«Написание стихов — это способ дышать для поэта. Буквально, а не образно. Поэзия — это дыхание божественного в нас, единственно живого в нас, которое дышит Богом». «Бог учит нас смотреть на мир поэтически — т.е. любовью. И по-настоящему вещи, человека, Бога видят только такие — глядящие глазами поэзии — люди». «Каждое слово поэта — целое. Целые слова и есть неподъёмные, слова в Боге, слова из Бога в Бога текущие — слова вмещающие целое. В этом смысле поэзия говорит только неподъёмными словами. Неподъёмными, но поднимающими». Приведённые выше слова — фрагменты дневников поэта и эссеиста Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун, беседа с которой предлагается вниманию читателей.
— К вам просто сами стихи приходят? Они очень интересные, с удовольствием читаю, но хотелось бы лучше понять. Могли бы объяснить, например, одно из последних — про вечность?
— Да, стихи приходят. Стихи — это, прежде всего, состояние. Оно записано в словах, но слова — это самое подходящее из неподходящего для выражения переживаемого. Другая реальность стучится в душу — это другой бытийный этаж, потому объяснять стихи неполезно. Ложное восприятие гарантировано. Кажимость понимания хуже непонимания. По своему опыту скажу: в стихах актуальнее «верю или не верю», а не «понимаю или не понимаю», и если верю, просто съедаю, а съеденное приносит позже плоды. Ничто так не питает сердце, как поэзия.
— Да, это удивительно.
— Всё наше умное — малая доля, слишком малая. Главное неуловимо, но уловлено стихами. Не всеми, конечно — настоящими.
У меня есть хорошее определение поэзии: поэзия — это не зарифмованное, а целое.
— А вы всегда писали или это пришло в какой-то момент?
— Всегда, с детства.
— Вы как-то связаны с церковью? У вас так много о Боге...
— Я люблю Христа — это главное. Он — моя Поэзия. Когда начала изучать богословие, перестала писать стихи. Не писала лет 15...
— Хмм, интересно как...
— И только влюбившись в Человека (человека с большой буквы), снова начала. Богословие — высшая поэзия. Но потом открылись другие горизонты...
— То есть, наука помешала принимать творческие потоки?
— Нет, не помешала, а оказалась выше. Но позже открылось то, что выше всего умного. И это потрясло.
— Что это?
— Поэтическое измерение, когда оно вполне раскрылось, я поняла, что это оно и есть — давно искомое. И я иначе, по-другому, даже богословие увидела.
— Ничего себе.
— Извне и изнутри — большая разница, поэзия смотрит на вещи изнутри.
— В ваших словах очень много загадок. Начинаешь размышлять...
— Потому, что я говорю немножко из другого мира.
— Да, это заметно. Здорово так!
— Это не совсем другой мир, скорее — другое измерение. Но настолько другое, что мир становится иным, и человек в нём — другой.
— Меняется восприятие всего? Вы видели чудеса?
— Это больше, чем восприятие. Объяснить можно вот как — не очень корректно, зато смысл станет понятен.
Если живого котенка разобрать на запчасти, он останется жив? Нет, только игрушку можно разобрать и собрать без вреда. Теперь представьте, что вы живой, отчасти разобранный кот, которого потом собрали и сделали целым. Восприятие кота каково: до и после? Разумеется, такой котёнок видит чудеса, ведь жизнь — это чудо, чудесам нет конца.
— Интересно, мне не так давно приходила именно такая ассоциация: что меня разобрали и собрали потом. Значит, котенок выжил, но стал уже новым существом, в новом качестве...
— Да, мы такие котята — все мы, только не все собраны пока. В этом смысл Бога — мы в Нём собираемся.
— Даа... Надо работать над собой, собираться поактивнее...
— Бесполезно работать. Оно само, а пока работаешь — просто готовишь возможности для...
— Да?
— Да, главное — само происходит.
— Что-то вроде «довериться течению»...
— Не совсем, довериться течению можно после оживления. Это само происходит только с работающим, с уже живым.
— Что вы имеете в виду под оживлением?
— Котенка.
— Ааа...
— Он ведь тоже не сам живым/целым становится — целым его делает Другой.
— Получается мы всё не сами?
