Творчество — общее дело, творимое уединёнными.
(Цветаева/Анненский)
Это наверное прозвучит странно. Творчество, с одной стороны, — форма вопрошания, а с другой — ответ и форма послушания. Поэзия — всегда ответ Неба на вопрошание художника. Точный и единственно верный ответ. Именно этот художник задаёт именно этот вопрос единожды (в своей жизни и в вечности), и единожды получает на него ответ — потому это ответ для всех. Поэзия — вещь одноразовая, единичная, неповторяемая ни при каких обстоятельствах.
Не знающие цены поэтическому слову не могут и вполне понять его, не могут принять его весть, ибо для понимания требуется подвиг, схожий с подвигом поэта, т. е. мужество предстояния в бытии перед Бытием, готовность жертвовать собой ради этой Встречи, ради этой вести, смертельная нужда в ней.
Поэзия — не рифмоплётство, не правила стихосложения, а разговор с Бытием. Вопрошающий всегда немножко Иов: дерзающий, имеющий онтологические основания для своего дерзания, святой и грешный в одночасье, и, главное, свято верящий в добродетельность Творца — как Авраам. Интенсивность его вопрошания предельна, и только поэтому он добывает звезду, недоступную другим, не обожжённым жаждой.
* * *
Четыре года назад я задалась вопросом, который не могу сформулировать иначе (не теряя объёмности), как строчками из своего тогдашнего стихотворения в прозе — довольно простенького и, как мне казалось, неудачного:
Искусство твёрдости
или пластичности —
важнее?
*
Когда душа горит,
она твердеет
или смягчается,
теряя форму?
*
Пластичность или твёрдость
ближе к сути?
*
Я — меч
иль сталь, что убежать стремится?
Куда мне течь?
*
Я — птица?
С чем сравнить мне крылья?
В чём птицы суть:
изменчивость иль форма?
А если в бурю?
Течь или стоять?
Лететь,
не падая?
А в бурю так возможно?
Того, кто пал,
вы назовёте птицей
иль падалью?
Так в чём же суть полёта
в непогоду?
(«Вопросы», 2012)
И вот, спустя 4 года совершенно случайно мне попадается картина русского художника-авангардиста Владимира Немухина (1925 — 2016) «Небо ищет убитую птицу», которая буквально сводит с ума — названием. Зажглась звезда, вспыхнуло прозрение и написалось новое стихотворение:
Небо ищет убитую птицу,
птице убитой небо снится:
воздух на крыльях, ветер в лапах,
в ноздрях земли безбрежной запах.
Синь океана в глазах таится
даже у мёртвой, забитой птицы;
даже у той, что летать боится
синь океана в душе ютится.
Птица и небо срослись навеки,
как андрогинные человеки,
как сообщающиеся сосуды.
Небо любви, поцелуй Иуды —
в птичьих глазах — никак не забуду.
(«Небо ищет убитую птицу», 2016)
Я перехватила звезду, пойманную художником, она стала и моей тоже — значит, у нас было общее вопрошание. И оно не обязательно осмыслено и осознано. Нет, скорее даже наоборот, но оно действует, создаёт силовое поле. Подобное притягивает подобное.
Стихотворение прочла чудесная Инна Сапега и озвучила весть, которую нашла в моём стихотворении: «Мёртвая птица тоже птица». Лёгкая тень вопрошания-сомнения носится в воздухе. Мы вдвоём, втроём, размышляем на одну и ту же тему, у нас есть общие вопрошания. Мы захвачены одной на всех звездой, искрой, молнией.
«Страшное и правдивое стихотворение. Мёртвая птица тоже птица, — говорит Инна. — Как-то на прогулке мы увидели мёртвого голубя. Я хотела обойти, думала сын испугается смерти. А он сам подошёл к птице и долго на неё смотрел.
— Мама — спросил он меня. — А когда она оживёт? Когда она улетит отсюда? Никогда?
— Я думаю улетит, сынок, улетит».
