Вы здесь

Простить непрощаемое

Алеша рос смышленым и бойким мальчишкой.

К своим шести годам уже знал, кем он хочет стать и что для этого нужно сделать. Первыми тремя словами, выведенными им, были: мама, небо, самолет.

Среди игр преобладали конструкторы различных моделей самолетов.
А собранные детскими руками самолетики  украшали не только детскую комнату, но и гостиную.

В тот день Майе, матери Алешки, что-то нездоровилось.
На вещевой загородный рынок вместе с приехавшими из деревни сестрой Ниной и ее мужем Никитой Майя попросила съездить соседку, десятиклассницу Наташу.

- И меня возьмите,- захныкал Алеша.- Там продаются те модели, которых у меня нет. Мне Колька из пятой квартиры говорил.
- Никуда ты не поедешь. Далеко это, только мешать будешь,- запротестовала мать.
- Да ладно, Майя, пусть прогуляется.

На рынок они приехали к одиннадцати часам.
Он уже гудел, словно пчелиный улей. Поначалу в толчее нельзя было толком понять, где и что продается.
Осмотревшись, женщины поручили Никите неотступно быть с Алешей, а сами ушли за покупками, предварительно назначив встречу на пригородном вокзале.

И какое же у них было недоумение, когда к назначенному сроку Никита с Алешей не явились.
Прождав с полчаса, они бросились их искать. Спрашивали у многих, но никто ничего определенного не мог ответить.
Уже и электричка проследовала в город, а они все бегали по окрестностям.
- Боже, что же я теперь скажу Майе?- тревожилась Нина, затем успокаивала себя,- но он же с Никитой, что же произошло?

В милиции Нина увидела багрового от раздражения мужа и, как оказалось, местного кутилу, который громко бранился, угрожал, пытался наброситься на Никиту.

Женщины тут же с порога с вопросами:
- Где, где Алешка? Что с ним? Что случилось?- расплакалась Нина.
- Успокойтесь, гражданка,- урезонил ее милиционер. - Жив ваш пацан, в больнице он.

Когда все трое примчались в клинику, врач не пустил их в палату.
- Мальчику надо время, у него шок. Вы сами понимаете, что после такого бывает...
- Какого такого?
- А вам разве не сказали? Мальчика какой-то скотина изнасиловал.

Женщины потеряли дар речи.
Никита не стал оправдываться. Он отвлекся только на минуту, чтобы посмотреть рыбацкие снасти. Когда спохватился, мальчишки рядом не оказалось.
Но, как ему потом рассказали, Алешу поманили каким-то конструктором, усадили в машину и уехали, это были местные, как их называли, битюги.

Последующие суды, экспертизы, длительная болезнь любимого сына подкосили здоровье Майи.
В третьем классе он остался, по существу, сиротой, ибо отец запил так, что имени своего не помнил.
Нина забрала мальчика в деревню, и он стал жить у бабушки по материнской линии.

В селе о нем чего только не сочиняли. Рос замкнутым. Ни с кем не дружил.
Все модели были сожжены и к своей детской мечте подросток уже не возвращался.
В это время книги были едва ли не единственным его увлечением.

Закончив школу с серебряной медалью, Алеша на удивление всем поступил в духовную семинарию.

А уже к тридцати годам имел свой приход недалеко от областного центра.
И матушка к тому времени  была, лет на семь старше его, степенная такая, все чем-то ему мать напоминала.

В один из воскресных дней перед вечерней службой он заметил в храме незнакомого мужчину. Тот был весь какой-то скукоженный, хотя одет весьма прилично. Седой совсем, с измученным лицом и,  казалось, бесцветными глазами.
Он несмело подошел к священнику и попросил исповедовать его.
Отец Алексий согласился.

Во время исповеди священник несколько раз задавал ему какие-то уточняющие вопросы, как-то изменился в лице, но,  овладев собой и осенив мужчину крестом, сказал:
- Ступайте с Богом! Молитесь! Кайтесь! Бог простит.

Отправив вечернюю службу, отец Алексий еще долго не покидал храма. Все молился.

- Господи, прости мою грешную душу.
Сегодня Твоею волею я просил  отпустить  грехи человеку, который искалечил мне всю мою жизнь. Но в душе моей продолжает жить боль и обида. Помоги мне избавиться от них. Отпусти этот мой грех!

Слезы  ручьем катились по щекам священника.

Слезы прощения непрощенного  чужого греха.

