В мире, лежащем во зле (1 Ин. 5:19), жизнь — это «ворованный воздух». Мир позволяет быть только заведомо никчёмному, мёртвому, изгоняя, выдавливая из своего пространства всё по-настоящему ценное — живое. Жизнь — чужда миру, мир чуждается жизни.
Это надо только увидеть — что жизнь здесь незаконна. Как росточек на бетоне, она невозможна и невероятна. Но она — есть! И это самое настоящее чудо, к которому мы слишком привыкли и потому не понимаем, к примеру, почему возможно зло.
Правильнее ставить вопрос по-другому: почему возможно добро? Как в мире возможна любовь? Именно такая постановка вопроса сейчас крайне необходима. Потому что мы стали слишком расслабленными. Мы забыли главное, что должны были усвоить из хороших книжек. Мир — во зле лежит, но мы и никто другой призваны к тому, чтобы изменять этот мир к лучшему, чтобы быть проводниками добра в нём.
Нам кажется, что достаточно правильных красивых мыслей или мнений, или даже дел — раз в месяц, раз в год или, в лучшем случае, по воскресеньям. Нет, так не бывает. И если этот мир ещё стоит, то только потому, что есть те, кого не видно, но кто производит жизнь каждое мгновение. Как паук плетёт свою паутину, так праведники плетут нити жизни, пронизывая ими смерть мира, именуемую почему-то жизнью.
Когда мы усвоим, что жизнь всегда вне закона этого мира, что она всегда не от мира сего, мы станем более ответственными и более благодарными. И ещё, вероятно, мы станем более пугливыми и обретём наконец страх Божий — боязнь жизни без Бога. Ибо жить можно только в Боге.
Жизнь надо «воровать» — надо привносить жизнь, отнимая пространство у смерти. Жизнь — это вместосмертие, вытеснение смерти из её законного пространства мира сего.
«Ворованный воздух» придумал Мандельштам. Правда, говорил он о поэзии: «Все стихи я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух». Но так случается у поэтов, что сказанное ими часто является истиной в самом широком понимании. Стихи и жизнь — одно.
Блок задохнулся нежизнью. Он же поставил себе диагноз*: «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». «Мразь» жизни, не вмещающей поэзию — это нежизнь.
Считаем дни-горошины на ощупь:
Так мало света и так много тьмы…
Безмолвны опечаленные рощи
Как будто бы в предчувствии зимы.
Но дождь уходит по своей дороге,
А день привычно вертит колесо…
Луч промелькнет, как выдох: «Слава Богу!»
(И в светлый миг подумаешь — за всё).
Ю. Чечко. Финал ноября
Дни — горошины чёток. Когда темно, люди движутся только ощупью — и хорошо, когда по чёткам.
Луч промелькнёт, как выдох: «Слава Богу!»
(И в светлый миг подумаешь — за всё).
Почему выдох, а не вдох? Казалось бы, луч вдохнул — и легче, мы ведь, если живы, дышим светом, без света задыхаемся. Но дыхание во тьме нежизни — это нехватка света для вдоха: «за всё» работает во тьме как очистительный фильтр. Живой человек, как и лирический герой стихотворения, чтобы дышать во тьме, вдыхает тьму, перерабатывая её во свет — и только так он может дышать.
Таково наше призвание: созидать жизнь, производя свет. Смерть преодолевается только усилием производящим жизнь. Сила обретается в немощи, когда мы понимаем, что наша жизнь — нежизнь, и что производить необходимый для жизни свет мы можем только силою Христовой, которой одаривает Господь всякого любящего Его человека. Жизнь — это Господь.
Богу было угодно сделать людей своими братьями-соработниками, Он призывает каждого стать проводником любви Божьей к человеку. Мы исполняемся дарованной Им любовью только когда стремимся донести её до наших ближних. Передавая Божью любовь ближним, мы наполняемся ею сами.
___
* Эти слова сказаны Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти.
Читайте также:
Комментарии
То, что мы оказались в Церкви
Светлана Коппел-Ковтун, 17/02/2016 - 00:45
Любить так просто
Анна Шер, 16/02/2016 - 04:40
Благослови Вас Господь, дорогая Светлана! От души благодарю Вас за глубокие, мудрые слова и мысли, они очень созвучны моим. Будем жить, любить, благодарить, удивляться, радоваться и славить Господа, и тогда наши сердца сами откроются Чуду! Любить — это ведь и значит всё обращать в Свет, и это в самом деле просто — как дыхание. Слава Господу за всё!
ТАК ПРОСТО
Сияет, как звезда во мгле,
Волшебный остров,
Всё очень просто на Земле,
Зеркально просто.
Лик солнечный в воде рябит,
Прозрачен воздух...
Так просто верить и любить —
Предельно просто.
На неприступной высоте
Смеются звёзды.
Мы все едины во Христе —
Как это просто!
