«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9:12—13)
Известно, что только Христа ради делаемое добро приносит нам реальную духовную пользу. Однако, действительно ли мы понимаем, что (или даже кто) стоит за этой фразой? Поразмышляем над ней сообща…
I
Ближний, т. е. человек, просящий у нас помощи или подаяния, нуждающийся в нашей поддержке и на нее рассчитывающий, на самом деле сам оказывает нам милость, ибо предполагает в нас реальную добродетель. Более того, он дарует нам шанс действительно оказаться добродетельным в конкретный момент времени и с конкретным (а не абстрактным) человеком. Не вообще, заметьте, а именно в данный конкретный момент жизни. Ибо следующий принесёт нам новые ситуации, новые встречи и потребует от нас новых решений.
Вопрошающий о милости, взывает ко Христу во мне и дает мне шанс реализовать в себе образ Христа посредством милостыни — ответа на нужду ближнего. Таким образом, просящий действует Христа ради во мне.
II
Он просит также ради Христа, страждущего в нем самом. Возможно, жизненные тяготы так сильно обременили его душу, что образ Христов начал в нем помрачаться, и потому он ищет помощи в ближних, надеется встретить в их лице Христа. Возможно, душевные скорби угнетают его так сильно, что он уже на грани безумия и хочет опереться на плечо ближнего, чтобы передохнуть. Возможно, он физически настолько истощен или просто голоден, что смерть уже стоит за его плечом и приноравливается, как бы удобнее разлучить его бренное тело с душой. Просящий надеется, что помощь придёт Христа ради в нем.
III
А еще, все мы действуем, должны действовать ради Богочеловека Христа — Сына Божия и Сына Человеческого — невыразимо прекрасной Личности, которую нельзя не любить и которая завещала нам любовь. Мы должны творить добро Христа ради, который есть Истина, Путь и Жизнь, преподнесённые нам в Дар и Жертву самим Творцом.
Какой из трех пунктов первичен, сказать не берусь. Все зависит от ступени, на которой стоит в данный момент человек. Совершенные, конечно, начнут с последнего — и будут совершенно правы, ибо сказано: «Взыщите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» (Матф. 6:33), а также «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем помышлением твоим. Это — первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37—38).
Однако, сказано: «Кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит — тот лжец» (1 Ин. 20). И еще: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22:38—40).
Думаю, истинный Христа ради делатель совершает добрые дела сразу в трех направлениях, служа и Богу, и ближнему, и себе… Важно начать осуществлять в своей жизни хотя бы один из трех пунктов Христа ради — другие тоже придут, потому что они неразлучны. В их неразлучности — критерий истинности.
См. также «Христос в нас лишь пока мы Его отдаем»
Комментарии
Светлана, очень интересная
Елена Костакова, 13/09/2010 - 23:24
Светлана, очень интересная статья!
Милостив Господь! Он каждому из нас даёт возможность спастись через милостыню. И только Он знает чья милостыня выше - дающего, или благодарящего за подаяние.
Спаси Господи!
Мне эта миниатюра дорога
Светлана Коппел-Ковтун, 14/09/2010 - 01:07
Мне эта миниатюра дорога - удалось сформулировать все, что хотела донести, что казалось важным.
СпасиБо, дорогая Елена, за отзыв.
Христа ради делание - это вся наша жизнь
Светлана Коппел-Ковтун, 17/04/2010 - 09:52
СпасиБо всем, кто откликнулся
Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что "Христа ради" милостыню не только нищим подают. Христа ради делание - это вся наша жизнь. Таковой она, по крайней мере, должна быть. Причем именно в триединстве его - гарантия того, что человек идет верным путем.
Всех нас носит и заносит иногда, потому проверять себя - дело архиполезное. Для себя вот я нашла такой вариант проверки. Может кому другому тоже пригодится....
В нашем городском соборе
Андрей Сигутин, 17/04/2010 - 09:14
В нашем городском соборе после того, как цыганки украли пожертвованное золотое украшение, настоятель не благословил более подавать алкоголикам и цыганкам. Написали даже объявление, которое развесили в нескольких местах, что подавать таким не благословляется. Поэтому, когда теперь заходишь на территорию храма и к тебе бежит цыганка с протянутой рукой, то сразу вспоминаешь, что настоятель не благословил им жертвовать... Сейчас цыганки поступают иначе: приводят с собой детей и именно они у всех просят, в вернее сказать, выпрашивают милостыню. Доходит до того, что в храм невозможно спокойно войти - тебя сразу облепляет со всех сторон детвора. Некоторые не выдерживают и, несмотря на благословение настоятеля, все равно подают. Интересно, такая практика существует в других городах, когда настоятель "официально" не благословляет подавать?
