Вы здесь

Каждому - свое

                                                                (об одноименной книге Д. Хорина)         

   Богата талантами Архангельская земля. Она подарила нашей стране таких знаменитых писателей и поэтов, как Михаил Ломоносов и Борис Шергин, как Федор Абрамов и Николай Рубцов. Теперь в сонме имен северных авторов появилось еще одно – Дмитрий Хорин. Человек, написавший книгу, которую. Вы сейчас держите в руках. Называется она – «Каждому – свое». И не случайно. Но об этом – потом.

  Уникальность литературного творчества Д. Хорина в том, что он – единственный православный писатель на Архангельской земле. И в том, что церковную жизнь  он знает не понаслышке, а на собственном многолетнем опыте служения в Никольском храме города Архангельска в качестве пономаря и алтарника. Поэтому кое-с-кем из героев своих рассказов он знаком лично. Так что его рассказы из современной церковной жизни – не выдумка. А чистейшая правда.

  Долгий опыт работы в храме не только дал Д. Хорину ряд сюжетов для его историй и сформировал его мировоззрение, но и отразился на языке, котором написаны его произведения. Это – литературный русский язык, без тех пагубных искажений, которые присущи современному новоязу. Таким языком написаны произведения Бориса Шергина, в ежедневный круг чтения которого входили Богослужебные книги. При этом Д. Хорину блестяще удается стилизация под древнерусскую речь, а также под живую и образную «говорю» жителей северных деревень. Каждый его персонаж разговаривает по-своему. Поэтому запоминается не только поступками, но и речью своей.

    Произведения Дмитрия Хорина, вошедшие в сборник, относятся к различным литературным жанрам. Прежде всего - это краеведческие рассказы, посвященные малоизвестным страницам истории Севера. Точнее, истории Православия в Северном крае. Так, в основе сюжета его рассказа «Год смирения» - бунт учащихся Архангельской духовной семинарии, увлекшихся революционными идеями, будоражившими умы молодежи начала ХХ столетия. И история Алексея Знаменского, которого руководитель тамошнего революционного кружка Константин Извергов обманом и угрозами заставил примкнуть к их рядам. А потом, разумеется, предал. Что ж, это логично. Ведь, по печальному признанию знаменитого французского политического деятеля Дантона – революция пожирает своих детей. Разве не так?

     Другой рассказ на краеведческую тематику - «Епископ-Коньяк» посвящен истории католической «миссии на Северном полюсе», образованной в середине Х1Х столетия, и судьбе ее главы, епископа Этьена Джунковского. Деятельность этой миссии, а также монсеньера Джунковского, вошедшего в историю под прозвищем «епископ-Коньяк»»-. вполне достойна стать сюжетом для детективного романа. И прав был М. Ломоносов, писавший, что «стужа Севера ничтожит вред сама» - попытка окатоличить северян провалилась с треском. Почему? Об этом Д. Хорин предлагает поразмыслить читателям.

 Ряд рассказов, помещенных в сборнике «Каждому – свое», относится к тому же жанру, что знаменитые «Приходинки» вологодского священника Николая Толстикова. Это истории о людях, работающих и служащих в православных храмах. Однако это не просто забавные «приходские анекдоты» в духе знаменитой книги Михаила Ардова. На примере их героев можно убедиться, насколько серьезным делом являются работа или служение в церкви. В самом деле, священники из рассказов Д. Хорина – это настоящие пастыри, избравшие нелегкий путь священства ради служения Богу и людям. Характерным примером является рассказ «Деревенский богослов», герой которого, Василий, получив духовное образование, долгое время не решается принять священнический сан, чувствуя себюя недостойным. И делает это лишь после того, как, строя храм в северной деревне, воочию видит, в какой непроходимой бездне невежества и суеверий погряз тамошний народ. Он становится священником ради того, чтобы служить этим людям, учить их заповедям Божиим, спасать их души. В понимании Д. Хорина, священство - это жертвенное служение Богу и ближним. Впрочем, как и жизнь любого истинного православного христианина.

  Знаменательно, что Д. Хорин не скрывает того, что воцерковленный, мало того – несущий послушание в храме человек отнюдь не свободен от искушений. Например, от гордыни. Так, в его рассказе «Преемник» милая старушка Федоровна, которой настоятель храма дал послушание алтарницы, возгордившись этим, начинает помыкать им самим. Но Бог поругаем не бывает. И, если человек оказывается недостоин Его даров, Он отнимает их, чтобы привести грещника к покаянию. Именно так и происходит в рассказе – Господь посылает в храм другого, смиренного и глубоко верующего человека, который заменяет в алтаре зазнавшуюся «Феодоровну». А она успевает осознать свой грех и покаяться. Каждому – свое.

