Вы здесь

Празднование Великой и Страстной Пятницы в Богослужении

Часть Первая: Богослужение Великой Пятницы

Великая Пятница — уникальный день по православному календарю. 

Как объясняется в журнале Православие и Мир, «Это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершённой Христом на Кресте… Пятница — день крестной смерти Христа — постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день в принципе пища не вкушается»1.

Та пятница в которую Христос был распят и погребен был первый день иудейской Пасхи («Песах»), день называющий День Приготовления для Субботы Опресноков. Своим особым постом христиане готовят себя для празднования Воскресения Христа, которое совершилось на третий день Пасхи. В праздновании Великой Пятницы, вместо литургии читаются Царские Часы, которые обращают внимание на пророчества Ветхого Завета, которые предсказали смерть и воскресение Христа. Помимо того, в Святой Земле паломники ожидают Благодатный Огонь. А православные палестинцы, живущие под оккупацией, надеются, что им будет дозволено войти в древную столицу Иерусалим в Пасху.

Великая Пятница начинается с Утрени, которая имеет особую художественную ценность: «Гимнография службы «Двенадцати Евангелий» является одним из главных достижений византийской поэзии и помимо обычных форм (тропари, кондаки, икосы, стихиры) включает пятнадцать антифонов (единственный случай в году) и «Блаженны» утрени (кроме Великой Пятницы имеются только в службе „Мариина стояния“)»2.

Утреня начинается вечером предыдущего дня, то есть в четверг. Это в частности из-за того, что по древне-иудейскому календарю, считалось, что сутки начинались с заходом солнца, в отличие от римского и нашего календарей, в которых сутки начинаются в полночь. В статье «Страстная Седмица», опубликована Свято-Елисаветинским монастырем, описывается развитие этого обряда в Иерусалиме:

Согласно письменным памятникам IV века («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского») богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени3.

Ночные события в Иерусалиме — молитва и арест Иисуса в Гефсимании, суд Синедриона и Пилата над Ним — и длительнось данного обряда в Иерусалиме в IV веке могут объяснить нынешный богослужебный устав, по которому утреня начинается около 20–00 вечера и продолжается всю ночь.

Утреня начинается с чтением 19-го и 20-го Псалмов. 20-й Псалом особенно уместный для начинания, потому что он приводит к 21-му Псалму, в котором предсказаны смерть и воскресение Мессии. В начале 20-го Псалма написано, что это Псалом Давида. В нем Давид пишет: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется… Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век».

Здесь заметно, что хотя Давид был царем, в этом Псалме он не пишет от собственного имени, а пишет о царе как о третьем лице. То есть он не пишет «веселюсь я», а пишет «веселится царь». Это напоминает то, как Давид написал в 109-м Псалме: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». О 109-м Псалме Иисус объяснил, что когда Давид говорил о «Господе Моем», он говорил о Мессии — царе который был более великим чем сам Давид.

Следовательно, когда Давид в 20-м Псалме говорит о долгоденствии царя на веки, речь идет о Мессии. Итак, этот Псалом готовит читателя для следующего, 21-го Псалма, в котором Давид пишет молитву и рассказ человека, который пострадал, умер и был воскрешен Богом.

Главная часть этой утрени относится к чтениям двенадцати отрывков из Евангелий. Чтения начинаются с прощальной беседы Иисуса с учениками после Тайной Вечери, и кончаются Его погребением. Церковь в этот день украшается черным, и чтения проводятся в торжественной атмосфере:

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и прихожане стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После утрени по благочестивому обычаю многие верующие, не гася эти свечи, приносят их домой4.

Перед седьмым из этих чтений, которое из Евангелия от Матфея — поется Прокимен в четвертом гласе: «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий». Сопровождающий стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?» (Пс. 21:19, 2А). Потом священник воспевает: «Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие» и читается из 27-ой главы Евангелия от Матфея (Мф. 27:33–54).

Это чтение сильно напоминает о только что воспетых стихах Псалма Давида, и тем самым сильно относит этот Псалом к пророчествам о Христе. В этой главе Евангелия от Матфея написано:

Распеншии же Его разделиша ризы Его, вергше жребия. И седяще стрежаху Его ту. И возложиша верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяша с Ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю. Мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста. Такожде же и архиерее ругающеся с книжники, и старцы, и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему: рече бо, яко Божий есмь Сын. Тожде же и разбойника распятая с Ним поношаста Ему. От шестаго же часа тьма бысть по всей земли, до часа девятаго. О девятем же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Или, Или, лима савахфани? Еже есть, Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?

