1. Высекательница Искр
2. Собирательница Миров
3. Город Кривых Дорог
4. В Долине Драконов
5. В Галерее Высекательницы
6. Фантики
7. Фонарик
Если поздним вечером вы будете гулять по тёмному провинциальному городу — а только провинциальные города покрываются мраком в поздний час — вы можете встретить удивительную старушку с фонариком на голове. Она преодолевает огромные расстояния, двигаясь неспешно, но при этом очень быстро. Чтобы следовать за ней, вам, быть может, придётся даже бежать. Только вы не делайте этого ни в коем случае — она этого не любит.
Встреча с ней зависит не только от вас, но и от неё. Если она захочет, то, даже стоя на месте, вы обязательно успеете.
Старушка с фонариком на голове добывает сказки. Только не вымышленные, а самые настоящие. И всё потому, что фонарик у неё — сказочный. Его луч, просвещающий мрак ночи, позволяет увидеть не только пространство вокруг, но и саму суть бытия. Жизнь, посредством её фонарика, высекает искры бытия, которые с большим тщанием собирает старушка.
Когда-то я спросила у неё, как ей удаётся за один день насобирать целую корзину. И тогда старушка-сказочница пригласила меня погулять вместе с ней.
Я, конечно, обрадовалась, но ещё больше разволновалась. Ведь сказочница была не из болтливых, и потому даже не подумала рассказать мне о том, как надо себя вести, что можно и чего нельзя делать. Она бросила мне только пару фраз, которых, на её взгляд, было достаточно.
— Надо просто быть, — сказала она, — и идти вперёд. Столкновения с бытием при таких обстоятельствах неизбежны. Бытие само будет высекать из тебя искры, а ты их старательно собирай в свою корзинку.
Теперь у каждой из нас в руках была корзина, и мы шли вперёд в совершенном молчании, чтобы слушать и слышать — так говорила старушка.
Но фонарик был только на её голове. Правда, он прекрасно освещал всё пространство вокруг, упасть, споткнувшись, было невозможно. Но смогу ли я распознать вовремя тайну, я не знала.
Вмиг мы очутились на какой-то круглой планете, размером с библиотеку. Сказочница держала меня за руку, чтобы я не упала, потому что стоять мне пришлось под наклоном, встать прямо не хватало места.
— Это планета Трёх Писателей, — шепнула мне она.
Прямо перед нами действительно сидели три странных человека, не обращавшие на нас внимания. Каждый из них надувал свой шар.
— Я почти такие же умею надувать, из жвачки, — сказала я довольно громко. — Только мои намного меньше и быстро лопаются...
И в ту же минуту лопнул шар одного из Писателей. Взрыв был небольшой, но всех нас покрыло какой-то пылью с запахом селёдки, а всё пространство вокруг нас засыпали рыбьи головы и скелеты.
Писатель гневно взглянул на меня и неожиданно заплакал. Потом он начал нервно теребить ворот своей рубахи, говоря, что он самый несчастный на свете писатель, потому что ему всегда мешают работать.
А два других без тени смущения продолжали надувать свои шары.
— Рассмотри внимательно оба шара, — снова шепнула старушка. — Потом расскажешь, чем они отличаются.
Я смотрела, смотрела, но так ничего и не увидела: шары как шары. Пока сказочница не направила на них свой чудо-фонарик.
Надо же! В луче света я отчётливо заметила, что внутри первого шара живут какие-то люди, растут деревья и даже солнышко светит: всё, как в жизни. Вон мальчишки дерутся, и я, кажется, слышу их голоса и плач обиженного...
Вот это да! Я едва смогла оторвать свой взгляд от живого шара, чтобы хоть краешком глаза посмотреть на другой, внутри которого были только буквы, газетные обрывки, какие-то книги — и никакой жизни.
Вдруг свет погас, и мы погрузились в абсолютную тьму. «Может, сказочница выключила свой фонарик?» — подумала я и крепко сжала её руку.
В полной темноте прозвучал её вопрос:
— Ну что, заметила?
Я ответила, что только у первого Писателя шар был живой внутри.
