Вы здесь

Олеся Николаева — феномен современной православной поэзии (Ксения Вятская)

Олеся Николаева

Феномен православной поэзии… есть ли он? Скорее, нет. Есть просто хорошая поэзия, неразрывно связанная с Богом.

Феномен как раз в том, что заставляет поэта вычленять из обыденного самого Бога. Ведь многим это неинтересно, нецелесообразно, не жизнеутверждающе. Да и большинство, якобы духовных, поэтов путают божеское с мифологическим. Как раз поэзия Николаевой назывная, пластичная, неоднобокая и близкая.

Потому что надо тоньше, надо строже,
затаив дыханье, чище надо, легче:
встать на цыпочки, тянуться выше, выше,
и тогда уже — летишь себе свободно!

Поэзия, в первую очередь — энергия. Об этом пишет в своём эссе «Поэзия как энергия» Олеся Николаева: есть то тонкое и непредсказуемое, что выдумать и создать по законам невозможно. Его называют звуком, музыкой слова, драйвом, музой со свирелью…а это энергия. Она и может назваться православной в определённом тексте или человеке. Именно её направленность обращает на себя внимание и вызывает интерес. Кто-то хочет написать нечто новое, выделиться, понапридумывать горы непонятностей, якобы незаменимого мата и гадостей — но с какой энергией он творит? Где место того, кто даёт право творить?

Вот эти поры поэзии, её пробелы — чем заполнены? Чистотой, правдой, истиной-то православная. Даёт человеку надежду, очищает — православная.

Знаешь, в рейтинге современных поэтов заняла я некое место.

Значит, всё-таки — пусть земля ему будет пухом — опрометчиво и оплошно мой редактор Виктор Сергеевич Фогельсон — знаток цензурных секретов — говорил мне, вымарывая строфу: «Так же нельзя писать!»

А оказалось — можно.

Сам акт творения, духовного разговора с Богом и есть смысл православной поэзии. Бывает, в храме простая прихожанка начинает писать стихи, да такие примитивные, без изящества, без ценности, всё рифмы «Бог — любовь». Она читает их на всех приходских праздниках, и думаешь, что же ты не стесняешься своей простоты, безыскусности?! А потом узнаёшь, что мама этой женщины пять лет как парализована, и муж пьёт, и деток нет. И тогда понятно, что вот она, православная, Божья поэзия, спасающая, дающая.

В идеале любое творение должно совершенствовать творца. Но опять же, дело в цели, в том, для кого да с кем. В пьяном или наркотическом угаре возможно написать гениально, но такие уста на ангельские не похожи.

Олеся Николаева пришла к Богу не рано, родители её не воспитывали в церковном отношении. Зато рассказывали библейские сюжеты, однако уже самое первое стихотворение в первом сборнике:

Под облаками мою окна…

…как чудно… стать лишь света ученицей…
Кто возразит, что это не о Боге?
Ты ломился, а мир без нажима
Распахнулся и молвил: входи.

Стихи Николаевой оставляют ощущение лёгкого эмоционального голода, думаешь, если и цитировать, то всё. Ирина Роднянская, сделавшая, пожалуй, наиболее удачную на сегодняшний день попытку осмыслить место Николаевой, говорит о ней: «Это эстетика средневекового „реализма“, где всякое жизненное обстоятельство места и времени высвечено, по закону обратной перспективы, лучом „оттуда“, где всякое фактичное „здесь“ обеспечено значимым „там“, где все тутошние узлы развязываются в загробное утро вечности».

Олеся Николаева удивительно иронична, непоказушно кротка. Есть истории, про одиноких подружек, празднующих девишники из года в год, про дворничеху, ругающую снег, про уехавшего друга, про Каина. И это всё не стихи, а притчи с библейской моралью, лукаво проглядывающей из, на первый взгляд, незамысловатых строк.
Что же тут именно православного? Да то, что православная поэзия не просто гуманистична, она ХРИСТОЦЕНТРИЧНА. Образ Христа — «есть мера всех вещей». И самого человека. Для этого необязательно в каждом эпизоде уповать на Господа, приводить героя к алтарю, заставлять зажигать свечи, звонить в колокола, неистово каяться во всех прегрешениях, а батюшке читать проповедь с амвона.

