11 ноября 2014 года исполняется 193 года со дня рождения великого писателя Федора Михайловича Достоевского.
Отношение к творчеству и личности Достоевского еще при его жизни не было однозначным. Кто-то, признавая творческий талант писателя, всё же подчас спешил подметить и некоторую ярко звучащую нотку безумия в его харатере. Другие же люди, напротив, в восторге от всего творчества Федора Михайловича, и саму его личность склонны описывать в возвышенном стиле. Есть и такие, для кого творчество писателя кажется слишком уж тяжелым для восприятия, в некоторой степени даже нагоняющим уныние...
Что и говорить: сколько людей — столько и мнений. Ведь есть же люди, которые благодаря творчеству Достоевского пришли к осознанию необходимости более тесного приобщения к православной вере. Приходилось сталкиваться и с теми, кто, прочитав что-то совсем немногое из произведений писателя, уже под другим углом смотрел на весь окружающий мир. Но, к сожалению, сейчас с каждым днем все меньше книголюбов: большинство людей считает, что достаточно просмотреть фильм, снятый по книге. В экранной же версии всё может трансформироваться так, что от самих-то мыслей автора мало что останется. Вспомните попытки современных продюсеров, режиссеров, сценаристов и актеров переосмыслить классику, «подогнать» ее к современности... Таким образом, порой какие-то моменты из произведения вовсе убираются, добавляются совершенно новые, на которые у автора и намека нет. В итоге мы часто смотрим боевики, триллеры и мелодрамы, за основу которых взяты классические произведения. И чего мы хотим после этого от подрастающего поколения? Не секрет ведь, что многие современные молодые люди не читают вообще, не стремятся понять произведения великих русских писателей, но зато они с удовольствием пойдут в кинотеатр — на фильм, снятый «по мотивам» какой-либо классики. Только вот останется ли в содержании того фильма хотя бы обрывок мысли, которую вкладывал в свое произведение автор?
Вспоминается, как совсем недавно по одному из телеканалов шел сериал «Бесы», снятый по одноименному произведению Ф.М. Достоевского. Нужно признать: действительно, фильм получился красивый и интересный, однако многим моим знакомым, людям старшего поколения, показалось, что фильм очень уж «додуман», что режиссер не оставляет зрителю возможности для размышления. Действительно, стоит ли говорить о том, что творчество Достоевского ценно именно тем, что заставляет поразмыслить, задуматься. Слишком уж привыкли мы к упрощению! Причем в этой «простоте» нашей мы не стремимся к вычленению каких-то главных вопросов и игнорированию второстепенных. Нет, мы стремимся вообще избежать вопросов, которые могли бы затронуть самые тонкие струны нашей души. И Достоевский нам непонятен, даже где-то неприятен, — именно потому, что показывает всю ту черноту, которая порой поселяется в нашем сердце. Он через поступки своих героев пытается донести до нас не только пагубность приверженности ко греху, но и затрагивает тему притворства и стилизации. Как часто в его произведениях можно встретить осуждение показной, неискренней любви, причем не только плотской, но, в большей степени, и чувственной. Своеобразно говорит Достоевский и о дожившей до наших дней «наружной православности» людей. Поясню, о чем идет речь. При ближайшем рассмотрении характеров встречающихся в произведениях Федора Михайловича персонажей мы непременно увидим, как часто они только внешне богобоязненны и человеколюбивы. Они испытывают чувство вины от содеянного — но тут же продолжают грешить, причем со временем всё более укореняясь во зле. Молятся — и тут же убивают, совершают крестное знамение — и «уничтожают» морально своих близких.
Если бы мы не просто «пролистывали» заменитых «Братьев Карамазовых», «Игрока», «Бесов» и «Идиота», а вдумчиво рассматривали поступки героев, то, возможно, время от времени узнавали бы в них себя. А заглянув в свою душу, возможно, ужаснулись бы, насколько мы близки бываем порой к той грани, к которой приближались Раскольников и Рогожин. Впрочем, сейчас в современном обществе принято культивировать некоторые пороки. Гордость теперь оправдывается исключительностью каждого человека! Сластолюбие вообще современным обществом не расценивается как грех! Ведь ни для кого не секрет, что сегодня многие молодые люди не видят ничего страшного и в том, чтобы добиваться своей цели любыми путями, пусть даже «шагая по трупам»... Для них становятся идеалом те, кто решился на этот, как им кажется, ответственный и заслуживающий уважения шаг. При этом некоторые стараются изо всех сил раздвинуть (а если говорить прямо — «стереть») рамки нравственности, рамки дозволенного, не видя здесь нарушения закона — ни гражданского, ни нравственного. Мы сегодня привыкли к греху настолько, что любое его осуждение — Церковью ли, со страниц ли классики — расцениваем как «нарушение личного пространства», которое ныне пестуется и охраняется со всех сторон. Конечно, с этой точки зрения мы теперь можем говорить о возможной причине неприятия или непонимания творчества Достоевского. Но как же нам жить, допуская спокойное сосущестование в своей душе греха — и осуждающего его голоса? Куда проще автора взывающих к нашей совести произведений причислить к «неудобочитаемым» и «трудным для восприятия»!
У нас не складываются отношения не только с Достоевским, но со многими из великих писателей. Наверное, потому, что они говорят нам: «Слушайте, добудьте Бога трудом; вся суть в этом, или исчезнете, как подлая плесень; трудом добудьте...» («Бесы»).