Всех-всех с постом и молитвой! выкладываю рабочую версию рассказа для критики
- Выходи за меня замуж?
Вера даже не удивилась: ждала, всем сердцем чуяла – неспроста подарок был. Подарки она любила, но всегда принимала их с опаской и сомнением. Если дарят, то и тебе в ответ придется когда-нибудь дарить. А посторонний человек так и вообще без умысла ничего от себя не оторвет. Вот и тут сразу поняла: неспроста такая щедрость. Подарок был роскошным, поистине царским, - расшитый, алого шелка поясок, - и откуда только взял такой? Отказаться от дивного рукоделья было сверх ее сил, потому продолжения ждала с нетерпением – кажется, готова была на любые жертвы ради такого подарка.
И вот свершилось! Захотелось как-то съязвить, огреть едким словом, чтобы оглох от ее горячности, но сдержалась. Иван, конечно, не красавец да красота-то ведь мужику и не нужна, мешает только. Сила и сноровка – вот истинно мужские достоинства: такой и защитник и добытчик, семья за ним как за каменной горой. Иван силен: грудь щитом стальным, богатырская, плечи вразлет, кажется, все небо загородить могут. Нос сломан? так ведь с лица воду не пить. Да и серые горящие глаза, кучерявая русая голова – при нужном настрои и залюбоваться можно. А имя, имя какое! русское родное ласкающее, что еще надо? Ей ли выбирать: по молодости и горячности сколько женихов отвадила, а теперь в старые девки вот-вот запишут, осенью все двадцать пять стукнет. Зовет замуж – так иди.
Появился он у них где-то с месяц. Первый раз вместо дядьки Петро приехал за молоком на ферму с молокозавода. Тогда только словом с ним перемолвились, он бы может и охочь был до большого разговора, да уж больно не понравилось Вере как глаза у парня горели, постно-маслянным отливом – так и гляди руки измараешь, не отмоешь. Потом исчез и появился с неделю назад. Подкараулил ее, когда возвращалась с фермы домой, перегородил тропинку, там, где она меж двух сараев стискивается; стоит улыбается.
- Ты чего? – испугалась Вера.
- Да так просто, - а сам ближе придвинулся и руками цап ее за бока, а улыбка еще шире, гляди лопнет от натуги.
Обомлела от неожиданности, но быстро оправилась, толкнула так, шмякнулся о стену и упал.
- Ох, погляжу, горяча девка!
- А то!
После этого их дорожки не переплетались, и вот тебе объявился вдруг с пояском шелковым.
- Ну что? Пойдешь за меня?
- А не боишься, добрый молодец? – смотрит с ехидцей, лукавым огоньком глаза горят, - Я ведь девка горячая, сам знаешь, и убить могу, если что не так.
- Да уж как-нибудь сладим, сам не лыком шит.
На том и порешили: свадьбу осенью сыграют после всех покосов, уборочных, тогда и поспокойнее будет, посытнее – за весну-лето пообвыкнуться, пооботрутся. Да и родных подготовить надо, все-таки не та семья, чтобы с улицы мужа приводить. Что подумают по деревне-то, если без году неделю знакома, а сразу расписываться? Нет, лучше в невестах походить, и чтобы никаких вольностей-шалостей, времена хоть может и новые да воспитания она старого, временем выверенного.
Ночью Вера не спала, крутилась с боку на бок, ругала себя на чем свет стоит – дала слабину ты, девка, ох как дала; как жить с таким будешь, без любви, без интереса, на голом то расчете. Да и кто он? Кого не спроси – никто даже и не слышал откуда да какие отец с матерью, приехал говорят не пойми то ли с Урала, то ли с юга. А зачем приехал? Что ему не сиделось на месте-то? Чем уральско-южные девки хуже тутошних. Так и лежала гладила под одеялом поясок шелковый. «Эх, купил он тебя, Верка, - думала, - привязал к себе пояском туго, не отвяжешься»
Утром было решилась пойти и назад вернуть и поясок и данное слово, но в сенях поймала ее мать. Зоркое материнское сердце еще с вечера учуяло неладное.
