О книге Д. Щедровицкого «Введение в Ветхий Завет», издательство «Оклик»
Предлагаемая уважаемому читателю книга Д. Щедровицкого «Введение в Ветхий Завет» — наиболее полный и уникальный апологетический труд. В действительности, сложно себе представить лучшую и более грамотную апологию... Талмуда и Каббалы. Автор является заслуженным специалистом в знании этих постхристианских книг иудейской религии. Читая его книги, просто поражаешься поистине энциклопедическим знаниям в этой области.
Так, рассказывая о сохранении текста Библии неповрежденным, автор приводит замечательное место: «Сын мой, будь крайне осторожен при переписывании Слова Божьего, ибо, не дописав один знак или внеся один лишний, ты можешь разрушить всю вселенную». Это пример талмудического представления о бытии мира, не имеющего аналогов ни в одной религии мира. Впрочем, конечно, это могло бы быть мелочью, которая закралась в размышления богослова-библеиста, долгие годы просидевшего за изучением книг. Но все не так просто, как кажется по прочтении первых страниц книги.
Из труда Дмитрия Владимировича мы узнаем, что «апокрифы необычайно интересны, а многие из них доносят до нас чистое и неповрежденное Божественное учение. Некогда они были изъяты и отброшены как несоответствующие определенным догматическим положениям, хотя до этого имели широкое распространение», книги Нового Завета сохранены числом, соответствующим числу букв еврейского алфавита, «которым придавалось мистическое значение», что лишь первые три дня Творения можно воспринимать как периоды времени, не ограниченные земными сутками, причем основывая это на спорном утверждении о плотном облачном слое, покрывавшем Землю и многое другое.
Очень занимательна параллель между астрономической теорией XIX века о периодически расширяющейся и сжимающейся Вселенной и талмудическим текстом о свитке. «И не зря уже в древние времена толкователи библейского текста уподобляли свиток Торы Вселенной. Развертывание свитка подобно расширению вселенной, а свертывание — ее сжатию. Только в XX веке физики пришли к выводу о том, что Вселенная расширяется и сжимается, а библейские экзегеты знали это тысячи лет назад». Занимательная смесь начальных знаний астрономии и глубоких познаний Талмуда.
Но все эти жалкие попытки реанимировать и обелить языческие верования иудеев периода рубежа эпох меркнут перед скоплением ересей, провозглашенных уважаемым автором. Конечно, «во главе угла» стоит ересь о тождестве Творца и твари. «Воззрение, бывшее в течение веков прерогативой мистиков, — это теория эманации, т.е. постепенного „исхождения“, „излучения“ Вселенной из самого существа Божьего. По мере отдаления от сущности Божества, для нас непостижимой, бытие как бы густеет, пока не обретает материальную форму».
Перед этим меркнет и идея о том, что замысел Творца — «выровнять» Адама и этим уподобить его Себе, и сотрудничество ангелов в создании мира и человека, и «традиционное иудейское летоисчисление», приводимое без альтернативного христианского.
Однако величайшим «перлом» данного труда является отношение к содомии как не запрещенному в Библии действу. Злостно перевирая текст Писания и вольно переводя его, автор логически доходит до следующего безумия: «Таким образом, Писание не содержит каких-либо общих запретительных или разрешительных установлений относительно гомосексуальных отношений — всякие предписания на сей счет восходят к каким-то иным, обычно конфессиональным или социокультурным, но не библейским представлениям». Дальше, кажется, уже некуда!
При этом автор представлен читателю как завкафедрой библеистики Иоанно-Богословского университета! Неужели и правда возможно, что иудей по религиозным воззрениям преподает или (надеюсь) преподавал в православном высшем учебном заведении?
О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!». Эти слова настоящего богослова (в отличие от Дмитрия Владимировича) о. Андрея Кураева я могу применить к сомнительному творчеству иудействующего библеиста.
30 декабря 2008 года