Репетиция эпиграфа:
«...Человек... в миллион раз крупнее мошки — и в миллиарды раз мельче звезды... Что есть жизнь и смерть Человека в сравнении с жизнью и смертью звёзд? Что есть жизнь и смерть Человека по сравнению с жизнью или смертью шершня и комара?
(РА.)
«...Олигархи ведут войну против народа — на истребление.
Им не нужны свободные люди — им нужны рабы. Кто останется — будет в ярме!..»
(из услышанного на улице)
Эпиграф:
— Скажите, за кого вы собираетесь голосовать?
— Если честно, я сомневаюсь вообще, стОит ли сейчас это делать, в ЭТИХ условиях, когда идёт, по сути, гражданская война...
— А скажите, у вас большая семья?
— Да, у меня большая семья.
(из запрещённого телеинтервью)
Нас много. Мы — большая семья. Да, большая православная семья — Славянский мир. И нас больше ТРЁХСОТ миллионов!
Понятно, не все славяне — православные. И не все православные — славяне. И это нормально. Беспокоит иное: то, что на протяжение столетий против Славянского мира ведётся бесконечная, циничная и подлая война, в которой «все средства хороши». Порой это «политический курс» на прямое физическое истребление, не прикрытое особо изощрёнными идеологическими приёмами — то, что сейчас называют модным словом «геноцид».
Самый страшный, самый зверский пример такого истребления — Вторая мировая война, когда нацисты со своими приспешниками, коллаборационистами и просто убийцами уничтожили МИЛЛИОНЫ людей — главным образом женщин, детей, стариков, мирное население. В основном на территориях восточных славян, а также на Балканах, в Чехословакии (тогда разбитой буржуазными правителями на две части), в Польше.
Копнуть глубже в Историю, лет на сто — увидим австро-венгерские концлагеря, в которых уничтожались тысячи украинцев лишь за то, что осмелились называть себя «руськими людьми», не поддавшись националистической пропаганде прозападных предателей. Вот где был НАСТОЯЩИЙ геноцид! — но об этих позорных страницах истории западные политики вместе со своими «мэстными» шакалами (завывающими на все лады «кое-где у нас порою» в «некоторых» СМИ) предпочитают «стыдливо» помалкивать...
Есть примеры из истории Средневековья — когда, например, Православие довольно широко было распространено у чехов и словаков. Но Византия тогда была УЖЕ слишком слабА, а Русь — ЕЩЁ слишком слаба.
Хорваты, поляки — особая тема (католическая церковь «приватизировала» их весьма успешно). Равно как босняки (боснийские сербы, которых их князья во время турецкого нашествия «сдали» в магометанство). Если католическое «руководство» спланировало широчайшую атаку на Православный мир ещё в раннем Средневековье, во времена переселения славянских народов на Балканы (куда их вытесняли агрессивные германцы), то позднее турки приложились по-особому. Но юго-восток, несмотря на массовые казни и всяческие притеснения, остался Православным! (сербы, македонцы)
Сложное ощущение трагичности происходящих потрясений — и, одновременно, свежести предстоящих изменений. Чувство, продиктованное не только и не столько логикой Истории, сколько интуицией:
Будущее не за узко национальными, местечковыми потребительскими интересами, а за воистину интернациональными задачами, великой Целью укрепления НАДнационального Славянского мира — с примкнувшими к нему (представителей доброй сотни национальностей и народностей можно смело отнести к Славянскому миру — это и часть армян, которых спасали русские во время той страшной резни, это и часть грузин, переселившихся в Москву и Полтаву, это и русские, поселившиеся в числе первых на вновь открытой Аляске и в русской Калифорнии, те же поволжские немцы, казахи, татары, воевавшие в рядах Красной армии против гитлеровских захватчиков... перечислять можно бесконечно).
И здесь вновь на передний план, как ни крути, выходят вопросы классовые — но, вероятно, уже различимые, видимые шире и глубже, чем во времена и социалиста-писателя Джека Лондона.
Завуалированная (да и не сильно-то завуалированная) диктатура буржуа двадцать первого века, фактическая диктатура капиталистов и транснациональных корпораций в современном мире должна «подвинуться» (так мечтал об этом Джек Лондон!), уступить интересам ИНЫХ классов — более многочисленных и во многом более достойных. Собственно, примерно так дела обстоят в странах т.н. «скандинавского социализма» (и в том числе в Норвегии — кстати, в Евросоюзе, насколько помню, вовсе не состоящей) и кое-где ещё.
Баланс во имя... да-да, во имя совместного существования, мирного сосуществования всех (кроме самых закоренелых преступников, место которым, разумеется, в местах отдалённых и не очень). Но и что-то ещё?
