Вы здесь

«Мы предпочитаем страдать и остаться свободными» (Александр Антошин)

Индеец

Человечество незаметно отмечает некруглый юбилей закона, ставшего основой для геноцида нескольких народов. Возможно, этот юбилей незаметен именно потому, что организатором и исполнителем геноцида была нынешняя страна-гегемон — Соединенные Штаты Америки, отправившие по Дороге слез «пять цивилизованных племен», что фактически положило конец уникальной цивилизации индейцев.

В 1829 году седьмым президентом США стал южанин Эндрю Джексон — горячий сторонник решения индейского вопроса путем депортации краснокожих куда подальше. Ровно 185 лет назад он подписал «Закон о переселении индейцев», положивший начало Дороге слез. Коренное население Америки было депортировано с тех территорий, на которых проживало веками.

Одна страна — две системы

Жаркие споры по поводу того, что же делать с индейцами, шли с самого начала американской независимости. Джордж Вашингтон полагал, что индейцев можно цивилизовать и интегрировать в американское общество, Джефферсон настаивал на том, что контакты с европейцами только губят коренное население и лучше бы его отселить на необжитые земли, выплатив значительную компенсацию. При этом сам характер отношений между индейцами и колонистами на Севере и Юге страны значительно различался.

Начнем с Севера. Приход в регион колонистов чрезмерно усилил Конфедерацию ирокезов, которые быстро переняли европейскую тактику войны и легко освоили огнестрельное оружие. Все это привело к тому, что ирокезы занимались откровенным геноцидом всех остальных племен, выталкивая их на север или запад, но потом совершили роковую ошибку, а именно: во время Войны за независимость сделали ставку на Лондон. После поражения британцев ирокезы попытались объединиться с другими племенами (терроризируемыми ирокезами до этого) и создали Западную Индейскую Конфедерацию, которую Британия снабжала оружием. Война Конфедерации с США длилась десять лет — с 1785 по 1795 год — и завершилась установкой границы, к западу от которой европейцы не имели права селиться — там начинались индейские территории. Однако многие вожди не признали мирного договора, и в 1812-м, когда началась англо-американская война, снова выступили на стороне Англии.

Постоянное участие в войнах (как с европейцами, так и между собой) и завезенные из Старого Света болезни (в первую очередь оспа, которую индейцам зачастую подсовывали сознательно — вместе с зараженными одеялами) подкосили местные племена. Действие романа Фенимора Купера «Последний из могикан» происходит еще в колониальный период — в 1757 году, и к моменту принятия закона о переселении это племя, как и многие другие, просто исчезло с лица земли. События конца XVIII — начала XIX веков еще больше ослабили индейцев. А главное: Север воспринимал их как сугубо враждебных элементов, причем и любимых Купером делавэров и нелюбимых им ирокезов.

Иная ситуация сложилась на Юге. Первый президент США полагал, что индейцы такие же люди, как и белые, ничем не хуже и не лучше, единственное их отличие в недостаточной цивилизованности. Неудивительное мнение для уроженца Вирджинии — множество влиятельных семейств этого штата вели свое происхождения от поселенца Джона Рольфа и некой индейской принцессы Матоаке, более известной под данным ей отцом прозвищем— Покахонтас (Проказница). Согласно этому подходу, стоит лишь выдать индейцам европейское платье, обучить английскому языку, приобщить к другим благам цивилизации — и они легко смогут интегрироваться в общество молодого государства. Этот подход имел определенный успех и в англо-американской войне 1812 года, когда так называемые пять цивилизованных племен (семинолы, крики, чокто, чикасо и чероки), проживавших на американском Юге, выступили на стороне Штатов, притом что возглавлявший индейские силы на Севере вождь Текумсе сражался на стороне англичан и очень надеялся на поддержку «земляков».

По сути, у индейцев на тот момент была своя государственность, естественно, скопированная с американской — и под протекторатом США. Границы обитания коренных народов и белых колонизаторов были более-менее установлены еще до американской революции.

В то же время экономическая модель Юга сводилась к достаточно простой схеме — купить земли, рабов, вырастить хлопок, на вырученные деньги купить еще больше земли и рабов и вырастить еще больше хлопка. Постоянный рост цена на это сырье делал схему баснословно прибыльной. Индейцы, кстати, хлопководства не чурались, так же покупали рабов и содержали плантации, да и вообще — вели более оседлый образ жизни, чем их северные собратья. На территории Чероки, к примеру, был введена собственная конституция по образцу американской, президента по традиции именовали Великим Вождем, издавалась собственная газета, была открыта сеть бесплатных школ — первая в США. 4000 рабов обеспечивали племя (численностью около 16 тысяч человек) неплохой прибылью. Парадоксально, но факт: при всем при этом Юг не мог самостоятельно обеспечить себя продовольствием, и спустя 30 лет, накануне Гражданской войны экспортировал с Севера до 40% необходимых продуктов — вся плодородная доступная земля была отдана под дорогие культуры — хлопок и табак, а картошку с кукурузой пускай янки выращивают.

