Жил-был на свете писатель. Да не простой, а православный. Ездил он по святым местам, посещал Божии храмы и святые обители, и привозил из тех поездок сюжеты для своих книг о Святой Руси, да о благочестивых людях, для которых жизнь — Христос1, а Отечество — Царствие Небесное. Так жил и творил писатель год за годом, до самой старости, воспевал Православную Русь-матушку, светло светлую и прекрасно украшенную красотами многими: храмами белокаменными с куполами золочеными да колоколами велегласными, обителями честными, в коих иноки благочестивые денно-нощно о мире и спасении всего мира молятся, образами чудотворными и источниками многоцелебными. А наипаче же — сияющую верой Православной, юже прияхом мы тщанием святого равноапостольного князя Владимира и бабки его, мудрейшей из жен, великой княгини Ольги. Да позавидовали той красоте силы темные, преисподние, и послали на Русь из стран полночных хитрецов-кознодеев, с медом на устах, с коварным умыслом в сердце. Обаяли те хитрецы Русь-матушку злой волшбой, застили ее ясные очи мраком безбожия, тщатся погубить ее на веки вечные. Только зря стараются злочестивые, ибо не перевелись еще на нашей земле люди Божии, Православную веру хранящие. Спасут они Русь, вымолят у Господа: да прозреет она, да очистится покаянием и да воспрянет во славе, и будет та слава ярче прежней во веки веков, аминь. Так проповедовал в своих книгах тот писатель, так и сам веровал, и благодарил Господа за то, что сподобил Он его Божие дело творить: защищать и насаждать на родной земле святую веру Православную.
* * *
Раз надумал писатель съездить в гости к своему сыну, да к невестке, да к внуку Сашеньке. Надо сказать, что нечасто бывал он у своих родных. Ведь разве Божие дело, которое он творил, было не важнее дел мирских? Разве возрождать Православную веру на Руси не насущней, чем пещись о житейском? Да и разве мало он сделал для своего сына? Крестил его, заповедям Божиим выучил, в люди вывел. Невесту ему подыскал благочестивую, чтоб была у них не просто семья, а домашняя церковь. Квартиру им купил, и первым делом батюшку пригласил, дабы ее освятить. Ведь всем известно: кто в освященных стенах живет, тот живет свято. А как родился у молодых сынок, назвал его писатель в честь святого благоверного князя Александра Невского, великого защитника Русской земли, а по кончине — неусыпного за нее молитвенника. Да хранит угодник Божий дитя, его заступлению вверенное, и да наставляет его жительству во всяком благочестии и чистоте.
Каждый раз по приезде к родным дарил им писатель свои книги: уже целых две полки занимали они, а сколько еще к ним прибавится? Привозил им из святых мест многоразличные святыни: расписные камешки из дивного Дивеева, соловецкие резные ложки с благословляющей дланью, афонские четки, греческие иконы, иорданскую воду да свечи, зажженные им от Благодатного огня в светлый день Христовой Пасхи. Ведь разве есть на свете что-либо ценней святынь? Правда, с некоторых пор стал писатель примечать, что сын с невесткой принимают его дары без особой радости. Да, видно, это оттого, что устают они на работе. Что ж, по Божией заповеди велено человеку хлеб свой в поте лица вкушать2. Да и Сашенька, хоть и мал, а вон какой труженик — круглый отличник. Вот что значит православный!
И сейчас порадовал внучек дедушку своими успехами:
— А знаешь, деда, я вчера пятерку по английскому получил!
— Молодец, Сашенька. — похвалил его писатель. — И за что ж тебе пятерку поставили?
— За рекламный клип! — сообщил внучек. — Хочешь, покажу?
