Светлана, ценю Ваше чувство
Светлана, ценю Ваше чувство юмора. Стихами я балуюсь.... Поэтому, следуя библейским словам: «праведник прозорливостью спасается», - обнародовать свою «нетленку» воздержусь.... Да и потом поэтческая тематика в Клубе весьма популярна....
Ну, а если серьезно, именно о поэзии написал по нескольким причинам. Во-первых, меня попросили написать вступление к поэтическому сборнику, где наряду с сильными стихами соседствуют и слабые. Во-вторых, я живу в первом наукограде России, который я в шутку окрестил «поэтоградом»: все кому не лень у нас пишут стихи. Поэтому редакция просто завалена стихами, к сожалению, в основном, предельно слабыми. И вот когда человеку начинаешь объяснять азы теории стихосложения, он возмущенно говорит: «А зачем мне это надо?» Как выразилась одна поэтесса: «Да, стихи сопливые, но мои». По моему скромному наблюдению, почему-то поэты более, чем прозаики, упорствуют в своей безграмотности. У прозаиков в этом смысле, все проще, прозаичнее, так сказать. К примеру, автору скажешь: «У вас ошибка в употреблении деепричастного оборота», - и человек соглашается. Да действительно, это не грамотно. Поэту же зачастую говоришь: «У вас «не по-русски» сказано (или построено предложение)».... В ответ же слышишь: «Это не ошибка – это мое творческое самовыражение.....»
Светлана, конечно, любое наше делание должно делаться со смирением... Да и критиковать нужно с любовью. Вообще, мудрую мысль высказала моя первая учительница русского языка: чтобы в совершенстве освоить язык, нужно полностью отказаться от амбиций. Посему даже маститому литератору себя лучше настроить на следующее (помните, как в фильме-сказке мальчик говорил: «Я еще не волшебник, я только учусь». Такой настрой и для смирения полезен, и нервы сбережет литератору. Мне известны случаи, когда после критики у некоторых поэтов случался инфаркт, и они умирали.... Да и потом, мы действительно все еще только учимся. Например, один из моих литературных наставников еще при советской власти много лет проработал редактором в московском издательстве. Так вот, он мне поведал, что ему приходилось редактировать и критиковать писателей-классиков, чьи книги выходили миллионными тиражами. (Фамилии этих знаменитых писателей у всех на слуху, поэтому называть их не буду). А что уж говорить про нас... Воистину, нет предела для совершенствования.
Есть, конечно, критика не конструктивная, есть и критики-разрушители.... Конечно, кому-то она противопоказана, т. к. может «крылышки подрезать» литератору.... Но здесь тоже все индивидуально, стандартных рецептов не существует. Например, я стараюсь прислушиваться и к такой критике.... А так, конечно, добродетель должна быть с рассуждением, как учил авва Дорофей.
Ведя речь о критиках, я имел в виду критиков-созидателей, например редакторов православных СМИ. Ведь это то же их служение Господу – выдавать качественный продукт. Ведь грех – делать Божие дело с небрежением. Для Бога нужно делать всё самым наилучшим образом. Это относится и к литературному творчеству.
PS. Светлана, я помню о Вашем эссе «Мужу нужна жена». Сейчас много работы, так что боюсь, полноценного ответа не получится. Какие-то мыслишки по этому поводу постараюсь накидать в ближайшее время. И вообще, я Вами восхищаюсь как журналистом.
Андрей Сигутин, 10/11/2009 - 17:51