Естественно, что вся свободная земля на Юге быстро закончилась, Луизианская покупка ненадолго исправила дело: прерии Великих Равнин — современная житница США — на тот момент считались непригодными для жизни. И тогда взоры южан устремились к территориям, на которых проживали Пять цивилизованных племен.

К Дороге слез

В 1823-м году на основании нескольких решений Верховного Суда была окончательно сформулирована «Доктрина Открытия». Сгонять индейцев с земли было запрещено еще при Вашингтоне — только через покупку, но ушлые индейцы еще в колониальные времена умудрялись продавать одну и ту же землю по нескольку раз. Вернее, одни вожди продавали землю одному, другие другому — и так далее (четких границ-то между племенами не было), что привело к ряду земельных конфликтов. Суд принял «соломоново решение» — любая открытая земля принадлежит тому государству, чьи граждане или поданные открыли эти земли. У индейцев государства не было, значит, земля принадлежит Британии, а через нее, впоследствии — США. Право проживания за индейцами сохраняется, но продать эту землю они могут только и исключительно правительству, а оно либо перепродаст с молотка частным лицам, либо найдет ей другое применение.

И тут на сцене появляется Джексон, который мог стать президентом еще в 1825-м, но из-за особенностей американской избирательной системы и несмотря на то, что Джексона поддержало большинство избирателей, большинство голосов выборщиков ушло к северянину Джону Куинси Адамсу. Тот взирал на Юг с изрядным сомнением, и в целом индейцам с ним повезло — изъятия и захваты шли, но в умеренных масштабах. Также стоит заметить, что в 1824-м умер вождь племени Чокто — Пушматаха, генерал армии США и видный участник войны с Англией, после чего индейцы лишились той поддержки, которую он худо-бедно обеспечивал Пяти цивилизованным племенам в Вашингтоне.

Со второй попытки Джексон все-таки стал президентом и в своем подходе к вопросу формально основывался именно на концепции Джефферсона с переселением индейцев на необжитые территории, доставшиеся США после Луизианской покупки. При первом прочтении, подписанный им закон о переселении составлен достаточно благостно. Переселению должны были подвергнуться лишь те индейцы, которые захотят сохранить племенную структуру, а правительство предоставит им территорию значительно большую, чем те имели до этого. Тем же, кто переселяться не захочет и станет гражданином США, предоставляется компенсация. Наконец, правительство выдает индейцам некоторые количество денег на дорогу и «подъемные».

Сторонники закона говорили о том, что таким образом индейцы смогут сохранить свои культурные традиции и жить веки вечные в единение с природой, где их никто никогда не побеспокоит. Критики справедливо замечали, что касается закон, в первую очередь, тех племен, которые больше всех переняли европейские нормы, — тот же Пушматах по Вашингтону ходил не в традиционном наряде, а в генеральском мундире. Кроме того, предлагаемые меры больше похожи все-таки не на добровольное переселение, а на депортацию. Тем не менее, ссориться с Южной секцией и подвергать опасности Союз из-за каких-то краснокожих, в итоге мало кто захотел и противодействие ограничилось длинными осуждающими речами в Сенате (тем более, вполне себе северная Индиана тоже решила воспользоваться теми перспективами, которые открывал закон перед Штатами).

Вскоре началось движение по знаменитой «Дороге Слез» — многомесячный переход с Юго-Востока США в современную Оклахому. На тот момент эта самая окраина США, южнее и западнее уже мексиканские земли (современные Техас и Нью-Мексико).

Формально индейцы могли остаться, отказавшись от автономии и перейдя под юрисдикцию США. Но для многих это было неприемлемо. Первым на переселение лишился народ чокто: 27 сентября 1830 года они заключили с правительством договор, согласно которому уступили 45 тыс. квадратных километров своей территории в Миссисипи в обмен на 61 тыс. квадратных километров на Западе. Молодой 22-летний индеец Джордж Харкинс написал «прощальное письмо американскому народу», которое было опубликовано в печати:

«Мы оказались меж двух зол и выбрали на наш взгляд меньшее. Мы не могли признать право, которое присвоил себе штат Миссисипи — права быть нашим законодателем и судьёй. Хотя власти штата компетентны в создании законов для своих собственных граждан, это не значит, что они станут хорошими законодателями для чокто, народа столь несхожего по характеру и обычаям с белыми. Допустим даже, что власти поймут проблемы нашего народа, но могут ли они устранить гору предрассудков, которая всегда препятствовала торжеству законности и стояла непреодолимой преградой между благотворным правосудием и моим любимым народом? Мы, чокто, предпочитаем страдать и остаться свободными, но не жить под разрушительным воздействием законов, в создании которых мы не принимали никакого участия»

