«Великой рекой разливалось беспросыпное, омерзительное пьянство народа, и гибли в нем святые человеческие души, как кровавые жертвы зеленому змию.
Стоном стонала от пьянства великая Русская земля, и конца этим стонам не видно было… Зловещим пламенем пылала и горела родная страна, и в этом бушующем пламени, в этом ярком костре сгорали добрые, святые сердца, сгорало все хорошее, светлое, святое, чем вправе был годиться человек.
Надо было спешить на пожар… Надо залить ужасное пламя… Надо спасать от пьянства людские души. Ведь «пьяницы Царствия Божия не наследят», для них закрыты врата райского блаженства. Но слава и благодарение Господу Богу!»
Есть в русском православии одна особая икона Божией Матери, получившая название «Неупиваемая чаша», которая ежегодно, 5 мая почитается в РПЦ МП .
Особой икона стала, потому что целенонаправленно и необъяснимо с научной точки зрения, а по мнению церковных иерархов - промыслом Божием, избавляет людей в России от алкоголизма.
Для лиц родившихся и живших до совершенолетия в СССР, не составляет для себя труда определение понятия «русский алкоголизм» и тех методах борьбы, с которыми власть предержащие, пытаются «бороться» с алкоголизмом.
И поскольку для нас, выходцев из времен СССР, вопрос как бы затуманился и потерял актуальность, и мы, увы, давно перестали реагировать на живущих рядом с нами алкоголиков, то вот для европейских ученных « русский алкоголизм» это тема научных диссертаций! И им таки удалось найти новые, составные пресловутого «русского алкоголизма».
Так, в частности ученые из Лондонского Университета гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene and Tropical Medicine) будучи обеспокоенны, обеспокоены и поражены тем, что русские мужчины, живущие в индустриальных центрах России, потребляют не только «водку» приобретенную в розничной торговой сети, а в подавляющем большинстве, в связи с нехваткой средств, в виду сильного обнищания населения России, так называемые "суррогатные" спиртные напитки, качество которых «возмутительно низко, а состав мутен и неясен», провели свое независимое исследование для чего объединились с русскими коллегами.
Результаты этого исследования были озвучены профессором Лондонского Университета Мартином МакКи,:
"В течение последних десяти лет мы пытались установить причины роста мужской смертности в России.
Мы наблюдали, как живут мужчины в г. Ижевске – конечно, то, что россияне злоупотребляют водкой, для нас странно, но мы все же к этому успели привыкнуть – однако когда наши специалисты узнали, что более 7% мужчин пьют жидкости, содержащие алкоголь, но отнюдь не предназначенные для питья, мы были поистине шокированы".
Владимир Школьников, заведующий лабораторией в Институте Макса Планка, в Ростоке, продолжает рассуждения МакКи: "Алкоголь играет важную, почти историческую роль в жизни - и в смерти - русского человека…"
Сегодня европейские ученые могут предложить классификацию "surrogate drink", своего рода "модель русского алкоголизма".
Итак, из бесконечного разнообразия отравы, которую пьют в России несмотря ни на что, можно выделить три группы: самогон (напитки кустарного производства, или home-made drinks), медицинские жидкости (кстати, особой популярностью пользуются растительные лекарственные препараты), и прочие жидкости (в основном лосьоны после бритья и чистящие средства).
"Мы установили, что содержание этилового спирта в "home-made" напитках примерно такое же, как и в обычной водке, но они содержат также массу других, токсичных, вредных веществ, а их в водке нет!", - возмущается Мартин МакКи.
По мнению исследователей, сейчас, когда Россию захлестнул общий кризис здоровья, люди мыкаются долгими месяцами без работы, больные, говорит МакКи, а у системы здравоохранения нет сил, чтобы их спасти, и вот тогда эти люди ищут выход в алкоголе. "Алкоголь используется как уход от реальности", - утверждает МакКи.
Профессор МакКи также выразил надежду на то, что российское правительство когда-нибудь займется всерьез этой проблемой.
Тут остается сказать вслед за Джордано Бруно «святая простота» ибо в Российской империи, затем в СССР и восставшего на его обломках нового государства, пока, что под скромным, условным названием "Российская Федерация" производство и продажа алкоголя решающая статья в бюджете страны!
По важности, ее значение в Российской Федерации, она выше добычи нефти и газа. Ибо так уж приучен русский народ, что без газа и бензина выживет, а без водки врядли. И обязательно поднимет новый бунт! Всегда «Бессмысленный и беспощадный».
И, в связями с чем, надежды профессора Мартина МакКи на правительство РФ, кто бы там не заседал ни сейчас, ни далее, что вопрос борьбы с « русским алкоголизмом» будет переведен в практическое русло не никакой.
Во времена М.Горбачева уже проводили аналогичный эксперимент возглявлявшийся Егором Лигачевым! И чем кончилась эта затея для М.Горбачева с его КПСС?