То что Прокимен начинается с «разделением риз» и заканчивается с возгласом «Боже Мой, Боже Мой…» особо указывает на соответствие этого Псалма и страданий Иисуса в этом Евангелии. Описание страданий начинается с возгласом и заканчивается разделением риз в Псалме, но страдания перечислены обратным порядком в Евангелии, как и в Прокимене. Это дает особое видение того, каким образом евангелист увидел исполнение стихов этого Псалма.

Получается так: Разделение риз страдавшего и бросание жребия в Псалме совпадает с разделением риз Иисуса и бросанием жребия солдатами (Пс. 21:19; Мф. 27:35). То что «смотрели и глядели пристально на него» в Псалме совпадает с тем, как солдаты «стерегли Его там и поставили над головою Его надпись» (Пс. 21:18Б; Мф. 27:36–37). То что «Можно было бы перечесть все кости» Давида в Псалме напоминает о том, что на надписи было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Пс. 21:18А; Мф. 27:37Б). То что враги обступили страждущего в Псалме сходится с тем, как проходящие злословили Иисуса при распятии (Пс. 21:17; Мф. 27:39). Оскорбляющие выражения видевших страждущего в Псалме, вместе со стихами о его божественном рождении, похожи на оскорбления Иисуса первосвященниками, книжниками, старейшинами и фарисеями (Пс. 21:9–11; Мф. 27:42–43). Страдание днем и ночью в Псалме напоминает о чудесном трехчасовом затмении на земле когда Христос ближался ко смерти (Пс. 21:3; Мф. 27:45). А вопль страдавшего в начале Псалма соответствует предсмертному воплю Христа (Пс. 21:1; Мф. 27:46).

В Утрене, после последнего, двенадцатого чтения, о погребении Христа, поется в «Стихирах на стиховне» в первом гласе, который намекает на затмение солнца при распятии:

Вся тварь изменяшеся страхом, / зрящи Тя на Кресте висима, Христе: / солнце омрачашеся, / и земли основания сотрясахуся, / вся сострадаху Создавшему вся. / Волею нас ради претерпевый, / Господи, слава Тебе.

И затем поется вторым гласом «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21:19). Это повторяет для слушателей Утрени представление о страсти Христа как исполнение 21-го Псалма.

После Утрени, вместо литургии совершаются Царские Часы. Отсутствие литургии в этот день подчёркивает исключительность этого дня и тем самым — жертвы Христа на Голгофе. Соответствующее отсутствие причастия также соответствует с постом от принятия пищи в этот день. Такой пост соблюдала даже ранняя Церковь. Подобно тому, в иудаизме первенцы евреев постятся от пищи в День Приготовления, в память смерти египетских первенцев перед Исходом евреев из Египта.

Как и Утреня, возможно, Царские Часы развивались в Иерусалиме. Их гимнография содержит 12 тропарей, и хотя типикон «приписывает эти тропари Кириллу Александрийскому, сирийские рукописи атрибутируют их Кириллу Иерусалимскому, то есть на столетие раньше (IV век). При сравнении этих тропарей с тропарями часов навечерия Рождества и Богоявления, написанных Софронием Иерусалимским, обнаруживается их значительное сходство, что позволяет считать… их автором Софрония (VII век)»5.

В соответствии с черными окрашениями этого дня и отсутствием литургии, «перед началом богослужения священник, облачившись в чёрные епитрахиль, поручи и фелонь, в предшествии свещеносца и диакона со свечой и кадилом выносит Евангелие на середину храма, где кладёт его на аналое и начальный возглас произносит уже на середине храма»6.

Первый Час начинается с рассветом, который считается первым часом дня по древне-иудейскому и богослужебному исчислениям времени. В начале первого часа читаются несколько Псалмов, включая 21-й. В отличии от Утрени, в которой читались только 2 и 19 стихи, на этот раз 21-й Псалом читается целиком. На этот раз стихи этого Псалма не сопровождаются непосредственно чтением из Евангелия от Матфея.

Но видно, что этот Псалом сам по себе — пророчество о Христе. В Писаниях Давид является прообразом Мессии. Например, Иеремия прорицает, что израильтяне «будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им… И будет вождь [Израиля] из него самого, и владыка его произойдет из среды его» (Иер. 30:8–9,21). Иеремия видно не говорит об историческом Давиде, который умер за несколько столетий до времени Иеремии и которого пришлось бы воскрешать из мертвых, а о грядущем Мессии, который произойдет из среды израильтян живущих во время Его пришествия. Давид прообразует Мессию и в других стихах в Писании (Ос. 3:5, Ис. 55:3–4; Иез. 34:23–24; Иез. 37:24–25).

Так и изображение Давида в 21-м Псалме значительно отличается от жизни исторического Давида, который не был убит врагами, и не умер как описано в Псалме. Но как показано в 27-й главе Евангелия от Матфея, описываемые страдания соответствуют страданиям Христа. Эта же глава Евангелия читается близко к концу Первого Часа, от начала главы до ее 56-го стиха.

