Один из подвижников благочестия (блж. Григорий, «Древний патерик») говорил, что от каждого человека, получившего крещение, Бог требует выполнения трёх условий: правильной веры — от души, истины — от языка и целомудрия — от тела. Итак, верить правильно является нашим христианским долгом. Однако, словосочетание «правильная вера» пугает многих невоцерковлённых людей, потому что вместо Христовой истины большинство сегодня исповедует Пилатовскую — о недостижимости истины, из-за чего и обожествляется многообразие видений и мнений. Высказывания о единственно правильной вере многим кажутся покушением на их свободу. Потому попробуем осмыслить само понятие веры, чтобы, по слову Апостола (1 Петр. 3:15), быть готовыми объяснить суть своих упований каждому, кто того потребует.
Слово «Православие» (гр. orthodoxia) впервые встречается у христианских авторов ІІ века и означает единую веру всей Церкви в противоположность разномыслию еретиков — гетеродоксии. Словарь иностранных слов объясняет, что ортодоксия — это неуклонное следование основам любого учение, мировоззрения. А буквально слово «православный» означает правильно верующий, правильно мыслящий или благочестивый — тот, кто правильно (умом, душой, телом; всей жизнью своей) славит Бога.
Давным давно, во времена юности моей, попалась мне в руки весьма любопытная книжечка, в которой описывались различные психологические эксперименты, проводившиеся в СССР в 60-е годы. Один из них особенно поразил и запомнился. Участвовали в нем несколько человек, но «подопытным кроликом» был только один (правда, он об этом не догадывался). Группе людей показывали предметы различной формы и цвета, и просили ответить на разные вопросы, в том числе о форме и цвете предметов. Испытуемый сначала отвечал правильно, поскольку описывал то, что видел, однако, вся группа настаивала на другом. Эксперимент заканчивался тем, что подопытный со временем начинал «видеть» то, что провозглашалось большинством, поскольку начинал ВЕРИТЬ неправильным утверждениям.
Этот опыт наглядно демонстрирует несовершенство и уязвимость механизма нашего восприятия. О том же свидетельствует и православное учение о человеке. Потому свт. Феофан Затворник предупреждает: «Мы сами в себе носим готового ересиарха и кователя всякой лжи — наш разум. Поддайся только ему — и он заведёт незнать куда… Разум точно есть великий дар Божий, но даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приемником её… Она вне его, в св. Церкви и именно в общности исповедания… Все ищущие истины, при познании и определении всякой истины, рылись и роются не в своих соображениях, а в Богопреданном исповедании св. Церкви…Бог в Церкви Своей воздвиг знамя истины, чтоб при смешении понятий, всегда почти имеющем место в человечестве, всякий мог сказать: вот здесь истина, вот чего хочет Бог! Надпись на сем знамени — общность исповедания. А самостоятельность исследования, своеличное постижение было и есть всегда источником ересей и заблуждений» («О православии»).
Мы ошибаемся слишком часто, и обмануть нас, если уметь, несложно. Человек вообще видит мир не таким, как он есть на деле, а таким, как ему представляется, каким он ожидает его увидеть. И это ожидание становится своеобразным творческим актом, к сожалению, чаще разрушительным, чем созидательным.
Обратите внимание на традиционную ошибку в понимании сути слова «вера». Её считают чем-то абстрактным и глубоко личным, субъективным. Но каждый из нас живёт в объективном мире и воздействует на него, согласно с тем, как и во что верит.
Давайте заглянем в Библию и прочитаем определение этого феномена, данное Апостолом Павлом: «Вера — это осуществления ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть, вера — не просто субъективное переживание, но объективная сила, которая созидает жизнь, и, даже более - призвана содействовать осуществлению Божьего замысла о нас. Мы создаём то, во что верим. Точнее сказать, только правильная вера, данная нам от Бога как откровение, действительно созидательна — т.е. направлена на благо. Посредством правильной веры мы становимся Божьими соработниками. Ложные же веры всегда разрушительны. Они искажают наше представление о реальности, заставляют нас блуждать в воображаемых мирах и попусту тратить свою творческую энергию, ибо приводят к служению страстям и бесам.