Известному гангстеру приписывают слова (не ручаюсь за дословную точность цитаты): «Добрым словом и револьвером можно добиться бОльшего, чем только одним добрым словом». Независимо от мафиозного «первоисточника», следует отметить, что миром правит сила (это не заметит лишь слепой и глухой), всеми глобальными делами на планете заправляют сверхдержавы с крупным вооружением и серьёзными армиями. Не говорю уже о полицейском аппарате, который весьма «своеобразно» применяется внутри государств. А если буржуазия применяет оружие, полицию и армию, против своего народа? Народ имеет право применить оружие — в ответ? Защищаясь?
Уважаемый Читатель и соратник, надеюсь, простит мне одно небольшое отступление в сторону... Солнца? :)
«Город Солнца» (итал. La citt, del Sole; Latin: Civitas Solis) — философское произведение, которое сочинил Томмазо Кампанелла (1568 — 1639), философ, поэт и политический деятель ужасно далёкой от нас эпохи Возрождения, замурованный инквизицией в застенки на долгие годы за свои убеждения. Взгляды его, мировоззрение сформировались в первую очередь под влиянием сочинений Б. Телезио (1509-1588), возрождавших традиции ранней греческой натурфилософии (в т.ч. под влиянием сочинения «О природе вещей согласно её собственным законам»).
Кампанелла (Campanella — на итальянском и латыни — «колокольчик»), автор множества сонетов и мадригалов, был итальянским священником (доминиканцем), при этом он задумал и возглавил в Калабрии освободительное восстание против западного, «заморского» (испанского) владычества. План восставших был раскрыт (вероятно, как часто бывает, при «бескорыстной помощи» предателей, а за 30 сребренников или же иные блага — уже не столь важно, согласитесь). Кампанелла был брошен в тюрьму, где провел ни много ни мало — 27 лет, тайком создавая десятки сочинений по философии, астрономии, политике и медицине...
Именно в тюрьме Томмазо Кампанелла сочинил свой «Город Солнца» — удивительное произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной стране, где отсутствует частная собственность, весьма развиты наука и просвещение, а государство уделяет особое внимание воспитанию детей...
Похоже, он не просто предчувствовал, а именно ПРЕДВИДЕЛ (как видят мысленным взором ясновидящие) появление страны Советов, многое в которой (но лишь на первых порах, в первые годы после победы революции и гражданской войны) удивительнейшим образом совпадало с картинами в средневековой книге монаха!..
Дата рождения «Города Солнца» — 1602-й год.
В тюрьме Кампанелла размышлял о неравенстве, о лучшем государственном устройстве, о Будущем. Ведь большинство его современников, по сути, оставались рабами — рабами своих королей, своих феодалов, своих работодателей. Ни о каком равенстве и речи не шло.
«Город Солнца» — идеальное, с точки зрения Кампанеллы, общество, где трудятся ВСЕ (кроме детей и беспомощных инвалидов), где нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа!..
Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив! А чтобы люди жили лучше, его должен сменить иной, более совершенный строй, где все люди будут равны в правах. Подробности этой идеи Томмазо тщательнейшим образом обрисовал в своей книге.
Кампанелла, создавая эту коммунистическую утопию, потрясающе светлый литературный и философский памятник «мрачного Средневековья» (как принято было выражаться одно время в соответствующих лекциях:), УВИДЕЛ и подарил будущим поколениям возможность сблизить идеи первых христиан и новых социалистов, коммунистов 19-го и 20-го веков (несмотря на отрицание многими из них религии — возможно, под влиянием забюрократизированной и местами прогнившей системы официального католицизма).
Христианский социализм более поздних времён, вероятно, «с большой натяжкой» можно считать полноправным преемником идей великого Кампанеллы. Вспомним быстренько, что христианский социализм, как направление общественной мысли, стремившееся придать христианству (религии) социалистическую окраску, возник в первой половине 19-го века. У истоков его стояли вполне серьёзные, даже гениальные умы — Ф. Ламенне (Франция), Ф.Д. Моррис, И. Кингсли (Великобритания). Родоначальники и последователи данного христианского направления весьма критически оценивали капитализм в целом и в неприятных его деталях. А ряд принципов христианского социализма позднее успешно был включён в социальную доктрину современного... католицизма, представляете!..
...И если вот прямо сейчас уважаемый Читатель захочет причислить автора этой скромной статьи к христианским социалистам, я ему просто... усмехнусь в лицо и больше ничего. ;)
Так как там оно, в светлом «Городе Солнца»?
Личные предпочтения людей считаются не столь значимыми, как, скажем, их творческие наклонности. Поэтому граждане занимаются тем, к чему они наиболее способны — но при этом увлечённо изучают и другие науки и ремёсла.
Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда, представьте, оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. Ведь город Солнца не есть пресловутое общество потребления, где царит вечная гонка за всевозможными «благами цивилизации».
