Вы здесь

Поэзия как школа смирения

«Труден и тернист творческий путь поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные,
едва лишь ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими
в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их 
в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара».
Епископ Александр (Милеант)

Ещё в 90-х годах прошлого века от книготорговцев можно было услышать фразу: «Поэзия умерла, она больше не нужна людям»… Если вдуматься, какие страшные слова!.. А ведь они отражают внутреннюю сущность людей времен «перестройки», ради золотого тельца заложивших свои души в ломбард бездуховности и бескультурья. К счастью, остались ещё те, кого радует и влечет к себе колокольный звон, а не звон монет…

«Поэзия, — как говорится в одном из решений ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека…» Вот и давайте на поэзию посмотрим с духовной, православной точки зрения. Тем более, что поэт должен заботиться о пользе для души читателя, а не о его развлечении

Думаю, изречение святого Исаака Сирина в определенной степени относится и к поэтическому дару: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них СМИРЕНИЮ. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны».
Очень жаль, если занятие поэзией не делает человека смиреннее и лучше. Вообще поэтический крест весьма тяжел: бывает, стихотворение рождается в ужасных муках… И вот, после упорных трудов, у автора, наконец то, появляется на свет его детище, в представлении поэта — «нетленка»! И хочется литератору поделиться своим «состоянием души» (как некоторые определяют поэзию) со всем миром! Но мир, как известно, лежит во зле, в том числе и для поэтов. Не успеет автор и глазом моргнуть — а критик уже тут как тут… Ничего не попишешь — у критика тоже свой дар: смирять поэтов, опускать их с небес на землю. Вот уж точно: обидеть художника может каждый… Нетрудно представить, что чувствует творческий человек, с тонкой душевной организацией, когда «распинают» его родное произведение. Не правда ли, даже если ребенка ругают за дело, то нелегко его родителям всё это выслушивать? Поэтому православному поэту важно помнить: литературное творчество может стать не только средством служения Богу и ближним, но и хорошей школой смирения. С другой стороны: стихотворный дар способен взрастить в его обладателе непомерную гордыню и тщеславие… Поэту нужно благословлять не только своих врагов, но и критиков. Ведь через них Господь верных чад Своих учит, воспитывает и спасает.

«Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием. — писал епископ Александр (Милеант). — Её звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с её радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста…» А разве возможен внутренний рост без мужества и смирения (то есть адекватности)?

Лишь с Божьей помощью можно научиться терпеливо принимать критику своих ошибок, выслушивая мнение других людей по поводу своего творчества. Для того, чтобы во славу Божию с каждым годом наше литературное мастерство продолжало неуклонно возрастать, наливаясь мощью, красотой и мудростью.

Только после того, как жаждущий Бога поэт смирится под крепкую Руку Божью, его произведения станут духовно-полезными. Их чтение принесет незабываемые минуты радостного общения с Господом, пребывающим, несомненно, ныне и присно посреди нас! Пусть Господь поможет каждому открыть в себе те дары, которыми Он так щедро нас наградил, чтобы мы могли посредством их прославлять нашего Творца, Которому честь и слава во веки веков!

Комментарии

Как же продвинулось наше "Православие", поэзия это у нас уже путь спасения, а я то грешный полагал, что за лицедейство путь в Небесный Иерусалим заказан. Но если это спасение, то от чего так много самоубийств на этом пути? Не столько даже прямых, но и косвенных... Сколько поэтов умерло христианской кончиной? Из первой десятки? Ну, хотя бы из первой сотни??? Вы поспрашивайте профессиональных поэтов, почему они не хотят писать СТИХИ? И если ответят честно, скажут: "Жить хочется". Высокая молитвенная техника помогает конечно, но помните, что Гумилёв писал: "Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье..." И всё. "Кончил и глаза повеселели..." Вот Вы пишите: "стихотворение рождается в ужасных муках…" Вот Вам пример нетленки: "Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять" Неужели Вы в серьёз полагаете, что ПОЭТ долго думал, подбирал слова??? Простите, я попал сюда случайно, ища абзац, откуда взяты слова: "Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны" Но я полагаю, что Вы, как и Осипов А.И. просто глумитесь над мыслью Исаака Сирина, ну задумайтесь сами: Какая может быть добродетель и труд для добродетели, если Вы за неё хотите ВОЗДАЯНИЯ? Глупость. Добродетель лишь тогда оправдывает затраченный на неё труд, когда приводит её получателя к смирению. То есть Вы ведёте себя ответственно. Только тогда это можно назвать ДОБРОДЕТЕЛЬЮ. Бог есть Любовь. А что такое Любовь? Это полная свобода, сопряжённая с полной ответственностью. Вот потому-то наш Бог и таков. С уважением К.ВАРБ