Геноцид, казино, Украина

Переселение 17 000 чокто проходило в три этапа и закончилось в 1833 году. Первая группа отправилась на запад 1 ноября 1831 года. Антисанитария, холод, голод и болезни во время перехода унесли от 3000 до 6000 жизней. Позже одна из газет Арканзаса процитировала вождя племени, говорившего о переселении как о «пути слез и смерти», что и дало название историческому термину. Тех же, кто все-таки решил остаться, подвергали преследованию и дискриминации. «Наши жилища разрушают и жгут, наши ограды сносят, на наши поля выгоняют скот, а нас самих бьют плетьми, заковывают в ручные и ножные кандалы и всячески оскорбляют, от такого обращения наши лучшие мужчины умерли», — такое вот свидетельство эпохи.

Семинолы, чья очередь была следующая, попытались начать вооруженное сопротивление под предводительством вождя Оцеолы (эти события известны отечественному читателю по одноименному роману Майна Рида или ГДР'овскому фильму с Гойко Митичем), но силы оказались неравны и мятеж был подавлен. Дольше всех, вплоть до 1839-го года сопротивлялось наиболее развитое племя — Чероки (причем, дипломатическим путем), однако и их под угрозой силы заставили согласиться на условия Вашингтона. Во время перехода чероки по различным оценкам потеряли от 4-х до 15-ти тысяч человек (это из всех совершающих переход, включая негров-рабов). То есть, от четверти до половины всех представителей этого народа исчезли с лица земли за короткий промежуток времени.

Выживших действительно не трогали почти полвека, предоставив самим себе. Отчасти переселенцам повезло, — их собратьев, живших на других территориях, за это время подвергли вульгарному геноциду, как через прямое истребление (с вознаграждением за скальп), так и через истребление бизонов — мясо этих животных было основной пищей племен (от голода, кстати, регулярно страдали и жители Индейской Территории). Однако в 1889-м году цивилизация добралась и до этих земель, в 1891 возникла инкорпорированная территория Оклахома (что значит «красные люди» на языке чокто), а затем она превратилась в одноименный штат.

Правительство вновь принялось добровольно-принудительно изымать земли у индейских племен. Согласно Генеральному акту о распределении, принятому в 1887 году, каждому индейцу отводилось 160 акров для занятия сельским хозяйством, но эти земли зачастую были неплодородными, а все остальные распродали белым. Вообще, победила точка зрения, что с вольницей пора окончательно завязывать, полупринудительно «американизировав» всех сохранивших свою культуру индейцев, а их резервации сократив до минимума. Самоуправление в резервациях было сведено на нет, детей отрывали от родителей и воспитывали в интернатах.

Серьезные изменения политики США по отношению к индейцам наступили только при Франклине Рузвельте: в 1934 году был принят закон о реорганизации, который прекратил отъем земель в резервациях и политику, преследовавшую цель заставить индейцев отказаться от своей традиционной культуры и религии. Так индейцы снова получили самоуправление. Уже после Второй мировой войны была создана правительственная Комиссия, которая занимается возмещением убытков (но только в том случае, если земля была незаконно, без компенсации изъята агентами федерального правительства). Численность тех же чероки сейчас превышает 300 тысяч, правда, чистокровных из них только 15 000, остальные — метисы.

Индейские казино, а также безакцизная торговля алкоголем и табаком приносят племенам неплохой доход. Но даже несмотря на это уровень жизни индейцев и поныне ниже среднего по США. Высшее образование есть только у 16% индейцев, в среднем по стране — около 30%. На пике финансового кризиса в 2009-м году безработными были 23,6% индейцев, в то время как средний показатель по стране не превышал 14,3%. Индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Среди них намного больше людей, злоупотребляющих алкоголем и табаком. Сравните это с 1830-м годом, когда уровень жизни на Территории Чероки был заметно выше, чем в США, и действовали 30 бесплатных школ, преподавателями в которых работали сами чероки.

Есть, конечно, и исключения. Так, Джон Харингтон из племени чекасов стал астронавтом и посетил МКС. Его соплеменник — республиканец Том Коул заседает сейчас в Палате Представителей, призывает восстановить работу над системой ПРО в Восточной Европе и дать оружие украинцам. Вот такой вот «сын угнетенного народа».

Всего же на текущий момент в США проживают около 5 миллионов потомков коренных народов (вместе с гавайцами и алеутами). Под 300 резерваций отведено 225,4 тыс км² или 2,3% площади страны.

vz.ru