Комментарии

Светлана, добрый день!
Тема очень сильная, задевает за живое (прощение). У каждого из нас, наверное, в жизни были ситуации, когда мы становились перед выбором простить-не простить. Я, грешник, не смогу простить предательство ближнего, хотя это христианский грех. Наверное подобным образом поступают и многие, формально простив обидчика в душе оставляют обиду. Наряду с этим мои коллеги в госпиталях Афганистана и Чечни боролись за жизнь раненых и больных тех, кто стрелял в них с той стороны. Много фактов из опыта Великой Отечественной войны, когда наши медики оказывали помощь раненным фашистам, не говоря уже о лечении и даже питании местного немецкого населения.
Священник это только связующее звено с Богом. Человек может не простить. Простит ли Всевышний? Вот в чем вопрос.
Я за отмену моротория на смертную казнь. Это,наверное, тоже мой грех. Так как только Господь может распорядиться кому и сколько жить.
Спасибо!

Светлана Демченко

Виктор Митрофанович, спасибо за отклик.

Рада,  что мое скромное повествование вызвало у Вас желание высказаться на эту тему. Согласна с Вами: душе не прикажешь, как ей поступить на самом деле. Наши поступки -  только верхняя часть айсберга, остальное - труд душевный - под водой, не видно. Водночасье серьезные обиды не проходят.При этом, конечно, значения исповеди не переоценить. Ни для обидчика, ни для обиженного. Она облегчает и ношу обиды, и ношу вины. Осознание того, с чем ты идешь по жизни, непреходяще.

БЛАГО-дарю.

Света, рассказ не может оставить равнодушным, потому что тема - многогранна и сложна. И ещё человек подсознательно старается избегать столкновений или каких-либо точек соприкосновения с подобными ситуациями. Даже выслушать такую историю непросто, а что говорить о том, чтобы пережить самому...

Света, вот тут, как мне кажется, допущена логическая ошибка:

А уже к тридцати годам имел свой приход недалеко от областного центра.
И матушка появилась, лет на семь старше его, степенная такая, все чем-то ему мать напоминала.

Матушка не может "появиться вдруг" через какое-то время служения батюшкой на приходе. А в рассказе как раз создаётся такое впечатление, будто сначала священник начал своё служение, а уж затем "появилась" матушка. Как-то нелогично это.

И финал рассказа мне показался скомканным. То ли не хватило каких-то подробностей в описании человека, принесшего своё покаяние. Потом, не понятно каким образом он появился в этом глухом селе. И вот эти слова священника тоже не совсем передают характер внутренних переживаний: 

я просил  отпустить  грехи человеку, который искалечил мне всю мою жизнь.

Я увидела в этой фразе нахлынувшее чувство обиды, причём, сильнейшей обиды. Поэтому, последняя фраза очень сомнительна. 

Простите мне за вторжение и замечания. 

pinguins

Светлана Демченко

Татьяна, здравствуйте!

Рада, что Вы не остались равнодушной к этой истории.

Сразу же по  порядку Ваших замечаний.

1. Если это так воспринимается, значит, отредактирую. Спасибо resent

2. Да, обида присутствует, как у всякого земного человека. Она , по Достоевскому,  все же жила"на дне"(такое не забывается даже  на уровне физического плана), но всплыла. Это уже психологическая проблема. Не будь этой и последней фразы, нельзя было бы передать чрезвычайную нравственную  глубину и противоречивость этой  ситуации.

3. Последняя фраза выражена парадоксальным художественным выразительным средством - оксюмороном сознательно. В ней заключено допустимое с недопустимым, невозможное и действительное.

Пожалуй, в эту фразу вложен весь противоречивый, даже парадоксальный смысл ситуации.

4. Домысливать можно, конечно, многое. Этой истории хватило бы, как я уже здесь писала, и на повесть, и на роман. Я ограничилась коротким рассказом, новеллой. И это, надеюсь, мое авторское право. А читателя - думать , предполагать, рассуждать. Это очень важно, если текст к этому располагает. Если читатель не безразличен, ему интересно,- это награда для автора.

4. Считаю, что вторжения не было, за  высказанные суждения спасибо.

БЛАГО-дарю.

Тема трудная, наитруднейшая наверное.

Я много, очень много размышляла о прощении/непрощении реального зла, потому всегда с усмешкой слушаю тех, кто считает зло чисто субъективным, мол, главное, смотреть добрыми глазами. Нет, конечно. Зло - реально, и отношение к нему - труднейшая проблема для живого сердца.

