Вы здесь

Некоторые наблюдения о жизни в Германии

(Моя первая в жизни статья. Писать я начал сравнительно недавно, больше стихи, но вот, захотелось поделится некоторыми мыслями, наблюдениями о жизни в Германии. Я заранее прошу прощения за ошибки. Возможно, я не рискнул бы публиковать, но журнал христианский, и я знаю, что меня не стануть слишком строго судить.)) Вообще не станут.)

— Не делай никому добра, что бы не получить взамен зла! — сказал мне как то один знакомый. И добавил:

— Я больше никому ничего не даю и не помогаю просто так.

Наверное, в этих словах заключается основной принцип человеческих взаимоотношений большинства наших соплеменников в Германии. Когда то я и сам придерживался таких убеждений. Частично потому, что это была этакая народная «мудрость» , частично, по собственному опыту (из за разных обид на «чёрную» неблагодарность в ответ на мои «благодеяния»). И, разумеется, вследствии полного отсутствия, на тот момент, духовного развития. В какой то степени подобное поведение это самозащита.

Вообще, русский человек — удивительное оздание. В трудный период наши соотечественники имеют привычку объединяться, являют пример взаимопомощи, великодушия, однако когда наступают времена благоденствия, сытости, избытка, всё меняется. Племя вдруг становится стадом. Стадом — потому, что мы продолжаем жить общей «мудростью», опытом — как все, так и я! — однако от прежней сплочённости остаётся одна только видимость, в виде, например, различных слётов «русаков» с обильной выпивкой и неизменной гармошкой. Простите, аккордеоном. Какие бы порывы не носили эти мероприятия, мне, почему то, кажется, что главный их смысл — возможность показать свои материальные достижения. Что говориться на людей посмотреть и себя показать. Также в Германии существуют различные «не коммерческие» организации, цель которых помощь в интеграции, совместное обсуждение проблем, работа с молодёжью, забота о стариках и т.п. Однако, с каждым годом их истинное назначение делается фиктивным, оставляя красивыми только названия и лозунги. Для реально эффективной работы требуется хорошая оплата сотрудников или энтузиазм доброго сердца, небезразличного к людям. И с тем и другим — сложности.

Конечно, много зависит от воспитания, но я сумел заметить, что если в человеке нет крепкого стержня, то тот багаж культуры, который он привёз с собой, незаметно растворяется в... реалиях запада и на свет появляется нечто новое, неизвестное науке. Это уже не русская культура, не немецкая, это помесь. Главная ценность её — материальные блага во всех проявлениях. Конечно, не все и не всегда, но подавляющее большинство живет только этим. Если старшее поколение ещё читает книги (пусть бульварную, но всё же литературу), то молодёжь даже не собирается утруждать себя этим архиглупым занятием. Хотя кто такой Пушкин — знают. Ещё слышали о Достоевском, о... Пожалуй, на этом всё. Зато отлично разбираются в марках автомобилей, превосходно ориентируются в ценах на новый и подержанный БМВ. Если в России молодой парень (да и не молодой тоже) мог позволить себе лишь жигули, а крутая иномарка была средством передвижения только «богов», то в Германии он вдруг оказался за рулём такого автомобиля. Причём не прилагая особых усилий. Первая возможная работа у немецкого шефа, кредит — и машина твоя! Кажется, что ты теперь сам стал тем «богом». А мерседес — колесницей бога. Естественно, что эти «божественные вещи» занимаю в сердце и уме больше места, чем обычный человек.

— Ты знаешь того то? Иваном зовут. Приехал лет 5 назад.

— Нет.

— Ну светленький такой, из Омска он.

— Нет, не знаю.

— Ну как же, сосед твой, жена у него, Марина, двое пацанов.

-Да не знаю я его. А на чём он ездит?

-Мазда у него серебристая, пятилетка.

-А-а-а, знаю конечно.

Свидетелем подобных разговоров я был неоднократно. И неудивительно, что человека долго не узнавали. Хорошо известны — о них говорят, их обсуждают — только хозяева новых, крутых авто. Или «хаусов». Возможно я не прав, возможно придаю слишком много значения, утрирую, но не выдумываю. Это мы, русские в Германии.

