(Моя первая в жизни статья. Писать я начал сравнительно недавно, больше стихи, но вот, захотелось поделится некоторыми мыслями, наблюдениями о жизни в Германии. Я заранее прошу прощения за ошибки. Возможно, я не рискнул бы публиковать, но журнал христианский, и я знаю, что меня не стануть слишком строго судить.)) Вообще не станут.)
— Не делай никому добра, что бы не получить взамен зла! — сказал мне как то один знакомый. И добавил:
— Я больше никому ничего не даю и не помогаю просто так.
Наверное, в этих словах заключается основной принцип человеческих взаимоотношений большинства наших соплеменников в Германии. Когда то я и сам придерживался таких убеждений. Частично потому, что это была этакая народная «мудрость» , частично, по собственному опыту (из за разных обид на «чёрную» неблагодарность в ответ на мои «благодеяния»). И, разумеется, вследствии полного отсутствия, на тот момент, духовного развития. В какой то степени подобное поведение это самозащита.
Вообще, русский человек — удивительное оздание. В трудный период наши соотечественники имеют привычку объединяться, являют пример взаимопомощи, великодушия, однако когда наступают времена благоденствия, сытости, избытка, всё меняется. Племя вдруг становится стадом. Стадом — потому, что мы продолжаем жить общей «мудростью», опытом — как все, так и я! — однако от прежней сплочённости остаётся одна только видимость, в виде, например, различных слётов «русаков» с обильной выпивкой и неизменной гармошкой. Простите, аккордеоном. Какие бы порывы не носили эти мероприятия, мне, почему то, кажется, что главный их смысл — возможность показать свои материальные достижения. Что говориться на людей посмотреть и себя показать. Также в Германии существуют различные «не коммерческие» организации, цель которых помощь в интеграции, совместное обсуждение проблем, работа с молодёжью, забота о стариках и т.п. Однако, с каждым годом их истинное назначение делается фиктивным, оставляя красивыми только названия и лозунги. Для реально эффективной работы требуется хорошая оплата сотрудников или энтузиазм доброго сердца, небезразличного к людям. И с тем и другим — сложности.
Конечно, много зависит от воспитания, но я сумел заметить, что если в человеке нет крепкого стержня, то тот багаж культуры, который он привёз с собой, незаметно растворяется в... реалиях запада и на свет появляется нечто новое, неизвестное науке. Это уже не русская культура, не немецкая, это помесь. Главная ценность её — материальные блага во всех проявлениях. Конечно, не все и не всегда, но подавляющее большинство живет только этим. Если старшее поколение ещё читает книги (пусть бульварную, но всё же литературу), то молодёжь даже не собирается утруждать себя этим архиглупым занятием. Хотя кто такой Пушкин — знают. Ещё слышали о Достоевском, о... Пожалуй, на этом всё. Зато отлично разбираются в марках автомобилей, превосходно ориентируются в ценах на новый и подержанный БМВ. Если в России молодой парень (да и не молодой тоже) мог позволить себе лишь жигули, а крутая иномарка была средством передвижения только «богов», то в Германии он вдруг оказался за рулём такого автомобиля. Причём не прилагая особых усилий. Первая возможная работа у немецкого шефа, кредит — и машина твоя! Кажется, что ты теперь сам стал тем «богом». А мерседес — колесницей бога. Естественно, что эти «божественные вещи» занимаю в сердце и уме больше места, чем обычный человек.
— Ты знаешь того то? Иваном зовут. Приехал лет 5 назад.
— Нет.
— Ну светленький такой, из Омска он.
— Нет, не знаю.
— Ну как же, сосед твой, жена у него, Марина, двое пацанов.
-Да не знаю я его. А на чём он ездит?
-Мазда у него серебристая, пятилетка.
-А-а-а, знаю конечно.
Свидетелем подобных разговоров я был неоднократно. И неудивительно, что человека долго не узнавали. Хорошо известны — о них говорят, их обсуждают — только хозяева новых, крутых авто. Или «хаусов». Возможно я не прав, возможно придаю слишком много значения, утрирую, но не выдумываю. Это мы, русские в Германии.
Но что действительно не оставляет никаких сомнений, так это тот факт, что на этом глинозёме весьма плохо растёт духовность, вера в Бога, христианство. Хотя, нет. Именно в последнее время я замечаю в Германии некий подъём, создаётся множество религиозных собраний, открываются новые церкви. И люди идут в них. Правда церкви эти не православные, харизматические. Честно говоря, не знаю, радоваться этому или нет. С одной стороны проповедуется о Христе и Его великой жертве, изучается писание, ведётся миссионерская работа среди наркозависимых. Я знаком с пастором одной такой церкви, многими прихожанами, это хорошие, искренне верящие в Бога люди. Однако при более близком рассмотрении самого учения, у меня стали появляться вопросы. Боюсь впасть в банальное осуждение, но, лично мне, кажутся крайне сомнительным некоторые аспекты. Например, теология процветания, одна из главных догм западного харизматического движения . Суть её в праве (и неизбежности) каждого христианина иметь много богатства и быть защищённым Богом от болезней и неудач. Даже обычный человек, не знающий глубоко писания, не может (даже логически) сопоставить два факта: полную лишений жизнь пророков и апостолов и современного христианина на дорогой машине и увешанного золотом. Не является ли евангелие преуспевания, наряду с другими доктринами западного «христианства»: божественная избранность, власть над бесами, смертью и болезнями, способность говорить на языке ангелов некой психологической рекламой завлекающей людей в церковь? Не спекуляция ли это текстами писания, не возможность ли протаскивания в новую, христианскую жизнь тех «вещей», что так дороги в жизни? В ином случае необходимо будет делать выбор. Либо христианская жизнь, полная «неудобств», либо... Современные реалии, политика страны вбили в наше сознание понимание — деньги единственное, что имеет значение, деньги дают возможность вкушать блага предлагаемые миром и, что катастрофически трагично, деньги «единственное утешение» и «защита» от глобального одиночества и ненужности. Принять решение или найти компромисс? Нужно делать выбор. Но этот выбор ох как не прост для нас, живущих на западе.