Но, вот русская православная церковь, как структура исторически наиболее близкая к русскому человеку, надежды не теряет и продолжает посильными методами беречь своих прихожан, вернее продолжает давать надежду на исцеление с помощью чудотворной иконы «Неупиваемая чаша».
События, связанные с появлением в Российской империи иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» начались 131 год назад.
Так, если следовать церковной версии "явления вышеназванной иконы, то в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, (фамилия и имя которого не дошли до историков –автор), «явилась» икона Божией Матери ««Неупиваемая чаша».
Автор, приступая к написанию этой статьи, надеялся, что это не времена Киевской Руси или Ивана Грозного и, что за 130 лет, достаточно сохранилось письменных источников и свидетельств очевидцев, этого « чудесного явления».
Но, это надежда была напрасной. История иконы оказалась сильно запутанной и полной противоречий.
Начнем наше историческое расследование как обычно с представления официальной версии одобренной церковными историками РПЦ МП.
Вот как описывает историю появления иконы официальный средства массовой информации подконтрольные РПЦ МП.
«Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить.
Ему, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы».
Тут сазу появляются вопросы: «Как звали крестьянина? Что за старец- схимник?»
Из текста не видно. Да и сказать парализованному крестьянину «встань и иди», тоже как то непонятно.
Но читаем дальше. Там, все как в русской пословице «Чем дальше в лес, тем страшнее..»
«Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь».
Вот уж действительно настойчивый попался старец-схимник.
Да и картина идущего на « четвереньках» русского крестьянина, может поразить воображение.
Особенно если учесть, сколько расстояния нужно было пройти между Ефремовским уездом Тульской губернии и подмосковным городом Серпуховом!
Но продолжим чтение. Тут снова сплошные чудеса:
«Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен.
Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием!
После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ на обороте, которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша».
Справка: Ризница (ризохрани;лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников(прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Лицо, заведующее ризницей, называется ризничим.
В православных храмах ризницы бывают двух видов:
Малая ризница, именуемая диаконник, находится в одном из алтарей за иконостасом, обычно справа от горнего места. Представляет из себя один или несколько закрытых ризничных шкафов, в которых обычно хранятся текущие облачения, церковная утварь и богослужебные книги.
Большая ризница представляет собой отдельную комнату вне алтаря, или пристройку (например, при большом соборе), или отдельное здание (например, в монастыре).
Вот и собственно, что касается самого факта «явления».
Но читаем дальше.
«В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря.
После совершения молебна, бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.
Образ прославился многими исцелениями.
Особо икона почиталась в Серпухове.
В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости.
Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.
Почитание иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе»
Вот такая подется от имени РПЦ МП информация. Возможно, фанатично верующим прихожанам этого и достаточно, чтобы прийти в Введенский Владычный монастырь и помолится о здравии.
Но этого явно недостаточно, чтобы признать, что икона чудотворная. И это притом, что церковные историки сознательно замалчивают ряд важных фактов.
Но информация, содержащаяся в последнем вышеприведенном абзаце позволяет нам начать самостоятельное изучение вопроса о явлении иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Такие опорные точки следующие:
1.Монастырь Введенский Владычный монастырь. Когда и кем был основан? Кто такой Старец Варлаам?
2.Личность крестьянина? Крепостное право давно отменено и у всех есть паспорта!
3. Когда и кем было создано «Александро-Невское братство трезвости»
4. И не связано ли «явление иконы «Неупиваемой чаши» непосредственно с созданием «Александро-Невское братство трезвости»? Как общепринятая форма пропаганды в связи с очередной официальной кампанией «борьбы с пьянством»?
Так же мы попытаемся дать ответы и на следующие вопросы:
1. Что собой представляла икона в с точки зрения церковной иконописи?
2. Какова судьба иконы после захвата власти в России большевиками?
3. Современное состояние с почитанием иконы « Божией матери» и ее «новые чудеса.
В результате поверки в ходе нашего исторического расследования информации о иконе Божией Матери « Неупиваемая чаша» удалось установить следующее:
1. Монастырь Введенский Владычный монастырь. Когда и кем был основан? Кто такой Старец Варлаам?
Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери которая лично явилась к Алексию и распорядилась:
«Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»
Сказано- сделано. В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители и была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Но прошло примерно 400 лет и о воли Божией Матери и в Серпухове, и в Москве и тем более в Санкт-Петербурге как-то забыли. И дело дошло до того, что к началу XVIII века имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах, которые принадлежали монастырю, были секуляризованы государством..
В 1724—1727 годах монастырь был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю.
В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, монастырь получил III класс и стал окончательно приходить в упадок.
Принятыми мерами с подачи Святого Синода РПЦ, за решением царя в 1806 году монастырь из мужского, преобразован в женский монастырь!