Православная Церковь с древнейших времен использует во всех своих Богослужениях стихотворения. Преп.Косма Маиумский, преп.Иоанн Дамаскин, преп.Андрей Критский, Свт.Герман, патриарх Константинопольский, преп.Феофан Начертанный, преп.Феодор Студит, преп.Иосиф Песнописец, преп.Григорий Печерский, Свт.Кирилл Туровский и т.д. Как же нам быть? Отказаться от их величайшего наследия?

А может быть лучше Вам, Константин, (со смирением, о котором Вы говорите)  разобраться с тем, какое значение имеет поэтическое и музыкальное творчество в жизни Церкви Христовой?

Уважаемый отец Василий, я понимаю значение искусства в жизни Церкви. И Церкви в жизни Искусства. И значение современного искусства в жизни современной Церкви, но вот ведь какая незадача. Наше отношение даже к духовному искусству вне церкви весьма и весьма двусмысленно. Ну, как и отношение, к примеру, к апокрифам (с одной стороны ересь, с другой Предание). И возникла эта ситуация не вчера.
Не кто-нибудь, а сам Константин Философ вынужден был каяться за литургию на славянском языке. Распространение перевода и благовествование Евангелия папа им разрешил.
Мы вот плачемся о засилье пошлости и бездуховности, а говоря откровенно, духа растления, в так называемой «светской» литературе. Ну, а какова наша позиция относительно «широты свободы торговли»? В сущности никакая.
Если люциферианство – это свобода безответственности, то не впадаем ли мы в другую крайность? Ничего не делать…
Не переиначиваем ли мы сказанное в четвероевангелии: «Кто не против вас тот с вами, но кто не со Мной, тот против Меня» в нечто иное?
Не отсюда ли казус Толстого?
Или Кочеткова? ( Понятно, что переводить Богослужение на язык «Московского комсомольца» - глупость. Но, что мы сделали, для того чтобы поднять уровень русского языка до совершенства церковнославянского? И на тот язык перевести для простоты и правильности, а не двусмыслицы понимания Библии? Не Богослужение, но Книгу.)
И по поводу Поэзии. Вся Поэзия пишется в состоянии соответствующему «среднему уровню молитвы», но ведь именно этот уровень характерен тяжелейшими скорбями и искусами. А мы вроде бы православные люди, делаем вид, что это вроде бы и не так.
Вспомним, как Филарет одёрнул Пушкина.
Не навязывать светскому искусству своё виденье, а оберегать от погибельных действий. Да и оказывать, наверное, тем православным деятелям искусства, которым удаётся что-либо делать, молитвенную поддержку, не потакать, но и не обвинять их, в чём попало…
Храни нас всех Господь!

Дорогой Константин, большинству из нас хорошо известны слова: "Кому много дано, с того много и спросится". Не народ вообще, а личности  делают что-то угодное Богу и полезное людям. Если мы видим, понимаем и можем делать то, чего не видят, не понимают и не могут другие, то должны в меру сил, данных нам Богом, брать и делать. Господь же всегда поможет нам творить благие дела.

Уважаемый батюшка, простите меня грешного, но я поставил бы вопрос, несколько кощунственно, но радикально. Если бы мы действительно всем миром искренне оказывали молитвенную поддержку, православным деятелям культуры, священноначалию, правительству, то наверно Бог бы не вёл нас путём скорбей по пустыням.
Я действительно, может быть, очень неправомысленно полагаю, но как-то задумался: Как же так Иоанн Шанхайский почти весь мир пробежал, в очках, что ж не было в его время кроме него чудотворцев?
Смирение ли это перед Промыслом Божьим или обыкновенное человеческое равнодушие смирением прикрываемое?
Не утеряли ли мы за всеми нашими молитвенными техниками, и блеском церковных служб, чего-то самого важного, а именно простой человечности?
Опыт Древней Церкви показывает, как неискушённая мирская молитва, спасала апостолов, а мы постоянно считаем себя недостойными. Но сказано же: «Стучитесь и откроется!»
Храни нас всех Господь!