Объективная реальность — одна на всех. И, в определённой мере, необходимой для нашего спасения, она открыта Богом. Мы должны просто довериться Ему и уверенно идти предуказанным Им путём. Истинная вера — это путь познания Истины. «Верой познаем», — свидетельствует Апостол Павел (Евр. 11:3). Итак, мало просто сентиментальной веры в какого-то бога (кумира), необходима правильная вера. Психологически человек устроен таким образом, что неправильное представление о Боге часто становится идолом, который закрывает собой Бога Живого. Неправильная вера становится идолопоклонством. А правильная вера — правильное представление, правильные понятия — это необходимая составляющая отношений с реальным Богом, ключ к познанию Истины. Бог открывается нам именно затем, чтобы эта встреча стала возможной, чтобы она могла состояться.
Причём свобода выбора отнюдь не отменяется. Наоборот, каждый из нас может отказаться от предложенного Богом и выбрать нечто другое. Эта неотъемлемая личностная свобода и обуславливает нашу ответственность за свою жизнь — ответственность не только перед Богом и людьми, но и перед самим собой. Не зря же Евангелие называет нас овцами, не способными обходиться без пастыря (пастуха), только Пастыря истинного — доброго, который жизнь Свою отдал за овец (Ин. 10:11). Вот и надо Его слушаться, а не доверяться душой первому попавшемуся лицедею.
«Видите, что ложь ходит вокруг нас, — спрашивает свт. Феофан Затворник — лезет в уши и очи наши, чтоб прорваться внутрь нас и убить там любимую ещё и чтимую нами истину. Думаю, при виде сего не раз исторгался вопрос из глубины сердца вашего: что же нам делать? Ничего более того, что делали во все времена христиане, когда ложь нападала на истину: стоять в истине, не колеблясь ветром ходящих и быстро сменяющихся мнений, стоять в вере и за веру».
Мне вспоминается старый советский фильм-сказка о том, как Кощей Бессмертный похитил Василису Премудрую, маму маленького паренька, и тот в поисках её дошёл до кощеевого царства. Чтобы помешать мальчику вызволить из плена маму, Кощей «размножил» Василису, точнее создал много её копий. Ради победы мальчик должен был найти среди множества «клонов» — живую, настоящую маму. Маленький герой этой сказки справился со своей задачей, чего нельзя, к сожалению, сказать о нас.
Подобно Кощею, сатана образует все новые секты-псевдоцеркви, чтобы оставить наши немощные души в своём плену. Мы же, вместо истины, ищем удовлетворения собственных амбиций, желаний, прихотей и потребностей, точно как предрекал Апостол Павел. «Придёт время, — писал он, — когда здравого учение принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, чтобы они льстили им; от истины отвлекут слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3—4).
Каждый из нас сам избирает свою веру, и этот выбор как ничто иное свидетельствует о глубинных устремлениях души, о сокровищах сердца. Но только правильная вера — откровение Бога — должна быть фундаментом того «дома», который выстраивает в себе человек на протяжении жизни. Ведь «дом» этот — человеческая личность. И строиться он должен не самочинно, но по подобию Божьему. Бесы тоже, по свидетельству Св. Писания, верят в Бога, однако остаются бесами, потому что верят по-своему — неправедно, неправильно. Истинная вера должна приводить к правильным поступкам.
Итак, вера — это Богом данный инструмент — важный и необходимый. Правильная вера становится путём к заповеданной нам праведной жизни, путём Богопознания. Только православная вера действительно спасительна, поскольку неискажённо учит нас жить синхронно с Божеством, согласно замыслу Творца о Его творении.
Наша вера — православная, правильная, поскольку в ней нет «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства…». Она не угождает прихотям людей, а только призывает жить достойно Бога, который призвал нас в Своё Царство и славу (1 Фес. 2:12). Дар такой веры — это дар служения. Значит, не горделивость должна быть её плодом, не надменность перед теми, кто не познал истины, а служение — служение образу Божьему, заключённому в каждом человеке.
Вместо послесловия
Блаженный старец Паисий рассказывал, что в древности в Эсфигменском монастыре жил какой-то неграмотный старец-простец, который имел послушание ухаживать за старыми братиями. Как-то раз больной монах попросил у него рыбки поесть. Старец спустился в один из монастырских подвалов, встал на колени возле окна, выходящего к морю, и стал молиться так: «О, Святая Вознесения! Пошли больному старчику рыбки!». И свершилось чудо! Из моря выпрыгнула рыба и, трепеща, упала возле него. Благодаря Бога, он поднял рыбу и приготовил желанное кушанье для болящего старца. Этот незлобивый простец думал, что Вознесения — это какая-то святая. Заметим, что Эсфигменский монастырь построен прямо на морском берегу, и его соборный храм освящён в честь Вознесения Господня.
