Вы здесь

Круговая порука любви

Если бы я только увидел себя, я бы увидел Тебя.
Блаженный Августин

Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие.
А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман.
Свт. Иустин (Попович)

 

«Всяк человек ложь» (Пс. 115:2)

Всё начиналось с глубинного кризиса. В очередной раз начиналось, надо заметить, и кризис был — очередным. Человеческое сознание похоже на кочан капусты (может потому и «находят» новорождённых в капусте?). Те, кто пытается, говоря по-пастернаковски, «во всём дойти до самой сути», вынуждены добираться до неё, снимая листик за листиком, слой восприятия за слоем, пока не обнаружится … «кочерыжка» (тот же смысл, видимо, имеет и весьма замысловатый путь к игле Кощея). У каждого из нас своя «кочерыжка», и у каждого явления жизни — тоже.

Выходит, я — из охотников за «кочерыжками»? Смешное определение. Но тогда было не до смеха: я была в смятении, ибо дошла до «кочерыжки» феномена с именем человек. Разглядев её в упор, я поняла, что не могу верить в человека, в его добродетельность, и, следовательно, не могу доверять людям. «Всяк человек ложь, и я — тож» — таким был мой бытийный опыт и вывод. Любое добро человеческое — иллюзорно, ибо преследует вовсе не добрые цели и только маскируется под добродетель. 

Фрактальная форма кочана капусты сорта Романеско (Brassica oleracea)

Фрактальная форма кочана капусты
сорта Романеско (Brassica oleracea)

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс. 145) — именно так! Любой человек может предать в самом широком значении этого слова. У каждого есть своя «ахиллесова пята», для каждого найдётся ситуация, в которой человек, как избушка на курьих ножках, повернётся «задом» и продемонстрирует свои наихудшие качества. Я поняла, что улыбаться миру почти бесполезно: он ответит лишь оскалом личины. Улыбающийся лик явят немногие — те, кто превзошел границы обыденного и ветхого, омрачённого эгоизмом. А улыбающимися личинами я не интересуюсь и не люблю их, мягко говоря. Личина* — не лик, в ней нет подлинной глубины, в ней нет бытия. Общение с личиной — невозможно. А имитация отношений — скучна, как любая псевдость.

Бытует мнение, что человеку достаточно создать хорошие, правильные т.с., условия для жизни, и он будет хорошим — таков основной принцип гуманизма. Но это — неправда! Даже если поместить человека в идеальные условия, дать ему всё, что нужно для добродетельности, человек может не выбрать её, ибо выбор его определяется «сокровищем сердца». Опыт наглядно свидетельствует, что сокровища наших сердец, увы, не благоухают. Устремления наши, зачастую, далеки от описанных в Заповедях блаженств. Мы не спешим войти в свободу Христову, но предпочитаем влачить себя в рамках обыденного детерменизма. На вопрос «Быть или не быть?» мы отвечаем — «Иметь!». Даже, если речь идёт о религии и Боге.

Чтобы быть, надо родить в себе подлинную христоподобную личность, а чтобы иметь, достаточно личины. Потому такие «имущественные», языческие по сути, отношения куда более распространены (церковная среда — не исключение). Люди смотрят друг на друга как на средство достижения тех или иных целей, возможно, и благородных на первый взгляд, но совершенно не интересуются главным — личностью. А ведь христианство — это религия живых межличностных отношений, прежде всего!

Вернёмся к кризису. Переживая глубинное разочарование в человеке, я не знала, как жить дальше. Есть, пить, дышать — это где-то на периферии, важно ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО, КАК.

И разве можно, поняв всю мерзость человека, всю ничтожность и неосновательность его, жить как прежде? Воистину, «стружка, свернувшаяся вокруг своей пустоты» (свт. Феофан Затворник). И сколько пафоса при этом! Сколько чванства! Сколько лицемерия! Даже внутри церковной ограды! Как с этим жить?!