Более подробно история монастыря с этого периода изложена в следующем отрывке:
«В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители.
Первой игуменьей назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель.
В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой.
При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник.
Внешнее процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной жизни ее насельниц; напротив, они становились все более и более ревностными в деле своего спасения.
Этому способствовали правила общежития, введенные в устав монастыря великим иерархом Российской Церкви — святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским.
К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней.
Вплоть до закрытия обитель находилась в расцвете. В ней подвизались до 400 насельниц, здания и территория благоустраивались и украшались. Широко развита была благотворительная деятельность: существовала богадельня, неимущим бесплатно оказывалась медицинская помощь, выдавались медикаменты.
В 1919 году монастырь был закрыт, сестры выселены. На территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано среднее военное училище.
Монастырь стал называться Авиагородок. Во Введенском соборе и в Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме — клуб с кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, котельная.
Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов.
1 февраля 1941 года, когда в Серпухове была образована 2-я Московская военная авиационная школа авто механиков спецслужб.
А 6 января 1949 года 2-я Московская военная авиационная школа автомехаников спецслужб была реорганизована в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС.
15 марта 1960 года оно было включено в состав Ракетных войск стратегического назначения как среднее училище, готовившее техников-ракетчиков со средним специальным образованием.
В 1962 году на его базе появилось Серпуховское высшее командно-инженерное училище, которое 28 августа 1998 года было переименовано в Серпуховский военный институт Ракетных войск.
В 1978 году училище освободило территорию, и с тех пор она оставалась без хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен за последовавшие семнадцать лет; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи.
Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.
По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей в новой главе летописи обители.
28 июля 1995 года в храме святителя Алексия Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная литургия.
4 января 1996 года в обители состоялся первый иноческий постриг. Его совершил Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский.
С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.
2. Кто такие святитель Алексий и старец-схимник «Варлаам?»
Ответ работа В.А.Рождественского «Историческое описание Владычняго общежительного девичьего монастыря», 1866 год.
«Чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых» Серпуховского Владычнего монастыря Древнее название иконы «Введение Богородицы во храм» Празднование 21 ноября/4 декабря.
Главной святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению свт. Алексия по образу видения прп. Варлаама, бывшего еще до основания монастыря:
«...увидел... пророка Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее; Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени».) Это сюжет двунадесятого праздника Введение Богородицы во храм.
Под третьей ступенью подразумевается третье отделение Иерусалимского храма – Святая Святых, поэтому икона имеет второе название.»
Тут автор вынужден обратить внимание читателя на несоответствие «видения» старца Варлаама, фактическим обстоятельствам, связанным с осуществление обрядов в Иерусалимском храме.
В частности, женщины всех возрастов, как и не евреи мужчины, в Иерусалимский храм не допускались. Для них было спец. отделение во внешнем дворе храма.
В Святую Святых Иерусалимского храма мог входить только один раз в год, только сам Первосященик Иерусалимского храма.
Иудейские же цари, начиная с Ирода Великого, стараниями которого в последний раз был перестроен Иерусалимский храм, так же в Святую Святых не допускались. Им в знак из высокого положения разрешалось занять место на верхней ступени, ведущей во внутренний двор Иерусалимского храма! Далее заходили только одни священники, приносившие Богу Иегове жертвы.
Но продолжим знакомиться с трудом церковного историка:
«Вследствие этого откровения монастырь был назван Введенским Владычным, первый храм в нём был освящён во имя Введения Богородицы во храм, а икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», стала почитаться как чудотворная с момента ее написания.
Старинное описание иконы «Введение Богородицы во Святая Святых»
Храмовая чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, - в особом киоте, за стеклом; мерою в вышину 1 аршин 3 вершка, в ширину 141/2 вершка.
В монастырской описи 1649 г. она описана так: «образ местной Пречистые Богородицы Введения, оклад серебрен, чеканной, золочен, два венца с корунами и цаты чеканныя же, в венцах и в цатах тридцать каменей и берюзы, и два лалика, а дву каменей нет, да камышек лазорев яхонт, подниз и ожерелейцо жемчужное, двои рясы, а в них двенадцать прядей мелкой жемчуг, да пять золотых червонные, а на полях у иконы десять каменей достоканы, у цаты деньга золотая, да пять копеек золоченых, а дву копеек золоченых нет, два креста не велики - один золочен, а другой белой; у того же образа пелена бархат золот, на ней крест жемчужнай, около той пелены слова шиты золотом волоченым, у той же иконы другая пелена праздничная, а на ней вышит образ Пречистые Богородицы Введения золотом да серебром с шелки, по атласу зеленому и просажена жемчушком мелким.
Киот древян, обложен жестью, басмою, вверху киота образ Спасов Еммануил, венец басмян золочен, а поверх киота крест золочен, а затворы у киоты обложены серебром, золочены, а на них писаны святые».