А вообще, конечно, любая добродетель должна быть с рассуждением. Например, святой Иоанн Кронштадтский по началу тоже очень много подавал нищим. А потом понял, что это не совсем эффективно. И стал строить Дома трудолюбия, где люди получали профессию и своим трудом уже зарабатывали себе на жизнь. Как говорится, святой давал человеку удочку, а не рыбу.
Спасибо, Светлана, за эту
Марина Шмакова, 15/04/2010 - 21:51
Спасибо, Светлана, за эту статью. Вы, как будто, догадались, что я размышляю последнее время на эту тему. У нас во дворе жила одна женщина, любившая выпить... И вот она состарилась, совсем состарилась и начала просить милостню у магазина. Я всё время проходила мимо неё с чувством презрения. И вот однажды она исчезла... Заметив её отсутствие, меня начала мучать совесть, что я ей не подавала, когда она просила и подумала, а "может она умерла?" Только позавчера я увидела её вновь с протянутой рукой на приступке у магазини и на сердце отлегло. Жива! Я положила её несколько монет, не считая, и услышала такое тихое благодарное: "Спасибо!" До сих пор чувствую теплоту в этом слове. У меня появилось чувство благодарности к этой женщине, что она не умерла и позволила мне оказать ей милостыню...
Как всегда глубоко и кратко.
Протоиерей Алексий Зайцев, 14/04/2010 - 22:14
Как всегда глубоко и кратко. Спаси Господи, дорогая Светлана, за Ваш новый материал.
А относительно того когда давать, а когда не давать милостыню - здесь и сердце долно подсказывать нам, а не только рассудок. В любом случае абсолютного правила на все случаи жизни здесь быть не может, многое зависит от конкретных жизненных обстоятельств.
Творечских успехов Вам.
Совесть - лучший советник
Светлана Коппел-Ковтун, 15/04/2010 - 00:04
Совесть - лучший советник, наверное. СпасиБо, отченька за отзыв!
Алкоголика можно накормить...
Наталья Трясцина, 14/04/2010 - 11:20
Ведь иногда у нас просят и мы несем какую-то еду в сумке домой. Я думаю, что нам очень трудно полюбить Бога в алкоголике, но мы только тогда будем с Христом, когда будем любить Его не как некий идеал, распятый за наши грехи, а полюбим Его, увидим Его в тех, кто нас ненавидит, нам завидует, клевещет о нас или со злобой бросается на нас где-нибудь. Как полюбить того, кто тебя мучает и получает от этого сатанинское наслаждение? Как полюбить того, кто тебя обижает? Или как полюбить тех, кто нюхает клей, или матерится по-страшному? Как в них увидеть Образ Божий? Чем больше любишь людей, тем сильнее они начинают тебя бить - это какой-то закон природы. И это Христос на себе испытал. То, есть, реализуется формула: для что бы быть с Христом - придется быть распятым на кресте, а иначе как?
Иначе никак...
Светлана Коппел-Ковтун, 14/04/2010 - 11:30
Иначе никак... СпасиБо, Наташа за мысли и отзыв.
Ой, какая сложная тема...
Ирина Богданова, 14/04/2010 - 10:32
Ой, какая сложная тема... Особенно если у тебя просит профессиональный нищий или алкаголик на бутылку.
Дашь на опохмелку - будешь совестью мучиться что подталкиваешь его к могиле, не дашь будешь переживать, что он так просил, а ты не дала.
Согласна и со Светланой, и с Ириной...
Мария Коробова, 15/04/2010 - 19:10
... А грешна. Не вижу я Бога в этих холодных, алчных. опустившихся, живущих именем Христа и цинично далеких от Него. Не нахожу "сердца" в себе. когда протягиваю деньги у врат.Вот в храме - другое. "Вот церковь Моя..." - сразу вспоминаю. Это Дом Божий, любимый, до закоулков знакомый. И трудничаю здесь, и песни мои православные в приделе дети-хористы репетировали, и весь он на глазах меняется и хорошеет... - Такую острую нежность и благоговение испытываю к моему собору! Там не просят, но я готова отдать все, что могу - и трудами, и деньгами. Вот там я все время чувтсвую присутствие Христа и вокруг, и во мне - душа моя маловерная и грешная играть и петь начинает. Не о том пишу, наверное?