Всё, что ни дай человеку, он непременно испортит, использует во зло. Мы и Церковь пытаемся превратить в «вавилонскую башню», действуя во имя своё (благо, что оплот её нерушимости — Бог, а не человек). «Вавилонское столпотворение», точнее,  — действие Бога по отношению к строителям, было способом дробления зла, которое в нас. Да, множество вавилонских башенок безопаснее, чем одна большáя — общая, объединяющая во зле, и потому запрещённая. По сути, недопустимо выстраивание любых глобальных, строго подконтрольных людям систем, регламентирующих общественную жизнь. Всё глобальное и подконтрольное человеку обречено обратиться против человека как бытийного феномена, как творения Божьего. И любые идеологии во имя спасения человека неизбежно оборачиваются против человека и человеческого в подлинном смысле. Потому для христианства губителен путь превращения его в идеологию. В конце этого пути Достоевским предсказан Великий Инквизитор.

Так разглядывала я описанный выше «зад» феномена по имени «человек», всматривалась в его «кочерыжку» — суть — и ужасалась. Она действительно походила на иглу Кощея или «жало» недочеловека. Быть может, слова «сердце» и «сердиться» не зря однокоренные, и главное свойство нашего сердца вовсе не любовь? «Человеческое добро — мерзость есть пред Господом» (игуменья Арсения (Себрякова).

Это мешало любить человека, любить ближнего, а без любви, как говорил Господь, всё лишается смысла и подлинного содержания. Как быть? Как жить? Я даже звонила знакомым, пытаясь обрисовать происшедшее со мной, чтобы сообща найти выход из кризиса. Понять меня было сложно, но искреннее желание других помочь и разделить мою беду, их сердечная отзывчивость включила нас в единый молитвенный круг и привела к тому, что решение пришло как откровение. Решение простое, много раз слышанное, но оно потрясло до самых глубин, ибо было пережито в личном опыте. Имя ему — Христос.

Христос в нас и «круговая порука добра»

Христос в нас! Я поняла, почему Он — мой Спаситель. Истины веры пришли в жизнь как непосредственный опыт. Любовь в людях давно уже воспринималась мною как чудо, но теперь чудо обрело имя — «Богоявление». Любовь — это личный подвиг явления человеком Христа. Иной любви в мире не бывает! И потому я пою хвалу каждому человеку, вместившему в себя хоть частичку подлинной любви, явившему миру (и мне) Лик Христов, хотя бы отчасти. Такие люди всегда открыты навстречу, всегда готовы пожать протянутую руку, их сердца отзывчивы и горячи, дела — бескорыстны, а речи — искренни. Вспоминаются слова С. Фуделя: «Весь смысл нашей жизни в том, чтобы теплом своего дыхания бороться с холодом мира» («Путь Отцов»).

Какое счастье встретиться лицом к лицу со Христом в человеке! Митрополит Антоний (Блум) говорил, что это необходимейшее условие для каждого из нас, чтобы уверовать. И Достоевский намекал: все перед всеми виноваты и все за всех в ответе («Братья Карамазовы»). Потому что теперь, после Боговоплощения и Вознесения, явление Христа в мире людей — дело воли и рук человеческих, т.к. Бог своё уже совершил. Цветаева называла это «круговой порукой добра» («круговой порукой крыл»). Интуицией поэта она чуяла этот верховный закон человеческого бытия, только понимала его по-своему.

Руки даны мне — протягивать каждому обе,
Не удержать ни одной... (1916)

Весьма показателен наказ, который Марина дает детям в открытом письме для детского журнала: «<...>если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же, на худой конец, — не видьте смешного в смешном!» («Детям»,1937—38).

Само словосочетание «круговая порука добра» Цветаева нашла в стихотворении неизвестной монахини Ново-Девичьего монастыря:

Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!

«Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря, — писала Марина, — дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле» («Искусство при свете совести», 1932).

