«Сеявшие со слезами, будут пожинать с радостью» (Пс.125;5)
Подлинная радость вытекает из скорбей, как без слез не бывает утешения. В последней беседе с учениками в Сионской горнице Господь прямо говорит о том, что "восплачете и возрыдаете вы, а мир возрадуется, вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет" (Иоан. 16;20). Тайная Вечеря Христа с учениками станет средоточием между преданностью и предательством, искренностью и лукавством, надеждой и отчаянием, любовью и ненавистью. Все негативное дьявол внушит одному из учеников, за которым будут стоять сотни завистливых книжников и фарисеев, олицетворяющих весь мир, неприемлющих учение Христа. Для одиннадцати эта беседа должна стать основополагающей для становления веры в Искупительный Подвиг Христа, через Жертву Которого человечество обретет спасение. Наверное, нет более откровенного слова в Священном Писании, которое так свидетельствовало бы единства Христа с Богом Отцом и с теми, которые преданы волей Отца в сыновнее достоинство. И это откровение вселяет в учеников веру, надежду, любовь перед страшными Страданиями Спасителя. В беседе Господа с учениками нет страха перед страданиями. Его слова о скорби осветлены ожиданием даров Духа Живоначальной Троицы. Обетование радости мы слышим на протяжении всей беседы и награды за единство с Христом в Первосвященнической молитве. Апостолы и раньше слышали в Нагорной проповеди о радости и многом возмездии за злословие, уничижение и поношение имени своего ради Христа. В прощальной беседе скорби и теснота мира обострены для того, чтобы выйти за рамки этого мира в ожидании посещения Духа-Утешителя. Радость во Христе может быть только в Духе, посылаемом от Отца, о чем говорит Господь, "возрадовались бы, что сказал вам, иду ко Отцу, ибо Отец Мой более Меня есть" (там же 14; 28). Отец Небесный пошлет Утешителя, Который свидетельствует о Нем. Вся речь прощальной беседы Христа с апостолами исполнена неистощимой силы Божественной Любви. Слово, Которое стало плотью, подает уверенность ученикам в их сердца, смущенные предстоящим расставанием в земной жизни. Воскресшая плоть Христа в Божественном Духе, обещает снова явиться всем верующим. «Вы же печаль имеете ныне; снова же увижу вас, и возрадуется сердце ваше; и радости вашей никто не отымет у вас. И в той день меня не попросите ни о чем» (там же 22-23). Кто пребывает в любви, тот пребывает с Христом и приносит плоды, как ветвь, плодоносящая на лозе. Будучи единственным зерном, падшим в землю, умирая с Христом, приносит плод сторицей. Об этом поет и Церковь на утрени Великой Субботы: «Как пшеничное зерно, погрузившееся в недра земли, Ты принес плодородный колос, воскресив смертных, происшедших от Адама». Спаситель гласит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (там же 11; 26). Эти слова, сказанные плачущей Марфе перед воскрешением праведного Лазаря, сказаны и всем нам. «Это сказал вам, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится» (там же 15;11). И радость Божественная имеет великую цену, когда человек освобождается от печали, скорби и смерти. Так было в Наине, когда Христос воскресил мертвого сына бедной вдовы, в доме царя Иаира, воскресив двенадцатилетнюю его отроковицу. Неся на Себе всю болезненность, тленность и смертность рода человеческого, вселенская скорбь не проходит мимо Самого Спасителя. Его молитва в Гефсиманском саду прискорбна до смерти. Апогеем всех Спасительных Страстей станет Крестная смерть Господа Нашего Иисуса Христа. А как велика была скорбь у Той, которая родила и явила миру во плоти Божественную Любовь? Терзания Божьей Матери и жен-мироносиц у Креста Господня хоть и тяжкие, но не долговечны. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим», ибо смерть Христова сокрушит врата ада. Этой временной скорби пронизаны похвалы по непорочных в Великую Субботу: « Зерно двоерасленное, естественножизненное, в бока земли сеется со слезами днесь: но прозябше, мир радостно сотворит». Разделяет скорбь с Богородицей и автор Пасхального канона прп. Иоанн Дамаскин: «Вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся тебе вчера: сам мя спрослави, Спасе, во царствии твоем». Служба Великой Субботы предвкушает свет Воскресения Христова, Пасха еще помнит скорбь. Радостью о Воскресшем Господе исполняются Мария Магдалина и святые апостолы. Эмоционально повествует ап. Лука в Евангелии о явлении Воскресшего Иисуса ему и Клеопе по пути из Иерусалима в Еммаус. «И сказали друг другу: не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24;32). При преломлении хлеба на трапезе с ними, апостолами был узнан Воскресший Господь. Когда эта весть была передаваема другим апостолам, Сам Господь явился ученикам. Это явление обрадовало всех и случилось оно при закрытых дверях от мира, в котором злостные иудеи пытались скрыть все доказательства Воскресения из мертвых Божественного Учителя. Эту радость возвещают отсутствовавшему с ними апостолу Фоме: «Видели Господа». Блаженный Фома испытывает эту радость сомнением: а подлинная ли эта радость, не призрачность ли этого мира, не в угождение ли плоти это чувство? И когда второй раз является Воскресший Иисус уже в присутствии апостола Фомы, это неверие иссякает исповеданием веры. Видя раны от Крестных Страданий Спасителя, уверовавший ученик подтверждает: «Господь и Бог мой!» Для апостола Фомы радость о Воскресении Христовом таилась в призме преломления лучей страданий и смерти, еще недавно идущим с Христом в Вифанию воскресить праведного Лазаря и желанием умереть вместе с ним. Готовность умереть появится и у апостола Петра, некогда отрекшегося от своего Учителя, а после Воскресения из мертвых Господь утверждает его в Божественной Любви, которая изгоняет страх. Евангельский призыв «Иди по Мне» будет сказан не только апостолу Петру. Это сказано всем, кто желает освободиться от темницы печали, от юдоли плача и обрести радость в Духе Святом. Только с Господом можно обрести эту свободу и победу над властью ада, уйти от плена тлетворного мира, в котором Христос своей Жертвой упразднил смерть и сказал своим учеником: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16;33).