— А родились сами, по своей воле? И хоронить нас будут другие. Самость — иллюзия, хотя и необходимая: без самости мы не отличим одно от другого.
— Некоторые считают, что душа выбирает воплощение. Вы не согласны?
— Не согласна. Смотрите, даже какие писать стихи поэт не выбирает — это талант, дар, каждый наделён тем или другим. Мы выбираем себя в рамках уже заданного. И можем принять или отвергнуть...
— То есть, есть некий заранее определенный путь, на который повлиять можно или нельзя?
— Конечно — семечко! Семечко выбирает? Человек отличается тем, что в нём много разных семян.
— Принять или отвергнуть, это очень точно мне думается. Тогда почему одним, допустим, дано здоровье, а другим нет? Почему есть неравенство?
— Это всё хотелки, об этом и говорить в нашем контексте нет смысла. Посюстороннее, проходящее... Неравенство есть потому, что есть жадность: одни хапают с избытком, в итоге другим не хватает самого элементарного. Это банально и понятно. Кто в этом живёт, тому стихи не помогут. Принять другого как бога — вот что надо.
— Я имею в виду разные души проходят разный путь. Программа изначально разная.
— Нет, вы же человек, и я человек — нет разной программы, у курицы — другая, да. Разница не в программе, а в личной воле и характере, в том КАК именно я реализую свою программу.
— Принять другого как бога — это потрясающий способ жить правильнее.
— Единственно возможный.
— Соглашусь.
— Но в другом надо различать бога, человека и зверя — в нас есть все эти программы, но разные люди выбирают разные доминанты.
— И что, например, делать, если он ведет себя как зверь? Все равно же надо фокусироваться на хорошем...
— О, как минимум не стать зверем в ответ. Это непростое дело.
— Да. А как вы относитесь к другим религиям?
— Уважаю как поиск, я тоже искала, пока нашла...
— Православие?
— Да. Но вернее сказать — Христа. Причём Христа я нашла дважды.
— Как?
— Первый раз, когда нашла Православие. Но это был интеллектуальный Христос. Второй раз Он нашёл меня Сам — за это уже спасибо Поэзии.
— Через поэзию?
— Мне надо было прийти в православие, чтобы найти Христа, и в поэзию, чтобы Он нашёл меня в православии.
— Красиво...
— Поэзия — это всё, что действительно не от мира сего в здешнем, включая православие и богословие, они ведь тоже здешние. В православии есть своя поэзия — богословие, и в богословии своя поэзия — Христос.
— Я тоже начала писать стихи, недавно. И поняла, что стихи раскрывают внутренний мир. Становишься как будто голым...
— Слово «искусство» не зря похоже на «искушение». Искусство по сути — всегда попытка (и способ) найти себя подлинного, чтобы видеть подлинное. Но важны маяки, чтобы не потеряться в океане. И довольно сложно выйти из своей голости, до конца это не удается никому, но все пытаются...
— Как?
— Надо идти в рост. Перерасти надо себя голого. Надо открыть свою глубину — это состояние, противоположное голости, потому что моя глубина глубже меня.
Поэт работает со словом, а слово работает с ним. Поэтические слова — целые слова, они раздвигают рамки сознания сразу во всех возможных направлениях...
— Получается, каждое слово формирует свою реальность. Вот вы, например, как-будто говорите на другом языке, хотя вроде бы на русском. Стихи заставляют задуматься. Например это, про вечность: последние 4 строки, о чем вы думали, когда писали? Что будет упавшим и почему простить не сможет? И как вы считаете, «не просить» это правильно?
Если выбрать внутри
точкой стояния вечность,
замереть и глядеть,
мир начнёт помаленьку дряхлеть,
осыпаться, как краска
на долго не крашенной двери.
Штукатурка осыпется с лиц,
обещаний, подарков, надежд.
Всё падёт, если станешь
и будешь глядеть, ничего не прося.
Вдруг упавшее вздрогнет
и взглядом тебя поразит.
О, тогда не гляди на него —
не сумеет простить.
— Чтобы понять это стихотворение, надо обладать таким же опытом. Однако оно в себе несёт этот опыт, т.е. его можно принять — сначала отчасти, потом чуть больше, ещё больше... Если просто расскажу, поймёте неверно — это неизбежно. Но если действительно интересно, можно впитать ткань стихотворения, как бы скушать его, и оно станет семечком, которое прорастет. Всё искусство таково, в этом плане очень силён Рильке — сплошные семена роста.