Очень сильное влияние на мировоззрение Цветаевой оказал Макс Волошин, призывавший даже к бытовой неблагодарности, ради т. н. «круговой поруки добра»:

Не отдавайте давшему: отдайте
Иному,
Чтобы тот отдал другим, —

По его мысли, высказанной в стихотворении «Бунтовщик» (1923), лишь «даянье, брошенное в море, Взволнует души, ширясь, как волна…». Это о бескорыстии, о доброделании без ожидания ответной благодарности. Сомнительный, конечно, способ включения всех в круг добра, однако в нём ощущается жажда и предчувствие той самой круговой поруки любви, которую проповедует христианство, когда всё по-семейному общее: горести, радости, трудности.., имущество.

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32),

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39),

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:5),

«Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:40).

Быть человеком — это значит быть христианином, потому что без Христа человек — недочеловек (не равен сам себе), прячущий своё «жало» в «капустных листах» псевдостей, чтобы не являть миру «во всей красе» свою подлинную — подлую — суть. Личины, маски, ему необходимы как защитное средство от ужаса. Он прячет за «капустными листами» свою «наготу» — от себя и от окружающих — иначе как ему жить? Альтернативы нет: или во Христе, или в маскарадных костюмах, маскирующих мерзость запустения. Лик или личина?

Цветаева как подлинный поэт (то есть человек, одарённый пророческим даром предвидения и предчувствия) выбирает бытие и лик, иначе она не была бы поэтом. Она слышит «голос», но не отождествляет его со Христом, к сожалению. Она верит в добро человеческое, в круговую поруку добра и человечности, но приходит к полному краху надежд. «Чудо Богоявления» не происходит — оно иногда призрачно мерещится, но, как и положено иллюзии, всегда исчезает. Цветаева не совсем верно мыслит о добре в себе и в других, но она верно чувствует его возможность и всем сердцем к нему стремится, она «влюблена в любовь». Однако, как вспоминала дочь Цветаевой Аля, все очарования людьми у Марины неизменно заканчивались разочарованиями, это были романы с «неплодной смоковницей». Ожидания Марины не осуществлялись.

Тут мне вспоминаются евангельские строки: «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23), «вера же есть ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЖИДАЕМОГО и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) и «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Руки Христовы

Руки мои, как руки Христовы,
тянутся к людям.
Знаю, доныне Бог нами скован,
хлеб Его — скуден.

Горе в гортани, скомкано в горле,
тихо рыдает.
Из ниоткуда молча шагаю —
боль направляет.

Скорбь собирает меня в дорогу —
богам** навстречу.
Руки всегда простираю к Богу,
ежели встречу.

Руки Христовы, вас я ищу
и в приближении
не нахожу, не нахожу.
Лишь отражения

рук за спиной, камня в руке —
горя столикого.
Замкнутый круг мелких порук
страха безликого.

Руки Христовы, к вам припадаю
нежно, доверчиво.
Вас я целую и выставляю
так опрометчиво.

Я взяла для примера своё стихотворение, чтобы лучше объяснить желаемую мысль. В нём описаны вполне христианские переживания, в т.ч. желание встретить в ближнем Христа, и опрометчивость, бесхитростная обречённость, если можно так выразиться, этих поисков (трагизм жизни). «Чудо Богоявления» — большая редкость, иначе оно не было бы чудом. И все же, оно — возможно, потому что ожидаемо, и лирическая героиня, несмотря на кажущуюся безнадёжность поисков, выставляет «руки свои, как руки Христовы», навстречу неведомому ближнему: другу или врагу, любящему или ненавидящему, бескорыстному или, наоборот, желающему поработить, использовать во зло открытость и доверчивость героини. Но, в конечном итоге, это руки самого Христа, обращённые ко Христу и выставленные навстречу Христу в ближнем, чтобы ему было легче явиться в мир и чтобы себе было не так одиноко. Христос во мне (живущий во мне) так же нуждается во Христе в другом, как Христос в другом (живущий в другом) желает встретить Христа во мне. Мы нужны друг другу, мы слышим, как голос крови, голос Христа в себе и ближнем. «Овцы слушаются голоса его (Пастыря — С.К.), и он зовет своих овец по имени и выводит их <...>, потому что знают голос его» (Ин. 10:3—4). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Любовь наша друг ко другу — это Христос в нас. Чтобы слышать и видеть Христа в другом, надо найти Его сначала в себе. Именно поэтому любить Бога невозможно, не любя ближнего и ближнего невозможно полюбить, не обнаружив в себе самом Источник любви — Христа, не найдя себя христового, себя настоящего. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) — речь, конечно, о том, что «по вере» и потому «не грех» («всё, что не по вере — грех»), ибо беззаконие как раз вне Христа и совершается, даже если оно рядится в одежды добродетели. Но подлинное бытие возможно только во Христе и со Христом — не абстракцией, а Христом — реальной Личностью, которая обладает и одаривает реальной силой. Она, сила Христова, осуществляется в человеке при условии живой любви ко Христу: «кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё» (Ин. 14:23).

