Вы здесь

ВЕЛИЧАЙШАЯ РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ

О новой книге митрополита Тихона (Шевкунова)

 

Книга называется «Гибель Империи. Российский урок». Она рассказывает о том, как неожиданно и бесславно погибла великая русская держава, находившаяся в зените своей славы и могущества. Как это могло произойти? Кто в этом виноват? Какие тайные пружины сработали? Можно ли было избежать этой страшной катастрофы? На эти и на многие другие вопросы книга дает ясные и аргументированные ответы.

Автор использовал очень большое количество литературы и источников, а также архивные материалы. Как бы не утонуть в этом море и благополучно добраться до берега - вот что испытывал, наверно, трудолюбивый исследователь во время работы над книгой. К счастью, у него было немало помощников, которые кидали ему «спасательные круги» и не давали пойти ко дну.

 Отличительная особенность книги в том, что она построена на цитатах. Одна цитата, вторая, третья, десятая - им нет конца. Можно ли было пойти по другому пути? Праздный вопрос. И все же, мне кажется, автор избрал верную дорогу. Он дал слово современникам тех событий, о которых идет речь. А кто может лучше, точнее, а главное, достовернее сказать об этом?

Львиная доля использованных цитат нам известна, и лишь малая из них является откровением. Внимательно отобранные и тщательно систематизированные - все вместе они производят сильное впечатление.

Боль, очень сильная боль за любимое Отечество - вот мое душевное состояние во время чтения «Гибели Империи». Да и как мог я оставаться холодным и равнодушным, если матушка Россия, в которой я родился и вырос, которая вскормила и воспитала меня, научила любить ее, одарила меня православной верой и дала мне возможность подходить к Чаше с Безсмертными Дарами, если эта чудная, единственная на свете страна вдруг превратилась в нечто иное, стала посмешищем разгулявшихся бесов?! Печаль сжимает мое сердце, и никак не уйти от мысли, что все могло сложиться иначе.

А погибла Россия потому, что ослабели ее духовные скрепы, испарилась православная вера, бесовское ослепление поразило верхи, а за ними и низы. Дочитав книгу до конца, я подумал: почему первые лица государства, министры, генералы, великие князья, профессора, адвокаты, то есть передовое, образованное общество, почему все они так быстро поверили клевете, изменили присяге Государю, сделались предателями. На мой взгляд, они забыли про церковь, про Божии заповеди, перестали их выполнять, ни разу не вспомнили о покаянии, о Страшном суде, покатились по наклонной плоскости и оказались в сатанинском болоте. Они стали игрушками в руках бесов.

Все решает вера и только вера. Жива вера - жив народ, иссякла вера - получай беду. Нет силы сильнее веры, говорит Гоголь в своей замечательной повести «Тарас Бульба». Не было и не будет ничего важнее этих слов. О них должен помнить каждый русский человек. И сохранять свою спасительную православную веру. И тогда ни один враг - ни внешний, ни внутренний - нам не страшен.

Русская Православная Церковь могла и должна была спасти государство, но она оказалась не на высоте. Если быть точнее, то в 17-ом году она потерпела сокрушительное поражение. Архиереи вели себя так, как будто судьба Отечества была им совершенно безразлична. Цитирую: «За пять дней до переворота, 26 февраля, в разгар беспорядков в Петрограде товарищ (заместитель) обер-прокурора Святейшего Синода князь Николай Давидович Жевахов попросил председательствующего в Синоде митрополита Киевского Владимира (будущего мученика, убитого через год у стен Киево-Печерской  лавры) обратиться к народу с воззванием, решительно осуждающим революционеров, несущих погибель Церкви и Отечеству, - «вразумляющее, грозное предупреждение  Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Митрополит Владимир отказался. На следующий день, 27 февраля, к Синоду обратился уже сам обер-прокурор Николай Петрович Раев. И снова отказ!.. А ведь в дни революции 1905 года воззвание Святейшего Синода возымело умиротворяющее действие на восставших!» (стр. 273-274).

Вот как приветствовал новую революционную власть Новгородский архиепископ Арсений (Стадницкий): «Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!..» (стр. 268).