Писатель поморщился. Потому что терпеть не мог всех этих иностранных названий. Пицца… Нет бы сказать по-русски: не пицца, а пирог! А вот как перевести слово — клип?.. Да, хитры злокозненные лукавцы из стран полночных — знают, что если отучить народ от его родного языка, он и веру свою забывать станет. Впрочем, стоит ли опасаться за Сашеньку? Вон, сколько икон у него над письменным столом висит, да еще лампадка теплится — дедушкин подарок, с самого Афона. Да от стольких святынь любая злая сила убежит без оглядки…
Тем временем Сашенька плюхнулся на крутящийся стул, привычным жестом включил компьютер и бойко забарабанил пальцами по клавишам…куда бойчей, чем его дедушка — по клавишам пишущей машинки (будучи православным, писатель не пользовался младшими собратьями брюссельского «Зверя»)3… На экране компьютера появился домик, похожий на той самый, пряничный, в котором каждый из нас в детстве мечтал поселиться. И белокурая девочка в кружевном платьице, напоминающая ангелочка с рождественской открытки. Вот она взяла телефон и набрала номер:
— Алло! Это пиццерия «Пингвин»? Я бы хотела заказать пиццу…
И вот уже целая армия поваров в белоснежных халатах и высоких колпаках захлопотала над приготовлением пиццы. Вот на тонкую лепешку бережно положили нежнейший сыр, кусочки сочных, ярких помидоров и оливки, щедро усыпав все это ароматным базиликом. Вот свежесостряпанный кулинарный шедевр с подобающими почестями поместили в печь. Вот уже дымящуюся, благоуханную, румяную пиццу упаковали в коробку, и, перевязав ее пурпурной ленточкой, вручили мальчику-рассыльному. И он понес заказ…
На пути его разверзались бездонные пропасти и разливались бурные реки, над его головой со зловещим свистом пролетали пули и корабли инопланетян, похожие на видения из ночных кошмаров. Мир рушился и летел в бездну. Но подросток в форме рассыльного пиццерии бесстрашно шагал вперед, ведомый долгом. Он должен был доставить девочке ее заказ!
Старый писатель смотрел на него и вспоминал давно минувшие времена, когда он еще не был ни писателем, ни православным, а был всего-навсего обыкновенным советским пионером с красным галстуком на шее. И носил на груди, у самого сердца, значок, на котором среди языков пламени белел чеканный профиль вождя и дедушки всех советских детей. Именно тогда он впервые прочел и на всю жизнь запомнил историю о маленьком мальчике, свято хранившем верность данному им честному слову. А много лет спустя ему в руки попала книга того же писателя под говорящим за себя заглавием — «Верую»4. И он узнал, что автор полюбившегося ему в детстве рассказа был православным… Вот и его верующий внук снял клип о верности долгу…не случайно же вера и верность — однокоренные слова.
Тем временем перед мальчиком раскинулся бушующий океан. Но и эта преграда не остановила его: он отважно шагнул навстречу взметнувшейся над ним волне. Она вознесла его к небу и мягко опустила на золотистый песок, которым была посыпана дорожка, ведущая к пряничному домику. Мальчик поднялся на крыльцо и позвонил. На пороге показалась белокурая девочка, похожая на рождественского ангелочка, и он подал ей коробку, перевязанную алой ленточкой.
Писатель ждал, что будет дальше. Впрочем, угадать нетрудно: сейчас девочка поблагодарит маленького героя. А потом скажет ему: «давай дружить». Ведь именно так и кончаются все православные истории…
Однако вместо этого девочка произнесла совсем иные слова:
— Что ты стоишь? Чего тебе надо?
— Простите, мисс. — вежливо произнес мальчик. — Я доставил ваш заказ. Теперь вы должны оплатить его.
Неожиданно в руках девочки блеснул револьвер:
— Вот тебе плата! Получай!
Резкий хлопок: и мальчик упал замертво к ее ногам. А на экране появилась надпись: «Пицца «Анжелика» — убийственно вкусно! Спеши попробовать».
— Что эт-то? — едва вымолвил писатель, потрясенный увиденным.
Внучек обернулся. Лицо его светилось безмятежной и самодовольной улыбкой:
— Ну, деда, ты даешь! Я же тебе сказал: это реклама пиццы. Если хочешь знать, весь класс ржал, когда я им это показывал. Даже училка смеялась. А потом поставила мне пятерку. Ведь, правда, смешно! Он ей нес-нес… А она его бах — и наповал! Ха-ха-ха!
