Вы здесь

Умеем ли мы слушать ближних?

Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться
со всеми домашними и окружающими меня, старшими и младшими,
чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.

Из молитвы Оптинских старцев

В наше время взаимопонимание даже среди близких людей становится большой редкостью. К сожалению, и воцерковленные люди часто не могут договориться друг с другом. Конечно, можно заниматься самооправданием, мол, мы живем в последние времена, когда оскудела любовь. Возможно, это так. Однако и первые христиане считали, что живут в последние времена, но между собой все равно пребывали в единодушии и искренней любви, свидетельствующей о том, что они ученики Христа. Вот что о них сказано в Священном Писании: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42). Как видим, христиане пребывали в общении, к которому и мы призваны: «Не забывайте также благотворительности и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евреям 13:16). Правда, библейское значение слов «общение», «общительность» (а именно: «участие в жизни ближнего, помощь, забота о других» (см. «Греческо-русский словарь» Вейсмана) сильно отличается от современного. (Например, «общительный» в словаре Ожегова объясняется как «легко вступающий в общение с другими, не замкнутый»).

Увы, многие современные верующие в большей степени душевные, чем духовные. Поэтому, не затрагивая высшие сферы, попробуем на уровне «житейской» психологии понять: как нам, православным мирянам, научиться находить общий язык друг с другом, то есть стать более эффективными в общении.

Как правило, для многих «общаться» — значит много говорить самому. Но для достижения взаимопонимания важнее уметь слушать и слышать собеседника. Более того, внимательное слушание — это проявление уважения и любви к ближнему. Действительно, о каком уважении к человеку может идти речь, если во время разговора его постоянно перебивают и не дают высказаться. И здесь мы приходим к интересному наблюдению: оказывается, «смиренно и кротко» выслушать близких, детей или тех, кто ниже тебя «по рангу» — очень-очень тяжело. Виной тому наше эго, которое так и рвется вмешаться в речь собеседника (особенно, если его слова нас задевают), вставить что-то свое, заставить замолчать. Значит, тот, кто старается «самоотверженно» (забыв о себе) слушать ближних, самым естественным образом вырабатывает в себе мужество, терпение, выдержку, самообладание, а главное — сопереживание и сострадание. «Творческое» слушание сродни чтению увлекательной книги жизни человека, позволяющему понять и прочувствовать ее главного героя. К тому же тот, кто с неподдельным интересом слушает ближнего, сам растет духовно и нравственно, так как от любого человека можно научиться чему-то доброму и полезному. Не зря святые Отцы мудрого человека сравнивали с пчелой, летающей от цветка к цветку в поисках нектара; так же и он, замечая в каждом из людей самое лучшее, старается и в себе взращивать эту добродетель. Для христианина каждый человек ценен и интересен.

Неспособность «сердцем» выслушать другого происходит, с одной стороны, из-за нежелания сопереживать, сочувствовать, а с другой — из-за недооценки, уничижения окружающих. В этом смысле православное вероучение весьма способствует тому, чтобы во время общения мы внимательно слушали ближних, ибо живущему по Евангелию необходимо:

1) всю ответственность за события, происходящие с ним в жизни, брать на себя.

Стало быть, если я не могу с братом или сестрой во Христе найти общий язык, то кто в этом виноват в первую очередь? Ответ — очевиден.

2) почитать другого высшим себя, умнее, лучше, а значит, уважать мнение другого, его инаковость.

Нетрудно представить, насколько может измениться наше общение, если к каждому человеку мы будем относиться как к уникальной личности, единственной в своем роде.