Такое ощущение, что эти слова сказал не архиерей, не духовное лицо, а какой-нибудь сектант и анархист. (Правда, владыка позднее  пересмотрел свои взгляды).

Церковное Предание сохранило такое высказывание митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова), обращенное к Патриарху Тихону, когда тот стоял перед выбором - какой ответ дать большевикам: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны - на тюрьмы...» (стр. 335).

В этих словах есть все: и признание собственной вины перед паствой, и покаянный вздох, и искреннее смирение.

В 1991-ом году РПЦ снова оказалась не на высоте. Она не призвала народ к всеобщему покаянию, не повела за собой лучшие патриотические силы, пошла на поводу у трагических событий. Страна упала в глубокую греховную пропасть. Горбачев поехал в Ватикан за инструкциями - как побыстрее развалить страну. Ельцин вступил в масонскую ложу и очень этим гордился. Инструкции он получил тоже в Ватикане. Нам навязали дикий капитализм, да еще и гнилую демократию - хуже этого ничего нельзя придумать.

И наконец сегодняшние события. То, что происходит на Украине, это большая победа Ватикана и большое поражение нашей Церкви, в том числе ее украинской ветви. Малороссия оказалась во власти бесов, как и Россия в 17-ом году - история повторяется. Сатанинская киевская власть пляшет на трупах своих соотечественников.

Возвращаюсь к книге. Революция могла захлебнуться, если бы в игру не вступили два «маленьких человека». Первый из них - унтер-офицер учебной команды Волынского полка Тимофей Кирпичников (по кличке  «Мордобой»). Человек из низов, он первый нарушил военную присягу и убил своего командира, штабс-капитана Лашкевича. Шлюзы предательства были открыты - солдаты стали переходить на сторону восставших.

Второго «маленького человека» звали Александр Александрович Бубликов. «Сорока двух лет, депутат  Государственной думы от Перми, масон, инженер-железнодорожник». Получив мандат Временного думского комитета на комиссариатство по железным дорогам, он арестовывает министра путей сообщения, садится в его кресло и отдает важнейшие распоряжения. Именно он не допускает императорский поезд в Царское село. Именно из-за его приказов (он перекрыл железнодорожное сообщение) верные присяге войска так и не прибыли в Петроград.

Почему эти «маленькие человечки» оказались предателями? Потому что они жили без Бога. Маленькие «винтики», а сколько зла сотворили. Если бы они сидели в своих норках и не высовывали носа на улицу, то события пошли бы совсем по другому руслу.

Митрополит Тихон был бы не митрополитом Тихоном, если бы не вставил в свою книгу несколько соблазнительных мест, как, впрочем, и в другие свои книги. Он пишет: «Одной из самых пререкаемых фигур в царском окружении был Григорий Ефимович Распутин. Есть такие загадочные личности в истории, что узнать о них всю правду мы сможем, пожалуй, только на Страшном Суде Божием, когда откроется все» (стр. 323). (Советую владыке заглянуть в словарь  Ушакова и уточнить значение слова пререкаемый).

Чтобы узнать, кто такой Григорий Распутин, совсем необязательно дожидаться Страшного суда. И сегодня эта фигура не представляет никакого секрета. Григорий Распутин - это сектант и гипнотизер, авантюрист и проходимец, человек крайне порочного поведения. Об этом свидетельствуют многие его современники, назову только некоторых из них:

А.В. Герасимов,  руководитель политической полиции в России в период с 1906 по 1908 год;

вдовствующая Императрица Мария Феодоровна;

товарищ министра внутренних дел В. Ф. Джунковский;

С. П. Белецкий, директор департамента полиции, затем товарищ министра внутренних дел А. Н. Хвостова;

Великая княгиня Елизавета Феодоровна;

обер-прокурор А. Д. Самарин;

святой праведный о. Иоанн Кронштадтский;

Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе в 2004-ом году ясно и определенно высказала свое мнение о Григории Распутине, сказав, что о канонизации человека порочной жизни не может быть и речи (см. подробную статью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

Несмотря на это, немало людей по-прежнему  активно восхваляют проходимца и мошенника, говоря, что это святой человек. Это целая кампания разрушительного характера, за которой просматривается грамотная режиссура.