Здесь мне хочется вспомнить А. Хомякова, чьё определение Церкви стало отправным пунктом для этих размышлений. Лет 15 назад я прочла: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом» («Церковь одна»).

То есть, круговая порука любви (из «рук Христовых» одного человека в «руки Христовы» другого человека) — это и есть общение во Христе, жизнь во Христе и суть — Церковь. Глава её — Христос, потому что Его Руки — первые в этой цепи. Не приняв любовь из Рук Самого Христа, нельзя её передать другому, а приняв, надо обязательно — отдать. Люди, пребывающие в этой цепи, в этой круговой поруке любви, пребывают в единстве со Христом и друг со другом, потому что единый (не разделившийся) Христос живёт в их сердцах.

«Любовь не ищет своего» (1 Кор. 13:5) 

Говоря о любви, присущей людям по отношению друг ко другу, можно выделить несколько её уровней. Самый первый, нижайший, уровень — чисто потребительский (недолюбовь), когда мы видим в ближнем лишь средство для достижения своих целей, предмет удовлетворения своих желаний и нужд. Очевидно, что такое отношение к другому  ниже человеческого достоинства, несмотря на то, что именно такой взгляд на ближнего наиболее распространен  в наше время.

Второй уровень — любовь к себе в другом. Это естественное человеческое качество, которое, на мой взгляд, является нормой обычного человека. Мы любим в другом то, что нам близко, родственно, свойственно. Такова любовь ветхого человека — т. е. дружба и любовь большинства добропорядочных людей, живущих вне Христа.

Третий уровень любви, уже христианский, — это любовь ко Христу в себе и ближнем. Он возможен лишь после того, как человек нашёл в себе Христа, нашёл себя настоящего (себя во Христе), а ветхого человека совлёк с себя (начал совлекать), как неприличную одежду. На этом уровне рождается богоподобная личность — необходимое условие подлинного общения и с Богом, и с ближними. Это уже любовь, но любовь для себя. Это и есть настоящая любовь к себе, без которой невозможна и любовь к ближнему («возлюби ближнего, как самого себя»).

Любовь ко Христу в себе неизбежно приводит ко Христу в другом и научает любить другого, точнее — Христа в другом. Таким образом, следующий, четвертый,  уровень  обязательно сопряжен с предыдущим, ибо вытекает из него, является его результатом и естественным продолжением.  На этом уровне человек научается любить Христа в других для других (безотносительно к себе). Заметим, что разделение третьего и четвертого уровней — весьма условно, потому что они являются этапами единого процесса. 

Далее, как известно, приходит дарованная Богом способность любить всех во Христе — то есть, даже врагов. Но распространяться об этом я не буду по причине отсутствия опыта. Скажу лишь, что на последних двух уровнях рождается в душе любовь, которая «не ищет своего». Как говорит св. Максим Исповедник: «Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого».