Холодных, алчных, цинично далеких от Него
Елена Гаазе, 16/04/2010 - 18:02
А разве мы можем заглянуть в человеческое сердце? Насколько оно далеко от Него? Может, еслт мы подадим профессиональному нищему или алкоголику не "не глядя" и брезгливо, а с участием и молитвой, в нем не сразу, а потом когда-нибудь шевельнется совесть? Пусть ничего в его жизни это и не изменит, а Господь это едва шевельнувшееся чувство обязательно заметит. А что касается просящих "прихоти ради", то мне думаетмя просто бессовестных людей среди них меньшинство, в основном это слабые неуверенные люди, которые хотят убедиться, что им готовы помочь, им просто наше моральное участие важно, а не реальная помощь.
Леночка. просто Вы лучше и добрее меня
Мария Коробова, 16/04/2010 - 22:28
...Но я много лет работаю с людьми и немного научилась "считывать" с лиц. С этих лиц и считывать-то нечего. Я не отказываю им в подаянии, но не верю. Старухе поверю, а этим "лицам", наверное, пока нет. Не доросла еще, видно. Кстати, им работу на подворье настоятель предлагал - не захотели. Трудно увидеть в них образ Божий - во всяком случае. мне, грешной.
Про прихоть
Светлана Коппел-Ковтун, 16/04/2010 - 19:52
Это если говорить о тех, кто просит подаяния. Но ведь милость мы оказываем или не оказываем и друг другу. Вот был у меня такой случай. Соседка просилась ко мне куличи печь, чтобы, значит, и в своей духовке поставить, и в моей. И все это в тот же день, что и я пеку. Да еще как раз в период активнейшей работы над журналом, накануне сдачи его в типографию. У меня день был расписан посекундно.
И я ей отказала, объяснила, что я загружена предельно (запредельно), ичто посторонний человек меня будет сильно напрягать. Соседка страшно обиделась на меня и дуется уже больше года. Но разве было на что обижаться? На мой взгляд, это типичный случай прихоти и неуважения к свободе ближнего, отношение к нему, как к своему рабу, а не равному себе субъекту. Свое "надо" и "хочу" нельзя ставить выше, чем "надо" другого человека - это, как минимум, нечестно....
Согласен с Вами, дорогая
Протоиерей Алексий Зайцев, 16/04/2010 - 20:11
Согласен с Вами, дорогая Светлана.
Если отдавать себя таким людям, не останется сил помогоать тем, кому действительно необходима помощь и для кого наша поддрежка послужит к духовному спасению. Конечно хочется помочь всем, но у нас, к сожалению, не бесконечное количество талантов.
не бесконечное количество талантов
Светлана Коппел-Ковтун, 16/04/2010 - 20:18
и сил. Наши силы ограничены. Хорошо понимает это только тот, кто выкладывался до предела, кто доходил до края. Видимо, отченька, Вы на личном опыте познали это.
СпасиБо за понимание
Не имеет значения
Александр Хабаров, 14/04/2010 - 10:45
Алкоголик как раз без опохмелки может и помереть (заметьте, без покаяния), а вы ему, наоборот, продлите жизнь (я на пьянку не дам, а на опохмелку - дам, если есть) а быть "профессиональным нищим" - кто может себя представить в такой роли? Как-то в вагон электрички зашел мужичок кепчонке и завопил: "Мы с женой и двумя детьми, того, приехали в Москву из Белгорода за тем и этим, а у нас украли документы и деньги!!!" Потом вдруг помолчал и сказал негромко: "Да не, не получается что-то.. Какая жена, какие дети, какой Белгород? я на самом деле вообще-то только три дня как освободился, денег нет, жрать хочется, да и хоть бы и выпить немного, для души..." Народ посмеялся. Дали бедолаге.
Искренность спасла человека
Светлана Коппел-Ковтун, 14/04/2010 - 10:59
Народ посмеялся. Дали бедолаге. - Класс! Искренность спасла человека. Сюжет для рассказа. Александр, а Вы свою публицистику или прозу не покажете нам? Очень было бы интересно. Кстати, не забывайте вбрасывать материалы через "Волшебную Кнопку" - чемоданчик с буквой "Т"!
СпасиБо за отзыв!
Прихоть - это как раз желания не Христа ради
Светлана Коппел-Ковтун, 14/04/2010 - 10:39
Тема сложная, не спорю. Но вот алкоголику-то давать не надо ничего, кроме того, что надо Христу (БогоЧеловеку) в нем и Христу в нас. Могу послать и в тему "Прихоть и нужда".
СпасиБо за отзыв, Ира!
Света, ты умеешь задеть за
Ирина Богданова, 14/04/2010 - 10:48
Света, ты умеешь задеть за живое и вызвать дискуссию.
Страницы