Но что действительно не оставляет никаких сомнений, так это тот факт, что на этом глинозёме весьма плохо растёт духовность, вера в Бога, христианство. Хотя, нет. Именно в последнее время я замечаю в Германии некий подъём, создаётся множество религиозных собраний, открываются новые церкви. И люди идут в них. Правда церкви эти не православные, харизматические. Честно говоря, не знаю, радоваться этому или нет. С одной стороны проповедуется о Христе и Его великой жертве, изучается писание, ведётся миссионерская работа среди наркозависимых. Я знаком с пастором одной такой церкви, многими прихожанами, это хорошие, искренне верящие в Бога люди. Однако при более близком рассмотрении самого учения, у меня стали появляться вопросы. Боюсь впасть в банальное осуждение, но, лично мне, кажутся крайне сомнительным некоторые аспекты. Например, теология процветания, одна из главных догм западного харизматического движения . Суть её в праве (и неизбежности) каждого христианина иметь много богатства и быть защищённым Богом от болезней и неудач. Даже обычный человек, не знающий глубоко писания, не может (даже логически) сопоставить два факта: полную лишений жизнь пророков и апостолов и современного христианина на дорогой машине и увешанного золотом. Не является ли евангелие преуспевания, наряду с другими доктринами западного «христианства»: божественная избранность, власть над бесами, смертью и болезнями, способность говорить на языке ангелов некой психологической рекламой завлекающей людей в церковь? Не спекуляция ли это текстами писания, не возможность ли протаскивания в новую, христианскую жизнь тех «вещей», что так дороги в жизни? В ином случае необходимо будет делать выбор. Либо христианская жизнь, полная «неудобств», либо... Современные реалии, политика страны вбили в наше сознание понимание — деньги единственное, что имеет значение, деньги дают возможность вкушать блага предлагаемые миром и, что катастрофически трагично, деньги «единственное утешение» и «защита» от глобального одиночества и ненужности. Принять решение или найти компромисс? Нужно делать выбор. Но этот выбор ох как не прост для нас, живущих на западе.

Комментарии

     Сергей, было интересно вдвойне читать статью, так как моя двоюродная сестра проживает в Германии с 1991 года. Вся идеология успешного человека западного общества отразилась и на её душе, увы. Но они  с мужем уехали из развалившегося Союза, не имея никакого духовного(я имею ввиду веру) багажа. И, кажется, их всё устраивает. В июне этого года хор нашего собора пригласили в город-побратим Людвигсбург на Дворцовый фестиваль, где мы давали два концерта. Мы были свидетелями, как почётные гости, проведения праздника "Тело Христово". Мы увидели, что западные христиане стремятся к экуменическому общению между протестантами, католиками. Их совместные службы - это некая модель будущей западной христианской церкви. Это - кошмарный сон, который обратился в явь. Но всё "чинно, благородно" и безблагодатно. А люди счастливы. Поэтому я вам очень сочувствую, зато у вас больше причин чаще молиться и обретать в этом благодать.

Алла Немцова

Проблема во всем многообразии проявлений укладывается в два слова: утрата христоцентричности. 

Кто не оживляется Любовью, гибнет от нелюбви или от своей любви человеческой.

(архиепископ Иоанн Шаховской)

СпасиБо, Сергей, очень интересны Ваши мысли и взгляд православного человека из благополучной страны. Вообщем-то, и в России та же беда. Может быть, не в тех масштабах, благо народ, хоть и хромой, но все же православный. Но духовное здоровье тоже подорвано. 

Храни Вас Господь!

Наверное, этот материал - приглашение к разговору, прежде всего. СпасиБо, Сергей, что поделились своими соображениями.

Те проблемы, о которых Вы пишете, уже нельзя назвать только проблемами русских, живущих на западе. Этот тип мышления свойственен многим, очень многим и в России, Украине... Человек стремительно меняется не в лучшую сторону. Об этом я размышляла в своём эссе «Быть человеком». Почитайте, Вам будет интересно.

Германия очень скоро превратится в мусульманскую страну, по прогнозам социологов, кажется, к 2030 году. Уже сегодня в школах немецких мальчиков бьют «по национальному признаку» - их мало, бывает, что 1-2 на весь мусульманский класс. Германия доигралась в толерантность, и одумалась поздно. Думаю, мы можем смело говорить о постхристианском мире, как мире исчезающем. Предательство христианских ценностей - главная причина этого.

Люди ищут удобного, карманного бога, а не Истину. Истина сегодня никому не нужна. Но знаете кто виноват в этом более других на мой взгляд - мы, христиане, которые только именуемся христианами. Об этом моё другое эссе - давнее уже, но ничуть не устаревшее - «Слёзы души христианской». А также «Кто виноват?».

Не имеем мы права кичиться своей верой, мы призваны служить другим, быть Христовыми, делателями дела Христового на земле - но таковы ли мы? Об этом моя очень старая статья «Правильная вера». Приглашаю Вас, Сергей, в гости.

 

Спасибо за статью. Старший сын собирается в Германию.  "На этом глинозёме плохо   растёт  духовность" - пожалуй, это самое важное (и спасибо за само выражение - "вкусно" звучит).

Сергей, теология процветания, свойственная харизматам и пятидесятникам (почти одно и тоже) набирает обороты и на нашей земле. Сектанты, по - большому счету, несчастные люди, т.к.они упускают свой шанс познать Истину еще тут, на грешной земле. Я понимаю ваши чувства (когда - то я тоже раздражалась, слыша что - то о них). А теперь мне их просто жаль. Они - обманутые люди. Спасибо, что поделились с нами информацией. Творческого настроения!

Сергей Голубь

Спасибо за отзывы. Не осмелился бы критиковать страну, которой многим обязан, например, спокойствием за своих детей, но во мне немецкая кровь, мои предки были немцами, поэтому, думаю, имею права быть неравнодушным.