— Ну, а если в целом, об этом стихотворении... Мне видится два варианта. Один — это когда ты с позиции вечности и не прося ничего наблюдаешь. Другой — когда ты просишь и участвуешь в большей степени. Ни то, ни другое нельзя назвать плохим. В первом случае получается, что многое теряет значимость, во втором — динамика.
— Всё это о другом, стихи не про это — совсем.
— А про что?
— Отвечу, заходя издалека. Стихи вообще расширяют горизонты сознания. Представьте двухмерный мир, а в нём трёхмерный или даже шестимерный объект — его двухмерное описание соврёт ведь?
— Ну, да...
— Со стихами примерно то же самое. Нет смысла впихивать невпихуемое — сначала надо расширить границы восприятия.
— Тогда само впихнется?
— Ещё пример: свидание с великаном. Его пригласили в гости, но комната для свиданий размером с его мизинец — как ему прийти? Он и рад бы, но...
— Хороший пример.
— Стихи, настоящие если — это великаны. Стихи — это ЦЕЛЫЕ слова, а целое не вмещается в часть. Только целое вмещает другое целое...
— А границы расширяются сами?
— Если кушать целое, да. Есть ещё один пример. Хороший. Познание устроено таким образом, что надо прежде съесть целое яблоко, чтобы иметь возможность кушать его по кусочку.
Это всё мои афоризмы, и они работают — правда?
— Да, работают. С яблоком посложнее, но смысл ясен.
— Вот так и всё работает.
— Сразу в голове что-то происходит.
— Да, границы едут. На этих примерах вы можете физически ощутить, заметить как происходит расширение смыслов — сознание становится шире, приобретает объём. Поэзия занимается тем же, но более тонко. Каждое слово — целое, то есть, оно несёт в себе сразу все возможные смыслы, каждый из них, скорее всего, включен, и все их надо прочесть сразу, чтобы понять.
— Многозначность...
— В обыденной жизни всё не так, там вы привязаны к определенным смысловым направлениям и по ним движетесь. В поэзии надо идти сразу по всем дорогам.
— Непросто оторваться от обыденных дорог. Представить и открыться тому, что раньше не воспринималось.
— Дело вкуса. Кого-то, наоборот, привязать к ним непросто.
— Да, кстати...
— Вот это уже о предназначении: кому что дано, кого куда зовёт. Мы ведь служим друг другу своими талантами. Кому-то надо стать поэтом вполне, а кому-то другое надо, но он может читать поэтов и «снимать сливки» с того, за что те платят жизнью. Если полюбит поэзию. Любовь помогает усваивать чужое. И понимать, конечно.
— А что такое настоящая любовь по-вашему? Как она проявляется? К мужу допустим...
— Она бывает только у целостных личностей, встреча двух целых — это поэзия или любовь. Любовь и поэзия суть одно.
— Светлана, спасибо вам огромное за такую интересную беседу.
— И вам спасибо.
Беседу вела Екатерина Демина
3 ноября 2019
Комментарии
Света, Екатерина, спасибо за
Алла Немцова, 28/01/2020 - 21:50
Света, Екатерина, спасибо за возможность прикоснуться к тайнам поэтического бытия, очень интересный разговор получился.
Света, а вот подумалось, существует и кажимость НЕпонимания. Бывает, вдруг открываются смыслы там, где они были до поры сокрыты, и - Боже! - какая за этими смыслами является великая красота. Тоже ведь мистический процесс, аналогичный поэтическому вдохновению.
Стихи как целое, слово как целое - целое в целом, очень понравилась эта мысль, это ведь ключ к пониманию поэзии.
Ответы порождают вопросы.) Что (или кто) служит маяками?
Поразили эти слова.
Спасибо большое! Очень надеюсь на продолжение вашей беседы.
И что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает
Светлана Коппел-Ковтун, 28/01/2020 - 22:28
Возможно. Мне понравилось выражение одного историка - «рабство нарратива». Человек бывает слеп к одному контексту потому, что всецело погружён в другой контекст. С головой погружен, избыточно - т.е. он несвободен, а потому глух и слеп к иному. Понимание требует свободы.
