«Масленичные гулянья в городе!», — от таких баннеров, афиш и постеров буквально пахнет блинами и безудержным весельем! Народ спешит в назначенный час на площади города... А там возвращаются пусть и на один день забытые традиции русского народа, яркие платки достаются девушками, женщинами из сундуков бабушек, озорно и весело играет гармонист! И вот уже запели частушки и пританцовывая все горожане вдруг превращаются в маленьких детей, жадно съедающих один-за-одним приготовленные здесь же «ну о-о-о-очень вкусные» блины. И вот кульминация праздника — сожжение чучела масленицы, традиция уходящая корнями во временя языческой Руси, ещё непросвещённой светом Евангелия. Так вы пойдете на масленицу?
Мы так часто привыкли отгораживать себя «от мира» только лишь переступив порог храма и начав ещё свое движение навстречу к Богу. Для нас многие праздники, отмечаемые до нашего прихода в Церковь становятся вдруг как бы противными, и ладно бы если на этом все оканчивалось. Мы начинаем осуждать людей, которые отмечают эти праздники, а для себя придумываем оправдание для осуждения: «хорошо, что я не в миру». Помните один персонаж из Евангельской притчи как то произнес уже нечто подобное: «хорошо, что я не такой как остальные!» ?
И вот наш знакомый, друг, или даже родственник «хорошо отдохнув», там где нам с вами просто тошно находиться, пришел в Церковь исповедовался и причастился. Конечно он не готовился так, как положено к Таинствам! Как готовимся к ним мы! И что же? Господь его покаяние примет также как наше, выстраданное молитвой и строгим постом? И Господь отвечает нам: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7). И тут то, в умах многих из нас как гром раздается фраза: «Господи, это же не справедливо!». Чтобы оградить нас от подобных, казалось бы логических умозаключений наша любящая мать Церковь подготовляя нас К Великому посту говорит нам в притчах о превозношении и гордости, о братолюбии, человеколюбии и чувстве справедливости, о милосердии и осуждении.
Масличное веселье — для нас должно стать весельем примирения с врагами, весельем прощения обид, весельем обретения когда то утерянных добрых отношений в семье. И скажите почему же не можем мы все это обрести, приходя друг к другу в гости на блины в течении масленичной недели (или же по-церковнославянски — «сырной седмицы») ? Может быть такое время провождение в теплой обстановке братолюбия и любви и должно стать нашей подготовкой к посту? Да и сжигание чучела вполне может нас отнести не к старинным временам и языческим верованиям, а к глубине нашего зачерствевшего сердца в котором накопилось много греховного мусора и ветоши страстей, от которых нам следует избавится перед вступлением на «спасительное поприще поста»! Тогда возможно другим для нас станет веселье праздника Масленицы, которое мы с радостью и душевной теплотой разделим с нашими близкими!