После чтения 21-го Псалма, поется тропарь:

«И ныне, Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. / Рай, яко прозябла еси цвет нетления. / Деву, яко пребыла еси нетленна».

Такой тропарь намекает на 15-й Псалом, в котором Давид пишет, что своя плоть радуется тем, что Бог не даст Своему святому увидеть тление. Как объяснили апостолы Петр и Павел, эти слова Давида намекали на воскресение Христа, потому что, в отличии от исторического Давида, чье тело осталось в могиле даже во время апостолов, Христос своим воскресением в третий день избег тления (Деян. 2:29–32; 13:34–37).

Потом поются стихиры:

«Емшим Тя беззаконным, / претерпевая, сице вопиял еси, Господи: / аще и поразисте Пастыря, / и расточисте дванадесять овец, ученики Моя, / можах вящши, нежели дванадесяте легеонов представити Ангелов. / Но долготерплю, да исполнятся, / яже явих вам пророки Моими, / безвестная и тайная».

Эта стихира напоминает о словах Иисуса к своим ученикам, когда Он пошел с ними на гору Елеонскую, и предсказал им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31). При этом Он был как пастырь для Своих учеников, и когда солдаты Его захватили в Гефсимании, ученики рассеялись как овцы без пастыря. Образ поражения пастыря находится в 13-й книге пророка Захарии, на которую здесь указал Христос.

То что это пророчество относится к Мессии тоже подтверждается тем, что сходится с образом отреченного пастыря и описано Захарией две главы ранее в 11-й главе его книги. Не случайно, что Прокимен после пения этой стихиры — «Блажен помышляющий о нищем и бедном» (Пс. 40:2), потому что в 11-й главе книги Захарии, добрый пастырь говорит: «буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах. 11:7). И после этого Прокимена читаются последующие стихи об отказе народа от доброго пастыря (Зах. 11:10–13). Пророчества об отказе от доброго пастыря в 11-й главе и о поражении пастыря в 13-й сходятся, потому что поражение предшествуется отказом от всех тогдашных пророков, и угнетением народа.

После Первого Часа соблюдаются Третий и Шестой Часы. Во время Шестого Часа, проводимого в 11:00 по современному исчислению, читаются отрывки из 52-й, 53-й и 54-й книг пророка Исаии (Ис. 52:13; 54:1). Этот отрывок также является пророчеством о смерти и воскресении Мессии. В нем изображается «раб» и «отрасль», который «отторгнут от земли живых», но все равно от Бога получает продление своих дней.

Исаия называет «рабом» тех, которые служат Богу, в том числе Давид, которого Исаия изображает как прообраз Мессии (Ис. 37:35; 55:3–4). Исаия также называет Мессию «отрасль от корня Иессеева» (Ис. 11:1). Сами раввинисты расходятся в мнениях по вопросу о том, что раб в 53-й главе является Израилем или Мессией. Но видно, что «раб» здесь не Израиль, потому что в 52-й главе Бог везде обращается к народу как «ты» и «вы», а потом отличает этих Его слушателей от прорицаемого раба, когда он открыто сравнивает их:

13. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
14. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя
15. Так многие народы приведет Он в изумление…

То что в Царских Часах это пророчество относится к Христу подтверждается тем, что чтение из книги Исаии предшествуется Прокименом: «Господи Господь наш, / яко чудно имя Твое по всей земли. Стих: Яко взятся великолепие Твое превыше небес». (Пс. 8:2) Сходство этого Прокимена с первым стихом, который прочтен после него — «Тако глаголет Господь: се уразумеет отрок Мой, и вознесется и прославится зело» указывает на близкое отношение между Господом и рабом (в Церковнославянской версии: «отрок»).

В Девятом Часе возвращаемся к 21-му Псалму и его исполнении при распятии. В этом часе поется стихира: «Ужас бе видети? / небесе и земли Творца на Кресте висяща, / солнце померкшее, день же паки в нощь преложшийся». И поется стих: «Разделиша ризы Моя себе, / и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21:19). К этому времени слушатель уже станет знаком с пророческим значением этого стиха.

Вечерня Великой Пятницы проводится в десятый час день, то есть в 16.00 по современному исчислению времени. В этой вечерне внимание обращается на погребение Иисуса, которое проводилось наскоро до наступления Субботы, оттого что работать в субботу было нельзя. До вечерней службы, «гробница» принесена в центр церкви и украшена цветами. На алтаре положена плащаница, на которой изображена икона тела умершего Христа.