Письмо на иконе сохранилось древнее, – знатоки относят его к XIV веку. Оклад иконы сохранился также древний; но из древних украшений уцелела только шитая сплошь из жемчуга с драгоценными камнями риза Богоматери, входящей во храм, и пелена, которая хранится ныне в ризнице.
Прочие украшения частью изменены, а большею частью прибавлены вновь.
В 1857 г., как значится в монастырской описи, на венце Богоматери, входящей во храм, устроена корона с драгоценными камнями, самый венец и жемчужная риза украшены также разными драгоценными камнями; на главе и плече Богоматери устроены две звезды из драгоценных же камней и проч.
В недавнее время повешено на Богоматерь богатое бриллиантовое ожерелье, и над ликом Ее вделан богатый наперсный крест, бриллиантовый, с изумрудами, с короною вверху, а в средине, на большом изумруде, вырезано Распятие Господне, с предстоящими, вокруг средины – сияние из бриллиантов.
Крест сей прислан в обитель чрез Серпуховский почтамт в 1832 г., от неизвестной особы (по догадкам от граф. А. А. Орловой-Чесменской), с приложением записки: «Московской эпархии, в девичий Серпуховской монастырь, крест бриллиантовый с изумрудами на св. икону, в обители почитаемую чудотворною, повесить и на св. иконе хранить, а не в ином месте, боясь: Глаголет Господь: Аз есмь с вами, и никтоже на вы! Молитвами Пр. Богородицы и Приснодевы Марии, всех Святых и угодника Варлаама, своего келейника бывшаго у св. Алексия, да сохранит и заступит и всех и вся святою благодатию Своею. Девица недостойная, ищущая потерянное царствие Божие».
Как граждане г. Серпухова, так и окрестные жители особенно чтут cию икону и берут к себе в дома. (источник: В.А.Рождественский, Историческое описание Владычняго общежительнаго девичьяго монастыря, 1866 год)».
Но это было до 1917 года, а при большевиках все поменялось: И вот что случилось с иконой «Введение Богородицы во Святая Святых»
.
«После закрытия монастыря икона, наряду с другими святынями обители, была передана в созданный в это же время городской историко-художественный музей.
В 1996 году благодаря помощи благодетелей была выполнена фотокопия иконы, а затем написан точный список «мера в меру», который с 2000 года периодически мироточит.
В 1998 году за счет средств монастыря была проведена реставрация иконы «Введение Богородицы во Святое Святых», что позволило оформить документы на временную передачу иконы монастырю.
В 2004 году монастырь стал предпринимать шаги по возвращению своих святынь из музейного заточения.
Конечно, это не могло радовать сотрудников музей. Когда до престольного праздника осталось два дня, музей отказал монастырю выдать икону «Введение Богородицы во храм» на богослужение.
В настоящее время процесс оформления документации по возвращению святынь приближается к завершению.
На первом этапе городским музеем будут переданы только иконы без окладов сроком на один год.
В дальнейшем на территории монастыря планируется разместить отдел музея, где и будут экспонироваться все монастырские святыни. Эта идея нашла поддержку митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, губернатора Московской области Б.В.Громова и министра культуры Московской области Г.К.Ратниковой».
3.Личность крестьянина? Крепостное право давно отменено и у всех есть паспорта!
(http://www.inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php)
«Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.).
Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину.
(И тут сразу существенное противоречие, сводящие все вышеописанное к легенде.
Наличие у Российской империи мощной армии, проводимые регулярно очередные и внеочередные рекрутские наборы способствовали формированию в стране с начала XVIII в. военного сословия, которое представляло собой особый социально-сословный феномен, специфическую группу населения Российской империи.
Поскольку действительная служба была сначала пожизненной, с 1793 г. ограничивалась 25 годами, с 1834 г. – 20 годами, с 1855 г. – 12 годами, то люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним состоянием, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям.
Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Это сословие являлось важной составной частью российского общества, но имело собственное правовое и социальное положение, характерное поведение и образ жизни.
Отставные солдаты не подлежали возврату в прежнее крестьянское сословие и с момента призыва в армию становились свободными от крепостной зависимости! После увольнения по преклонности лет или по болезненному состоянию, отставные солдаты получали пенсии, а так же постоянные пособия из средств призрения, и в случае тяжких болезней могли помещаться в богадельни - автор).
Но продолжим чтение:
«Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги.
Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там, в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь, здоров и душою и телом».
Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег.
Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь.
Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей.
На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь.
И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги.
Хотя и очень слабо, но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок!
Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной.
Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученика Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша».
Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием.
Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу.
На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша».
Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою.
Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией.
Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте».
Эта версия записана со слов одной их монахинь Владыческого монастыря, только в 1910г. т.е. спустя 32 года от даты явления иконы.