Вспышка длится, как вечность. Миг, а ему нет конца, он пророс в нас, он соединил нас, он светится в нас и рождает ответ на моё давнее вопрошание.
«Да! — говорю я. — Мёртвая птица тоже птица. Потому что её ищет небо, а птицей птицу делает именно небо».
Отвечаю Инне, но это не значит, что я знала ответ прежде. Нет, он родился в процессе, который больше никогда не повторится. Это сцепление слов, событий и вопрошаний — не повторится вновь, и ответ, полученный соборно в творческом акте, есть поэзия.
В этой связи весьма любопытно высказывание датского учёного и писателя Пита Хейна: «Искусство — это решение проблемы, которая не может быть выражена эксплицитно (явно, открыто — С.К.) до тех пор, пока она не решена».
21.12.2016
Андрей Базилевский о сербской поэзии
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Андрей Базилевский расскажет о сербской поэзии, этапах ее развития, тематических направлениях и наиболее известных авторах (в том числе о Радоване Караджиче). В программе прозвучат стихотворения сербских поэтов.
Комментарии
О)))
Игумен Паисий Савосин, 25/05/2017 - 10:59
О, как много уже здесь всего сказано... И что же можно добавить? Разве, что мы - существа меняющиеся. А значит, по временам бываем то убитой, то вдруг опять - живой птицей. Можно даже решиться сказать, что кто не был убитой, не сможет быть и подлинно живой птицей) По крайней мере, так утверждает ученик прп. Силуана Афонского схиархим. Софроний Сахаров. Ведь, как сказано в Апокалипсисе, спасшиеся идут за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. А это и есть - быть убитым и вновь ожить. И ещё многое кроме этого.
Так что когда увидим, что мы мертвы, что птица в нас умерла - не смутимся! Господь близ)
Аминь!
Светлана Коппел-Ковтун, 25/05/2017 - 11:32
Аминь! И конечно - СПАСИБО!
Прочел с интересом. Вы
Михаил Малеин, 17/01/2017 - 13:06
Прочел с интересом. Вы ставите фундаментальные философские вопросы в своем творчестве. Если я правильно понял, под словом "вопрошание" вы также имеете ввиду движение (точнее, подвиг), искренний поиск идеала, сопряженный с какими-то жертвами. И под словом "ответ" - откровение свыше, приводящее художника в трепетное изумление, восторг и т.п. В этом смысле мне очень нравятся слова Маяковского, что поэзия вся есть езда в незнаемое.
Онтологический акт - не повторим
Светлана Коппел-Ковтун, 17/01/2017 - 13:28
Да, Михаил, Вы всё верно понимаете. Я пытаюсь осмыслить главное. Но процесс осмысления длится годами, т.е. искры его разбросаны во многих текстах. Например здесь одна из начальных: Чтобы пришёл ответ, должен быть вопрошающий. А сама я в своё время воспламенилась от Соловьёва и Ильина. Ильин хорошо объективирует субъективный опыт, посмотрите подборку его текстов на Омилии. Но в духе всё надо добывать самому, иначе не работает.
Мне нравится определение искусства, которое дала Т. Касаткина. Только пару дней назад я записала его для очередной своей статьи: «Искусство — это способность передать опыт, которого человек не имеет. Искусство возникает как вещь, которая даёт возможность получить опыт тому, кто этот опыт получить в принципе не может, поэтому оно возникает при культе. Потому что достаточно мало людей, которые могут вступить в прямое мистическое отношение. Или достаточно мало людей, которые склонны произвести с собой все те вещи, которые нужны для того, чтобы было возможно вступить в это мистическое отношение. Поэтому искусство изначально выступает как способ передачи опыта, который доступен немногим, — всем».
Пишу сейчас о Платонове (не пропустите - Вам будет интересно). А в этой статье для меня важно описание самого механизма и то, что поэтический ответ добывается только один раз (это мной добытая истина). Второй раз возможна лишь работа по памяти, т.е. не онтологический акт, а посюстороннее, обыденное делание. Онтологический акт - не повторим.
