«Человек искренен тогда, когда он носит в себе центральный огонь, от которого разливается свет и из которого летят во все стороны искры» — эти слова И. Ильина («Поющее сердце») как нельзя лучше описывают явление, которому посвящена сказка-притча «Высекательница Искр». А ещё, искры сродни эпифаниям Иманта Зиедониса, о которых он говорил так: «Эпифании — это небольшие импульсы, крохотные вспышки, чей свет с необычайной яркостью выхватывает из темноты отдельные моменты жизни <...> У каждого дня — своя вспышка, свое озаренье...».
Дуговая растяжка, искра, молния — творческие люди по-разному говорят об одном и том же феномене, без которого невозможно представить жизнь художника, мыслителя, поэта. Наверное, чтобы верно понять рассматриваемую сказку Светланы Коппел-Ковтун, следует прочесть и её эссе «Про молнию, дырку на плоскости и ярлыки». Но только после сказки, чтобы не обкрадывать себя как читателя.
Мы же попробуем взглянуть на это произведение глазами психолога, постараемся разглядеть некоторые особенности созданных автором образов. Интересно, что через эти сказки и сама психология становится живой и настоящей, преображается, отметая всякую умозрительность.
Собственно сказочная повесть «Высекательница Искр» состоит из семи сказок, каждая из которых является и самодостаточным произведением, и, в то же время, связана повествованием о приключениях героини — девочки или, скорее, юной девушки, подружившейся с необычной старушкой, собирающей искры-сказки-молнии.
Почему выбран жанр сказки-притчи? Вероятно, потому, что испокон веков людям свойственно передавать свои знания, мудрость, культурное наследие, традиции в притчах, мифах, сказках, легендах. Христос также говорил с народом притчами, приоткрывая таким образом сокровенные тайны Царствия Небесного.
Оказывается, символы, которыми пронизана любая сказка, в своей многоуровневой целостности представляют тот важный инструмент, при помощи которого человек ведёт свой внутренний диалог. И те символы, которые в данный момент особенно созвучны с бессознательным, с «Духовным Я» человека, начинают резонировать, отвечать на множество внутренних вопросов. Человек присоединяется к некоему фундаментальному архетипу, и таким образом неповторимость человека, его индивидуальность получает те необходимые знания, ответы, которые согласуются с его внутренними духовными потребностями. «Всё свершившееся обогащается чувством, всё свершившееся обогащается значением. Всё обращается в символ или притчу» (Поль Клодель).
Французский психолог Мария-Луиза фон Франц так говорит о символичности в сказках, о сущности самой сказки и её значении: «Волшебная сказка сама и является своим лучшим объяснением, а ее значение заключено во всей той совокупности мотивов, которые объединены ходом развития сказки. Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся. Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто».
Сказка-притча «Высекательница Искр» уникальна тем, что символы, представленные в её главах, имеют глубокий духовный смысл. Читая, погружаешься в глубинную сферу внутренних переживаний и невольно начинаешь исследовать неизведанные уголки собственной души. С первых фраз чувствуется, как происходит внутренний диалог «Наличного Я» и «Внутреннего Я». Насыщенность образов не утомляет, а напротив, позитивно настраивает и ведёт к поиску ответов на множество внутренних вопросов.
В «Духовном Я» выделяют два начала: «Нравственную интуицию» и «Творческую интуицию». Высекательница Искр — это образ «Духовного Я», главенствующего над «Наличным Я». Высекательница по-настоящему следует за голосом Вечности, она сама как бы являет собой отголосок Вечности, так как Вечность постоянно звучит в ней. Высекательница занята самым важным делом жизни — высеканием и собиранием искр, которые и являются образом «творческой интуиции».