4. Когда и кем было создано «Александро-Невское братство трезвости?»И не связано ли «явление иконы « Неупиваемой чаши» непосредственно с созданием «Александро-Невское братство трезвости»?
Как общепринятая форма пропаганды в связи с очередной официальной кампанией «борьбы с пьянством»?
Справка: Александро-Невское братство трезвости
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ, Всероссийское, создано в 1898 по инициативе настоятеля ц. Воскресения на Обводном кан. свящ. А. В. Рождественского (1872-1905) как об-во для борьбы с нар. пьянством, являлось отделом Об-ва религ.-нравств. просвещения и действовало в пределах С.-Петерб. епархии.( Т.е. явление иконы «Неупиваемая чаша» приходится на 20 лет ранее, от даты создания вышеназванного Братства трезвости).
В 1914г. об-во преобразовано в братство, к-рое возглавил совет под рук. архиепископа Новгородского Арсения.
Оно распространило свою работу на всю страну, печатало в своей типографии 4 журнала, сотни книг, брошюр и листовок, содержало б-ки и школы. Братство проводило нар. чтения, беседы, лекции и крестные ходы, оказывало материальную помощь нуждавшимся.
В 1912 и 1914 оно организовало Всерос. съезды о мерах борьбы с пьянством.
В СПб. действовали 6 отделов братства во гл. со священниками (объединяли 70 тыс. чел.). Большеохтинский, Литейный, Новодеревенский, Покровско-Ушаковский и Питиримовский отделы имели собств. церкви или молитв. дома, а также миссионерские курсы, б-ки и попечительства о бедных.
Гл. храмом была ц. Воскресения Христова на Обводном кан.
Вступавшие в братство давали в храмах зарок воздержания от вина и соблюдения определенных правил поведения. В 1918 братство закрыто, его средства конфискованы сов. властями.
Как видим АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ, создано через 20 лет после явления иконы «Неупиваемая чаша», ног, тем не менее, его Серпуховское отделение активно использовало икону Божией Матери «Неупиваемая чаша» для своих целей пропаганды трезвости.
1. Что собой представляла икона в с точки зрения церковной иконописи?
Русский писатель Иван Шмелев самостоятельно изучив историю написания иконы Божией Матери « Неупиваемая чаша» и написал одноименную повесть. Согласно которой автором иконы явился безвестный крепостной художник-иконописец. А икона после его смерти была передана в о Владыческий монастырь.
С текстом этой повести читатель может самостоятельно ознакомится по следующей ссылке:http://lib.ru/RUSSLIT/SMELEW/chasha.txt.
Иконографически же, сама икона восходит к типу Богородицы-Оранты.
Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.
По церковным же канонам икона описывается так:
«Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой.
Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери».
Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения.
Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый.».
А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, что бы жертва сия - Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий.
И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.
2. Какова судьба иконы после захвата власти в России большевиками?
После закрытия в 1920г. Владычного монастыря чудотворная икона была, как не представлявшая, по мнению искусствоведов исторической и художественной ценности, скажем в отличии от иконы «Введение Богородицы во Святое Святых» переданной в городской музей, перенесена в кафедральный Никольский собор г. Серпухова.
В 1928—1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский).
В воспоминаниях о нем было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение.
Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы.
В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его иконы сожжены на берегу реки Нары.
Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» ( копии), включая первообраз, бесследно исчезли и молебные служения прекратились.
Хотя по преданиям старожилов г. Серпухова известно, что хотя многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары, но бывшие монахини Владыческого монастыря продолжали верить, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.
Тем не менее, до 1991 г., года краха СССР больше о данной иконе никто не вспоминал.
В 1995 году, в первый год возрождения Владычного монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре.
В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша».
При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
Со временем написания иконы, когда образ находился еще у иконописца, связано первое чудо исцеления от пьянства.
«Сидетельствет монахиня Рахиль. В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке.
А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру.
Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!»
Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить.
Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».
Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.
Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.
В нашем монастыре всегда рады паломникам. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни»
3. Современное состояние с почитанием иконы « Божией матери» и ее «новые чудеса.
Восстановление почитания иконы
« Почитание иконы «Неупиваемая чаша» возобновилось в 1980-е годы.
Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (с 7 октября 2002 епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.
10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.
Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь.
В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону.
В качестве отступления предлагаю читателю ознакомится с интервью с иконописцем А. Соколовым.
«Александр СОКОЛОВ родился в 1959 г. В 1972–1978 гг. обучался в Московской художественной школе при Академии художеств. В 1982 г. окончил отделение реставрации Московского государственного художественно-промышленного училища им. Строганова. Участвовал в восстановлении Свято-Данилова монастыря. Работы находятся во многих храмах России, Японии, США, Польши, Германии и других стран. Живет и работает в Москве.