Дворцы олигархов, богачей отданы детям (а ведь так и было в стране Советской, Вы припоминаете?..), реформа системы образования способствует гармоничному формированию всесторонне развитого, полноценного человека Будущего!
Жаль, что в стране Советов партийная «элита» со временем превратилась в олигархическую правящую клику ...это происходило уже особенно явно при Хрущёве — который, сменив на «самом ответственном посту» грузина Джугашвили, зачем-то «подарил» Крым (как-то «позабыв» спросить крымчан об их планах) родной Украине — которую перед тем успешно сформировали большевики (ну а сам Иосиф Джугашвили заложил бомбу замедленного действия, разбив на 2 части многострадальную Аланию-Осетию, «одарив» её южным «куском» уже свою малую родину). Украинизацией в те далёкие времена активно «заведовал», если не ошибаюсь, беспокойный человек по фамилии Каганович. (Впрочем, это уже не имеет отношения к нашей теме).
Ну да ладно, задача данного по возможности краткого очерка состоит не в том, чтобы разнести в пух и прах приспособленцев и подлецов, пробравшихся во власть ради власти и денег.
Задачу вижу в том, чтобы развеять иллюзии (если они вдруг возникнут у читающего эти строки) в направлении всяческих шовинизмов-национализмов и, не дай Бог, в направлении расизма.
И здесь очередное крохотное отступление по поводу того, что «демократия», оказывается, зачастую не столько власть большинства, сколько власть, отданная большинством диктатору (или диктаторам).
Сейчас иногда говорят о фашизации Европы, странных результатах всевозможных голосований (и в целом по «эвросоюзу», и по отдельным его странам, в т.ч. явно желающим упомянутый «союз» поскорее покинуть!), когда возрастает процент лиц, поддерживающих радикальные, неонацистские организации, группировки. Всё чаще звучит слово «неофашизм» и «фашизм». Согласитесь, всё это неспроста — ведь если обратиться к самому краткому толкованию словечка «фашизм» (например, заглянуть мимоходом в энциклопедический словарь), то окажется что фашизм (fascismo от итал. fascio — пучок, связка) это политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего КРИЗИСА капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных, агрессивных кругов буржуазии... «фашизм у власти — открыто террористическая диктатура наиболее реакционных сил монополистического капитала». Характерные черты фашизма — крайние формы насилия против трудящихся (напоминает карательные экспедиции хунты против населения Донбасса, не правда ли?), насилие, прикрытое демагогией (часто лжесоциалистического, псевдосоциалистического толка), воинствующий антикоммунизм, провокации, расизм и шовинизм. А массовая база фашистских (и неонацистских) организаций создаётся главным образом за счёт мелкой буржуазии (в т.ч. за счёт лавочников, мелких торгашей), как правило, с использованием истеричной, демагогичной и массовой пропаганды (в стиле геббельсов).
В 30-х годах прошлого века (менее столетия тому назад) фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании (после кровопролитной гражданской войны), в ряде стран Восточной и Центральной Европы... Муссолини у власти находился уже с 1922 года.
Ну а нам после очередного — недавнего! — «капитал-кризиса» логично было ожидать усиление радикальных, неофашистских партий в Европе — как Западной, так и, увы, совсем рядом, в Европе Восточной...
***
Славянский мир в моём понимании, это НЕ сообщество националистов и представителей лишь славянских национальностей, а классово гармоничное (возможно ли такое?..) общество, которое формируется вокруг и на базе культуры славян — и впитывающее лучшее (именно ЛУЧШЕЕ, а не всё подряд, как было в злосчастных 90-х!) из культуры дружественных, братских (пусть обвиняют меня в «советских штампах», к обвинениям и нападкам нашему брату не привыкать) — да, именно БРАТСКИХ народов!
И никаких диктатур — хватит, накушались!
Ни диктатуры пролетариата — ни диктатуры буржуа, мелких «лавошников» (помните, как сказал Штирлицу тот немецкий генерал в «17-и мгновениях весны», проклиная «демократию», чреватую диктатурой СС и гестапо в «отдельно взятой» кем-то стране? — кстати, для не ленивых: в «ю-тубе» есть эти поучительные фрагменты), ни диктатуры крупных олигархов!..
Может, в Будущем реальностью станет, наподобие «скандинавского социализма» (благодаря гибкой, «геометрической» системе налогов, там, в скандинавских странах, ну просто НЕТ олигархов, не существуют в природе — ибо чем больше человек зарабатывает, тем больше отдаёт обществу, тем же детям и старикам), но, вероятно, не наподобие китайского «государственного коммунистического капитализма» (странноватой смеси красивых лозунгов и жёстких реалий!) — настоящий «славянский социализм», или же... Православный социализм — но уж точно без тех крайностей, которых было выше крыши и при Сталине-Джугашвили, и при Хрущёве, и во время ввода советских войск в Афганистан по инициативе Устинова и других «крупных политических деятелей»?..