- Ты, Верка, не глупи. Обещалась - иди. Любовь – глупости это, для кино, для книжек, а жизнь она, доченька, как газета сухая и лживая. Лишь бы в дом деньги носил, а детей родишь, так полегче станет.
Так и осталась Вера в невестах: Ивана не бегала, но и особо не ластилась к нему; перед людьми тоже не выпячивалась новым положением, но и не скрывалась – старалась сама привыкнуть к будущему. Жила ведь изо дня в день не своей жизнью, чужой: родителей, брата, колхоза – в клуб идти надо, шла; на ферму – так на ферму. Замуж? Что ж и замуж, не для себя, а потому как надо, - знала только, что не сейчас, но когда-то там в далеком туманном завтра. А тут разом это завтра обрисовалось четко, нахально, нахраписто, и все сломало-переиначило. Приноравливайся по-новому, пристраивайся, да не привыкать, приноровилась – встречи с Иваном заняли место где-то между утренней дойкой, а по воскресеньям между вечерней, и домом. Пешком по выходным приходил ради нее из города, благо всего каких-то семнадцать километров наискосок через лес, и гуляли вдоль берега, сидели на пригорке и больше молчали – он не умел говорить много, а она и не любитель была. Зачем сидели, зачем молчали? Наверное, надо было так, чтобы как у всех, чтобы как у людей.
И все бы так и пришло своим ходом к разудалой обычной свадьбе «как у людей», если бы не отец.
Арестовали его в начале июня, только Вера с утренней дойки воротилась. Отец всегда отличался несдержанностью да горячностью на язык, на кулаки был холоден, а вот языком мог нарубить дров: не смотрел ни на что, замахивался с плеча как думал. Правда больше как-то не по злому, все по мелочи, а тот вдруг ляпнул что-то на людях да не по делу. Ляпнул и забыл, но кто нужно и где нужно не забыли, все ему припомнили: и как в колхоз с неохотой пошел, и как горячился в коллективе не по-разуму.
- Индивидуалистически, мелкобуржуазно мыслите, товарищ Свиридов, - сказал следователь, - времена у нас другие теперь, страна счастливая, думать больше надо о народе, о партии, на товарища Сталина равняться надо!
Вежливо так говорил, по-интеллегентному, затягивался и выпускал сигаретные кольца дыма, а затем энергично тыкал окурок о пепельницу и добровольно предлагал раскаяться, все подписать как положено, по чину, а там Родина не забудет своего сына, перевоспитает, выправит. Да заартачился товарищ Свиридов, стиснул кулаки, побелел:
- Не для того я всю жизнь горбатился, чтобы вы меня перевоспитывали! Вот вам, видели, - и вскинул руки в неприличном жесте, и в следующее мгновение лежал он, здоровый мужик с огромными сбитыми кулачищами на холодном полу и до блеска вычищенные сапоги оттанцевывали по его бокам и кадриль и чечетку.
С отцовым арестом все пошло наперекосяк: люди враз помрачнели, смотрели с опаской, кое-кто и с ненавистью, и со злорадством. Ждали вороны крови, словно радовались не они сами на месте Свиридова, пронесло. Не любили все-таки отца за язык его, не любили. Вопрос только умели ли они вообще любить? Знакомо ли им было это красивое простое слово – Лю-бо-вь.
Вера работала в эти дни споро, пуще прежнего, словно хотела спрятаться в работе, искала чем занять руки, и все выглядывала не идет ли Иван. А он как назло не появлялся – чуял видать как пес неладное и обходил стороной. Вместо него приезжал за молоком опять дядька Петро, а подходить к нему и допрашивать Вера побоялась – подумает будто она, девка, за парнем бегает. А вскоре, как отчаялась уже ждать, Иван и появился.
- Вот что, Верка, ты меня не знаешь и я тебя тоже. Ни я тебя замуж не звал, ни ты мне слово не давала, - и складно так заговорил, прям по книжному, ученому, словно все это время только и делал как репетировал. – Ты пойми, Вера, мне неприятности не нужны. Я с врагами народа дел не имею и иметь не желаю!
Вера все слушала молча, шурудила в печи кочергой неистово, как молотком шахтерским, словно самое нутро печное расковырять хотела.