В связи с этим интересны образы трех писателей, которые символизируют разные подходы к творческому труду. Настоящее творчество, оказывается, напрямую связано с высеканием искр — т. е. с откровением. Искры являются результатом взаимодействия высекателя с Реальностью. Надо сказать, что прежде чем «Творческая интуиция» станет доминирующей в человеке, необходимо преодолеть барьер «Эгоистичного Я». Ведь настоящее творчество не может сочетаться с эгоизмом, с так называемой направленностью на себя. В этом как раз и заключалась проблема третьего и первого писателей, которые тщетно пытались создать настоящий творческий мир для читателей.
Фонарик — образ «Нравственной интуиции», но люди, которые живут «по совести», могут спокойно обходиться и без этого дополнительного атрибута, ведь нравственность составляет основу их жизни, такие люди руководимы «Духовным Я».
Очень хорошо в сказке «Собирательница Миров» отображается слияние двух миров воедино в семейной жизни. Женщина по сути своей является хранительницей семейного очага, и в слове «хранительница» содержится очень много составляющих — это и созидание, и возрождение, и забота, и участие. Протоиерей Олег Стеняев хорошо заметил, что фраза из Библии «Создал Бог помощницу Адаму» означает буквально следующее: «Создал Бог помощницу Адаму, соответствующую его проблемам»! Это очень важное дополнение, ведь в сказке как раз это наглядно отображено — другая бы женщина и часа не выдержала в гневном мире такого мужчины, а женщина, созидающая свой «райский уголок», не только терпит, но всячески пытается спасти их мир. Также верно и то, что каждый из нас, сталкиваясь в жизни, пусть даже случайно, с кем бы то ни было, оставляет свой след — пусть маленький, но кусочек своего сердца, если эта встреча была встречей, а не столкновением...
Город Кривых Дорог — некое подобие ада. Чтобы попасть в него, надо слегка отклониться от верного пути: совсем на чуть-чуть, потом еще и еще... И всё меняется, человеку-гордецу, по сути потерявшемуся человеку, уже ничего не надо, кроме собственной змеи, которую он кормит и холит. Другие люди видятся уже не более чем потенциальными кормильцами для змеи. И заметьте, даже у Высекательницы Искр в этом адском месте обнаруживается такая змея, только она подчинена её власти, лишена возможности манипулировать человеком и влиять на него.
Образ змеечеловеков показателен и тем, что людям свойственно объединяться по принципу подобия. По страстям примыкают друг к другу и сталкиваются с изъяном, подобным собственному. И тут же очень точно символизирует образ «подпитки страстей, греховных привычек» — они сами себя подпитывают и этим живут.
Глава «В Долине Драконов» — о бессознательном. Автор так говорит о своих драконах: «Попрошу моих драконов не путать с моими змеями! Мои драконы — это порождения первичного хаоса, это бессознательное и подсознательное, это земля, в которую вбрасывается и семя Христово». Ключевые слова этой главы принадлежат Высекательнице: «Наши драконы подружились, а знакомство драконами — самое трудное испытание. Ты умеешь дружить драконами?».
Православный психолог Анастасия Бондарук так сказала об этой главе и драконах: «Смысл метафор ясный и прозрачный. Драконы меряются силами хвостов. Это — конкуренция, проверка на равенство. Я помню, как один ученик в школе, где я была учительницей, пел: „Только дружба начинается с драки“. Мой дракон — это и я, и не я. Часто наши внутренние силы, страсти, желания — не ведомы нам самим, часто мы попадаем под их влияние неосознанно. Все это о «Я» и «Не Я». Вообще, задача отличения «Я» от «Не Я» — одна из основных в психотерапии».
В образе драконов можно увидеть ту часть бессознательного, которая есть в каждом человеке, но тщательно маскируется. В бессознательное обычно вытесняется внутренний спор, конфликт, противоречия — «Наличное Я» вступает в борьбу (невидимую) со своим «Духовным Я». По сути, если встречаются два человека, угнетённые неразрешёнными внутренними конфликтами, то такие люди не могут создать прочный дружеский (или даже семейный) союз.