Выдающийся русский иконописец, богомаз, как сказали бы в XIX веке, Александр Соколов среди современных русских мастеров занимает одно из ведущих мест, коллегами по цеху заслуженно признан. Несмотря на его относительно молодой возраст, работы Соколова есть и в частных коллекциях по всему миру, и в самых знаменитых храмах России. Одна из них – икона «Неупиваемая чаша», ныне находящаяся в Серпухове в Высоцком мужском монастыре, – признана чудотворной. Люди к этой иконе едут со всей России, случаев исцеления от страшного русского недуга – пьянства, да и от других физических и социальных недугов, уже несть числа. Но разговор наш вышел не только об иконописи...
– Александр, я знаю, что писанием икон вы занялись еще в брежневские годы…
– Все вышло очень естественно. Я учился в художественной школе, хотел быть художником. И когда в возрасте 16 лет пришел в Церковь, то профессиональный выбор мною уже был сделан. Оставалось только приспособить себя к церковной жизни в качестве иконописца. Хотя семья наша не была православной, обычная советская семья. Так что о вере я все узнавал сам – из книг, благодаря не совсем случайным встречам с разными людьми, которым я очень многим обязан и очень за все благодарен. После армии учился в Строгановском училище и в то время уже начал писать иконы. Мне хотелось лучше изучить собственно живопись. Я учился на отделении подготовки мастеров-реставраторов. Мы копировали иконы и изучали технологию иконописи, для иконописца такой курс обязателен.
– Что из себя представляет современный стиль иконописи? И есть ли среда, о которой, впрочем, широкая публика почти ничего не знает?
– Так и должно быть по определению, это искусство безымянное, анонимное, соборное. Это искусство церковное, оно не принадлежит кому-то одному. Если я пишу икону, то я не стараюсь самовыразиться и поставить свою подпись под ней. В качестве примера такого церковного отношения к авторству можно привести греческий обычай, когда икона подписывается: «рукою такого-то». Обычай этот очень старый, но он существует и сейчас. Автор обозначает свое имя, но таким вот ненавязчивым образом.
А по поводу иконописной среды можно говорить много, но в каком-то смысле мы все маргиналы. Мы занимаемся таким видом искусства, который хотя и широко распространяется сегодня, но авторы его не столь известны.
Все очень условно. И если мы говорим, что вот это икона рублевская, – не факт, что ее писал именно Рублев.
Он в одиночку обычно не работал, иконопись вообще очень социальный вид искусства. Если и подписывалась икона, то ставилось «мастерская Рублева», «круг Рублева», «манера Рублева». А само по себе авторство здесь несущественно. Это соборное искусство, и если сравнивать его с музыкой, то это исполнительское искусство.
И исполнители эти, как правило, не солисты, они работают ансамблем. Современная иконопись разнообразна и часто очень далеко уходит от идеала церковного искусства. Потому что главный смысл церковного искусства – не производство предметов культа. Это не самовыражение, это продолжение богослужения. И это свидетельство об обращении Бога-Слова в Дело. И не на уровне теории, а это есть как бы соучастие в Творении Бога.
Ведь мы видим, что Господь присутствует в этом мире в Своем Творении: в хлебе и в вине, преобразующихся в тело и кровь Христовы. И через таинство воплощения не только люди, но и весь мир освящается. И в идеале церковное искусство должно быть наполнено осознанием этого сотворчества. Но иногда в реальной жизни, к сожалению, иконописание превращается в производство предметов культа, в способ существования.
– А в какой иконописной традиции находятся ваши работы?
– Меньше всего хотелось бы об этом думать. Если следовать какой-либо иконописной традиции, строго следовать чьему-то стилю, манере, то это будет имитация. Поэтому хочется забыть про традицию, про стиль – не про канон. Не потому, что это ненужное или презренное, но это не главное.
– То есть творческое озарение присутствует?
– Куда ж от него деваться. Но канон – это правило. Эти правила церковного искусства не очень жесткие, не настолько страшные, чтобы не дать художнику проявиться. Скорее это скелет, это направление, то, что помогает работать. И если определена задача идейная, духовная, мировоззренческая, то художник в каком-то смысле уже свободен от этих поисков. Иконопись по сравнению с живописью не очень творческое дело. Канон – это партитура, а работа церковного иконописца – это исполнительство. Импровизация допускается, но в разумных пределах. Это все дело вкуса.
– С появлением фильма «Андрей Рублев», с выходом книги Владимира Солоухина «Черные доски» в русском обществе пробудился интерес к иконе, появились собиратели. А кто сегодня известен среди иконописцев?
– Я не буду перечислять своих друзей и коллег, потому что этот круг очень узкий.
Недавно я купил альбом современной иконописи и нашел в нем почти всех своих друзей и знакомых, «иконописцев в законе», которые давно работают.