Так смоем, милостью Творца,
Грехов коросту
И впустим Свет в свои сердца,
Легко и просто!
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 16/02/2016 - 10:59
СпасиБо, дорогая Анна! Очень трогательно Вы написали.
Храни Господь!
СпасиБо
Анна Шер, 16/02/2016 - 20:29
Именно так. А можно сказать, что все мы зеркала, только одни - чистые и сияющие, а другие запорошены страстями. Стоит только омыть Любовью и покаянием зеркало души, и в каждом из нас просияет Образ Божий!
Вам спасиБо, дорогая Светлана! Слава Господу за всё!
Совсем недавно впервые
Ольга Хапилова, 12/01/2016 - 21:01
Совсем недавно впервые встретила где-то мнение, что ясная солнечная погода - это своего рода аномалия посреди обычных пасмурных дней. Действительно, к хорошему скоро привыкается, как к чему-то должному. И невсегда осознаётся - какое это чудо, сама жизнь!
Тут дело
Светлана Коппел-Ковтун, 12/01/2016 - 22:02
Тут дело ещё в том, кто что считает жизнью.
Вот сегодня буквально думала: сколько выдающихся людей не могли выдержать эту жизгь и даже если не кончали жизнь самоубийством, то сильно страдали. Тот же Блок, задохнувшийся нежизнью. И вот обыватели, старательно посещающие тренажерные залы, жизнь которых совсем не так насыщена жизнью иной, подлинной, и потому им комфортно здесь. Какая разница огромная в ощущении себя и жизни, жизни в себе.
Бремя кажимости , бремя злой, низменной жизни, непосильное для многих гениев, грезится чуть ли не раем для обывателя. И он объявляет гения - душевнобольным, а себя считает здравым.
В общем, тема многомерная и многогранная. Но только христианский взгляд на вещи помогает увидеть всё как есть.
СпасиБо за отзыв и прочтение, дорогая Ольга!
И если этот мир ещё стоит, то
Ольга Ларькина, 05/12/2015 - 06:53
И если этот мир ещё стоит, то только потому, что есть те, кого не видно, но кто производит жизнь каждое мгновение. Как паук плетёт свою паутину, так праведники плетут нити жизни, пронизывая ими смерть мира, именуемую почему-то жизнью.
Что можно добавить к этим глубоким словам Поэта!..
Но кто-то должен был произнести их, чтобы мы очнулись в суете нежизни и ужаснулись увиденному, и захотели бы наконец-то начать дышать... И помогать еще кому-то сделать вдох...
И помогать еще кому-то сделать вдох
Светлана Коппел-Ковтун, 05/12/2015 - 10:08
В том и секрет, что подаренный другому вдох - это и мой вдох. В темноте, кто не дышит таким образом, тот обязательно задохнётся. Что отдал, то твоё - здесь работает таким образом, что подаренный вдох как бы удваивается. Производить «кислород жизни» для себя - невозможно: только для других. Тот, кто усиленно дышит для себя, уже умер, но не заметил этого. А воздуха всё равно не хватает. Дышать в темноте можно только хором, и хор такой состоит из тех, кто дышит для другого, кто поставляет кислород жизни ближнему.
Рада Солнышку в окошке! Здоровья и радости, дорогая Ольга Ивановна!
Помоги нам, Господи
Протоиерей Василий Мазур, 04/12/2015 - 21:56
"Передавая Божью любовь ближним, мы наполняемся ею сами".
Самое трудное в жизни - научиться любить. Блажен, кто научится любить Бога.
Помоги нам, Господи, научиться любить.
Бог спасает нас, но не без нас
Светлана Коппел-Ковтун, 05/12/2015 - 11:29
Да, Без Бога никуда, но Он спасает нас не без нас.
Правильнее ставить вопрос по
Татьяна Тимошевская, 04/12/2015 - 19:47
Светочка, созвучны твои мысли. Про расслабленность - очень точно. Хотя бывает и откровенная духовная слабость. И хотел бы, да сил нет. Как говорил батюшка Серафим Саровский(это о его времени!), что нет рвения стать святым, хотя Христос всё тот же. Потом тот же эгоизм: делаешь, делаешь что-то для людей, а потом становится себя жалко (Господи, а кто ж для меня-то что сделает!). А ведь так не должно быть. Ещё мне думается, что духовная слабость может быть причиной элементарного маловерия. Ведь когда доверяешь Богу, горы можно свернуть.
СпасиБо, дорогая, за очень вовремя высказанные мысли.
Все мы слабы
Светлана Коппел-Ковтун, 04/12/2015 - 20:19
Все мы слабы. Это реальность. Я порой дума: какое чудо, что жива
А ведь впереди ещё много разного, и самое трудно наверняка впереди.
Но живём, слава Богу. Как можем поддерживаем друг друга. За всё слава Богу!
Спаси Бог, Танечка-Утешительница!
Здоровья и радости