***
В книге Леонида Соболева «Морская душа» есть удивительная история. Мальчик чудом спасся, прыгнув с лодки в воду, когда расстреливали его отца из подошедшего английского катера. Мальчик, фамилия которого была Снигирь, вырос, пошёл служить на флот — и случайно встретил одного из тех английских моряков. Теперь он был техническим специалистом, помогал устанавливать новые компасы на корабле. Но выросший паренёк, прибывший на флот с далёкого Севера, узнал одного из пришельцев.
Ненависть к убийцам с новой силой всколыхнулась в его душе. Англичанину пришлось отчитаться перед всей командой. Переводчик, слабо знавший язык, уступил место командиру, который озвучил морякам рассказ-оправдание иностранца. И здесь я считаю уместным обратиться к самой книге:
«...Унтер-офицер позвал меня и прошёл в дом. Мы взяли там рыбака. Когда мы повели его на улицу, к нам подбежал старик и ударил унтер-офицера по лицу.
— Большевик! — сказал унтер-офицер и доложил лейтенанту.
Мы поставили большевиков к сараю. Рыбаки провожали нас глазами. Я смотрел на сети. Они были такие же, как в Дорн-Кеп.
Старик... так и не понял, что его убили. Рыбак плакал и что-то говорил. Матрос умер превосходно. Он воспользовался несколькими английскими словами, которые знал. Он поднял руку и ткнул себя в грудь.
— Матрос! — сказал он и показал на нас. — Тоже матросы. — Потом показал на рыбака. — Пролетарий! — и опять на нас. — Тоже пролетарий.
Потом повернулся к лейтенанту и сказал:
— Офицер, хозяин, убийца! — и великолепно выругался по-английски.
Лейтенант скомандовал:
— К стрельбе!
Мы подняли винтовки. Матрос вскинул голову и плюнул сквозь зубы в сторону лейтенанта.
Мне показалось, что большевик был прав. Рыбак был такой же, каким был я до службы...
Я опустил винтовку. Лейтенант посмотрел на меня.
— Хьюдсон, не валяйте дурака, — сказал он. — Вы слышали команду?
— Да, сэр, — сказал я. — Я стрелять не буду.
— Огонь, — скомандовал он, и остальные выстрелили.
На корабль меня привели под конвоем. Я получил два года военной тюрьмы. Это была хорошая школа. Мёртвый большевик привёл меня в партию. Она достала мне чистые документы и послала на завод Сперри. Там делали гирокомпасы и была большая партийная работа.
Когда разгромили АРКОС*, мы вышли на манифестацию протеста. Нас арестовали. Докопались до моей настоящей фамилии. Меня приговорили к пяти годам и отправили в колонии. Не буду рассказывать, как я бежал на родину. Она оказалась здесь, у вас — родина угнетённых всего мира.
Сегодня меня узнал тот русский мальчик... Теперь он краснофлотец. Он здесь, среди вас. Мне сказали, что он ненавидит англичан. Мне кажется, он не понимает, кого он должен ненавидеть. Я англичанин. Он обвиняет меня в том, что я расстреливал тогда матроса и рыбаков.
Его глаза ослепляет кровь. За ней он не видит, кто действительно убил его отца и расстрелял тех троих.
Эта же кровь промыла мои глаза, и я стал видеть как надо.
Если моя жизнь не убедила его в том, что не все англичане — его враги, я прошу его об этом сказать».
— Товарищ Снигирь, имеются ли у вас вопросы к докладчику? — спросил командир, и всем показалось, что он вдруг заговорил по-русски. О нём забыли: хотя переводил он, но все смотрели на Бена, на дёргающуюся его щеку и на его английские длинные зубы.
Теперь все повернулись к Снигирю.
Снигирь очнулся. Кровавый туман плыл в его глазах. Через него, через 13-е июля, пятницу, через рухнувшую стену национальной вражды он крикнул хрипло и взволнованно:
— Нет, не имею!..»
* АРКОС (англ. Arcos, All Russian Cooperative Society Limited, Всероссийское кооперативное акционерное общество) — советская хозяйственная организация (1920–1939) (здесь, на литературно-книжном сайте, Вы можете взглянуть на упомянутую книгу Соболева)
Вот так...
У матросов нет вопросов — здесь всё предельно ясно.
...А «демократия» и прочие звонкие слова из циркового атрибута западных политиков и СМИ — лишь инструменты, мячики в лапах циничного жонглёра на кровавой арене современного цирка западной «цивилизации»...
Так что продолжается не только интервенция против Славянского мира, Православного мира — продолжается война буржуазии против классового противника, против рабочих и шахтёров, против служащих и учителей, против медсестёр и врачей, железнодорожников и... многих-многих иных.
Всем всё ясно?