  Однако в сборнике Д, Хорина есть не только рассказы, но и сказки. В свое время в этом жанре творили Борис Шергин, Степан Писахов, Александр Тутов. Впрочем, сказки Д. Хорина – скорее не сказки, а притчи. Так, герой сказки «Про бессмертие» желает обессмертить себя в народной памяти. И следует известной восточной мудрости – если хочешь оставить о себе память - построй дом, воспитай детей, посади дерево. Однако его труды по увековечению собственной памяти оказываются бесплодными. Почему? Ответ прост – им движет гордыня. И народ будет помнить его совсем по другой причине – после того, как он, пожертвовав жизнью, спас тонущего ребенка. Явмв делом ту величайшую любовь, о которой говорил Спаситель.

  А вот другая сказка - «Благодарность». На самом деле, это история о черной неблагодарности. Деревенский нищий-«дурачок», рискуя жизнью, спасает сынишку купца, от которого ему доставались лишь оскорбления и побои. Поначалу купец горит желанием отблагодарить нищего. Однако гордыня и жадность берут свое, и герой остается без награды. Несправедливо? Но ведь так чаще всего и происходит в жизни. В этой, земной. Но не в «жизни будущего века», где за каждое дело, доброе или злое – каждый человек получит свое. Такова мораль сказки. Однако, возможно, на самом деле она еще глубже. Ведь все мы живем милостью Божией. Но, получая от Него очередной дар или помощь, отнюдь не всегда благодарим Его за это. Разве не так?

  К северным преданиям можно отнести и рассказ «Крестовые братья»,  напоминающий поморские были и сказания Бориса Шергина. В основе его сюжета – старинный русский обычай побратимства, сопровождавшийся обменом нательными крестами. Вот только герой рассказа – купец – становится «крестовым братом» разбойника не по доброй воле – тот просто грабит его до нитки, снимая со своей жертвы даже нательный крестик. А взамен, глумясь над обычаем побратимства, надевает свой. Вот только набожный купец видит в этом знак воли Божией. И впоследствии, на очной ставке с разбойником, отказывается опознать своего обидчика. Ведь на этом человеке – его Крест. Они – крестовые братья. Разумеется, ему не удается спасти разбойника. Но он оказывается единственным, кто поступил с этим злодеем по-евангельски, воздав за зло – добром. Во многих рассказах Д. Хорина герои меняются к лучшему после, вроде бы, случайных событий, заставляющих их задуматься о Боге и о собственной жизни. Именно так происходит с купеческим слугой после встречи со старцем Феодором Томским – он кается в своих грехах и уходит в монастырь. Прав был Святитель Филарет Московский – «не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана». Человек ходит, а Бог его водит.

  Еще одна из тем, к которой обращается в свое книге Д. Хорин – это преемственность духовных традиций. Так, в рассказе «Тайна старого сундука» маленькие Лиза и Сережа, приехавшие на лето погостить в деревню к бабушке, перебирая с нею содержимое заветного сундука, знакомятся и историей своей семьи и традициями Святой Руси. Кто знает, не поможет им это впоследствии пережить страшные беды и искушения, которые ждут их впереди? Ведь действие рассказа происходить в разгар репрессий, накануне Великой Отечественной войны. И Преподобный Сергий Радонежский поможет Сергею пройти жизненный путь достойно православного христианина.

  Этой же теме посвящена повесть «Тайна счастья», действие которой разворачивается в предреволюционном Петербурге. Для ее героя – студента, а затем офицера Артемия - встреча с Фотиной, девушкой из народа, сестрой милосердия становится судьбоносной, меняющей его жизнь, приводящей к Богу. Хотя жизненный выбор между его прежней подругой – Лизой, и Фотинией – дается Артемию не без труда. И все же он решается и поступает правильно. Знаменательно, что рафинированная интеллигентка Лиза увлекается магией и спиритизмом. В то время, как Фотиния, чье имя означает «светлая» - смиренная православная девушка, умеющая ждать и прощать. Подобно героине драмы Г. Ибсена «Петр Гюнт» - благочестивой Сольвейг, имя которой переводится, как «солнечный путь». Выбор между Лизой и Фотинией - это выбор между светом и тьмой, между грехом и жизнью во Христе. Впрочем, кто-то из читателей этой повести вспомнит древнерусскую историю преподобных Петра и Февронии Муромских, памятник которым стоит в Архангельске на берегу Северной Двины. Путем к святости для которых стала жертвенная любовь и верность друг другу. До самой до смерти.

  В заключение вернусь к тому, с чего я начала рассказ о книге Дмитрия Хорина. А именно – почему она называется «Каждому – свое». Ибо это не только потому, что таково заглавие одного из вошедших в нее рассказов. Через все произведения Д. Хорина, включенные в его книгу, красной нитью проходит тема выбора между гордыней и смирением, между жертвенностью и эгоизмом, между служением Богу и силам тьмы. И каждому из его героев предстоит пожать плоды своего выбора. Каждому – свое. Хочется верить, что эта книга поможет кому-то из ее читателей сделать правильный жизненный выбор. Ведь лучшие книги – те, которые делают нас лучше.

  Разве не так?

 Монахиня Евфимия (Пащенко), номинант Патриаршей литературной премии 2016 года.