Когда я выставляю вперёд свои «руки Христовы» в надежде встретить Христа в другом, я ищу Его для себя, ищу своего человеческого, без которого мне трудно стоять во Христе. Я ищу опоры в другом по немощи, как и другой ищет опоры во мне. Об этом, думаю, сказано: «Блажен, если найдёшь одного верного сотрудника в деле спасения: это великий и редкий в наше время дар Божий» (свт. Игнатий (Брянчанинов).  Но есть во мне и жажда Христа, жажда общения во Христе — т. е. любви и подлинного общения с ближним, а потому я протягиваю свои «руки Христовы» навстречу Христу в ближнем ради обнаружения Христа в нём, т.е. ради него самого.

И всё же, любить «руки Христовы» в человеке — это ещё пол-любви. Полнота любви Христовой в том, чтобы в равной мере протягивать руку любви и помощи всем, независимо от моральных качеств, и, главное, не ожидая «Христового рукопожатия» в ответ. Каменистая почва человеческих сердец, «волчцы и тернии»  довольно часто не позволяют семени Христовому прорасти, и мы должны любить таких людей Христа ради — то есть ради Христа, в них посеянного.  Но до этого ещё надо дорасти, а  опасностей на пути не счесть. Сам Господь предупреждает: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Потому остережёмся изображать несуществующее в нас благочестие и последуем совету преп. Симеона Нового Богослова: «Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего. Трудное это дело и неудобь исполнимое».

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье — слепота, а чаще — свинство.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
(Иосиф Бродский, 1965)

___________

* Св.Григорий Нисский говорил: тот, чье лицо не освящено Св. Духом, вынужден носить маску демона (см. «Традиция, Догмат, Обряд». Диакон Андрей Кураев);

** имеются в виду люди, в которых живёт Бог. Сравн. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6).

Комментарии

Михаил Малеин

У каждого есть своя «ахиллесова пята», для каждого найдётся ситуация, в которой человек,
 как избушка на курьих ножках, повернётся «задом» и продемонстрирует свои наихудшие качества.

Один священник говорил: «Я ожидаю от кого угодно чего угодно и когда угодно».

Итак, самый первый, нижайший, уровень — чисто потребительский (недолюбовь)

Это, скорее, не «недолюбовь», а нечто со знаком «минус» - самолюбие, эгоизм.

Второй уровень — любовь к себе в другом.
Третий уровень любви, уже христианский, — это любовь ко Христу в себе и ближнем. Он возможен лишь
 после того, как человек нашёл в себе Христа

Мне думается, между 2 и 3 уровнями есть нечто, что можно назвать чисто человеч. жалостью. Скорее,
 это нужно добавить во 2 уровень, т.к. она встречается и у людей весьма далеких от христианства и,
 видимо, не связана с любовью к себе в другом.

У Ахматовой есть такие строчки:

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.

Они сказаны по другому поводу, но вполне подойдут для нашей темы.

Спасибо за интересные размышления, попытку систематизировать свой опыт и поделиться им.yes3

Ух-ты! Как неожиданно.

СпасиБо, что читаете. Это старый материал, я как бы убежала от него довольно далеко. Рада, что написала его и зафиксировала опыт. Сейчас такое не написала бы. То есть - это для себя писалось, на память. Хорошо, что и другим помогает размышлять.

Ахматова конечно о другом, но в у же сторону глядит. Она в этом смысле не так глубока, как Цветаева. Блок хорошо сказал об Ахматовой: «она пишет как перед мужчиной, а надо писать перед Богом». Цветаева точнее и гораздо глубже. Она ищет не на поверхности, а на глубине глубины. Вот...

Рада Вам. СпасиБо за отзыв.

Михаил Малеин

Строчки Ахматовой я привел, потому что прочел ее 2х-томник совсем недавно. С поэзией серебряного века я, на самом деле, стал знакомиться не так давно. Цветаева и Блок пока только в планах, хотя и в ближайших. Благодарю за своевременную подсказку.

Приведенные строчки Блока, на мой взгляд, относятся к ранней Ахматовой. С 30-х годов ее творчество стало гораздо выше и глубже. Я думаю, если Блок дожил бы до этого, он сказал бы совсем иначе.