На первый взгляд может показаться, что эта история перечёркивает все вышесказанное, но не будем спешить с выводами.
Эсфигменский старец-простец не мог охватить умом всех православных истин, но смиренно служил Богу и ближним в простоте любящего сердца. Он не противился церковному вероучению, никого не учил ереси, он не возвышался горделиво ни над окружающими людьми, ни над святой верой Церкви. Как раз наоборот, его будничная жизнь во всем подчинялась устройству православного монастыря. Старец-простец подчинился вере без рассуждений. Господь любит таких добрых, искренних, смиренных простаков и щедро награждает их Своей благодатью, ведь поистине православным есть лишь тот, кто ЖИВЁТ по-православному.
2005
Комментарии
Статья хорошая, но вот какое дело.
Вадим, 15/05/2011 - 17:55
Заголовок:
"Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лук. 18:8).
Вспомнился еще мне Марк Афинский. Был такой пустынник в 4веке.
Его разговор с аввой Серапионом был следующего содержания( своими словами пишу)
- Скажи мне авва есть ли в миру люди, которые по слову Господа, имея веру с горчичное зерно, сказав горе могут ее с одного места на другое место передвинуть.
В этот момент гора за спиной пустынника начала передвигаться и передвинулась на сто метров.
Авва видя все это замер от ужаса.
Пустынник спросил его, что с ним произошло.
Оправившись авва сказал:
- Сроду не видывал я таких чудес.
Св. Марк Афинский, вздохнул, горько заплакал и ответил( дословно):
- Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы.
Повторюсь, действие происходило в 4 веке.
И сейчас
Светлана Коппел-Ковтун, 15/05/2011 - 18:12
Да, и сейчас можно сказать то же самое. Об этом же я писала давно в "Слёзы души христианской". И не только...
Знание этого, понимание этого вполне согласуется с изложенным в этой статье. Вадим, может быть Вы уточните, что именно Вас смущает.
православие и ВОЙНА (Личное мнение на роль Истины не претендует)
Александр, 10/10/2010 - 14:07
<p>прочел и проникся удивлением от почти дословного подтверждения моих домыслов, догадок и предположений.<br />
редко когда так легко и радостно соглашаюсь с мнением незнакомого мне человека. ой редко.... но и если нахожу единомышленника то не радуюсь и в ладоши хлопаю, а сразуже ему на радость оспорить пытаюсь его представление и мне польза если докажет и отстоит своё мнение тогда приму с благодарностью и единомышленнику моему в вере укрепление.</p>
<p>так вот сомнение у меня насчет "лукавого" или как его там ещё называют имен у него аж стопиццот. (кстати само слово то какое) не злое имя у него (это только в православии так он зовется?) так значит и нет в нем ничего страшного. и побеждать его не надо, а уничтожать и тем более. просто понять, простить и полюбить и через это спокойствие и благодать познаешь. ведь Бог есть Любовь!!! и не станет он козни строить, да и козни его, только веры укрепление ди а сомненья он сеет что не есть зло. А зло оно есть и реально существует...</p>
<p>так вот моё видение зла:</p>
<p>так как всё от Бога, лишь у человека есть свобода выбирать вебе путь и волен он перед Богом в поступках и мыслях своих, так и выходит что зло есть в человеке и история свидетельствует об этом многократно.<br />
и считаю самый тяжкий грех это понять и увидеть Бога, но не принять его, но отринуть и не жить с ним в мире, а отдатся сущьности своей человеческой и творить бесзаконие так как закон божий есть простое следование моральным устоям сложившимся в человечестве от основания рода людского. жить с богом - жить в Любви со всеми. но отринуть бога есть Грех смертный, а тогда разразятся войны и есть личности которые Бога отринув и других учили отрицать его и ненависть прямо пропагандировалась и Был реальный лозунг "Убей Немца" (даже не врага своего, а просто человека иной национальности у которого тоже Бога отнять пытались)и гибнут люди ради разрушения, так как сущность человека - разрушение храма Божьего (тела человеческого) от того и смертен он, по себе знаю есть такой грех (ох чудом моё тело Бог сберёг), досихпор не покаялся.</p>
<p>но всёже восстал народ православный, не отринул Бога и воевал и умирал во имя жизни и Родины своей Руси православной с именем Бога на устах и были пастыри в то время ведшие через смерть и шли люди православные и знали что как бы ни была важна победа, но убить - грех и знали что грешны и грешили и лишали себя мира с Богом что есть жертва более тяжкая чем просто смерть и сделали, то за что Вечная им слава и Добрая память на веки вечные и благодарность от всего человечества, спасли они род людской от Безбожья, путем жертв великих страшнее чем смерть и страданий тяжких когда смерть избавленьем казалась.</p>
<p>ой както неожидал я что так всё пойдет так и хлынуло потоком изречение моё о войне и затмило оно несчастного "лукавого" и то что незнаю многово простите меня если что неверно то поправьте? ведь это моё личное мнение о том как 2 мировая превратилась в Великую отечественную. история мне близка и знакома изучаю её в ней тоже можно найти зерно истины. но роль православия в этой войне это прошу поверить наслово пришло во время написания такчто можете счесть за вымысел художественный. Хотя я ЗНАЮ то что так и могло быть. поправте если что нитак.</p>
не дождался.
