Вы здесь

Многие литературные произведения в школе даются «на вырост»

Книги

В некоторых школах список книг, рекомендованных ребенку-шестикласнику для чтения летом, может достигать ста (!) произведений. Народные баллады «Грозный и Домна» и «Крысолов из Гамельна», «Полтава» Пушкина и «Бленгеймский бой» Р. Саути, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта и «Дон Кихот» Сервантеса, «Дракон» Е. Шварца и «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье...

Мало того что сам список просто огромный. Почему в нем так много «взрослых» произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом читайте беседу с учителем русского языка и литературы московской школы № 57, главным редактором журнала «Литература» Сергеем Волковым.

— Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

— Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту «первого впечатления». А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия — не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги «вокруг программы». Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

— То есть все читать совсем не обязательно?

— Нет. Логика списка мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный «набор» здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут «зацепить» ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

— Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

— Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит «стрелять мимо». Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился — посмотрите, среди «ста произведений», которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это «море» и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта — спрашивайте.

— Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как «Дон Кихот»?

— Многие произведения в школе даются «на вырост». В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс «зацепить» всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. «Дон Кихот», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин» написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он — есть такая надежда — понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. «Дон Кихот» в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.

Включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит «стрелять мимо». Семиклассники не будут их читать самостоятельно

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам «Вторую балладу» Пастернака — очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить — и они сами просили: «А давайте почитаем Пастернака».

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму «Витязь в тигровой шкуре». Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный — просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не «впихивать» что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

Инфографика

— Как научить ребенка любить литературу?

— А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.

Мнения

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 «Царицыно»:

— Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето — дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, «чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются». Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети «не расслаблялись».

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

— Я считаю, что «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе — во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того «мусора», который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что «Дон Кихот» есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

— Я думаю, что читать «Дон Кихота» в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно — начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к «Войне и миру» после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что «Дон Кихота» не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги «смазывается» в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

— Я прочитал «Дон Кихота» Сервантеса примерно в таком же возрасте. «Дон Кихот» — один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей «Дон Кихота» выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. «Дон Кихот» — это универсальный образец романа. Думаю, что «Дон Кихот» из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, «взрослых» произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе «Войну и мир». Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки «Дон Кихота», то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

— Список литературы — это хорошая «шпаргалка» для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона «Остров сокровищ» и другие книги. Думаю предложить ему «Приключения Оливера Твиста» Диккенса. Все произведения из школьного списка — это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето — это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде — очень разные традиции. Где-то ребята читают «Евгения Онегина» уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

Подготовили Ксения Колесникова
и Наталья Соколова
rg.ru