- Ишь ты, как! не поймали, а уже общипали, - с ненавистью швырнула на пол кочергу, пошла на Иван медведем, - убирайся, с глаз моих долой убирайся, встречу вот этими руками придушу, гадину!
Выскочил Иван с перепугу и бежать – до того глаза бешенные у Веры были, никак ополоумела девка. А она рухнула на лавку и разревелась.
Так и не знамо, как и вышло бы, если не война. Можно ли сказать, что стала она спасением для их семьи? Вера не знала. Но немцы шибко нажали на отступающую советскую армию, и кто-то там где-то сжалился и отца вместо лагеря, вместо клейма отправили на фронт. Впрочем, и брата тоже и почти всех деревенских мужиков. И остались одни бабы и старики с детьми. Вести с фронтов приходили тревожные, но странно - полегчало на сердце, словно Вера чуяла, что и отец и брат теперь в безопасности, как ни глупо это звучало. Там, на войне, судьба человека зависит не от капризной воли следователя, не от пересудов соседей и не от подарков, которым нет сил противиться; там все по честному, там судьбу вершит пуля, осколок, везение, а не твои слова. И потому Вера была спокойна за отца: наедине со смертью лицом к лицу как-нибудь сдюжит, как-нибудь выживет. Да и не могла война быть долгой, сегодня немцы жмут, так завтра наши соберутся силами и обязательно дадут отпор – в это все верили, а потому и она верила.
Иван быстро забылся в заботах – покос выдался тяжелым, изнуряющим, такой же изнуряющей обещала быть жатва. Но как только хлеб налился золотистой спелостью, произошло совсем неожиданное. В тот день они впервые вышли убирать дальнее поле. Солнце уже поднялось над иссиня-черной кромкой леса, тянущегося вдоль переливающейся серебром ленты реки; обильная роса подсохла: день обещал быть необычно жарким, как и вся неделя до него. Несмотря на это работалось споро: бодрое тарахтение трактора, мелодичный звон косы, стрекотание кузнечиков – все сливалось в дивную песню, которая проникала в самое сердце и от него кровотоком отзывалось в кончиках натруженных пальцев. Вся усталость от ранней зоревой дойки ушла, растаяла, и Вера как мифический богатырь словно срослась с полем, так и ходили загорелые руки, сжимались и разжимались мышцы бодрыми пружинами. И от натуги рождался от запястий странный гул, подымался и опадал, зудел, и казалось вот-вот дойдет до самых плеч и напряженно лопнет.
Все в этом гуле было неестественным, чуждым растекающейся вокруг песни, и Вере показалось что это от усталости, от ее неуемной жажды забыться в рабочем угаре, но как только она остановилась передохнуть гул стал еще четче и теперь исходил не от рук, а откуда-то со стороны реки, от моста. Прикрывшись ладонью от солнца, Вера вглядывалась вдаль, пока не смогла различить черную точку натужно подымающуюся в гору по извилистой дороге.
- Никак к нам гости пожаловали, - бабы побросали работу, сгрудились и молчали, словно боялись пропустить нечто важное.
Машина с лету вылетела к полю, лишь слегка сбавив ход, из окна высунулся водитель – помятый лысый мужичонка в кепке набекрень.
- Немец у Плещеевки! Гоните быстрее скот на область, - прибавил газу и, подняв облако пыли, скрылся.
А следом от леса догнала и ударила еще одна волна гула, срывающегося, то тонко-комаринного, то тяжелого шмелино-утробного дребезжания. Одна, вторая, третья нарастающие точки жуками выползали из леса и направлялись к мосту.
- Повоевали бабыньки, - услышала Вера голос сухонькой в синем платочке бабы, и звучал он так жалко и так чуждо, что захотелось от него зарыться поглубже в хрустящую золотую солому и лежать так до скончания века.