Александр, 11/10/2010 - 00:56
не дождался ответов и не поленившись полез искать информацию.
не помогло(((
всё что нашел противоречит друг другу.
не стал голову ломать, и решил.
есть 2 мнения- одно моё, а второе неправильное )))
в ожидании авторизации)))) позвольте представится.
Александр, 10/10/2010 - 15:39
а насколько долог бывает процесс рассмотрения заявки на членство?
неужто так серьёзно всё и внимательно взвешивается
или просто и банально нет времени?
скорее всего так и есть.
позволю я себе, пока не связан
членством в клубе, нотами, клише,
немного поершить и позабавить,
тех с кем придётся искренне дружить
без скрромных извенений и пошлых реверансов
позвольте описать мне суть себя,
я тот кто по таблице о престиже
и претензиозности на званье человек,
стоит на предпоследнем месте, перед трупом,
и вскоре очередь разделим на двоих.
я тот в кого вы встретив мимоходом
презренно взглядом стрельните
и пусть твой взгляд, с укором
мне не пробьёт дыру я сам её пробью
в себе, и не одну и пусть презренье пошло,
а злость в ответ ухмылку породит,
мне жалость Ваша искренне и тошно
сильнее ветра в голове гудит.
и я пришел в тот храм для разрушенья
и обретя багатство, я бедняк,
и заночь я могу себе позволить
растратить состояние - пустяк.
то ж не моё, то временно ,
то Бога, который так заботлив и учтив,
то коль передозняк он даст мне ложку, мёду,
то докторам подаст секретный финт
и откачают занаво, сдорово!!!!.
и я живу, всё так же предпоследний, и струпом разговоры говоря,
и признаюсь Вам, так легко, небрежно.
да, господа, я грешен, я свинья.
но Бог простит, куда ж ему деватся
я знаю он прощенье и любовь.
да, Бог мой друг и лишь один
он знает, куда дороги эти приведут.
опять к нему? ну я уж с ним и чтоже
а Бог не брал он жил со мной и боль
и радость всю, существованья
со мною так же искренне вкушал.
и я был рад его явленю лично
не в наркотическом, но а в реальном сне.
поговорить о чем? оставь о личном,
о счастье так держите вот те Щ.
о понимании молить у Бога безполезно
он понимает это так как ты.
а что есть Бог?
когда в тебе с презреньем не разглядят
и крикнут :
-Берегись!!!
и градом полетят упреки, подозренья
и подзатыльник в лучшем их числе.
так вам охота знать того кто есть бездельник.
и грех свой так не хочет призновать.
Покайся молвит глас священный
елейной мудростью умаслен, с ним же Бог.
а значит тот кто рядом, здесь со мной, он ниже?
и вера потусклей в него и лак облез.
Но он со мной, Я с ним, мы вместе, оба
вам всё до. слова искренне простим.
Вы знаете, Александр
Светлана Коппел-Ковтун, 10/10/2010 - 14:55
Вы знаете, Александр, вопросы, которыми Вы задаетесь, небезразличны очень многим людям и многие уже пытались во всем этом разобраться.