Образ Галереи — это образ Проекции. Каждый из нас склонен проецировать свои проблемы на других. И очень ярко это демонстрирует кусочек из сказки, где «женщина видит в героине сказки только курицу и потому считает, что героиня думает, как курица». Безусловно — это яркий пример проекции, когда сама женщина видит в других свое, наиболее остро выделяющееся негативное проявление «Я наличного». Советский учёный Ухтомский называл это состояние «Доминантой на Двойнике». Двойник не даёт человеку увидеть себя подлинного, а также закрывает глаза на других людей. Научиться различать в других свою проекцию — очень трудная задача, но вполне посильная, иначе мы не могли бы меняться.
Фантики — это шаблонный стиль жизни — «как все». Управляемое человеческое сознание — самое сильное оружие, а потому является целью врага. Важно то, что человек, попавший под «массовое расщепление разума», уже не может видеть мир цельным, он видит только фрагментарно и узкозрительно воспринимает каждый этап в своей жизни и жизни окружающих. Такие люди не могут адекватно оценивать себя и других, а также их конформность всегда на руку тем, кто стоит выше по социальной лестнице. Высокая потребность в одобрении окружающих является одной из главных причин, на которой основано шаблонное поведение. В определённых референтных кругах такие люди склонны менять поведение в угоду другим, «помогая» тем самым «любить» себя.
Наконец, Фонарик — это прожектор, высвечивающий внутренние проблемы. Но для тех, кто уже довольно долго занят изменением себя-внутреннего, «фонарик» становится только лишь средством помощи ближнему. Высекательница появляется спонтанно и так же спонтанно исчезает. Так действует в нас творческая и нравственная интуиция, потому что мы, к сожалению, очень подвержены воздействию на нас социума, окружающей обстановки и прочих внешних атрибутов жизни. Каждое появление Высекательницы для главной героини — праздник, откровение, радость. Жажда беспрерывного потока в диалоге между «Духовным Я» и «Наличным Я» и составляет тот главный смысл, без которого невозможен внутренний духовный труд каждого из нас.
Симпатичен и финал этой сказки. Он — как открытая дверь: «Я нашла пустой — совершенно чистый лист бумаги. Что бы это значило? <...> Это был шанс на встречу вне всяких рамок. Именно его я посчитала настоящим посланием от Высекательницы. Быть может, когда-нибудь я сама напишу на чистом листе нужные слова. Когда придёт время...»
Перед читателем как бы оказывается этот чистый лист бумаги, на котором ему предстоит написать свои — именно свои! — слова, которые родятся, как искры. Не случайно вся последняя сказка окаймляется попугайскими криками, которые, по-видимому, символизируют бессмысленность повторения чужих слов. Таким образом, читателю предлагается написать свою сказку-быль про искры и искренность, которую каждый из нас пишет не как текст, но как жизнь.
Читать (скачать) книгу «Высекательница Искр» в pdf
Комментарии
Удивительная способность этой
Алла Немцова, 30/03/2013 - 11:19
Удивительная способность этой сказки - "втягивать" читателя в свое образное пространство. Мне, как читателю, невозможно находиться вне созданного словом мира. Несомненно, я нахожусь внутри и проживаю в этом мире какую-то свою, не только читательскую, жизнь. Почему так происходит? Мне кажется, ключ к пониманию этого магнетизма находится в сочетании двух полярных вещей: с одной стороны, отточенность метафор, в которых каждый читатель видит свое, а необязательно только авторское, с другой стороны - реалистичность, понятность и даже некоторая будничность переживаний героини. Сказка - как фонарик, помогающий видеть и слышать в повседневности неповседневное, понимать противоречивость внутреннего мира, рожденного и скрытого нами же от самих себя.
Очень интересно было прочитать, как видит психолог мир Высекательницы. Мне показалось, Танечка, мы видим одинаково.
СпасиБО за содержательную работу, Танюша!