Наверное у каждого они свои. Что до поэзии, то маяками являются носители дара - они приобщают к поэзии. Тот, кто вкусил, знает вкус. Правда, что есть поэзия? Тут тоже мнений множество, я говорю о своём опыте, о своём видении и понимании. Но, правду говоря, я думаю, что всё множество, если договориться о терминах, будет всё-таки про одно и то же. И в этом своеобразный критерий подлинности опыта.
Поэзия - одна на всех, хотя и и в разных вариантах явлена. Стихи и поэзия - не одно и то же.
И ещё важно, что поэт и человек, носящий его в себе, чаще не сопадают. Хотя есть такие чудаки, в которых совпадает - для меня они-то и есть настоящие. Цветаева такой была, например. Потому множество приписываемых ей низостей - всего лишь ошибки непонимания её поэтической сути, её человеческой сути. У поэтов ведь и болезни другие, и травмы, и грехи. Всё иначе следует понимать, чем обычно понимается. И это бесит примитивных людей. Маяком ведь служит поэзия человека, а не его заблуждения. И мы друг на друга так и должны глядеть - на лучшее в другом, а не на худшее. Достоинства должны высматривать, а не низости. Каждый ищет то, что ему интереснее, и видит то, что хочет видеть. Как заметил один философ,«человеческий мозг ведёт себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может думать практически обо всём. И что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает». То есть, мы можем убедить себя в чём угодно, если хочется, потому важно, чего именно хочется. Важно КАК мы смотрим на другого, каким ярлыком хотим наградить его. Это о ценности нашего видения и понимания - человеческого. Видим то, что хотим!
Отсюда маяки - это нечто более надежное, чем мнения людей.
В общем, тема широкая и глубокая - не трафаретная, а сегодня всем хочется именно трафаретности, примитива, чтобы не объёмно мыслить, а плоско. Тут поэзия - помеха, она всегда и всем помеха именно потому, что зовёт стать целым, объёмным - как шар.
Спасибо, Алла, за отзыв
Спасибо за ответ, Света, да,
Алла Немцова, 29/01/2020 - 19:37
Спасибо за ответ, Света, да, я спрашивала о маяках применительно к поэзии.
что то есть общее?
Надежда, 21/01/2020 - 11:31
Говорят, что естественный дар для написания стихов поэтами есть вдохновение.
Я о себе так сказать не могу. У меня чаще всего это — как
«способ обработки информации» в СВОЁМ «ФОРМАТЕ»,
для выражения собственного к данному вопросу отношения,
и извлечение из каналов памяти отношения к нему Слова Божия.
Стихи — это моё описание своего состояния души на момент написания,
как фото для сохранения лиц и событий.
Для меня важно не многословность или эмоция, а то, что услышала «от Духа».
Поэтому себя поэтом не считаю.
Сколько и приходилось слышать о живых поэтах, -
они горели желанием со всеми поделиться своими стихами. Я — нет!
Помещая здесь или в другом месте — я слушаю советы
тех, кто умеет делать такие выводы.. Поскольку все мы взаимосвязаны.
А я постою маленько на осознании того или другого вопроса
и иду далее, оставляя всё как пройденный этап.
Как все люди забывают, к примеру, о съеденной пище через какое-то время.
Кстати, вопрос - не для ответа. Я просто могу не понять его. :-)
Но верю, что по мере возрастания и мне что-то откроется...
Информация... Не думаю
Светлана Коппел-Ковтун, 21/01/2020 - 13:40
Информация... Не думаю, что поэзия - про информацию. Обработка информации - это нечто из другой системы координат. Мне кажется, важно другое: быть открытым навстречу неизвестному, не трусить и не врать себе в угоду, не предавать большое ради корытсного интереса, из самости и пр.
Важно и то, что поэзия приходит ко мне, а не я к ней, хотя и я к ней, конечно, иду.
Больше всего не люблю втягивание мирской грязи в поэтическое пространство. Снять обувь забывают сегодня. Лезут на голову ближнему в грязных уличных башмаках - лишь бы оказаться выше, над ним. Всё это противно измерению, где человек может повстречаться с поэзией. Желание опустить другого, а не поднять - это приговор себе поэтическому.
Надеюсь, Надежда, я хоть отчасти ответила.
Спасибо Вам за отзыв!