Логоса, то человеческая природа в Спасителе изначально исцелена от греха именно потому, что личная воля Бога Слова никогда не была связана грехом как таковым. А если Христос и понёс наши страдания и саму смерть, то не по природной необходимости, а потому, что лично этого захотел ради нашего спасения — по своей неизреченной Божественной Любви. Поэтому не стать рабом своих прихотей и заблуждений — это дело нашей ответной любви ко Христу. Личной любви. Дело личного спасительного выбора в пользу собственного спасения. Выбора самого духовного труда как такового. Добавим: осмысленного выбора и осмысленной христианской жизни. Святые отцы говорят, что этот выбор зависит от нас самих, от нашей человеческой решимости.

koppel.pro

Комментарии