сказочный магнетизм
Татьяна Бобровских, 30/03/2013 - 19:52
Всегда отрадно встречать единомыслие и дружеское понимание. Думаю, что Светины сказки - это те самые проникновенные друзья, благодаря которым человек не боится оказаться наедине со своими личными переживаниями, увидеть в себе нечто такое, доселе невиданное и непознанное. Раскрытие сути внутренних проблем, погружение в мир, который собственно говоря словами-то описать сложно - вот в этом я вижу виртуозность этих великолепных сказок! И как точно Вы сказали, Аллочка:
СпасиБо, Аллочка, за Ваше участие и отзыв!
Сказка - как фонарик,
Светлана Коппел-Ковтун, 30/03/2013 - 12:00
Да, если у читателя есть собственный фонарик
И мне было ужасно интересно посмотреть как видит психолог, чтобы лучше понять себя же.
Сказку "Высекательница Искр"
Татьяна Тимошевская, 29/03/2013 - 19:20
Сказку "Высекательница Искр" Светланы Коппел-Ковтун прочла только сегодня, а следом твою статью, Танечка. Интереснейший комментарий психолога на великолепную сказку. И Светланину и твою работы читала с огромным интересом. БЛАГОДАРЮ!
Да, сказки дейтсвительно
Татьяна Бобровских, 29/03/2013 - 20:32
Да, сказки дейтсвительно великолепные, ничего подобного раньше я не читала и потому так воодушевилась написать статью об этих глубоко-философских, духовных "искрах мудрости" Светланы!
СпасиБо, Татьяна, за труд прочтения и отзыв!
Ух-ты
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2013 - 19:35
Ух-ты, как же Вы потрудились, Танечка! Спаси Бог! Очень радостно
СпасиБо, что разделили нашу беседу.
Светланочка! Я под
Татьяна Тимошевская, 29/03/2013 - 20:36
Светланочка! Я под впечатлением от сказки. И как в вашу светлую головушку приходят такие необычные образы! Причём, толковать их можно и применительно к литературе, и к бытию нашему. Вы настоящая Высекательница Искр! Здорово! Успехов!
Как?
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2013 - 20:50
Как? Это почти как вопрос из последней сказки про фонарик: "Как происходит высекание искр?". Ответ читайте в сказке
СпасиБо огромное
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2013 - 17:19
СпасиБо огромное, Танюша!
Читала и сама себя лучше поняла
Вообще, это такой интересный процесс - творчество. О нём можно много говорить, писать и всё равно главное окажется ускользнувшим... Но по мере творческого взросления и роста каждый человек открывает всё новые и новые тайны, как высекатель.
"Вспомнила слова Поля Клоделя:
Радости и здоровья! А также творческого вдохновения - жить, творить
Сложно анализировать
Татьяна Бобровских, 29/03/2013 - 20:29
Сложно анализировать символику сказок, ведь получается, что ты должен быть со-звучен автору, чтобы вникнуть в самую суть метафоры, являющейся основой сказки.
То, что чувствуешь сердцем, приходится транспортировать в разум и там уже необходимо облечь эти чувства в слова, передать смысл, увиденный "между строк".
Я очень надеюсь, что почувствовала мир твоих сказок так, как они того заслуживают.
СпасиБо тебе за поддержку, дорогая Светланочка! Сил тебе и творческих новинок!
Сложно анализировать
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2013 - 23:25
Конечно! Каждый читает в другом то, что есть в нём самом. У тебя получилось прочесть не только себя, но и меня
Вот это, к примеру, точно подмечено (но я этого не знала - лишь ощущала):
Большое спасиБо, Танюша
Интересно то, что через эти
Татьяна Бобровских, 30/03/2013 - 03:57
Интересно то, что через эти сказки и сама психология становится живой и настоящей, преображается, отметая всякую умозрительность. Думаю, что ещё многое можно найти в этой глубине. Просто уровень погружения соответствует личности погружаемого. Поэтому автор - это тот человек, чья глубина не имеет дна. Если конечно он руководим настоящей "Творческой интуицией". Поэтому я скажу честно - чувствую интуитивно больше в твоих произведениях, нежели смогла выразить словами.
СпасиБо ещё раз, Светочка! Думаю, что эти сказки много пользы принесут читателю!