— Правильно! — воскликнула мне в самое ухо старушка и включила фонарик. Она пристально посмотрела мне в глаза и произнесла:
— Этот Писатель — мой давнишний друг, он — Высекатель Искр, как и я. Когда он надувает свой шар, жизнь просто не может в нём не струиться, потому что Писатель выдыхает искры.
— А тот, другой, у которого в шаре только буквы?
— О, это очень умный человек — настоящий профессионал. Он долго учился своему ремеслу, прочёл много книг о том, как стать и быть писателем. Но он не умеет высекать искры, ему кажется, что жизнь можно просто выдумать, главное — сделать это по правилам.
— Интересно. А почему лопнул шар у третьего Писателя?
— Он — ненастоящий. Этому человеку просто очень хочется прослыть писателем, чтобы его имя печатали в газетах, чтобы о нём писали даже на заборах. Потому он пьёт водку и закусывает селёдкой, ожидая прихода вдохновения. Но он не в силах выдуть собственную планету.
— Чего-чего? Вы хотите сказать, что планета Трёх Писателей — не настоящая, а кем-то надутая?
— Эту планету создал мой приятель для своих друзей, чтобы им было где поиграть. Только выдутый — ещё не значит ненастоящий!
Старушка отвернула от меня свой фонарь, направив его на дорогу. И мы снова пошли по знакомой улице, быстро приближаясь к дому.
— Я всё же не понимаю, что это было? — попыталась я остановиться, потому что вовсе не хотела уходить.
— Искра. Ты увидела отсвет бытия.
— Да-а-а? И вы положили эту искру в свою корзиночку?
— Нет, эта искра лежит в твоей корзинке. Если захочешь, напишешь потом сказку.
— Ух-ты! А что вы делаете со своими искрами? Тоже пишете сказки? Я бы хотела почитать вашу книгу.
— Нет, моя дорогая! В моей корзинке слишком много искр, чтобы заниматься такими пустяками. Если я сяду писать книги, то у меня останется слишком мало времени, чтобы собирать искры. Для меня главное — высекать их и собирать.
— А зачем они вам?
— Я собираю искры бытия, чтобы быть, — с улыбкой произнесла старушка. — А ещё — они помогают быть другим людям.
— Но откуда же людям знать про ваши искры, вы же не пишете книжек?
— Я плету Полотно Жизни — это куда более важное занятие, поверь. И у этой «книги» есть свои «читатели». Не думай, что знания передаются только с помощью книг! Всё, что я увидела, теперь легко смогут увидеть и другие люди, если только захотят, если будут искать искры бытия. Понимаешь? Самое трудное — высечь искру и положить её в корзинку. А рассмотреть уже найденную кем-то — намного проще. В мире очень много искателей искр, куда больше, чем высекателей. Они как раз и будут потом писать книги.
Мы вновь пошли по тёмной улице, всматриваясь в пространство, освещаемое лучиком сказочного фонаря. А я всё думала: почему мне удаётся разглядеть лишь мокрый асфальт и кусты, а старушка-сказочница видит разные сказочные тайны?
— Просто дождь прошёл, — словно ответила на мои мысли старушка, — потому и асфальт мокрый.
— А почему же тогда мы не намокли?
— Во время дождя мы с тобой рассматривали искру, лежащую сейчас в твоей корзинке. А вот и твой дом. До завтра!
И мы расстались. Придя домой и вкусно поужинав, — я ведь очень проголодалась за время прогулки — я, наконец, решила внимательно рассмотреть свою искру. Но в корзинке ничего не было. Может быть, я её потеряла? Или, может, она видна лишь в луче фонаря сказочницы? Остановившись на последнем, я крепко уснула, чтобы завтра вновь пойти высекать искры вместе с доброй старушкой.
См. также «Высекательница Искр» глазами психолога
«Высекательница Искр» глазами философа
Читать (скачать) книгу «Высекательница Искр» в pdf
Комментарии
Внутренний голос
Екатерина, 31/10/2013 - 22:45
Удивительно тонкая, умная и филосовская сказка, дающая пищу для ума и простор для фантазии. Яркие, сочные образы, ни одного лишнего слова. Я восхищена манерой и стилем автора! С нетерпеним жду не сказку, но целую книгу.