Немцы обосновались на селе по будничному тихо, словно это не была русская деревня, и все происходило где-нибудь под Берлином в расово правильном немецком краю. Заняли лучшие дома офицеры, в правлении колхоза обосновался штаб, и деревня зажила особой непонятной жизнью. Фашисты вели себя удивительно мирно, если не принимать в расчет, конечно, добровольно-принудительное поедание птицы и скота. И все ж в воздухе накапливалась, всем телом чувствовалась, напряженность, словно реальность переместилась в зыбучие сны и вот-вот прорвется кровавым фурункулом обратно. На Веру это действовало таинственно, гипнотически, она стала проваливаться в непонятно тревожные думки, вспоминала Ивана, отца, по долгу смотрела, как копошились немцы у своих мотоциклов, или плескались под водой – они до надоедливости любили купаться, облепливали единственный колодец на улице, гремели ведрами, гортанно кричали, фыркали, обливали друг друга, и порой казалось, что вместо них свора диких собак сбежалась в деревню и лает и грызется и катается по траве, то отряхиваясь так что брызги летят в разные стороны, то вновь окунаясь в тихую русскую воду, смешивая, отравляя ее своим потом.
- Вылитые ироды, - плевалась в такие минуты мать, и это толчком ударяло Веру и выводило из раздражительной задумчивости.
Немцы же в свою очередь на Веру вообще не обращали внимания, так будто ее и вовсе не существовало в селе и даже, если кто-то заходил в их двор, то всегда обращались только к матери. Поначалу это было странно и удивительно, но потом она обвыклась, и когда однажды на улице к ней обратился русоволосый офицер от неожиданности едва не бросилась наутек.
- Фройлен, - его голос, казалось, идет сквозь туманную пелену, такую вязкую, она даже не сразу поняла, что ее зовут помыть пол в какой-то избе.
Он привел ее в избу председателя, где жил с другим офицером. Председателя, одинокого старика, они еще с первых дней выгнали жить на сеновале, и с тех пор его почти не было видно. Она мыла полы, подоткнув подол, а немец стоял, оперевшись о стену у окна, и смотрел, как солнце лениво передвигается по ее загорелым ляжкам. С тех пор несколько раз в неделю она приходила и мыла полы, а он вот так стоял и смотрел. Все проходило в полном молчании, и как только пол начинал блестеть первозданной чистотой, офицер говорил «Данке» и порой, видимо в приливе арийской щедрости, дарил ей немного шоколада.
- Фот, фройлен всегда любить сладость, - говорил он на странной смеси русского и немецкого.
Вера принимала шоколад, но как только отходила от дома незаметно роняла его в траву. Это ей казалось необычно смелым поступком, сродни солдатской атаке против оккупантов.
Так продолжалось несколько недель, она уже знала в какие дни приходить и делала это без напоминания, ненавидя себя за эту рабскую покорность. Пришла она и в тот день, который, как и многие до него начался с холодного осеннего утра, промозглого, но солнечного. Вера мыла полы, а офицер вопреки сложившемуся порядку сидел за столом и что-то писал. Она украдкой поглядывала на него и почему-то старалась растянуть помывку как можно дольше. Наконец, он оторвался от бумаг и пристально посмотрел в ее сторону.
- Фви знаете, Вера, - начал он, на удивление чисто, - у фас великий культура. Фви читали русский писатель Достоевский? а Толстой, Лескоф? Удивляет какой великий культура и какой скотский жизнь в ваша страна.
Вера замерла от неожиданности, бросила тряпку на пол, и мокрой рукой оттерла лицо. Она словно впервые увидела этого человека. В нем не было ничего примечательного, пожалуй, он был даже невзрачным – русые волосы, глаза непонятного цвета, легкий шрам над верхней губой и изможденное лицо уставшего офицера, которому давно уже минуло тридцать и которого впереди ждала только война и неопределенность. Удивительно, как раньше она не замечала его инаковость, отличность от других немцев, топтавших ее землю. Словно сейчас здесь был совсем другой офицер, не тот, который позвал ее мыть полы, и не тот, что стоял и смотрел на ее ляжки, и угощал ее шоколадом. Ей ли было знать, что он и правда неправильный немец – правильный немец не мог читать Достоевского, не мог восхищаться культурой диких азиатов-недочеловеков. Что может быть сейчас своими словами он выносит себе приговор, потому как фюрер всему русскому давно уже сказал «нет».
- Фви так смотреть на меня, я что-то не так говорить?
