Днём, когда солнце щедро дарит своё тепло и на улице становится жарко и душно, все жители двора прячутся от палящих лучей кто куда может. Хозяйка Лукерья, уходит в свой дом, где ещё сохранилась ночная прохлада. Старая сторожевая собака Найда прячется в старой будке у ворот. Хитрый и вредный кот Васька скрывается от солнца в погребе, где хранится вкусная и жирная сметана. А паучок Тиша пережидает жару в уютном углу старого сарайчика. Сюда редко кто заглядывает, потому что в нём хранятся старые уже никому ненужные вещи.
Тиша любит свой сарай, удобный гамак. Он лежит в нём в тёмном и прохладном уголке сарая и наблюдает за происходящим во дворе. Отдохнув от знойного дня, паучок берётся за работу. Он никогда не сидит без дела. Больше всего Тише нравится плести паутины и придумывать новые узоры для них. Сделав новую паутину, он развешивает её на самом видном месте. А ещё Тиша любит мечтать.
– Как бы я хотел научиться летать как птицы!
Каждой весной паучок внимательно наблюдает за давней знакомой трясогузкой, которая живёт на дереве напротив его сарая и учит своих птенцов летать. Находясь в своём гнезде, маленькие желторотые птенцы смешно машут ещё совсем неоперившимися коротенькими крылышками и чирикают из гнезда Тише:
– Смотри, как мы умеем! Смотри, как мы умеем!
Паучок улыбается им в ответ и думает:
– Скоро птенцы подрастут и улетят из своего гнезда вместе с мамой далеко, далеко. Они поднимутся к облакам и будут смотреть вниз на их родной двор, где родились, на речку, протекающую рядом с садом. Как это здорово уметь летать!
Тише всегда немного грустно от таких мыслей. А по вечерам он любит слушать чириканье трясогузки. Она рассказывает своим птенцам интересные истории о былых путешествиях в другие страны и о предстоящем перелёте на зимовку.
Тиша, слушая рассказы трясогузки, закрывал глаза и видел себя парящим над двором. Вот он пролетает над конурой старой, доброй собаки Найды, радостно машет ей лапкой и кричит:
– Эй! Найда, это я! Паучок Тиша! Я научился летать и теперь отправляюсь в дальние страны!
Она видит его, одобрительно лает и машет пушистым хвостом:
– Тиша, будь осторожен в пути! Возвращайся домой!
А вот он пролетает над хитрющим котом Васькой, который лениво поднял сонную мордочку вверх и недовольно бурчит:
– Подумаешь, он летает! Лучше бы мышей ловил, как я!
А Тиша всё летит, летит в неизвестные ему страны. Купается в белых облаках, смеётся от солнечных лучей, которыми ласкает его тёплое солнышко. Как ему хотелось подняться высоко в небо! Но вот паучок открывает глаза и понимает, что его мечта невыполнима. К сожалению, паучки не умеют летать. От этого Тише становится совсем грустно.
Прошлым летом к Тише залетел на своём пушистом парашюте его давний приятель одуванчик Семён. Каждое лето Семён путешествует. Когда устаёт летать, приземляется и пускает в землю свои корешки. Перезимует, и следующим летом опять летит, куда его понесёт тёплый ветерок. Так он путешествует по миру каждый год, разнося свои семена и прорастая весной на полянках и лужайках маленьким солнышком.
– А мне бы всего один раз в жизни взлететь высоко в небо, да улететь далеко-далеко. Очень хочется на мир посмотреть, – поделился своей мечтой Тиша с другом.
Тогда одуванчик Семён и предложил Тише связать парашют, такой как у него и полететь вместе с ним в другие страны. Тиша долго трудился и связал крепкий большой парашют. Он накинул его на плечи и друзья, крикнув:
– Раз, два, три! – вместе прыгнули вниз с дверной притолоки.
Сквозняк поднял их вверх, и они взлетели выше крыши сарая. Потом друзей подхватил лёгкий ветерок. Одуванчик закрутился от порыва ветра и поднялся высоко-высоко. Парашют Тиши зацепился за веточку дерева и повис на ней. Он так запутался в своём парашюте, что не смог ответить Семёну, который кричал ему откуда-то с высоты:
– Ничего Тиша! У тебя всё получится. Ты только не забывай свою мечту! Мы ещё встретимся!
Тиша не забывал. Он каждый день мечтал о полёте в небеса. Наблюдал, как летают птицы. Внимательно слушал рассказы тётушки трясогузки. Один раз он сплёл себе крылья. На каждую лапку по крылышку. Но взлететь так и не смог. Упал и потом долго вспоминал, как ему было больно от ушибов. А мог этот полёт закончиться ещё хуже. Упавшего паучка могла склевать любая птица или даже подросший птенец.