Во вечерню, Вход с Евангелием следуется пением стихов 19 и 2 из 21-го Псалма. В течении последующих чтений, священник еще раз читает пророчество Исаии о страдающем рабе (Ис. 52:13; 54:1). Он также читает 27-ю главу Евангелия от Матфея, но на этот раз чтение Евангелия усеяно чтениями из Евангелий от Луки и Иоанна (Мф 27:1–43; Лк 23:39–43; Мф 27:45–54; Ин 19:31–37; Мф 27:55–61).

В конце службы поется тропарь о том, что Благородный Иосиф снял тело Иисуса с древа, обвил его чистым полотном и положил в новую гробницу. И поется, что ангел предстал Женам-мироносицам у этой гробницы, и Ангел восклицал «мира мертвым суть прилична. / Христос же истления явися чуждь». Пока поются эти тропари, «св. Плащаница выносится из алтаря северными вратами и полагается в центре храма; затем совершается её каждение и, по обычаю, произносится проповедь». Эта плащаница остается в центре церкви и выносится оттуда только в полунощницу в субботу. После конца Вечерни во Великую Пятницу, прихожане приходят домой, где в своих домах они соблюдают Малое Повечерие пением особого «Канона о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. «День Великой Пятницы», Православие и Мир, 2 апреля, 2010
  2. «Страстная седмица», Свято-Елисаветинский Монастырь, 2012
  3. Смотрите также.
  4. Иерей Сергий Черногорцев, «Четверговый огонь и 12 страстных Евангелий», Южно-Сахалинская и Курильская епархия, 1 апреля, 2010
  5. «Великая пятница», Материал из Википедии, 13 сентября, 2012
  6. Смотрите также.

Продолжение — Празднование Великой и Страстной Пятницы в Святой Земле — здесь

Автор будет рад получить ваши отзывы.

Комментарии

Андрей Нестеров

Неплохое изложение. Соглашусь со Светланой. Просто и общедоступно.

Тема богослужения, действительно, мало затронута в "Омилии". Возможно потому, что проще написать практическо-учебные записки для учащихся богословского университета, нежели общедоступное объяснение богослужения. Просто, в данной статье Вы затронули мою профессиональную тематику. Могу сказать одно, очень хорошо написали.

Харолд Смит

Спасибо, от. Андрей за Ваши добрые слова. И я рад, что я затронул Вашу тематику :)

Вы правы, что "проще написать практическо-учебные записки нежели общедоступное объяснение богослужения." Тема требует автору задуматься. good Но я думаю, что Ваша тематика важная. Одно дело, например- начинать "утреня" одного дня вечером в предыдущий день. Другое дело- понять почему это делается.

Здоровье Вам.

Приветствую Вас, Харолд! bye

Действительно, статья получилась хорошая, доступная. Кажется, ещё никто из омилийцев не брался за подобный труд, тем приятнее Ваш подарок Омилии. Уверена, что Ваши статьи найдут своих читателей и будут востребованы. Такого рода тексты мы с радостью опубликуем и в журнале. Будем надеяться, что у вас получится цикл статей, посвященных богослужению.

Чувствуйте себя как дома. СпасиБо!

Харолд Смит

Спасибо, Светлана!

Я рад читать Ваш ответ, и очень ценую Ваше высокое мнение, как опытный редактор! Я бы гордился и был бы очень благодарен, если Вы решили опубликовать статью в журнал. Я даже бы уверял, что очищу свои языковые погрешности. red (По крайне мере, это признак, что труд- собственный mosking) Во всяком случае, я рад Вам предоставить этот мой подарок.

Харолд

Дорогой Харолд! Думаю, небольшие правки внести в этот текст будет несложно. И мы сделаем это, когда придёт время, подходящее для его публикации wink

А вообще, мы выпускаем журнал заранее, так что сентябрьский номер выходит в конце августа, октябрьский - в конце сентября. И материалы планируются заранее. Значит, чтобы попасть в ноябрьский номер, текст должен быть предоставлен не позже начала сентября.

Мы сейчас как раз завершаем работу над октябрьским выпуском. "Мгарскому колоколу" исполнится в октябре 10 лет.

Вы глубоко изучаете православие, Харолд! Ваш интерес сосредоточен на богослужении? Я для себя нашла немало интересного в Вашей статье. Благодарю! Встречаются небольшие языковые погрешности, но это не мешает восприятию.

Харолд Смит

Нина,

Спасибо за Ваши добрые слова. Богослужение- важная часть церковной жизни. Особенно интерсно для меня было как богослужение Великой Пятницы раскрыло перечень совпадений между страстьями описаны Матфеем (Мф.27) и Давидом (Пс.21), как я написал в третьем от последнего обзаца на первой странице статьи.

Извините пожалуйста за языковые погрешности. (Если Вы на любые из них укажите, я их исправлю.paint2)