Вера не ответила, лишь бросила тряпку в ведро и вышла. Он ее не остановил. На следующий день она поймала себя на мысли, что постоянно думает о нем; и еще на следующий и еще. В положенный день она не пошла мыть полы, и к вечеру вдруг в окне ей показалось будто мелькнул его силуэт, но оказалось это какой-то молоденький немчик шел с корзинкой в лес. «Удивительно, - подумала тогда Вера, - как он похож на моего брата». Ее вдруг обожгла ужасная мысль: ведь немцы тоже обычные люди, у них две ноги и две руки, и смеются они хоть слишком громко и гортанно, но смеются, и тоже видимо думают о чем-то своем людском – о еде, о сне, о любви, о победе. Неужели они такие как она, как ее отец и ее брат. Но тогда зачем они здесь? Что делают и что хотят?
Утром Вера пошла и вымыла пол в председательской избе. Офицер не сказал ей не слова, почему она не была в положенный срок, он вообще ее кажется не замечал, молчал и постоянно куда-то выходил, хлопал дверью, напуская зябкий колючий сквозняк. А потом, когда она уже собралась уходить, подошел и протянул небольшую потертую книжечку, умещавшуюся в ладони.
- Фот, это фвам, подарок, Достоевский в немецком, - и улыбнулся.
Тогда Вере показалось будто в окно ударил сноп света и заиграл его улыбкой. Она оттерла руку о платье и неуверенно взяла книгу, а он уже снова умчался по своим невиданным делам.
Вечером немцы покинули деревню, вместо них, конечно, вскоре пришли совсем иные, и начался непонятный хоровод оккупационной жизни – голодный, вшивый, грязный, с изнурительно выматывающим копанием окопов и расчисткой снега. Отупляющая жизнь, настолько однообразная, что нет ей конца и края. И когда отчаяние предательски хватало за горло, Вера вдруг вспоминала о той книжке с ладошку, которую непонятно почему берегла и укрывала от всяческих невзгод. Она ныряла рукой за пазуху, нащупывала шероховатую поверхность обложки и вспоминала это смешное слово «фройлен», которое она снова услышит только в далеком-далеком семидесятом, когда будет отдыхать в санатории, в Крыму. Вера пойдет гулять по городу, и ветер донесет до нее это щемящие смешение немецких звуков, и на мгновение ей покажется что она снова моет пол и снова он сидит за столом, а потом вдруг говорит про Достоевского и Лескова.
Но это были редкие минуты отдохновения от отупляющего однообразия, настолько отупляющего, что она даже не испытала радости, когда в один из блеклых дней тяжелый силуэт с красными звездами промчался над их деревней, проскользнул над самими головами, махнул крыльями и скрылся за лесом. А вслед за ним, не успело солнце склониться к закату, земля ухнула, задрожала, заходила ходуном, небо вспорол тянущийся свист – свист смерти и наступающей свободы.
Отец вернулся с фронта живым и даже непокалеченным, вслед за ним пришел брат. Война осталось вчерашним сном, но сном незавершенным, недосказанным. Вера непонятно чего ждала, сжималась внутри при каждом скрипе калитки, каждом хлопке двери. В начале августа гибкая тень пробежала по окнам, и в радостном замирании Вера выскочила во двор. У сарая спиной к ней в уже догорающем закате, бьющем в глаза, прорисовывался мужской силуэт. Она силилась рассмотреть кто это, что ему надо, и молчала – ждала, и он ждал. А потом шагнул на встречу, и Вера увидела Ивана в потертой, но чистой гимнастерке, с болтающемся, подоткнутым левым рукавом – рука заканчивалась чуть ниже локтя.
- Вот и я, Вера, - сказал он, - давай начнем все сначала.
Осенью они расписались, и Вера была хорошей женой, а потом и хорошей матерью. Они никогда не говорили о прошлом, и не вспоминали его. Только изредка, в самые тяжелые минуты, Вера позволяла себе достать из затаенного уголка пожелтевшую постаревшую книжку, гладила пальцем бурую обложку и вновь прятала на долгие-долгие дни.
Комментарии
Здравствуйте, Сергей! Большое
Наталья Корнивская, 14/01/2014 - 12:38
Здравствуйте, Сергей!