Я говорю о том, что каждый из нас должен трудиться во славу Божью, используя те таланты и силы, которые ему даровал Господь, а Вы: " Если бы мы действительно всем миром искренне оказывали молитвенную поддержку..."

Марина Алёшина

Творчество - не грех, пусть и может быть искушением. Вопрос всегда был и остается в свободном выборе человека. Выбор в каждый момент жизни: смиряться или гордиться, нельзя приравнять к выбору: творить или не творить.

Люди не справились с гордостью, что и привело их к самоубийству. Каждый из нас может уклониться, если не поддержит Господь.

Мне кажется, Константин, Вы сместили акценты. И Святые Отцы творили, и есть целый том стихотворений Григория Богослова, и множество поэтических произведений преподобного Ефрема Сирина. Не говоря уже о преподобном Иоанне Дамаскине, чьими стихами мы постоянно молимся в храме,  преподобном Косме Майумском, в совершенстве владевшем искусством стихосложения, и инокине Кассии. Не забудем и Царя Давида, возлюбленного Богом, - его творчество пока никто не превзошел. Писал стихи святитель Игнатий. Есть ли прозаик 19 века более одаренный, чем святитель Игнатий? Вряд ли.

Так что выбор за нами - кому подражать.

А великий литератор - не тот, кто таковым считается у людей.  Но это и так ясно.

Да, вступая на стезю творчества, человек подвергается искушению. Потому-то важно благословение. И поддержка. И молитва. Может быть, Ваша...

добрый день, Мария,
согласен с Вами, что творчество - не грех. Важно что выражает это творчество: добро или зло. Если добро, то автор не впадет в искушение гордыни. Вот только грань между добром и злом бывает как тончайшая нить.

Прошу вас пояснить мне, неискушенному в искусстве:"...А великий литератор - не тот, кто таковым считается у людей. Но это и так ясно". А для кого тогда пишут великие литераторы? Мне не ясно.

с уважением
юрий

Простите мне грешному, что влез, в Ваш вопрос.

Гордыня, я полагаю, не единственный грех.
Ни как не могу согласится с: «Если добро, то автор не впадет в искушение гордыни.»
Ну, кто был «добрее» Люцифера? Но пал-то он лишь тогда когда заявил: «Я как Бог!».
Для того чтобы действительно впадать в прелести, надо достаточно высоко подняться.
Поэзия это вовсе не тот путь, что бы «самовозгордиться», по крайне мере сразу.
Гордыня появляется позже, однако это проблема не стиха, а автора. Просто стихи становятся хуже, хуже и хуже.
Начиная писать стихи, мы сразу попадаем под Заповеди от первой: не сотвори кумира, по десятую; не укради (в иудаизме, кстати, толкуется «и образ не укради») и т.д.
И сразу получаем предложение Блаженств. А кто ж из нас готов следовать путём блаженств?
Вот то-то и оно.
С уважением К.ВАРБ

Я знаю, что Гурьянов, очень хотел реабилитировать, хотя бы духовную поэзию и музыку.
Но он и своего кота воскрешал!
Мог и людей, но не делал, явно по краней мере.

Ой, сколько ж у нас в Православии дури накопилось.
Но нельзя дурь покрывать глупостью.

Великие Поэты гибли не от гордыни, а от ударов бесов, это хорошо рассуждать пока чего нибудь стоящее не станешь вытаскивать.
И за всё приходится платить.
Нервы не выдерживали, боялись бесов, отступали, гибли.

Поэзия - это молитва. Притом высоких уровней.
Тяжёлые прелеся ведут к гибели.
Это опыт умного деланья.
А мы порою будучи уже умными и опытными дядями и тётями, забываем сказать об этом молодым.
Представте если бы наставления о православной молитве начиналось бы с описания техники православного чуда и т. д.

А в поэзии именно так.

И ещё ругаем: почему не получается!

С уважением К.ВАРБ.