Но старый писатель не смеялся. Он с ужасом смотрел на хохочущего внука. Так человек, рьяно тушивший пожары в домах своих ближних, глядит, как пламя бушует над крышей его собственного дома, оставленного им без присмотра…
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Флп. 1, 21.
- Быт. 3, 19.
- Мегакомпьютер, построенный в Брюсселе в далеком 1974 г.
- Речь идет о писателе Л. Пантелееве, авторе знаменитой «Республики ШКИД», а также ряда рассказов, в том числе — упомянутого здесь «Честного слова».
Комментарии
Доброго здоровья, дорогая
Ирина Горбачева, 24/08/2014 - 12:24
Доброго здоровья, дорогая матушка Евфимия. Сюжет Вашего рассказа, напрямую связан с тем, что происходит сейчас в мире. Утрата ценностей приводит к агрессии. Добра Вам и здоровья.
Это не ново, это было всегда
Монахиня Евфимия Пащенко, 24/08/2014 - 19:31
Спасибо, что прочли, уважаемая Ирина! Но это не ново, это было всегда. Скажем так, проблема "отцов и детей". У нашего северного писателя Федора Абрамова есть на этот сюжет дилогия на реалиях северной деревни - "Пеагея и Алька". А мы с Вами помним страшное стихотворение Багрицкого-Дзюбина "Смерть пионерки". О том же. Я сгустила краски...но разве не бывает такое? Человек, спасающий других, проглядел крах духовных ценностей в собственном доме.
Да, итог - агрессия. И безразличие. И смех - там, где надо бы проклинать и плакать.
Остается утешаться лишь надеждой - Бог поставит все на свои места. Да будет!
Спасибо Вам! Е.
Читая первую часть,
Марина Алёшина, 19/05/2014 - 15:54
Читая первую часть, написанную почти по церковно-славянски, смеялась от души. Конец, конечно, страшный. Мораль ясна: думая, что благодетельствуем дальним, вредим своей нелюбовью (равнодушием) ближним.
Весьма остроумно и метко описано. Многажды узнаешь себя, и за это - благодарность автору! За то самое: "на кем смеетесь"?
Страшнее всего то, что это правда
Монахиня Евфимия Пащенко, 19/05/2014 - 16:08
Страшнее всего то, уважаемая Марина, что это правда. И сам писатель (он узнаваем, я только придумала рассказ о его семье и додумала причину...понятно, вышел сказочный герой, и хорошо, что так) рассказал это все между делом. Собственно, додумана и причина, почему внук вырос таким. Скорее всего, так и есть.
Но это и впрямь - "о страшном": неприятие детьми идеалов, за которые сражаются и умирают отцы. Вечная тема...
А насчет церковнославянского - старалась...хотя это получилось напыщенно-смешно. "Юже прияхом..." Сказывается давний опыт клиросной читки, когда каждую вечернюю службу передо мной лежали еще дореволюционные Минея и Октоих, а то они же - в приятном обществе "пименовской" зеленой Триоди. Увы, незадолго до моего отъезда это подлинное великолепие (представляю Ваши горящие глаза!) заменили на новодел, причем Минеи напечатаны русским шрифтом...
Но я помню...в том числе трогательное "Господи Сил, с нами буди..." И после этого не так страшно писать и читать "о страшном".
Петрония прочла. Д.И. посоветовал посмотреть фильм...кажется, Дзефирелли (путаю его с П. Пазолини). Там иначе, страшней. Маскообразные лица с неизбывной скорбью в глазах (даже посреди оргий). И герой, сознающий свою отдаленность от Неба, но не ведающий пути к нему. У Петрония все проще - похождения авантюриста. Но читать не просто - разгул и разврат по полной. Моя книжка еще оказалась с купюрами... Однако не жалею...тоже - "о страшном" - куда заводит жизнь без Христа.
С любовью - Е.
Злободневно.