Большое спасиБо Вам за рассказ.
Необычно даже то, что мужчина описал женскую природу...
Наталья Трясцина, 16/03/2011 - 20:38
Героиня получилась по-настоящему живой за счет раскрытия ее женской двойственности, идеального романтического начала и природной земной реальной сути. Очень хороший сильный и жизненный образ.
Спасибо, Наталья! даже сам не
Сергей Слесарев, 17/03/2011 - 00:43
Спасибо, Наталья! даже сам не знаю, как получилось, просто писал.
Здравствуйте, Сергей. Очень
Марина Алёшина, 14/03/2011 - 17:50
Здравствуйте, Сергей.
Очень понравился рассказ: в нем больше смыслов, чем кажется на первый взгляд.
Вместе с тем я ощутила некоторую неровность качества текста: одни куски написаны просто здорово, о другие спотыкаешься.
Но если Вы доработаете, рассказ станет просто замечательным!
В любом случае, благодарю за прекрасные впечатления.
Спасибо, Марина!неровность
Сергей Слесарев, 14/03/2011 - 20:02
Здравствуйте, Марина! спасибо!
неровность можно скорее объяснить тем, что рассказ писался урывками, следовательно каждый раз приходилось входить в состояние рассказа, раскачиваться. Я жутко не люблю редактировать рассказы, не умею это делать, но попробую.
Хорош рассказ. Очень тонко
Инна Сапега, 11/03/2011 - 23:33
Хорош рассказ. Очень тонко подмечена женская природа - гордость, жалость, жертвенность и - в конце концов преданность. Благодарю.
Спасибо, Инна!
Сергей Слесарев, 14/03/2011 - 19:55
Спасибо, Инна!
Сергей, очень понравился Ваш
Юлия Санникова, 11/03/2011 - 22:15
Сергей, очень понравился Ваш рассказ. Как вы ухватили тонко весь колорит сельской жизни, а как проникли в душу простой русской девушки, диву даюсь! И простая история, а какая глубокая! И символизм присутствует на уровне простых событий, но тем понятнее он читателю.
СпасиБо, порадовали!
Юлия, спасибо Вам за отзыв и
Сергей Слесарев, 11/03/2011 - 23:10
Юлия, спасибо Вам за отзыв и за то что прочитали!!!
Порадовал, Сережа!
Светлана Коппел-Ковтун, 11/03/2011 - 15:43
СпасиБо! Рассказ очень даже понравился. Жизнь как на ладони! И грустно, и с просветами...
Вижу, тема войны зацепила тебя. Читала взахлеб. Хорошо прорисована психология героев.
Молодец
Спасибо, Света! ты правильно
Сергей Слесарев, 11/03/2011 - 17:10
Спасибо, Света! ты правильно подметила - зацепила война, причем почему-то ГГ - именно женщины. Вот почему так не пойму, все сюжеты возникают внутри именно так, что будет героиня именно, а не герой. Почему так не пойму? может быть потому что для женщины война более чужда чем для мужчины. Женщина - мать, созидательница; мужчина же больше охотник, воин. Не знаю даже что и думать...
светотень
Светлана Коппел-Ковтун, 11/03/2011 - 17:22
Конечно, женская суть больше контрастирует с войной, а потому, как художнику, тебе интереснее сравнивать, наблюдать, выписывать. Смотри, читатель, что война делает! И чудеса: отец героини, если б не война, пропал бы от ни за грош, а так - спасся. Очень понравилось мне это замечание! И возможно, если бы не немец, так и не узнала бы героиня, что и враг может уважать культуру её страны. Только что же он делает тогда здесь? Рушит! Может и без личной инициативы, а всё же рушит! Опять контраст.
Художники любят светотень писать
Рассказ оставляет букетное послевкусие. О многом думается, причем само собой думается.
Успехов тебе!
да, именно контрастность,
Сергей Слесарев, 11/03/2011 - 22:54
да, именно контрастность, неосознно видимо, но привлекает. Всегда интереснее идти на изломе двух противоположностей.
Спасибо, Света, за отзыв и за пожелания!