Христос говорит, что бояться надо не убивающих тело, а убивающих душу. А вот как вы себе представляете взрослого мужчину, который не защитит от нападения разбойника женщину, ребенка? Разве сделает честь мужу спрятаться в красивые слова о любви и бросить на поругание свой дом, своих близких, тех, кого он призван защитить, как более сильный? Нет, дать отпор врагу - это свойство достойного мужа. Когда приходит время сражений, время войны - тогда плачет сердце любого здравого человека. Но многое зло усмиряется палкой и мечом, а не словесами.
Я Вас, пожалуй, приглашу к прочтению еще одной своей статьи. Здесь она.
Там поднимаются вопросы, имеющие отношение к нашему разговору.
убийство есть средство борьбы со злом.
Александр, 10/10/2010 - 16:33
если стоит выбор жизнь ребенка и Грех тягчайший, так с чувством Любви и осознавая последствия для моей души без лишних раздумий брошусь и грех на себя возьму. Ибо знаю! Зло в человеке и от него исходит и если есть явная и взвешенная необходимость убить то решусь и поступлю по чести. пусть душу Бог оставит но будет она оставатся чиста. а Бог простит он поймет.
хотя предпочту скорее умереть чем убить невинного.
лучшая битва та которой не было.
Думаю, убийство
Светлана Коппел-Ковтун, 10/10/2010 - 16:47
Думаю, убийство иногда является необходимым способом пресечения зла. Но борьба со злом - это, прежде всего, внутреннее делание. Ибо даже убивать можно по-разному: со злостью или со смирением. По-настоящему победить зло можно только в себе, а не вовне.
Интересно
Анна Лелик, 31/07/2009 - 00:16
На самом деле, так понятно и просто - как-будто всю жизнь это знала, а тут все это в слова оформилось. Читаешь, и думаешь, как все-таки это легко - быть правильно верующим, на деле же..., увы и ах.
Главное не опускать руки.
Господь все понимает и прощает.
Спасибо, Светлана.
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 31/07/2009 - 12:40
СпасиБо, Аня, за отзыв!
Пора бы уже, наверное, и
Протоиерей Алексий Зайцев, 30/07/2009 - 22:57
Рановато
Светлана Коппел-Ковтун, 31/07/2009 - 12:42
Доступно и просто об очень
Максим, 30/07/2009 - 14:18
Доступно и просто об очень сложном. Спасибо огромное!
СпасиБо!
Светлана Коппел-Ковтун, 30/07/2009 - 15:43
СпасиБо, что не прошли мимо
Очень полезное
Ольга, 30/07/2009 - 13:04
Очень полезное и своевременное эссе!
Вспомнила историю похожую на приведённую тобой. Один старец, известный своей подвижнической жизнью, благочестивый и уважаемый, оказывается, завтракал перед причастием. Епископ, узнав об этом, вызвал его к себе. Когда старец шёл к епископу, он попал под дождь. Зашёл в полумрак приёмной, увидел пробивающийся из окна луч света и, приняв его за верёвку, повесил на него свою верхнюю одежду. Епископу расказали об этом, и он понял, что старец свят. На вопрос о завтраке, старец простодушно ответил, что действительно немножко ест до причастия, а после причастия никогда. Потому что, если он поест до причастия, то потом причастие будет сверху, над едой, а не наоборот. То есть, он делал это из благочестия. И Господь видел это. Потому что Господь зрит на наше сердце. Поступки могут быть одинаковы, а мотивы разные. И когда Епископ объяснил старцу, тот смиренно послушался.
Вот такая история.
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 30/07/2009 - 13:13
СпасиБо, Оля, на добром слове. Статья древняя, перевела недавно.
Спасибо, Света. Ох, как
Ирина Богданова, 30/07/2009 - 14:34
Спасибо, Света.
Ох, как трудно жить по-православному: все мы тщеславны, не смиренны, и совсем не готовы с благодарностью и радостью принимать то, что есть, а постоянно требуем себе всё большего и большего.
Христос сказал: "Кто любит
Светлана Коппел-Ковтун, 30/07/2009 - 15:40
Христос сказал: "Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет", и еще: "Кто виновен в одном - виновен во всем". Искрення, глубокая любовь ко Христу способна преобразить наше сердце, вот только не Христа мы любим, а самость свою - в том и беда.
СпасиБо, Ира, за отзыв
Правильно, т.к. по самости не
Сергей Слесарев, 30/07/2009 - 23:02
Правильно, т.к. по самости не Его ищем, не встречи с Ним, а ОТ Него.