Статья как стихотворение. Дух
Юлия, 14/01/2017 - 22:55
Статья как стихотворение. Дух захватывает. Очень понравилось.
Эта статья и для меня
Светлана Коппел-Ковтун, 14/01/2017 - 23:23
Эта статья и для меня важна, она о сокровенном, о главном.
Спасибо!
как птица, подстреленная влёт
Светлана Коппел-Ковтун, 06/01/2017 - 16:52
Райнер Мария Рильке
Теодор де Банвиль
Птица жива, без сомнения
Алла Немцова, 02/01/2017 - 21:29
Почему-то мне кажется, что все просто.) Если говорить о птице, как о творческом феномене, а не биологическом объекте, ее сущность составляют пение и полет. Т.е., не имеет значения, в каком физическом состоянии находится тело, творчески она уже состоялась. Пение как весть и полет как послание вплетены в ткань мироздания. А значит, птица жива - всегда. Вспомним "рукописи не горят" - мне кажется, это о том же.
С Новым годом, Светланочка!
жива - всегда
Светлана Коппел-Ковтун, 02/01/2017 - 22:33
Нет, всё совсем непросто. На самом деле это очень непросто. Фраза «Птица жива всегда» - красива и интересна (может быть и так, буду думать), но напомнила мне кота Шрёдингера (не знаю почему вспомнила о нём). Есть о чём подумать. Граней то много...
Главная же тема тут - синергийность, полифоничность подлинного творчества. Это как раз то, что вырывают с корнем сегодня. И ещё - одноразовость поэтического ответа (для меня крайне важно это).
С Новым годом, Цветик!
синергийность, полифоничность
Инна Сапега, 02/01/2017 - 22:47
Света, заинтеревовал меня твой ответ. А что ты вкладываешь в одноразовость поэтического ответа? как это?
(спасибо за синергию!!! и нашу историю)
Попробую
Светлана Коппел-Ковтун, 03/01/2017 - 13:57
Ну, направление мысли указано в статье, а более полную разработку, надеюсь, произведу в одной из будущих статей. Настоящая поэзия - вещь одноразовая, надо ценить и поэта и полученный им ответ соответсвующим образом. После того, как поэт добыл нечто, это нечто изменило мир. И больше никто не принесёт такого же ответа НИКОГДА. Другой, может быть даже очень близкий, возможен, но не такой же. Представим себе истину в форме шара, поверхность которого состоит из множества точек зрения. Он просто утыкан, усеян ими. А в центре шара - рассматриваемый предмет (относительно истины - это верно, относительно поэзии - упрощение, потому что не всякий в состоянии её предмет видеть). Так вот, добытый ответ - это точка на поверхности шара (в поэзии - многоточие, я думаю). Если пройти мимо этого ответа, то возникает пустота в том месте, где должен бы разместиться ответ. Траектория пути каждого из нас сродни траектории движения шахматных фигур - мы не можем заполнить все квадратики на плоскости доски, на поверхности шара (а ещё есть глубина и высота). Но в шахматах фигур немного (их можно сравнить с архетипами, наверное), человеков гораздо больше, и каждый - уникален в своём видении мира. Тут я имею в виду не искривления ума, коими все мы богаты, а именно модус плюс ракурс. Кривизны наши - это шумы, искажения, они скорее мешают, чем помогают. Хотя они же создают траекторию пути (преодоление кривизн).
Но важно именно это взаимодействие - и с Богом, и друг с другом. Каждый несёт свою весть, он - единственный её носитель, и передаватель её другим (окно).