Хорошо
Монахиня Евфимия Пащенко, 11/03/2011 - 09:48
Хорошо. Особенно про немца, подарившего русской девушке Достоевского. Возможно, как раз этот немец - единственный положительный герой этого рассказа. Будь я на месте девушки, никогда не простила бы предателя Ивана. Вернись он хоть без обеих рук. Дело-то даже не в этом. Ведь с самого начала он ее не любил, а, скажем так, просто хотел. Но, возможно, это и есть то, что называют "загадочной русской душой" -бесконечное терпение, всепрощение и смирение. "Терпи, покорствуй, крест неси". И брак с нелюбимым, ненавистным, постылым человеком ради следования укладу: лучше худой брак, чем в старых девках вековать... "Доля ты -русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени многострадальная мать"! Не помню подходящего у Лескова или Достоевского - а у Некрасова - да! Да, тут и подумаешь, и позлишься на героиню... Кстати, Вы очень верно характеризовали ее поведение: рабская покорность. Конечно, можно списать на тоталитарную систему, на уклад жизни, ломающий личность человека...но отец девушки вел себя иначе...да, спасся чудом... Но немец лучше всех. Хотя бы потому, что он эту рабыню, замордованную рабской жизнью, посчитал за человека. Хотя героиня была именно рабыней, тупой рабыней. Не знаю, как советские крестьяне, но дореволюционные, даже ходившие батрачить, читали книги. А тут... А раб ничего, кроме презрения, не заслуживает.И Вы это прекрасно показали: рассказ-то с подвохом...и заставляет подумать, кто ты-то сам такой? Покорный раб, не знающий о славе своей страны, о которой знают и которой завидуют даже враги? Или, хотя и раб, но хотя бы не хотящий быть рабом. Е.
Матушка Евфимия,
Сергей Слесарев, 11/03/2011 - 17:07
Матушка Евфимия, поразительно как Вы четко все расписали - Вы не только показали в своем отзыве что мне потом после написания рассказа о нем представилось, но даже показали мне его по-новому. Ведь и правда можно сказать, что немец и есть тот главный положительный герой; что по сути Вера как героиня именно покорная рабыня, я когда ее охарактеризовал так даже не смог в мыслях перенести эту характеристику на всю ее жизнь - а ведь это так. Женщина, которая не позволяет себе жить не так "как положено", загнавшая себя самою в тюрьму, в рабство. Она не знала любви, и когда она к ней пришла, даже не поняла что было (хотя может это и не любовь - может это лишь отголосок понимания - "я Человек, а не раб". И ведь это та самая может быть "женская доля" - когда живут не для себя, а для детей, для мужа. Особенно для детей - а в ответ все воспринимается как должное.
Наверное, это признак непрофессионализма - но я сам не ожидал, что Вера возьмет и выйдет замуж за Ивана. Словно сама ожила и все так сложилось. Наверное, это дико звучит - рассказ, который живет своей жизнью, а автор лишь подглядывает. Зачем она себя обрекла на это? тут и жалость, и тот самый страх остаться одной и всетерпение... Нет, Вы все очень четко сказали уже, нечего добавить.
Спасибо Вам! Храни Вас Бог!
Полноте, уважаемый Сергей
Монахиня Евфимия Пащенко, 11/03/2011 - 19:31
Полноте, уважаемый Сергей - кто может назвать себя профессионалом? "Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую" - еще Петр Первый сказал. Я ж сама не писатель, скорее, критик. Кстати, у меня тоже герои иногда "дурят". Когда писала "Драму в Сосновке"...там есть эпизод с разоренными могилами: священник поставил себе и своей жене чужие надгробия. Я хотела сделать, что это он разорил могилы (на самом деле так было с одним из прототипов героя). Но, когда отец Михаил сел писать оправдательное письмо в "епархию", оказалось (к удивлению автора и создателя сего персонажа!) что могилы разорили до него, после 1921 г., когда закрыли храм... А немец - да, он главный положительный герой. Очутись на его месте Иван, он бы давно (простите за выражение, я умею и хуже) задрал героине юбку. Смотреть на женские ляжки и не возжелать... Знаете, если бы я писала этот рассказ, то сделала бы в конце такое: "временами, когда Иван напивался, он бил Татьяну смертным боем. И кричал, что загубил свою жизнь, женившись на дочери врага народа. А та молчала. И покорно продолжала нести свой крест замужней женщины и матери: притерпевшись. Хотя так и не полюбив никогда". Просто довела бы эту тему духовного рабства героини до абсурда, до предела... Но...это моя концепция, а она весьма-а неприятна. В последнее время у меня нет положительных героев. Не стоит Вам до этого доходить: это "путь смерти". Е.