Митрополит Антоний Сурожский замечательно сказал: «Для того, чтобы душевно подойти к человеку, нужно громадное внутреннее целомудрие, нужно быть в состоянии посмотреть на человека как на икону, на живую икону, к которой ты подходишь с глубоким уважением, с благоговением, и по отношению к которой ты будешь действовать, как действовал бы в храме по отношению к писаной иконе. То есть — молитвенно, благоговейно, чутко, смиренно, трепетно, прислушиваясь изо всех сил к тому, что в человеке есть, что он может сам сказать; но и к тому, что Дух Святой в нем совершает…» Как глубоко и гениально просто! В этом смысле показательно воспоминание владыки Антония: «Я одно время работал в психиатрической клинике; один больной провел там шесть месяцев и ни разу ни слова не ответил ни врачу, ни сестрам, ни приходившим родным. Я, припомнив беседу с одним психиатром, попросил начальника отделения дать мне возможность с ним сидеть. Я с ним сиживал три, четыре, пять, шесть часов подряд без единого слова — я просто сидел, и он сидел. После десяти дней или двух недель он вдруг ко мне обратился и сказал: „Зачем вы все эти дни и часы со мной сидите, в чем дело?“ И с этого началось его выздоровление, благодаря тому, что он смог с кем-то заговорить. Это психопатологический случай. Не все мы — патологические случаи в таком же смысле, но все мы замкнуты в себе» (из книги митр. Антония Сурожского «Жизнь, болезнь, смерть»).

3) думать о человеке хорошо, видеть его в положительном свете и ни в коем случае не осуждать.

Само собой разумеется, что, видя в ближнем только хорошее, мы с удовольствием будем слушать такого человека, чтобы понять его внутренний мир. Разговор — это не просто обмен информацией, а желание выразить свои чувства словами. Даже пассивное слушание помогает лучше понять другого. Один мужчина поведал такую историю: когда у него с сыном-подростком начались проблемы «переходного возраста», он вообще перестал понимать ребенка. Как-то раз к сыну в гости пришла компания ребят, и они стали что-то свое обсуждать. Отец, никому не мешая, просто сел в уголочек и стал слушать, о чем говорит его сын… После отец признался: за два часа я узнал о ребенке больше, чем за несколько лет. Более того, отец осознал и свои ошибки, за которые потом попросил у сына прощения. Кстати, чтобы научиться общаться, нужно не бояться изменяться, то есть быть готовым бороться с горделивым самомнением, превозношением, самоуверенностью, амбициями, эгоизмом.

Также нужно учитывать еще пару моментов тому, кто решил научиться уважать и понимать собеседника, повысить культуру общения.

«Все мы родом из детства» в том смысле, что часто неправильную модель общения наследуем от родителей, бабушек и дедушек. От многих взрослых мне приходилось слышать, что в детстве и юности их часто не слушали и не понимали, из-за чего они сильно страдали. К сожалению, эти взрослые, вместо того, чтобы работать над собой, изменяться, начинают точно также «антикоммуникативно» общаться с близкими и детьми. Приведу пример распространенной ошибки, которую допускают родители при разговоре с детьми. Допустим, ребенок говорит: «Не буду есть кашу, она невкусная». И обычно в этой ситуации родители сразу отвечают ему: «Нет, каша вкусная! Ешь!» Выходит, вместо сочувствия и понимания по отношению к ребенку, взрослые, по сути, «затыкают» ему рот. Нередко по такому же принципу общаются взрослые (сотрудники, знакомые, супруги) между собой, не прикладывая ни малейших усилий, чтобы понять друг друга. Какая же здесь может быть любовь к ближним?

И второе. Как не крути, но взаимопонимание с ближними начинается с умения понять и принять себя, быть терпимым к самому себе, но не к своим грехам. Воистину, «первый предмет терпения есть — терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания…» (свт. Феофан Затворник). Разве может человек кого-то спокойно слушать, если сам находится в депрессии или переживает внутренний конфликт?

Итак, выполнение этих принципов помогает христианину проявлять свою веру в делах, а также способствует эффективному, полноценному общению и взаимопониманию между людьми.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35), — говорит Господь. Если мы научимся понимать и слышать друг друга, то приблизимся к исполнению этих слов Спасителя.