Тиша хотя и жил рядом с семейством трясогузок, но очень боялся птиц. Они такие большие с огромными когтями и крепкими клювами. Им всегда хочется поймать Тишу своим клювом и проглотить его на обед. Но Тиша быстро бегает. А птицы так бегать не умеют. А паучок не умеет летать. Это так грустно.
Однажды тёплым летним утром, Тиша качался на своей паутинке и с грустью мечтал о полётах в небо. Вдруг он увидел, как с дерева на дорожку перед домом, упал крохотный птенец трясогузки Прытик. Он пытался бежать и спрятаться в высокой траве, но у него ничего не получалось. Птенец не умел быстро бегать и ещё не научился летать. Он отчаянно махал крылышками, но взлететь никак не мог.
– Что же делать? – обеспокоился Тиша, – вдруг сейчас из конуры выйдет большая собака Найда и нечаянно раздавит птенца? А вдруг проснётся хитрый кот Васька и съест малыша? Надо спасать Прытика, – решил Тиша и на паутинке, как по канату, мгновенно спустился на песчаную дорожку.
– Пи-пи-пи, – испугано запищал птенец, – мне страшно, я хочу домой, к маме.
– А зачем ты спрыгнул с гнезда? – строго спросил его Тиша.
– Я хотел попробовать летать, но у меня не получилось, – грустно ответил птенец.
– Странно, у тебя же есть крылья, почему же ты не взлетел?! – удивился Тиша.
– Наверное, мои крылышки ещё не совсем выросли. На мне только-только появились пёрышки. Какой ты счастливый, Тиша! Ты умеешь быстро бегать. А что теперь мне делать? Сейчас Васька проснётся и съест меня! – Прытик горько заплакал.
– Не плачь, Прытик! Я сейчас придумаю, как тебя спасти.
– Думай быстрее, Тиша, а то Васька уже усами шевелит. Ой, беда моя пришла, – ещё горше заплакал птенец.
– Придумал! – крикнул паучок, – ты только побудь немного один и не плачь, а то разбудишь Ваську! Я сейчас взберусь на ветку и быстро сплету крепкий канатик. Спущу его вниз, а ты обмотайся им, а конец канатика крепко держи в клюве. Постараюсь поднять тебя наверх.
Тиша быстро побежал по стволу дерева, добрался на нужную ветку и стал умело плести крепкий канат. С высоты он видел, как кот Васька открыл один глаз, потом второй. Тиша так быстро плёл канат, что тот уже одним концом почти дошёл до птенца. Прытик подпрыгнул и схватил маленьким клювом конец каната. Кот Васька поднял голову и посмотрел вокруг. Птенец, к этому времени уже обкручивал канат вокруг себя. Но Васька заметил малыша. Тиша крепко обвязал себя другим концом каната и прыгнул с ветки вниз. Васька, подскочил к птенцу и только хотел лапой схватить его, как Прытик непонятным для кота образом взлетел вверх и повис на канате, не долетев до высокой ветки.
Паучок тоже висел на канате, потому что он был намного легче птенца. Васька, промурлыкав от радости, прыгнул на ствол дерева и пытался лапой достать Прытика, который качался на канате от колыхания воздуха. Но ему это никак не удавалось. И только он дотянулся своей когтистой лапой до висящего на паутинке птенца, как вдруг, кто-то подхватил Прытика за его тонкую кожицу и куда-то унёс. А паучок, обвязанный канатиком, упал на траву под деревом.
Оказалось, что в это вовремя вернулась трясогузка – мама птенчика. Она подумала, что её птенец нечаянно выпал из гнезда и полетела его искать. А когда увидела малыша висящим на канате, налету клювом подхватила его и спасла от острых лап кота Васьки.
Тиша больно ударился о землю, но даже не заплакал. Он решил, что ради спасения малыша можно потерпеть боль.
– Как хорошо, что Прытику удалось избежать лап Васьки, – думал Тиша.
Вдруг сквозь травинки он увидел грозного кота Василия.
– Ах ты вредный паучишка! Ты лишил меня обеда!
Ничего не отвечая злому коту, Тиша побежал в свой сарай, но взобравшись в гамак, испугался ещё больше. Он увидел, как на дверь сарая опустилась мама Прытика.
– Не бойся меня Тиша, – обратилась она к нему, – ты спас моего малыша. Ты очень добрый и смелый паучок. Все птицы, живущие вокруг нашего двора, гордятся тобой и никогда тебя не обидят.
Так паучок Тиша подружился с семейством трясогузок и с другими птицами,