Есть много молодых людей, недавних студентов различных художественных школ. Они хорошо подготовлены и здорово работают. Не буду перечислять – кого-то упущу, и будут обиды. Замечу лишь, что в среде иконописцев отношения чище, нравственнее, открытее, чем у живописцев. Сейчас я вместе с четырьмя другими иконописцами работаю на росписи храма в Мытищах. И отношения наши совершенно дружеские, без каких-либо дрязг, можно сказать, коммунизм в отдельно взятой бригаде. Может быть, у нас еще нет такой жесткой конкуренции, как в живописной среде. Сейчас бум церковного строительства, и всем хватает работы.
Пусть расцветает сто цветов, как говорил Мао Цзэдун. Это очень применимо по отношению к церковному искусству. Сейчас существуют не только разные стили, манеры иконописи, но и разные люди приходят в церковь. С очень разными проблемами: душевными, духовными, психологическими. И если в церковь приходит светский художник, он имеет возможность пообтесаться, воцерковиться и идти верным путем. Ведь церковное искусство – это путь, это своего рода аскетическая практика.
– В годы застоя многие художники, начав заниматься реставрацией храмов, мало-помалу становились верующими людьми: крестились, воцерковлялись…
– Да, это очень типичный, обычный случай. И это естественно. Ведь если икона – это церковное свидетельство, то невозможно, просто даже находясь рядом, не попасть под ее воздействие. И это не просто энергетическое воздействие, икона побуждает многих людей, смотрящих на нее, задавать массу вопросов: про жизнь, про смерть, про любовь, про ее историю, про символику иконы. Это концентрированное послание нам.
– Есть понятие «намоленная икона». Когда веками и десятилетиями перед иконой молились поколения людей, то это накладывало на нее свой отпечаток, и возникала особая духовная энергетика, творились чудеса. А как вы сами определяете икону?
– По поводу намоленности и таинственного мистического воздействия иконы говорить очень трудно, и я не буду говорить ни про свой опыт, ни про то, что я видел и слышал от людей.
Чудеса, которые случаются перед иконами, от икон, описаны многими. Но механизм их воздействия на нашу жизнь – это воистину тайна.
В 1980 году я написал первую свою икону. И по мере того как я углублялся в эту тему, изучал технику, стили и историю, сам пытался что-то делать, я пришел к такому определению: икона – это путь.
И для меня гораздо важнее сам процесс создания иконы, чем даже результат. Потому что свою душу можно и должно воспитывать и формировать через какое-то делание. Это очень распространено в восточных искусствах. Икебана-до, айки-до. До – это путь. Икона тоже до. Тоже путь.
– Ведь вы одно время преподавали иконопись в Японии?
– Да. И кое-чего там набрался. Хотя серьезной философской подготовки у меня нет. Но японцы сразу поняли, что именно сам процесс важнее всего. Он важен как род аскетической практики, как способ познания мира и формирования собственной души. Если это происходит, то главная задача церковного искусства выполняется.
Я думаю, что огромное количество икон, которые дошли до нас еще со времен Средневековья, связано с тем, что многие люди иконописанием занимались как деланием. Не хочу говорить, что это рукоделие или хобби. Для многих иерархов Русской Церкви это было излюбленное дело. Вспомним Петра, митрополита Московского, Феофана Затворника, которые писанием икон занимались как упражнением.
– Александр, одна ваша работа, икона «Неупиваемая чаша», ныне находящаяся в Серпухове, воистину стала всенародно любимой и чудотворной. Как вы относитесь к происшедшему?
– Чудотворной является любая икона, потому что она являет чудо воплощения. Не могу не напомнить о том, в чем уверены все христиане, что во время Евхаристии каждый день во множестве храмов хлеб и вино преобразуются в плоть и кровь Господа. Это чудо, свидетелями которого мы все становимся.
И это чудо затмевает отдельные случаи исцеления, происходящие по молитве людей и по милости Божьей. А сама по себе икона ее создателем не может быть «заряжена». Сколько бы я ни молился и ни постился, создавая икону, она все равно будет воздействовать независимо от моей воли. Неважно, будет она прославлена или нет.
Это милость Божья и молитвы братии монастыря и многих-многих людей, приходящих к ней. Многие люди шли к этой иконе с молитвой, с просьбой и получали то, что просили. И я лишь один из цепочки проводников.
– Но ведь не все в такую цепочку попадают.
– Я намек понял. Тщеславия мы все не лишены, но тут немножко страшновато даже. Хотя я думаю, что это нормальное явление.
– Александр, а писание икон требует какого-то особого состояния?
– А я с момента прихода к Церкви вообще воспринимаю жизнь как чудо. Поэтому какие-то странные и необычные вещи в нашей жизни иногда происходят, просто их бывает достаточно много. Хотя я вообще не мистически, а скорее скептически настроенный человек. Да, чудеса происходят, но они происходят обычно. И это меня не очень удивляет.