Надежда Воронина

Где-то читала, что Господь открывается людям по Своей Милости и даже тем, которые и не ждали, и не искали Его...

Чем дольше живу, тем больше ощущаю свою греховность и мне очень понятно все, о чем здесь написала Светлана.

Недавно, Милостью Божией, побывали с мужем у Свт. Луки Крымского. В Свято-Троицком женском монастыре г. Симферополя приобрела несколько маленьких открыточек, в которых напечатана Молитва о Любви Святителя Луки. Теперь читаю ее каждый день:

"Господи, даждь ми любовь святую, научи меня всех людей любить: и грубых, и дерзких, и глупых, и нечестивых, якоже Ты, Господи, любиши всех нас грешных." 

Да, Дух дышет, где хочет. Вспомним Самарянку, к примеру, с которой Говорил Господь у колодца. И всё же сердце её ждало, искало, вопрошало, потому Господь и смог говорить с нею. Чтобы Бог говорил, человек всё-таки должен быть  направлен на слышание. Иначе ведь не услышит...

Мне нравится, как святые некоторые говорят, что Бог ближе к нам, чем наши кровь и кости - он в нас настолько рядом, что ближе ничего нет. И всё же многие люди умудряются не слышать Его.

СпасиБо, Надя, за прочтение.

Надежда Воронина

Светочка, когда в первый раз приехала в Святую Землю, так близко ощутила ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ Божие, что постоянно что-то лепетала Ему. И я знала, что Он слышит меня. И мне именно Там стало понятно, что Царствие Божие внутри нас. Благодарю Вас за Труды!

Слава Богу за все!

Я, к сожалению не бывала на Св. Земле - мне это не по карману. Но отчасти, конечно, могу представить каково там.

Радости Вам, дорогая Надежда! Пусть Господь хранит!

Как говорил кто-то из старцев наших, Святая земля - это сердце любящего Бога человека. Даст Бог, сможем быть Его братьями и сёстрами, как Он того желает и ждёт.

>Быть человеком — это значит быть христианином, потому что без Христа человек — недочеловек
Ну вот все открытым текстом
Уберменши христиане и унтерменши все остальные, так держать!
Нет ли тут разжигания на религиозной почве?

Христос присутствует в каждом человеке, даже в атеисте и фашисте. Если фашист какую-то группу людей считает людьми, а какую-то недочеловеками, то христианин рассуждает о внутреннем человеке, а вовсе не о какой-то группе людей. Ваше обвинение беспочвенно в силу непонимания сути сказанного. Вам очень хочется обвинить, злоба пригнала Вас от Мирославы сюда. И в этой злобе вы изменяете своей собственной сути - Христу в вас.

Любой человек может быть равен себе или не равен себе, быть ближе к себе настоящему или дальше от себя настоящего. Христос - мерило, равняясь на Него можно понять насколько я соответствую тому, чем должен быть. Это сравнение данности с заданностью, сравнение наличности с идеалом.

В отличие от фашистов, христиане не призывают никого убивать или унижать, а наоборот, проповедуют любовь даже к врагам. И речь идёт не о формальной любви, а о реальной - то есть желании добра даже тому, кто пышет злобой и ненавистью.

Статья написана в 2011 году, как видите, без оглядки на фашистскую терминологию. А вы, видно, только это слово и прочли сегодня, а саму статью мимо пропустили. То есть, контекст у вас не мой, не христианский, к сожалению, а свой - тот, что понятен вам.

А ведь  суть учения христианского - грехопадение человека и потребность в исцелении от Христа. И, повторюсь, дело не в наименованиях, а в сути: все люди нуждаются в исправлении, в исцелении - в работе над собой.

Кстати, многие из именующихся христианами, на деле таковыми не являются.  Такие самовлюбленные номинальные христиане по сути Христа не знают, ибо христианин - это тот, кто возлюбил Христа больше, чем самого себя.

 

Света, низкий поклон за статью.

Хочу быть человеком и не получается. Поэтому сейчас сижу и реву;) А ещё потому, что Вы - большой молодец. Спасибо Вам.