Елена Шутова, 06/05/2014 - 13:55
Как всегда, злободневно. Сколько домов человеческих душ разорено и разрушено! А сколько устроителей чужих домов в огне! А в огне брода нет...
Христос воскресе, матушка! Божией помощи во всех Ваших трудах.
На самом деле тема глубокая и вечная
Монахиня Евфимия Пащенко, 06/05/2014 - 21:32
Воистину Воскресе, уважаемая Елена! Спасибо, что прочли. Текст уже потащили по сайтам...и слава Богу. Кто что вычитал. На самом деле, тема старая и вечная. Можно сделать деда монархистом, а внука - народовольцем или большевиком, можно изобразить коммуниста и православного... вечная тема - идеалы отцов не нужны и чужды детям. И то, что ужасает стариков, вызывает смех у их потомков.
Прототип был реальный...я просто малость утрировала и попыталась домыслить, почему дети писателя от него отвернулись. Но мне жаль его...как жаль Дон Кихота, например. Ведь хотел-то он доброго...
Но вот вчера в "Новой Опере" слушала "Князя Игоря" в нестандартной трактовке. История о человеке, пошедшем супротив воли Божией (знамением каковой для людей того времени было пресловутое солнечное затмение), ввергнутого за это в ад (каковым там показано царство хана Кончака, а сам оный - этаким квазивельзевулом) и вернувшегося в мир живых очистившимся и...иным. Спасшимся, но как бы из огня (не примпомню это место у Апостола Павла). Доброе намерение - защитить Русь обернулось для нее злом из-за Игоревой гордыни...принесло разорение и анархию...
И все о том же...вечно...
Спасибо Вам! Е.
Творчество
Елена Шутова, 10/05/2014 - 01:30
тем и хорошо, что не отбирает свободы, как у писателя, так и у читателя: свой найдет и своего, и свое - по духу. Хотелось бы - по Духу. Господь посреди нас, матушка.
...и есть, и будет
Монахиня Евфимия Пащенко, 10/05/2014 - 07:22
...и есть, и будет, уважаемая Елена. И, к счастью, пока на авторскую свободу не посягает никто - по крайней мере, на свободу воробьев, синиц и куликов от пера. "Кулик невелик, а все ж птица..."
А тема - просто страшная. И призывы "спасать наших детей" бессмысленны. В свое время наши родители тоже нас "спасали", когда мы крестились. Как это было, во что выливалось и чем кончилось - известно. Наверное, это всеобщая участь "отцов-детей"...
Однако...
Елена Шутова, 05/07/2014 - 23:53
Самым действенным, думается, остается все-таки известный давний совет о спасении: спасайся сам...Быть может, и всеобщая участь "отцов-детей" к этому побуждает...
"Совет хорош, сказал Гаврош"
Монахиня Евфимия Пащенко, 06/07/2014 - 08:40
Совет хороший. И единственно правильный. Хотя...на днях открыла "в электронке" третью часть воспоминаний В. Фигнер. Думаю, Вы не удивитесь такому откровению. Первый раз воспоминания Фигнер (первый том двухтомника) я увидела на столе у дедушки: он взял их из библиотеки и читал. Разумеется, любопытная внучка сунула нос в книгу...После того я несколько раз перечитывала оные воспоминания. Но - то ли в 50 лет все воспринимается на так, как в 25, то ли еще что...хотя Фигнер Господь дал страшную кару (помимо Шлиссельбурга): увидеть, как дело, за которое они боролись, погибло...погублено продолжателями. А будь она помоложе: погибла бы, как Спиридонова или Савинков.
Не знаю, кем была Фигнер для дедушки. Полагаю, чем же, что для автора "Как закалялась сталь". Для меня...жаль ее. Наверное, то, что она увидела после 1917 г., было самым худшим наказанием для нее... А ведь ей приходилось встречаться с очень неординарными верующими людьми...только сама она была слишком горда, чтобы пойти за Христом.