Что твердишь ты уныло: нет выхода… Много есть входов!
Есть у Господа много персидских ковров-самолётов.
У Него и на бесах иные летают святые.
И горят в темноте кипарисы, как свечи витые.

Николаева — не храмовый поэт, а напротив — реформатор в этой области. У неё нет воспеваний Творца на подобие стихов 18 века, она не отпугивает религиозной нарочитостью. Ей православная тема только помогает раскрыться, её голос понятен и от этого и поддерживается её притчевый характер стихов.

Православная поэзия, на мой взгляд, — это поэзия безграничная в духовных исканиях, но вместе с тем, существующая в рамках церковной этики. А поскольку православие традиционно для славян, то на почве этой традиции и вырастают всё новые и новые поэты.

femina.by

Комментарии

Терентiй Травнiкъ "СТИХИ"

* * *

Благодарю, Господь, Тебя
За все, что есть во мне с рожденья.
За этот путь день ото дня
Во искушенье, сквозь сомненья.

За пробу вопрошать к Тебе,
За неответы на вопросы
И вызывание к доске,
Когда и без того непросто.

За беды, что с собой приводят
Себе подобных каждый раз,
За все падения на взлете,
За все «не здесь и не сейчас».

За то, что Ты, все это зная,
Позволил мне Тебя корить
И, выдержав мое безверье,
Тем самым научил любить.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

Запах ладана и хвои,
Треск оплавленных свечей.
На старинном аналое
В мерном отблеске камней

Напрестольный крест лежит.
И Евангелие рядом.
Кажется цветущим садом
Весь зановогодний быт.

Как рождественское чудо
Мило сердцу моему
В миг, когда под снежным спудом
Обретаю в нём звезду!

И, присевши напоследок,
Сбросив груз ненужных тем,
Вновь иду за ней по следу –
В деревеньку Вифлеем…

КРЕЩЕНСКОЕ

Люблю я дни Богоявленья,
Когда на землю белый снег,
Как голубь – миру откровенье,
Ложится таинству в ответ;

Когда студёная водица
Незримой радостью искрится,
И ночь морозна, и не спится,
И жемчугом речным луна
На тёмном бархате томится;

И окунаются созвездья,
Шипя, касаясь кромки льда…
Поднялись воды. В градах, весях
Вновь – иорданская вода.

* * *

Благодарю Творца я за свое рожденье,
За каждый новый день,
за миг длиною в жизнь,
За все свои ошибки, за сомненья,
За трудности, попущенные Им;

За каждый шрам, оставленный на теле,
За раны сердца, слезный плач души,
За то, что этим я познал на деле
Совсем другую, радостную Жизнь;

За каждый вдох,
подаренный мне свыше,
За час полночный вдохновенья,
за зарю,
Дарящую надежду утешенья,
За все Тебя, Господь, благодарю;

За искорку костра Вселенской жизни
В моей душе, зажженную Весной,
За чудный Путь от колыбели к тризне,
За право умереть,
чтоб быть с Тобой.

Наталья Трясцина

«Доверься руке Моей, уверуй в Промысел Мой. Ибо Мое попечение о тебе простирается от земли до небес. И каждое дерево, провожающее тебя, посажено от Моих семян, и каждый источник, обгоняющий тебя, выплеснут из Моих глубин. И если враг одолевает тебя, – это Я послал его победить терзающую тебя змею. И если обессиливает тебя болезнь, –это Я послал ее иссушить опаляющий тебя соблазн. И если сума натирает тебе плечо, – это Я жернова навесил на грабителя твоей души. И если тюрьма заковывает тебя в кандалы, – это Я посадил на цепь безумный замысел твой…»

...Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: надо любить не себя, но свое призванье…

...Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: каждая встреча
уготована нам свыше.

…Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: выпрошенный у Бога крест –
самый тяжелый.

Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: кроме любви,
нет в жизни иного смысла.

Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: кроме славы Божьей,
нет у жизни иного предназначенья.

Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: нет иного права у христианина,
кроме права прощать всем сердцем.

Тот, кто поручил мне Августина,
говорил: каждое испытанье
надо пройти насквозь,
и путь этот – наикратчайший.

Олеся Николаева "Августин" (роман в стихах)