Вопрошание рождает ответ, при получении ответа вопрошание прекращается. В этом, кстати, великое значение культуры - она сокровищница, где хранятся ответы. Перекрёстный обмен ответами - это деталь синергийной мистерии, Бог и все «владельцы» ответов щедро одаривают каждого ищущего, так устроено Богом. Богу угодно, чтобы мы получали через людей именно потому, что многие ответы уже добыты (это также научает нас смирению и уважению другого). Но у каждого искателя есть и свои собственные, неповторимые вопрошания - на них он получает ответ непосредственно от Бога. Другие же ответы - от ближних, даже если они ушли в мир иной. Мы НЕ ЦЕНИМ, НЕ ПОНИМАЕМ этой мистерии, мы не ценим друг друга. Обычно каждый всё хорошее приписывает себе, а дурное - другим. Жуткая неправда и эгоизм. Всё подлинное рождается при совместном делании в процессе сложнейшей и прекраснейшей мистерии. Общее дело, литургия - это отголосок, символическое изображение того, что я очень примитивно постаралась тут описать. Всякий художник рано или поздно входит в эту комнату, в этот зал, в этот дворец - где вершится чудо сотворчества, хоть пути у каждого свои. Главное, ценить другого, других, а не только себя. Надо ценить весть, добытую другим (мы не знаем цены ни тому, ни другому) - об этом моя миниатюра «Великий». Люди - жуткие хамы по отношению друг ко другу именно потому, что не видят Христа в другом.
Кстати, каждая вещь как бы окружена таким вот шаром из точек зрения - это чувствовал и Платонов, отсюда его такой «шарообразный» язык - состоящий из шарообразных слов. Я надеюсь напишу об этом подробно. Скоро.
Искры
Ирина, 02/01/2017 - 12:25
Искры все летят и летят. Надо уметь любить другого, чтобы так воспринимать мир.
Спаси Бог
Светлана Коппел-Ковтун, 02/01/2017 - 12:50
Спаси Бог, Иринушка. Господь щедро одаривает нас, когда мы печёмся не только о себе.
Радости!
во-первых восхищает фото -
Гость, 02/01/2017 - 12:23
во-первых восхищает фото - "рассыпающаяся" (тающая) птица. Даже, мне кажется, "орёл".
А в отношении общения, при котором получаем ответы, до сей поры не высказанные словами - видимо в этом и есть смысл его.
И хоть вопрос ваш, к примеру меня, никогда (такой) думаю не коснётся, и скучновато читать не о том, что насущно для меня, на данном этапе.
Но опять же, мне кажется, что в подсознании останется вопрос и Ваш ответ, как один из вариантов. Может для вечности.
Потому что многообразны вопросы и ещё куда более многообразны ответы. Ориентир "нужности" - сердце ваше и читающего.
А своевременность? Очевидно определяется бытием каждого.
У вас стихи часто "цепляющие" (раздражающие) моё равнодушие сердца и затухание мышления..
Сколько раз говорю себе "нечего тебе делать на этом сайте-междусобойчике" А проходит время - и вновь я тут.
Если звёзды зажигают, значит это кому то нужно? !!! (нет уверенности, что дословно) ВСЕХ БЛАГ!
Да благословит вас Господь и в Новом году. Да будет дружелюбие ваше возрастать вместе со смирением.
Вы как звено связывающее каждого читающего со всеми печатающимися.
И хоть мы не знакомы, ваши слова, а вернее умение в немногословии высказать то, что вам хочется донести, являются как бы словами единомышленника, и "украшением" вашего сайта. Мой отзыв не для умножения гордыни, а для восполнения отданной вами энергии. СпасиБо.
Ответ на вопрошание предполагает наличие вопрошания
Светлана Коппел-Ковтун, 02/01/2017 - 12:47
СпасиБо Вам. Храни Господь!
Да, иначе ничего нельзя зажечь. Ответ на вопрошание предполагает наличие вопрошания, в этом процессе участвуют двое или трое, как минимум - такое нельзя осуществить в одиночку. Причём живущие и ушедшие в мир иной активно общаются в процессе, если имеют общие устремления и жажду. По тому же принципу осуществляется наше общение со святыми - во Христе.
Мы вообще ближе друг ко другу, чем кажется, даже если не похожи - если разные слишком. Центральный огонь сердца всех роднит. Вопрос сводится только к тому, есть он в человеке (и он жив, даже если умер) или нет его (и он мёртв, даже если живёт в телесной оболочке).
Если не читали, прочтите мою миниатюру «Великий», она по теме как раз.
Радости!