Например, Сергей Фомин написал (правда, не он один, а коллектив авторов) несколько внушительных томов, в которых всячески обеляет Григория Ефимовича. Почему именно несколько внушительных томов? Причина проста: чтобы «задавить» читателя величиной сказанного. Но если бы он написал не шесть томов, а двадцать шесть, то и тогда ему не удалось бы спрятать правду.

 Владыка Тихон отсылает читателя к научной биографии Григория Распутина, написанной писателем Алексеем Варламовым. И делает это совершенно напрасно. Алексей Варламов человек невоцерковленный, он смотрит на своего героя светскими очами, а светскими очами разглядеть нутро Распутина невозможно. Эпиграфом к биографии Алексей Варламов поставил слова митрополита Тихона (в то время (2007-й год) архимандрита) о том, что якобы узнать правду о Григории Распутине, вероятно, никому не удастся. Добавлю, что Алексей Варламов написал свою книгу, скорей всего, по заказу.

Если бы Распутин не появился в Петербурге и если бы легкомысленные сестры-черногорки Анастасия и Милица с помощью Анны Вырубовой не ввели его в Царскую семью, то с Русской Империей, вероятно, ничего бы не случилось, и ей были бы не страшны никакие враги, ни внутренние, ни внешние.

Митрополит Тихон называет Сталина диктатором (стр. 144). Чтобы читатель поверил, что это действительно так, автор ссылается на заголовок в американской газете The Kansas City Times (6 марта 1953 г.), где слово «диктатор» набрано крупным шрифтом (фотография с этим заголовком помещена на стр. 146). Если для митрополита Тихона мнение вражеской газеты имеет важное значение, то для нас абсолютно никакого. Для сведения владыки: диктатором Сталин никогда не был. Он был отцом нации, и народ любил его. Главной заботой Сталина было благосостояние народа, вождь делал все возможное, чтобы его подданные с каждым годом жили лучше и лучше. В этом отношении его можно сравнить только с Государем Императором Николаем II. 9 марта 1953 года, узнав о смерти Сталина, народ заполнил улицы, набережные и площади и горько рыдал. Рыдал потому, что это было национальное горе и  невосполнимая утрата. Где, когда, в какой стране, на каком континенте такое возможно? Такого больше нигде не было и никогда не будет.

В книге есть два «небольших лирических отступления». Однако никакой лирики в них нет, есть только голая политика. Встать на одну доску с известным классиком русской литературы автору как-то не удалось.

 Книга «Гибель Империи» вышла очень вовремя. Мы переживаем ныне весьма злогорькие годы: на нас ополчились все силы тьмы, вся сатанинская рать; внешние враги точат на нас зубы, но еще опаснее внутренние враги, так называемая пятая колонна, то есть масоны. Они загубили Крымскую войну; они загубили Русско-японскую войну; они загубили Первую мировую войну; они сокрушили величайший в мире бастион - Императорскую Россию; они делают все возможное, чтобы загубить нынешнюю Украинскую войну да и всю Россию.

Раньше масонов было много, а сейчас их в сто раз больше. Перефразируя Гоголя, можно сказать: масон на масоне сидит и масоном погоняет. В свое время Сталин разгромил все масонские ложи, за исключением одной, которая и погубила его. А сегодня кто их сокрушит? Сам Господь даст нам мужа такой веры, силы и разума, который, будем надеяться, выполнит эту задачу. Все чаще и чаще звучат голоса, что это первоочередное дело, без решения которого победа над силами тьмы невозможна.

Книга митрополита Тихона оказалась с двойным дном. Для кого она будет более полезной «шпаргалкой» - для патриотов России или же для ее врагов?

«Гибель Империи» - книга-компиляция, правда, компиляция добротная, если можно так выразиться.  Интересный, порой неожиданный иллюстративный ряд помогает читателю лучше уяснить содержание книги.

Призываю всех верных православных христиан усилить свои молитвы о спасении России. От нас с вами зависит судьба нашего любимого Отечества. Будем молиться и дома, и в храме, и везде. Бог не оставит нас, потому что Он милостив и многомилостив. С нами также Его Пречистая Матерь и все Небесные Силы!

 

                                           Николай Кокухин.