Вы здесь

Пророк

Славна Русь своими иконописцами. Произведения их труда во все времена не просто украшали дома и храмы, но приводили людей к Богу, преображая их души. Этим и отличается картина от иконы: если первая изображает материальную сторону окружающего мира, то вторая, хоть и довольно условно, но дерзновенно открывает реальность невидимого мира. Для того, что бы написать икону, являющую события в вечности и вне пространственных рамок, настоящий иконописец пребывает в посте и молитве. Этот труд поэтому можно назвать особого рода духовным деланием, требующим смирения перед Богом, ближними, своими немощами. По устроению духа иконописца можно сравнить с евангельским мытарем, непрестанно бьющим себя в грудь со словами: «Боже! Будь милостив ко мне, грешному!». Вместе с тем, создание иконы великая радость для художника, порой даже недопустимая в дни поста. Так, и великий Андрей Рублев иногда оставлял кисти и краски, целиком посвящая себя умной молитве и «мудрому созерцанию». Этому он научился у Сергия Радонежского, учеником которого считал себя. Таких своих служителей Бог часто награждает великими дарами: пророчества, учительства, молитвы, проповеди. По преданию обоим преподобным не раз открывалось видение нетварного фаворского света! Это тот самый свет Божественной славы, которым просиял Господь при преображении перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном: «просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белы, как свет».

Есть подвижники среди иконописцев и в наши дни. Так, в одном северном городе России жил в девяностые годы двадцатого столетия один иконописец. Звали его Александр М. Был он человеком благочестивым, много молился, часто ходил в храмы Божии, постился во все назначенные Церковью дни. Надо признаться, что Александр не только писал иконы, но, как человек семейный и часто нуждающийся в заработке, брался и за светские заказы: рисовал картины. Однажды один банк предложил ему воплотить на полотне свой символ – медведя с чашей. Ради пропитания семьи он взялся за этот заказ, суливший хороший доход.

Много дней трудился иконописец над картиной, создавая один вариант эскиза за другим. Да вот незадача: всякий раз выходит медведь облезлым и плачущим над чашей! И сколько не прилагал усилий Александр, результат выходил один и тот же. Пришлось ему смириться и отказаться от столь прибыльного дела. А спустя самое малое время этот банк разорился! Вот и выходит, что не зря плакал медведь, а иконописец уподобился от Бога особого пророческого дара. А еще, говорят, нет чудес в наши времена!