Сегодня, когда после приема у блаженнейшего Владимира, прошло некоторое время по иному оцениваются, как слова сказанные нашим первосвятителем, так и сам факт беседы православных литераторов с главой УПЦ.
Надо учесть, что встреча это состоялась в преддверии Поместного Собора, события имеющего исторический характер. Собор избрал не только нового Патриарха, он своим решением выделил приоритеты будущих направлений православной миссии, где творческому, злободневному, понятному и с интересом читающемуся литературному произведению определено крайне важное место.
Именно о важности служению слову, в день нынешний и говорил с литераторами международного православного клуба «Омилия» блаженнейший митрополит Владимир и именно вопросу творческого воплощения слов веры и благочестия была посвящена встреча в издательском отделе УПЦ.
Естественно, центром этих событий было первосвятительское благословение главы нашей Церкви, но сегодня можно выделить еще две центральные проблемы, обсуждавшиеся в этот день, без которых реализация потенциала литературного объединения будет сложной.
Первая проблема – чисто организационная. Соединение под «одной крышей» и в одном звене триады «писатель – редакция – издательство». Не секрет, что очень часто достойное и нужное произведение так и остается «в столе» (а нынче в компьютере) автора, из-за невозможности его опубликования в светских изданиях, а также в занятых периодикой и официозом наших, церковных, издательских мощностях. То же и с редакционной политикой. Альтруизма в мирских редакциях, даже позиционирующих себя, как «склонных к православной точке зрения», не наблюдается, а оплачивать дорогостоящий редакторский труд автор не в силах. Именно поэтому, талантливое произведение если и воплощается в жизнь, то выходит мизерным тиражом, в периферийных издательствах и в нищенском исполнении.
Отсутствие единого центра приводит и к тому, что на полках церковных книжных магазинов и лавок появляются книги, которые под православной обложкой-названием, с архиерейским благословением (!), проповедуют доморощенное православие, а зачастую и откровенный оккультизм. Издательствам, печатающим нашу литературу сегодня выгодней из года в год повторять репринтные выпуски книг позапрошлого и начала прошлого веков или изобретать новые виды молитвословов, которые уже даже названиями своими («Молитвы для беременных», «Молитвослов для в узах заточенных» и т.д.) говорят о духовной несостоятельности издающих. Современной книги православных авторов практически нет (особенно художественной и публицистической прозы), так как для их выхода нужна редактура, корректура и работа художников, содержать которые издательства не желают…
Вторая главная составляющая, прошедшей в Лавре встречи, есть констатация того, что православная литература ни есть устоявшийся, одноликий шаблон, с запланированными и вполне предполагаемыми сюжетами, за которыми следует известный нравственный вывод, подкрепленный цитатой из Святых Отцов.
Подобное отношение к православной книге (что грех-то таить?) в последнее десятилетие стало преобладающим. Бесцветные агиографические описания; разнообразные, никем не проверенные, факты и предсказания многочисленно расплодившихся «старцев»; брошюры и многостраничные фолианты с перечнем чудес и знамений – все это результат отсутствия работы с авторами.
Повторяется знаменитое евангельское: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан.1:46). Априори утверждается, что никто у нас ничего путного написать не может. Поэтому и печатаем сомнительных и далеко не однозначных авторов «от христианства» раскачивающих церковный корабль или составляем сборники «Чудеса в Православии».
Результат подобного отношения к православной книге предопределен. О нем очень хорошо сказал протоиерей Василий Мазур (один из авторов «Омилии»):
Катилась медленно слеза,
В венке терновом был Спаситель.
Искали люди чудеса,
А слез Христа никто не видел.
Православие разнообразно и многогранно, оно никогда не испытывало «дефицита» на таланты. Да и не может испытывать по причине того, что талант есть милость Божья, которая дается Им всякому пришедшему в этот мир. Относится к человеку, прежде всего, как к источнику греха, видеть в нем всего лишь овцу из общего стада, значит изначального не соглашаться с словами Христа о разнообразии талантов в каждой личности и о необходимости их преумножения.
Необходима целенаправленная, четкая и постоянная работа с авторами, где во главе угла сопутствие творческому развитию таланта, поиск граней, которые отличают индивидуальность, а не выравнивают всех в одноликом понятии «стадо церковное».
Православная книга должна быть интересной, современной, динамичной и востребованной. И даже сегодня можно найти не один десяток произведений, которые с нетерпением ждут читатели, а они не могут выйти в свет из-за несостоятельности издательской политики, ориентированной на «проверенные варианты» с мытарствами Феодоры и очередным триллером об антихристе.
Однажды в Лавре, у Успенского собора, услышал я разговор между экскурсантами, суть которого в том, что как может сочетаться такая красота храмов с такой серой массой их наполняющей. Почему все хмурые?
И действительно, почему не исполняется завет Христов «Радуйтесь!»? Отчего от святоотеческой характеристики православия, как «радостнопечалие» в реале осталось лишь печальность, хмурость и апокалиптическое ожидание?
Большая часть ответа на эти отнюдь не риторические вопросы лежит там, где принимаются решения об издании новой православной книги. В день нынешний есть все возможности издавать то, что будет читаться, спрашиваться и искаться, нужна лишь работа с авторами, да решение организационных издательских проблем.
Именно на это и получили мы благословение нашего предстоятеля.
(Для "Церковной православной газеты")