Комментарии

Андрей Сигутин

"Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу".

Из молитвы Оптинских старцев 

Дорогой Андрей, здравствуйте! Рада, что Вы заглянули на омилийский огонёк и поделились своими соображениями по такой важной теме. И вот что мне хочется сказать по поводу написанного.

Прежде всего, важно правильно понимать предмет разговора: непонимание в среде христианской или непонимание вообще людей между собой. Ибо в том и ином случае разговор будет крутиться вокруг разных полюсов.

Обычный всем людям эгоизм, равнодушие к другим - зона душевных размышлений на тему как научиться слушать ближнего - всё это хорошо и нужно, но является сферой психологии и этики. Они нас учат общению на таком уровне. В этом ключе можно расматривать и христианина, но не как христианина, а как обычного человека.

Если же мы пляшем от известной цитаты "По тому узнают что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою", то это именно о христианах- т.е. о людях, которые знают, что без Христа нельзя ничего хорошего сотворить и стараются жить во Христе и со Христом. В данном случае не надо говорить о вещах, которые в сфере психологии и этики мирской, обычной. Здесь надо проверять исполнение законов духа.

Тот, кто не христов, должен руководствоваться нормами  морали и этики, чтобы не вызвать ненависть окружающих и научиться ладить на уровне "ты меня не трогай, и я тебя не трону" или "ты - мне,  я - тебе". И только христовы могут и должны руководствоваться заповедью о любви даже к врагам. Этот уровень отношений - иной и требуется иная зоркость и иные решения. Повторять психологические правила или, грубо говоря, законы Карнеги, здесь незачем.

Мне кажется, что ключ к решению проблемы дал Сам Господь: "По тому узнают, что вы Мои, что будете иметь любовь между собою!" Если нет любви, значит и не христовы, даже если каждый день в храме, даже если в монастыре, даже если в пустыне, даже если мученик....

Я нашла ответ на вопрос, почему такое возможно. Он таков: "Христос в нас, лишь пока мы Его отдаём" (соборность в действии). Прочтите эту миниатюру. А вместе с ней хорошо бы вспомнить и "Чтобы пришёл ответ, должен быть вопрошающий" и "Триединое Христа ради", которые находятся в непосредственной связи друг с другом.

Это как раз то, что стоит за словами "вера без дел мертва". И то, что по словам О. Седаковой было выписано из Паская у Венедикта Ерофеева: «Стоит пожелать сделать из человека ангела и получишь зверя».

Христом нельзя владеть (единолично, только соборно, а соборность это служение, а не владение, служение ближнему и Христу), Христа надо любить всем сердцем и помышлением, и тогда неижбежно мы полюбим и Христа в ближнем. Разве разделился Христос? А без Христа мы обречены дробиться, делиться, самость рвёт всё на части - душу, мир и Христа норовит порвать. И Он уходит. Он там, где двое или трое во имя Его, а не во имя своё.

Андрей Сигутин

Здравствуйте, дорогая Светлана! Вы все правильно пишете, только я, вроде бы, определил предмет разговора: «Увы, многие современные верующие в большей степени душевные, чем духовные. Поэтому, НЕ ЗАТРАГИВАЯ ВЫСШИЕ СФЕРЫ, попробуем на уровне «житейской» психологии понять: как нам, православным мирянам, научиться находить общий язык друг с другом, то есть стать более эффективными в общении».

"Отдавать Христа ближним" - это уже высший пилотаж. Это сказано правильно и красиво, но как человек это сможет реализовать в своей жизни на практике, если  он другого даже не уважает?

Конечно, духовному человеку не нужны "душевные подпорки" в виде указанных в статье психологических принципов. Но, к сожалению, большинство современных христиан душевные люди, а не духовные. Я даже от некоторых монахов слышал, как они говорили о себе: "Мы душевные, а не духовные". Что уж говорить про нас, мирян...

Увы, я тоже душевный человек. Другое дело, что мы стремимся стать духовными.