СпасиБо :)
Светлана Коппел-Ковтун, 31/10/2013 - 22:47
Дорогая Екатерина, Вы меня сделали счастливой Вашим отзывом. Но книгу ждать не надо, она уже есть и её можно приобресть даже в бумаге.
Храни Вас Господь!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Дорогая
Ольга Цвиркун, 08/05/2013 - 23:43
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогая Светлана,
Спаси, Господи, за такую замечательную философскую сказку-притчу! Она напоминает поле, усеянное перлами-истинами, которое хочется созерцать, каждый раз находя все новые и новые глубины.
Очень мудро и читается с удовольствием!
Ура!
Светлана Коппел-Ковтун, 08/05/2013 - 23:48
Воистину Воскресе!
Я рада, что Вам понравилось, Оленька. Многие образы родились благодаря беседам. Иногда надо что-то просто объяснить, вот и приходит на помощь воображение, а в результате появляются такие сказки.
Радости
Спаси, Господи,
Ольга Цвиркун, 09/05/2013 - 18:48
Спаси, Господи, Светлана!
Творческого Вам вдохновения и неиссякаемой Пасхальной радости!
На Экзюпери внешне - похоже
Монахиня Евфимия Пащенко, 22/06/2010 - 18:48
Да, внешне похоже на "Маленького Принца". Но ближе все-таки к Г. Андерсену. У него есть сказка "Что можно придумать". Тут и некий юноша, решивший "к Пасхе сделаться поэтом", и старушка, владеющая очками и слуховым рожком, позволяющими видеть и слышать суть самых простых вещей. Кстати, она и говорит об источнике творчества похоже: "нужно обладать даром разумения, уметь, как говорится, поймать солнечный луч" (между прочим, там говорится и о вере в Бога - "...ты еще мало читал по вечерам "Отче наш" - потому не умеешь смотреть на вещи как следует). Образы похожи - луч ли солнца, искры ли - источник истинного творчества СВЕТЕЛ, ибо "...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1,5). Хороши там символы лжетворчества - пустые шары, набитые трухой и газетными обрывками. И намек на Господа, создавшего планету для писателей... Потом прочту дальше продолжение сказки. Хотя это, скорее, притча. Но спасибо, утешили! Е.
Высекательница
Светлана Коппел-Ковтун, 23/06/2010 - 10:28
И Вам спасиБо, матушка, за отзыв. Мне, конечно, интересно читать о том, как читают мою Высекательницу другие и кого она им напоминает. Для меня-то она - моя, ни на кого непохожая. Вот только успеть бы выписать, запечатлеть увиденное. Надеюсь, вскоре допишу третью историю. А, Бог даст, и больше
Здесь, признаюсь, и в мыслях не было подобного. Я просто писала о процессе творчества, об истинном, вдохновенном созидании, но только человеческом. Впрочем, творец и должен быть подобен Творцу. Получилось как должно было получиться
СпасиБо за подсказку, матушка!
А кто ж тогда создал оную планету
Монахиня Евфимия Пащенко, 24/06/2010 - 17:03
А кто ж тогда создал оную планету? Творец творцов? Дающий возможность творить - всем, и возможность расти и красивому цветку, и растению полезному, и сорняку? Хотя - Вы правы - читатели видят по-своему. Например, как это "...а за нею шла сама жизнь" во второй части? Хорошая фраза. А помните, в каноне Сретению Господню пронзительная фраза - как Симеон, держал Богомладенца на руках, "и яко жизнь лобзаше" Его. Каково, а? Целовал, как жизнь... Да, только люди, чей век краток, могут написать такое!
чудесно!
Ирина Куликова, 25/11/2009 - 12:02
Чудесно! Как это верно подмечено:
— Надо просто быть, — сказала она, — и идти вперед. Столкновения с бытием при таких обстоятельствах неизбежны. Бытие само будет высекать из тебя искры, а ты их старательно собирай в свою корзинку.
Надеюсь, у всех нас хватит сил идти вперед и собирать искры, а может быть и самим высекать их.
Благодарю, Ира! Жаль, что с
Светлана Коппел-Ковтун, 25/11/2009 - 12:59
Благодарю, Ира! Жаль, что с продолжением я таки зависла. Правда, вторая сказка почти готова. Осталось только до ума довести. Эх, несчастный я писатель, все мне мешает )))
высекательница искр
Ирина Куликова, 27/11/2009 - 15:59
Ждём с нетерпением!