а нельзя ли, дорогой Константин, несколько "примирить" бесов и гордыню, хотя, мнится мне, примирять подобное- это все равно, что заставлять козла пожирать капусту. :-)
Вы совершенно правы: тяжелые прелести ведут к гибели. А вот великие поэты гибли именно от гордыни, которая обнажала их и обезоруживала перед бесами. "Смирение же есть одеяние Божества"(прп. Исаак Сириянин). Как говорил авва Пимен, гордость- медная стена между нами и Богом. Вспомним также, что прп. Марк Фраческий был задержан на мытарствах на один час за то, что умирая, вспомнил свои добрые дела и подвиги. Одна поэтесса, с неочищенной и невозрожденной душой, имела смелость глубоко и проникновенно заглянуть в свою душу. Что она нашла там, о том она откровенно пишет в нижеприведенном стихотворении:

В своей бессовестной и жалкой низости
Она как пыль сера, как прах земной!
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.

Она холодная, она колючая,
Она противная, она- змея...
Меня изранила шершаво- жгучая
Ее коленчатая чешуя.

О, если б острое почуял жало!
Неповоротлива, нема, тупа,-
Такая скучная, такая вялая.
И нет к ней доступа: она- глуха!

Своими кольцами она могучими
В меня впивается, меня душа...
Вот эта низкая, и эта жгучая,
И эта черная- моя душа!

ГИППИУС
А Вы, все же, меня заставили работать: милости прошу в Гостевую. Ваш Захар Зинзивер.

Смирение художника – это еще и техника безопасности. Слишком много исковерканных судеб, пуль в висках и, простите, отрезанных ушей.
Наверное, легче написать

хвалу и клевету
приемли равнодушно,

чем самому  это  исполнить, если вовремя не вспомнишь, что ты, в первую очередь - христианин...

Спасибо, статья очень деликатно наступает на червячка авторского тщеславия… Мягко так, босыми ногами. А прп. Исаак, как и всегда, не оставляет подобным гадам шанса.
 

Андрей Сигутин

Здравствуйте, Дмитрий! Спаси Господи за талантливый отзыв! Многие редакторы на дух не переносят слово "очень", в лучшем случае они заменяют его словом "весьма"... Я нарушу это правило: Ваш отзыв очень талантлив. Прочитав его, захотелось стать еще более смиренным.

Вспоминаю одного знакомого батюшку. Он в шутку любил повторять: "Ох, какой же я смиренный!.." 

Рад знакомству!

С любовью о Христе, Андрей

Очень сильное у Вас получилось эссе, дорогой Андрей. Все главные моменты Вам удалось отразить.

К сожалению, у нас очень мало хороших критиков, которые умеют не только ткнуть носом в ошибки, но еще и помочь поэту на пути творческого возрастания.
Да их и всегда было мало. В светский период своей жизни я знал только одного хорошего критика. Им был уральский поэт и журналист Юрий Лобанцев. Он очень много работал с молодыми поэтами, и всегда знал кому как и что сказать, как реально помочь литератору в его творческом пути.

Творческих успехов Вам, Андрей. Ждем Ваших новых работ.
 

Андрей Сигутин

Дорогой о Господе отец Алексей! Очень рад Вашему отзыву. Да, найти сейчас критика-наставника, обладающего педагогическим даром, весьма непросто. Счастлив тот, у кого такие встречи в жизни происходят.

Еще раз спасибо!

С любовью о Христе, Андрей.

Андрей Сигутин

Здравствуйте, отец Василий! Спаси Вас Господи за теплые слова! Сейчас, слава Богу, счастливое время - когда можно вот так просто, по-семейному, пообщаться с батюшками. А ведь раньше священник был, практически, недоступен для общения (знаю это по собственному опыту). Слава Богу, формальные отношения между священником и мирянином уже в прошлом.

Мы как-то к нашему любимому настоятелю, протоиерею Димитрию, обратились, как положено по этикету: "Ваше Высокопреподобие..." - так он, как человек смиренный, так строго на нас посмотрел, что больше мы на такую "дерзость" не решались...

Спаси Вас Господи! Рад был получить от Вас отзыв.

Андрей, а Вы тоже стихи пишете? Интересно было бы их почитать Или почему о поэзии решили написать?
Думаю, любое наше делание должно делаться со смирением,  дабы избежать злоупотребления даром. Талант, он ведь тоже меч обоюдоострый: им можно спасать, а можно ранить. Критиков это особенно касается, ибо возвышаться над другим, критикуя его, крайне легко. Важно, прежде всего, какова эта критика, из какого источника исходит, ради чего пишутся и произносятся слова критики. Да и смирение перед критиками не всегда обязательно, по-моему. Есть такие критики-разрушители, смиряться перед которыми даже грех. Одним словом, без добродетели рассуждения и тут не обойтись.