То ж с "Оводом". Для людей старших поклоений: история героя, восставшего против много-чего. Читаю и вижу: истеричного Артура и...несчастного человека, которого погубили последствия нерескаянного греха перед Богом. Для меня герой "Овода" - Монталелли.
А как тут быть?
Для меня сейчас
Елена Шутова, 06/07/2014 - 23:11
герой "Овода" тоже Монтенелли - сейчас. К сожалению, поразмышлять о судьбе В.Фигнер не могу: малообразована в этом. К сожалению потому, что с Вами, матушка, интересно общаться. Есть соображение относительно потрясений в обществе по причине "отцы и дети": накопление критической массы греха самости вследствие охлаждения жизни по Евангелию - внутренней жизни, т.к. внешнея может быть вполне и создавать видимость внутренней. "Берегитесь закваски фарисейской". На полноту осмысления не претендую, т.к. всестороннего видения не имею - всего лишь моя кочка зрения. С рождеством Иоанна Крестителя, матушка. Для меня радость вдвойне,т.к. Предтечу Господа считаю покровителем своего брака, жаль, не венчаного - не осознанно так совпало много-много лет назад. Мира, любви и согласия в сердцах наших, домах и землях.
Вы о казирелигиозности
Монахиня Евфимия Пащенко, 07/07/2014 - 04:39
Вы имеете в виду квазирелигиозность, уважаемая Елена? Думаю, мы в этом окажемся единомышленниками. В конечном итооге, что Фигнер и компания, что их идейные наследннички - эсеры, что победившие их большевики - квазирелигиозны. Со своей иконографией, квазижитиями (революционеры, пионеры-герои), ритуалами типа принятия в октябрята-пионеры, и.т.п. Без Бога - никуда, и кто того не знает?!
А Иванов день... Вон, вчера на Чистых прудах, видела девиц в сарафанах-веночках. Правда то хорошо: через костры не скакали и никого не кунали в грязный пруд (к вящей радости обитающих там уток-огарей).
Для меня это - день рождения в Церковь: в первый раз зашла в храм, и вот, там осталась. Крещение помню смутно. Иванов день (точнее, вечер) 1985 г. в Вологде не забуду, пока жива.
Господь Сил да будет со всеми нами! Е.
Это страшная история. Но к
Валентина Назарова, 03/05/2014 - 08:06
Это страшная история. Но к сожалению, почти в каждой постсоветской семье вырастают такие внуки. Как их оградить от тлетворного мира? Как достучаться до сердец своих детей, которые в круговерти суеты не видят, что творится с душами их маленьких "гениев". А бабушки и дедушки - это же, "вечно отстающие от времени старики". Страшно за детей, а ещё страшней за внуков. Спасибо за рассказ. Очень злободневно.
Горький называл это
Монахиня Евфимия Пащенко, 03/05/2014 - 09:46
Да, это то, что М. Горький во всеми нами во оны времена читаном "Детстве" называл "поистине страшным, буднично ужасным". Оградительные меры, вероятно, бесполезны - ведь сколько отступников вырастало в православных семьях... Причины разные. Но ведь их тоже "ограждали". Бог весть, что тут поделать.
И тема "отцов и детей" - вечная. Из наших северных писателей ее гениально раскрыл пинежанин Ф. Абрамов в рассказах про Пелагию и Альку. Юной Альке чужды ценности, которыми жила ее мать, и родная деревня - тоже. Хотя мать во многом старалась для дочки... Впустую!
А еще вспоминается мне "ужастик" от А. Майкова: название не помню. Когда дети только что погребенного пастора (понятно, цензурные соображения...), к ужасу матери, на поминках мечтают о том, как станут теперь жить. Сын, напрример, собирается в шинок, чтобы поучиться у добрых людей, как набивать кошелек. Старая мать проклинает его, крича: "издохни ты лучше, проклятый! Отец бы услышал тебя!"
"Вдруг все на окно обернулись -
Оттуда рука им грозит:
Умерший пастОр перед ними
Во всем облаченьи стоит".
Но таковые чудеса бывают лишь в сказках...
Спасибо, что прочли! Е.