С одной стороны хорошо сказала Ольга Седакова:

Я жизнь. Я непрощенье
в порыве жить в живом.

Делаю акцент на непрощении, но именно в порыве жить в живом (так она сама подчеркнула).

С другой стороны (об этом мы говорили с о. Фёдором Людоговским) простить можно только того, кто реально просит прощения, кто огорчен своим низким поступком. И в данном случае, мне кажется, как раз так и есть. По своему опыту претерпевания реального зла и насилия над собой могу сказать: христианину это несложно, ибо злопамятность - чувство нехристианское. Раскаявшийся мучитель - счастие, мечта христианина. Куда труднее говорить о грешниках нераскаянных, о мучителях, которые не осознали своего чудовищного состояния, которые не сожалеют о причиненном зле. Тут, наверное, непрощение по Седаковой имеет право на существование, иначе мы станем соглашателями с преступником и преступлением.

Светлана Демченко

Добрый вечер, Светлана!

Тема действительно сложная своей многоаспектностью. Обида ведь поражает и ментальный, и физический, и душевный, и эмоциональный, а иногда и духовный планы.Часто бывает так: умом вроде все понимаешь и искренне стараешься простить, а душа протестует...

Понятна установка в православии,  что нельзя простить  не раскаявшихся грешников. Но ведь "чужая душа - потемки"?! Вон сколько их принародно формально кающихся; да, они кланятся ликам, но не сути, ибо выйдя из храма, продолжают творить беспредел и беззаконие.

В основе этой новеллы(короткого рассказа) - реальная история. Ее бы хватило и на роман, и на повесть.

Ибо, помните? по Ф.Достоевскому - в каждом из нас есть совсем не хорошее "подполье". Очищение - большой труд и одной исповедью его не осуществить.

В данном случае разделяю Вашу точку зрения, что непрощение имеет место быть, ибо это будет соглашательством с преступником и его злодеянием.

Спасибо за Ваш обоснованный отклик и внимание к этой скромной работе.

БЛАГО-дарю!

Невыносимо тяжелую ситуацию описали вы, Светлана. Всегда ненавидишь насильника, и как его простить?! Но вот в журнале "Юность" когда-то было письмо подростка, которого насиловал брат, вернувшийся из тюрьмы. Через какое-то время насильник опять в тюрьме.А младший брат, поначалу вздохнувший с облегчением, позже почувствовал, что ему вновь хочется испытать того "братства". Вот тогда я со страхом поняла, как страшна зараза мужеложства (да и пр. не лучше). Вот и насильник из вашего рассказа, возможно, тянет из детства свою беду. Тысячи лет эта пакость смердит, и невинные принимают муки насилия.Отче, Ты один можешь нас очистить от грехов. Спаси невинных, спаси и насильников, - все Твои дети. Господи, помилуй! Всего доброго, Светлана, - Т.К.

Светлана Демченко

Спасибо, Татьяна, что заинтересовались и темой, и содержанием новеллы.

Вы правы, мужеложество - зло, проблема века. Эта   моральная, физиологическая хворь пустила глубоко свои щупальца в обществе.

Невинных искренне жаль. Это правда. Но преступники должны нести наказание за содеянное...

Многие ведь не раскаиваются или формально каются. И в этом-то и заключена основная нравственная  проблема.

Остается только уповать на волю Божью и милость.

БЛАГО-дарю.

Сильная история, Светлана... И всё же "прощение непрощённого чужого греха" оставило меня в непонятках. Кто кому не простил? Или простил священник, а Бог не простил? Мы разве можем знать, что и кому Бог прощает или не прощает?.. Вот честно, я от последней фразы в мысленном тупике. Доцент тупой, с кем не бываетpardon

Светлана Демченко

Спасибо, Оксана, и за прочтение, и за Ваши эмоции.

Рада, что Вы заприметили эту "умную глупость" - ОКСЮМОРОН, выраженный последней фразой.Вы, видимо,  знаете, что оксюморон — это словосочетание из двух слов, которые противоречат друг другу.
Первая часть этого слова  «оксю» в переводе с греческого означает «острый», а «морон» — тупой. Иносказательно оксюморон  можно перевести как «умная глупость».

Я сознательно прибегла к этому художественному приему, чтобы подчеркнуть сложность, неоднозначность, некоторую парадоксальность рассматриваемого явления.

Что касается Вашей фразы "Доцент тупой, с кем не бывает" - всего лишь эмоция с налетом  женского лукавства. mosking

БЛАГО-дарю.