Талант, любой - не важно поэтический или какой другой, -  это нелегкий крест,  наподобие богатства или власти. Главное, на мой взгляд, всегда помнить, что он дан нам как бы напрокат, дан ради служения им Богу и ближним. Мы должны его отдать и даже приумножить в процессе делания. Талант - это инструмент служения, а также самовыражения, ибо каждый из нас - неповторим и видит мир под своим - единственным и неповторимым, углом. Рассказать другим об увиденной тобой тайне мира - крайне важно для художника, в этом его предназначение.

Вот такие мысли по поводу прочитанного
СпасиБо, Андрей!

Андрей Сигутин

Светлана, ценю Ваше чувство юмора. Стихами я балуюсь.... Поэтому, следуя библейским словам: «праведник прозорливостью спасается», - обнародовать свою «нетленку» воздержусь....  Да и потом  поэтческая тематика в Клубе весьма популярна....

Ну, а если серьезно, именно о поэзии написал по нескольким причинам. Во-первых, меня попросили написать вступление к поэтическому сборнику, где наряду с сильными стихами соседствуют и слабые. Во-вторых, я живу в первом наукограде России, который я в шутку окрестил «поэтоградом»: все кому не лень у нас пишут стихи. Поэтому редакция просто завалена стихами, к сожалению, в основном, предельно слабыми. И вот когда человеку начинаешь объяснять азы теории стихосложения, он возмущенно говорит: «А зачем мне это надо?» Как выразилась одна поэтесса: «Да, стихи сопливые, но мои». По моему скромному наблюдению, почему-то поэты более, чем прозаики, упорствуют в своей безграмотности. У прозаиков в этом смысле, все проще, прозаичнее, так сказать. К примеру, автору скажешь: «У вас ошибка в употреблении деепричастного оборота», - и человек соглашается. Да действительно, это не грамотно. Поэту же зачастую говоришь: «У вас «не по-русски» сказано (или построено предложение)».... В ответ же слышишь: «Это не ошибка – это мое творческое самовыражение.....»

Светлана, конечно, любое наше делание должно делаться со смирением... Да и критиковать нужно с любовью. Вообще, мудрую мысль высказала моя первая учительница русского языка: чтобы в совершенстве освоить язык, нужно полностью отказаться от амбиций. Посему даже маститому литератору себя лучше настроить на следующее (помните, как в фильме-сказке мальчик говорил: «Я еще не волшебник, я только учусь». Такой настрой и для смирения полезен, и нервы сбережет литератору. Мне известны случаи, когда после критики у некоторых поэтов случался инфаркт, и они умирали.... Да и потом, мы действительно все еще только учимся. Например, один из моих литературных наставников еще при советской власти много лет проработал редактором в московском издательстве. Так вот, он мне поведал, что ему приходилось редактировать и критиковать писателей-классиков, чьи книги выходили миллионными тиражами. (Фамилии этих знаменитых писателей у всех на слуху, поэтому называть их не буду). А что уж говорить про нас... Воистину, нет предела для совершенствования.

Есть, конечно, критика не конструктивная, есть и критики-разрушители.... Конечно, кому-то она противопоказана, т. к. может «крылышки подрезать» литератору.... Но здесь тоже все индивидуально, стандартных рецептов не существует. Например, я стараюсь прислушиваться и к такой критике.... А так, конечно, добродетель должна быть с рассуждением, как учил авва Дорофей.
Ведя речь о критиках, я имел в виду критиков-созидателей, например редакторов православных СМИ. Ведь это то же их служение Господу – выдавать качественный продукт. Ведь грех – делать Божие дело с небрежением. Для Бога нужно делать всё самым наилучшим образом. Это относится и к литературному творчеству.

PS. Светлана, я помню о Вашем эссе «Мужу нужна жена». Сейчас много работы, так что боюсь, полноценного ответа не получится. Какие-то мыслишки по этому поводу постараюсь накидать в ближайшее время. И вообще, я Вами восхищаюсь как журналистом.
 

добрый день, Андрей,
в каком прекрасном городе вы живете, где почти все поэты, пусть "предельно" слабые и с неправильными деепричастными оборотами. Как хорошо, что им "не лень" писать стихи. Мне кажется над вашим городом и небо всегда голубое, и цветов много на улицах, а в маленьких кафе сидят люди, пьют чай-кофе и читают друг-другу стихи...

С уважением
Юрий

Страницы