Вы здесь

О разрешении межнациональных конфликтов, о браке двух верующих и о Сурб-Саркисе — покровителе влюбленных

Страницы

«Бог есть любовь». (1 Ин. Гл. 4, 16)

Запоздалое вступление

В неделю Мытаря и Фарисея в Тбилиси всегда дует сильный ветер. Все жители независимо от вероисповедания безошибочно определяют: «А-а, это Сурб-Саркис наступает!» И правда, в это время Армянская Апостольская церковь отмечает переносной праздник одного из своих самых популярных святых.

В ночь с пятницы на субботу, как раз в канун праздника ветер, повинуясь многовековой традиции, по непонятной причине стихнет и на утро снова будет ярко светить солнце.

Вас заинтересовала личность святого? Тогда заглянем в Жития армянских святых.

«Свв. Саркис, его сын Мартирос и 14 воинов. (363 г.)

Уроженец Кесарии Кападокийской, мужественный, благородный Саркис избрал военную стезю и достиг звания стратилата Римской империи. Будучи христианином, Саркис объезжал провинции империи и открывал людям пути познания божественной истины. Когда к власти пришел император Юлиан, стремившийся реставрировать язычество, Саркис и его сын Мартирос, также христианин, нашли убежище в Армении. Здесь они были приняты царем Тираном вторым, но затем перешли в Персию. Шах Шапух второй поставил Саркиса во главе отборного полка и отправил на охрану своих границ.

Влияние Саркиса на соратников было так велико, что многие их них под воздействием его проповедей приняли христианство. Шапух вызвал к себе Саркиса и вел ему стать маздеистом. Стратилат отказался, сказав, что жертвует себя единственному истинному Богу и не поклонится идолам, сотворенным человеческими руками. Шапух приказал толпе растерзать Мартироса, а Саркису отрубили голову. Преданные стратилату 14 воинов взяли его тело, чтобы похоронить по христианскому обычаю, за что также были обезглавлены.

Память мучеников отмечается в субботу после Передового поста. По традиции армяне в этот день едят похиндз, приготовленный их жареной пшеницы...

В языческую эпоху Саркис считался божеством бурь и вихря. Посвященный ему праздник отмечался в начале февраля. По народной легенде, в этот день белый конь, поднимая снежные вихри, мчит на восток Саркиса и похищенную им девушку».

В теософии я не сильна и в науках тоже не преуспела, поэтому не могу вам объяснить, что там такое творится каждый год с ветром. Друзья мои тоже особой образованностью не обременены и вряд ли скажут что-то толковое на эту тему. Да это и не важно. Как говорил старец Захария «Богу ученых не нужно, Ему одна любовь нужна!» Потому что, как известно, «любовь покрывает множество грехов».

*   *   *

Весна 2005 года.

— ... Ты представляешь, нас хотели поссорить! — тарахтела моя крестница Диана, дрожа от возмущения. — Нет, ну какая наглость! И чего ей надо?!

— Кто «она»? Кого «нас»? Скажи толком! — пытаясь перекрыть этот фонтан эмоций.

( Когда выдавался свободный часок, я забегала в парк — к Диане, на ее «рабочее место». Здесь, на главной аллее издали видна «биржа нянь», человек 15 женщин разного возраста, выгуливающих своих воспитанников. И каждый раз на меня обрушивался примерно такой же словесный поток. Только причины были разные; то «жизнь эта в горле сидит», то «мало платят», то «этот ребенок до ручки довел». На этот раз было что-то новенькое.)

— ... Да есть тут одна, тоже с ребенком ходит. И по ходу дела воду мутит... Я тут подружилась с одной классной девчонкой Элиз — азербайджанкой из Баку. А ленка, видно, завидует, как, мол, армянка с азербайджанкой дружить могут после всего того, что было в Сумгаите. Мне на Элиз гадость плетет, а Элиз — на счет меня что-то врет. Только ни Элиз, ни я на это дело не клюнули. Мне Элиз как сестра. А что азербайджанцы армян резали — то Бог им судья. У меня лично к Элиз претензий нет.

— Как Элиз попала сюда?

— Да это целая история! Элиз здесь замужем, за грузином. Его Деметре зовут. Он кандидат наук. Не то физик, не то математик. Не помню точно, но что-то заумное. Хорошие деньги делает... Верующий, с бородой ходит. Каждое воскресение в Сиони [1] детей причащает.

Да вот и сама Элиз идет! — и указала на приближающуюся молодую маму с коляской. — Ей 25 лет. Видишь, в коляске Мате сидит, а рядом Лука идет... Имена-то какие детям дали, ни много ни мало, евангельские!

.... Когда у меня были дома проблемы, пришла я к Элиз вся в слезах. Она на меня смотрит, сама чуть не плачет, предлагает мне: «Оставайся у нас, пока у тебя все наладится!» Тут ее муж вышел, выяснил, в чем дело и говорит: «Давай, Элиз, о Диане помолимся, чтоб у нее все проблемы разрешились!»

И что ты думаешь, встали они на колени перед иконами, Деметре вслух какую-то грузинскую молитву читает, Элиз кланяется. Я стою и смотрю на них... Стало мне как-то невыразимо грустно. Два таких разных человека обо мне, грешнице, молятся. Я, ведь. Тоже с тобой раньше в церковь ходила, потом бросила. Помнишь? ( Еще бы не помнить!)

В 1995 г., когда я преподавала в ПТУ никому не нужную спецтехнологию прядильных машин, Диана, моя ученица, преподнесла мне «сюрприз»:

— Хочу ходить в ту церковь, куда вы ходите!

За этим заявлением последовало миропомазание — присоединение к Православию, на которое она явилась со списком грехов на двух листах.

Священник, добрые 5 минут читавший эту хартию, посоветовал:

— Сожги и больше не повторяй!

— Сжечь и в куру бросить? — совершенно серьезно уточнила новоиспеченная Дарья.

— Это тебе не колдовство какое-нибудь, чтоб в Куру бросать! — рассмеялся батюшка.

Потом было первое Причастие, после которого Дарья выскочила в притвор, восторженная и сияющая:

— Ух, как здорово! У меня сейчас настроение такое... такое...! Не могу описать! ...Если меня сейчас кто матом обложит, я ему ничего не отвечу!

Страницы