ВЫСЕКАТЕЛЬНИЦА ИСКР
архм Аввакум, 11/11/2009 - 17:10
Даааа-а-а. Действительно в этом что то есть. Попахивает Фредерико Феллини и его бессмертной исторической лентой "Восемь с половиной" где он показывает все извилины закоулки, самые потаенные переходы и глубины авторской, творческой души. Да, верно и искрометно подмечено: мир авторов, это наш мир, то и дело надувающих свои шарики. Пока живы дуем шары и высекаем искры. Но, искры не от нас зависят, но от Провидения, от Бога. Жизнь процесс и никогда не остановка... Прекрасно...
Как я ра-а-а-да-а-а )
Светлана Коппел-Ковтун, 11/11/2009 - 18:35
Как я ра-а-а-да-а-а Вашему визиту, отченька! И, тем более, рада, что Вам понравилась моя сказочка.
Спаси Господи!
Увлекательно. Настоящий
Liza, 02/11/2009 - 12:50
Увлекательно. Настоящий слоеный пирог смыслов получился. Есть о чем поразмышлять.
Не бабушка Маленького Принца?
Мария Коробова, 29/10/2009 - 23:19
Здравствуй. Светочка! Я не умею сама писать электронные письма(все время забываю, как и на что нажимать) и, пользуясь возможностью, благодарю за удобный формат общения с "Омилией" и трогательное внимание.
А сказка-притча мне понравилась ужасно. Действительно, философская. Откровенная аллегоричность и "планетарность" вызвали ассоциации со сказкой Экзюпери. Но диалог-размышление со своим героем у тебя, мне кажется, глубже и сложнее. Похожий литературный прием я встречала у Вольтера. Я чувствую, что мне надо несколько раз перечесть, чтобы разобраться до конца. Смыслов-"вуалей" (суфийская традиция) у тебя, наверное, значительно больше. чем прочитывается и открывается сразу на месте.
Забавно, что и чисто реалистические приметы удивительно зримы и узнаваемы. Я читала лекции в Пильне, и меня понесло вечером гулять - темнота, пустота, ветер и снег - даже огоньков в домах не видно. Я так легко представила сейчас твою старушку и ее луч на этих провинциальных улочках... Красивый образ - искра (даже для меня с моей пирофобией).
И невольный вопрос угадывается - к нам ведь, да? - А что в твоей корзинке, а ты умеешь высекать искры?..А ты смог "выдуть" что-нибудь стоящее для людей или только ждешь славословий на заборах?..
В общем, спасибо за пищу для души и разума. Успехов! И пиши, пиши продолжение скорей.
Не исключено )
Светлана Коппел-Ковтун, 30/10/2009 - 01:20
БлагоДарю, Мария, за такой пространный коментарий к моей сказочке. Очень рада, что и тебе она понравилась.
Может ли моя Высекательница быть бабушкой Маленького Принца, сказать затрудняюсь ( я ведь люблю точнось в словах, а точного ответа на этот вопрос я не знаю). Но вероятность положительного ответа существует. Когда я закончу эту сказку, тогда подумаю
для тех "кто в теме"
Сергей Шалимов, 29/10/2009 - 14:38
... каждый из образов имеет и имя и место в реальном пространстве и времени... Очень узнаваемо и очень знакомо. Редкая способность, Света, у тебя - преобразовывать эмоции в прозаические буквы. Мне кажется, что искры у тебя и без старушки получатся завтра.
А кто был прообразом старушки? )))
Никаких прообразов!
Светлана Коппел-Ковтун, 29/10/2009 - 15:00
Все это - лишь идеи. Образы из сказки - чисто умозрительные )
ясно
Сергей Шалимов, 29/10/2009 - 17:16
..., что называется "все сопадения имен и событий совершенно случайны и непреднамеренны"... ;) Проблемы есть только в персонификационных ассоциативных реакциях индивидуальных отдельно взятых читателей... И это - правильно! ))))
не представляю
Светлана Коппел-Ковтун, 29/10/2009 - 22:11
Я, правда, даже не представляю кого ты увидел в моей сказке
Напиши мне в личку, очень интересно.
Страницы