Леночка, спасиБо! Я так рада, что Вы прочли, что готова вместе с Вами поплакать.

Уверена, что Вы лучше, чем думаете о себе. Вспомнился мне один из моих афоризмов:

Если я вам кажусь прекрасной — не верьте, я намного хуже.
Если же вы поражены моим уродством — опять не верьте, я — лучше.

Думаю, Вы можете  эти слова говорить себе о себе wink

Радости! rainbow

Помнится прп. Серафим Саровский говорил, что из радости человек совершит всё что угодно. Не хочется искать цитату, но суть именно такова - из радости!

Ирина Богданова

Света, ты замечательный публицист и исследователь. Редко когда удаётся прочитать серьёзную, ёмкую статью с таким интересом как художественное произведение. 

Серьёзные вопросы ты проанализировала, и то, что через своё восприятие, делает её ещё ближе и нужнее. 

Светочка, статья актуальна всегда: сегодня, и завтра, и всегда! "Всяк человек ложь" - это и моя любимая цитата. А ещё мне нравится повторять слова: "Чтобы не разочаровываться не нужно очаровываться". Как верно сказал однажды старец Иоанн Крестьянкин: "Нас любить не обязан никто, но мы обязаны любить каждого!" (не помню дословно). И смысл в этом очевиден - отдавая любовь не жди ничего взамен. Жизнь - это не торги, это каторга (ИМХО), которая даёт человеку шанс очеловечиться путём собственных страданий и самоотдачи. 

И ещё одна мысль пришла мне по прочтении:

Личина боится обличения.

Светочка, эта жажда встречи со Христом в человеке настолько сильна во мне, что трудно передать словами... Я много раз протягивала руки, было страшно, но руки тянулись сами... и столько раз получала обморожение этих самых рук... Но нельзя отчаиваться, ни в коем случае! Ведь и я когда-то кого-то оттолкнула своим ветхим человеком, и до сих пор отталкиваю... И слава Богу, если находится в мире человек, который вдруг увидит во мне Христа. Ведь особенность восприятия такова - мы склонны видеть в первую очередь в других собственные недостатки. А так, чтобы эта встреча происходила как у Серафима Саровского, чтобы можно было искренне сказать человеку: "Радость моя! Христос Воскресе!" - это нужно ещё потрудиться...

Спаси Господи, дорогая Светланочка! Как радостно читать тебя... Читала вслух, мужу ужасно понравилось! clapping

Спаси тебя Христос! give_heart

Вот здорово! Очень рада, Танюша! friends

Да, эта статья - итог длительного этапа пути, который уже позади. Хорошо, что успела её написать. Всё надо делать вовремя, ибо всему своё время. А сколько осталось ненаписанного!  Так что и ты пробуй! Пиши!!!

Радости!

И ещё, ты пишешь:

Я много раз протягивала руки, было страшно, но руки тянулись сами... и столько раз получала обморожение этих самых рук...

 Танечка, прочти и "Человеки". Это к теме замерзания...

Мария Коробова

Один только образ "Руки Христовы"... Твои стихи, милая Светочка, настолько неординарны, что мне надо еще отыскать вторые и третьи смыслы. Они очень глубоки и не сразу раскроются читателю. Понравились все посылы и мысли эссе, образы. "Круговая порука любви" - вобще откровение! Уровни и критерии любви - очень любопытно. Но первый уровень - любви - "недолюбовь" - никакой! Он - "не считается", правда ведь? Органично перекликаются все части. Ты из Хомякова цитировала о "единстве Божьей благодати" - отзывается во всех разделах статьи...

Ура, Машенька!

Да, без тебя этот материал никак не мог. Конечно первый уровень (недолюбовь) - "не считается". Но он - есть, пришлось посчитать.

По сути это эссе углубляет тему, начатую в "Триединое Христа ради". Помнишь такое? Всё это - Христос в нас.

Очень рада, что ты заглянула и разделила со мной этот опыт.

Страницы