– То есть чудо – это составная часть вашей жизни?
– Да, и как чудо мы можем воспринимать многие явления нашей жизни. Каждый восход солнца – это чудо. Или встречи с людьми. У меня бывает очень много чудесных встреч, которые происходят порой совершенно невероятным образом, промыслительны и неслучайны. Многие люди, которых я встретил, просто ангелы, то есть посланники Божьи. Как происходит моя работа? Первое условие – смирение.
– Страстей надо стремиться избегать.
– О, да. Иногда спрашивают: как вы поститесь, как вы молитесь, как вы готовитесь, и зависит ли от этого результат? Результат зависит от Господа Бога. А человек по мере совершения каких-то аскетических подвигов: пощения, молитвы становится прозрачным. По мере смирения своего. Для священника, для духовника самое главное качество – это прозрачность. Чтобы воля Божия проявлялась через него в полной степени. И для церковного художника это тоже достаточно важно.
– Расскажите о вашей семье. Знаю, что ваша жена – довольно известная художница Мария Вишняк. А дети ваши иконописью занимаются?
– Моя жена – художник-живописец. Она тоже в свое время пыталась помогать мне писать иконы, но продолжалось это недолго. Просто она ошибочно считала, что жена иконописца должна ему помогать. Но у нее свое призвание, свой талант и свое Служение. Как живописец она духовнее многих иконописцев. Ведь само по себе изображение этого мира с осознанием того, что Господь в этом мире присутствует, иконично. И через изображение этого мира можно почувствовать присутствие мира горнего. Четверо наших детей запах краски впитали с детских лет, и у них не то что идеосинкразия на краски, но для них очень актуально найти свой путь в жизни.
– Сейчас многие люди стремятся приобрести подлинную икону. При обилии поделок что вы могли бы посоветовать: как правильно выбрать икону?
– Самый простой способ: руководствоваться своим вкусом, интуицией и, может быть, даже помолиться о том, чтобы икона была явлена. Сейчас легко найти старую икону и спасти ее от гибели, от вывоза за рубеж. Можно поискать в антикварных магазинах, в Измайлове. Я бы сначала пошел таким путем. Потому что заказать новую икону никогда не поздно. Но с обретением иконы все происходит по-разному.
– А сами вы старые иконы собираете?
– Да. Хотя у меня нет коллекции. И я их как собираю, так и раздаю. Мой духовник отец Анатолий Яковин, ныне покойный, настоятель церкви св. Параскевы Пятницы в селе Пятница Владимирской области, был страстным любителем церковного искусства, собиратель и раздаватель икон. Он много икон приобретал, заказывал. Они к нему стекались во множестве, люди их к нему приносили. И точно так же он легко их раздавал. И мне от него досталась такая интересная заповедь. К нему как-то приехал один человек, которого он впервые в жизни увидел. И он ему подарил очень хорошую икону. Я спросил: «Не жалко ли?» На это отец Анатолий ответил: «Жалко? – Может, и жалко. Только дарить то, что не жалко, нет смысла».
Вообще же жизнь и судьбы икон – это очень интересная тема.
– Надеюсь, что мы к этой теме еще вернемся. Спасибо.
Беседовал Евгений ДАНИЛОВ
Источник: "Политический Журнал"13.02.2008 14:11
Вновь написанную икону украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.
6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней».
30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.
С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью того же года возожжена неугасимая лампада.
С тех пор все с верою приходящие получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано около двадцати чудес.
Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей у надгробия преподобного Варлаама.
25 сентября 1998 года настоятелем Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века.
6 мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и освятил список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». От этого образа начали проистекать благодатные исцеления».
Из чего следует, что есть как бы два чудотворных списка иконы Божией матери «Неупиваемая чаша» в Высоцком монастыре и Серпуховском Введенском Владлычном женском монастыре.
И оба возрожденых монастыря продолжают свою вековую конкурировать между собой, за паломников жаждущих исцеления.
И тут в качестве заключенияи хочется еще раз акцентировать внимание читателей на словах иконписца А. Соколова:
«Чудотворной является любая икона, потому что она являет чудо воплощения. Не могу не напомнить о том, в чем уверены все христиане, что во время Евхаристии каждый день во множестве храмов хлеб и вино преобразуются в плоть и кровь Господа. Это чудо, свидетелями которого мы все становимся.
И это чудо затмевает отдельные случаи исцеления, происходящие по молитве людей и по милости Божьей. А сама по себе икона ее создателем не может быть «заряжена». Сколько бы я ни молился и ни постился, создавая икону, она все равно будет воздействовать независимо от моей воли. Неважно, будет она прославлена или нет.
Это милость Божья и молитвы братии монастыря и многих-многих людей, приходящих к ней. Многие люди шли к этой иконе с молитвой, с просьбой и получали то, что просил.»