Матушка, критик из Вас кстати
Сергей Слесарев, 11/03/2011 - 22:21
Матушка, критик из Вас кстати хороший очень - по крайней мере, много идей интересных подкидываете. Вот с концовкой например - поначалу прочитал первый раз отзыв, подумал "да ну нет", второй перечитал через некоторое время - уже задумался. Вообщем, похожу подумаю, поверчу на разные лады - а там как Бог на душу положит.
Да, вот Ивана не люблю я, за его вот эту пошлость, что он в Вере видел именно самку, а не женщину, и будь немец таким как он, Вы правы было бы неладное. Но немец оказался прежде всего Человеком, видимо в нем присутствовало понятие офицерской чести, хоть он и нацист.
А что касается положительных героев и вообще их оживаемости. Вот это для меня загадка - почему они оживают, что это такое. Загадка дара. Не хочу намешивать оккультятину, наверняка, есть хорошее рациональное объяснение этому - подсознание? та частичка дара, который дан Богом? или как в системах моделирования запускаешь с заданными параметрами и корректирующими факторами - и вот что выходит. Герой в Вашем рассказе как бы отметает от себя поклеп, получается по своему характеру он просто не мог совершить такой поступок - вот что интересно.
Положительные же герои - а так ли обязательно они нужны? порой герой неположительный создаст большее впечатление и воздействие на читателя, чем положительный, достучится до его души. Ведь все так привыкли к этим "хеппи ендам" и предсказуемым как табуретки героям.
А кто его знает, почто оживает
Монахиня Евфимия Пащенко, 12/03/2011 - 08:22
А вот кто знает, почто герой оживает, и автору жить мешает? Поначалу герой в "Сосновке" был полусумасшедший, мелочный, сломленный жизнью, самодурный. Кстати, там не убрано много намеков на то, что такой он и был... Но...есть и самый простой ответ: а кто ж печатать-то будет, если сделать его "плохим". А про положительных - Вы правы. Иногда смотрятся весьма-а ходульно. У меня чаще всего было другое: герой ломался, не выдерживал. Если любопытно будет, посмотрите где-то там далеко - "Дневник неизвестного", "Записки нуменорского врача" и "Медный знак" (две последние сказки - фэнтэзистика, первая - "реал", типа фальшивого дневника Анны Вырубовой. Короче, дикая смесь Толкиена и Павла Щеголева). Там герои падают по полной. Ну, причины разные. И падение было бы полным, если бы не Бог. А отрицательные...вот сейчас пишу рОман-пародию (сказочку), где все герои - отрицательные. Смешно выходит. Тем более, что история-то вполне узнаваемая, хотя и происходит в сказочном королевстве. С ней тоже были чудеса: периодически попадала в аналогичные ситуации, что и герои. А ладно! Главное - живем-поем-что-то пишем... И хорошо, что живы! А рассказ Ваш хорош. Есть в нем, так сказать, "жгучая идея", которая заставляет думать, злиться, спорить..."больно - значит живой". Е.
Матушка, еще раз - Спаси
Сергей Слесарев, 14/03/2011 - 19:51
Матушка, еще раз - Спаси Вас Бог! да, обязательно почитаю те работы, которые Вы перечислили - очень интересно, как герои повели себя там. Вот оживают же и слава Богу - так и работать интереснее и не мнишь себя этаким маленьким барином, который что хочет то и воротит. Вообщем, способствует смирению.
привет тебе, пропажа
Светлана Коппел-Ковтун, 10/03/2011 - 21:41
Ну, привет тебе, пропажа! Читать пока времени нет - позже почитаю. Но поздороваться хочется
Как дела твои, Сережа?
Страницы