Вы здесь

Максим Мошков: авторское право вредит культуре

Максим Мошков

В Уфе выступил Максим Мошков — создатель крупнейшей интернет-библиотеки на русском языке, лауреат Национальной интернет-премии, человек, которого называют легендой Рунета — российского сегмента всемирной сети. На встрече с читателями и библиотекарями, организованной городским телеканалом UTV, он поделился своими взглядами на будущее электронных и бумажных книг. Эта встреча стала одним из последних мероприятий литературного фестиваля «Горящая гора», который проводился шесть дней на разных площадках Уфы и в санатории «Янган-Тау».

Вопрос о будущем книги вызвал горячие дискуссии среди участников встречи. В частности, уфимский писатель, представитель оргкомитета фестиваля Игорь Фролов предрек ей смерть, поскольку на смену чтению постепенно приходят «видео- и аудионосители произведений искусства». Максим Мошков отверг такой пессимистичный сценарий, в том числе и потому, что, например, производство кино стоит дорого: «Нет таких денег во Вселенной, поэтому кино никогда не заменит книжку». По его словам, книгу как «текст, который линейно читается, запоминается и вызывает эмоции», не вытеснит ничего, в том числе и входящие в моду аудиокниги. Их Максим Мошков назвал «хорошей вещью для автолюбителя и бесполезной для читателя», поскольку текст таким образом воспринимается в несколько раз медленнее.

Участники встречи узнали, как 20 лет назад создавалась крупнейшая виртуальная библиотека Lib.Ru. «Про интернет в России тогда почти не знали, каждый накачивал его, кто чем мог, а я начал выкладывать туда книжки. Читатели начали присылать мне их в виде файлов. Оказалось, чтобы создать библиотеку, не надо ни искать, ни выпрашивать. Она сама росла, по тому же принципу, по какому Том Сойер красил забор», — отметил Мошков. В другом проекте — «Самиздат», существующем при библиотеке, сейчас более 100 тысяч авторов: этот проект создан для тех, кто хочет самостоятельно размещать свое творчество в сети. «Сегодня там более миллиона произведений, не хочу говорить «художественных», они разные, — рассказал Максим Мошков. — Хороших мало, но они есть и оправдывают существование всего этого безобразия». По его словам, большинство контента составляет «откровенная графомания», но, как ни странно, у нее есть своя категория читателей, которым нравятся именно графоманские тексты, а не литература. «Два месяца назад я с удивлением узнал, что некоторые мои графоманы даже зарабатывают на этом: читатели платят автору, чтобы он писал продолжение». Главный вызов для профессиональных писателей, которые «перейдут с бумаги в интернет», Максим Мошков видит как раз в конкуренции с графоманией.

Прозвучали и вопросы о проблемах с авторским правом, поскольку против библиотеки периодически подаются судебные иски. «Авторское право больше вредит культуре, чем помогает ей, но помогает писателям и околоиздательским структурам, — считает Максим Мошков. — Кто из них более достоин — общечеловеческая культура или писатели? У меня есть мнение, но я не буду его озвучивать. Остап Бендер завещал нам чтить Уголовный кодекс, и деваться некуда. Конечно, я хотел бы иметь всемирную библиотеку, где свободно можно было бы прочесть любую книгу, и я бы взялся за ее создание, если бы не авторское право. Но нам приходится существовать по принципу «берите, что дают». А дают только классику, которую мы собрали всю. Где-то рядом есть пираты, есть электронные магазины, где можно легально покупать современную литературу». При этом в онлайн-продаже через магазины «технически мало книг: несколько десятков тысяч».

Согласно статистике рейтингов Mail.Ru и Rambler.Ru, ежемесячно услугами библиотеки Максима Мошкова пользуются от 240 до 250 тысяч человек.

Камиль Хасанов,
ИА «Башинформ»

bashinform.ru