 Скажу по секрету, эти принципы я показал одному священнику, преподавателю духовной семинарии и директору богословской школы для взрослых. Так он  знаете, что сказал: "Мне кажется, очень сложно взрослому человеку взять для себя за основу эти принципы и изменить свое сознание. Это как-то воспитывается с пеленок, с молоком матери". 

Душевно это непреодолимо (кстати, Ваши три  принципа, скорее, результат духовного делания и правильно могут быть поняты только в духовном контексте). Нормальный порядок вещей душевных людей включает эгоизм и самолюбие. Что ж тогда сетовать? Всё равно, что пытаться наполнить дырявое ведро.
Мне кажется, что вещи надо называть своими именами и различать, иначе каша в головах, путаница в понятиях неизбежны. Христианин без Христа - не христианин. Духовный человек он и душевен по природе, но он преодолевает душевные страсти в духе. А как иначе? Иначе - никак, иначе видимость и показуха, приспособленство и самообман. Толочь воду в ступе - скучно и вредно.

Вот так мне видится. Простите, если что, Андрей. Иначе, по-моему, всё обречено на бессмысленность.

Андрей Сигутин

Дорогая Светлана! Извиняться не надо - Вы все правильно пишете :) "Душевно это непреодолимо", но с Божьей помощью может и сработать. Можно, например, попросить Бога, чтобы Он дал мудрость и силу реализовать эти три принципа на практике. И здесь уже определить, где душевное, а где духовное - практически невозможно.

 Когда я писал эту статью, то рассуждал больше с позиции практика, нежели теоретика. Эти три принципа можно рассматривать всего лишь как маячки, указывающие человеку, в каком направлении работать над собой, чтобы полноценно общаться с людьми. Кстати, к этим принципам я пришел еще в подростковом возрасте, т.е. когда еще не был воцерковленным человеком. И до сих пор, с Божьей помощью, лично мне они помогают в общении с ближними .

Да и потом, Вы лучше меня знаете, что некоторые личностные проблемы только духовными средствами преодолеть сложно, поэтому некоторые священники своих духовных чад, в случае надобности, направляют к православным психологам. Да и у нас, на Омилии, можно получить консультацию психолога ...  То есть духовные средства вкупе с душевными зачастую дают хороший результат. 

К психологам направляют решать душевные проблемы, не духовные. И, само собой, прежде душевное, а потом духовное. Просто душевным не заменить духовное, а корни поднятой проблемы - в духовном, точнее в псевдо духовном. И пока мы эту псевдость не обнаружим, не диагностируем, не назовём правильно, мы не найдём и решений.

Духовные вкупе с душевными средствами хороши,  когда каждое на своём месте.

И ещё. Конформизм, бесконфликтность - это не христианство, по-моему. Помнится в одном фильме, "Ларго Винч 2" называется, главный герой произносит фразу: "Человек без врагов  ничего стоит". Конфликты нередко бывают полезны. Вопрос лишь в том, кто и ради чего конфликтует. Пустые, мелочные конфликты - зло. Но бывают и другие, полезные, если можно так сказать, конфликты. Конформист не знает такого различия. Конформист - раб человеков, а для христианина человекоугодие - грех. Раб Христов  свободен от такого рабства человеку. Ведь и любить может только свободный.

Я противная, упрямая

Простите, Андрей. Я ведь тоже говорю с позиций практика

Могут, если ценят больше всего одно и то же, а не каждый своё - разное. Истина и правда. Правда у каждого своя, естественно.

Говорят вот некоторые историки, что религия зло, ибо большинство войн идёт по религиозным причинам...

"Где сокровище ваше, там и сердце ваше". За сокровища сердца люди сражаются с особой ревностью. Потому для христианина важно, чтобы не было в его сердце иных "богов", кроме Христа (в нём самом, в ближнем и Христа Спасителя, Христа Бога).

Да, песня без конца . Доброй Вам ночи, Андрей!