Вы здесь

Молодёжка северной столицы

«Молодой — значит берущий на себя ответственность сказать своё слово в Великой литературе». (Ю Селезнёв)

Совсем недавно я прочитала книгу писателя Дмитрия Корсунского «Наша молодёжка», созданную по благословению Санкт-Петербургских православных священников Димитрия Дмитриева, Константина Головатского и Виталия Дементьева. Открыв её, я была приятно поражена. Почему? Да потому что на данный момент аналогичных произведений с подобным содержанием в России не существует. Это первое издание, рассказывающее в художественной форме о православном молодёжном движении в современной жизни.

Если говорить о составе этой книги, то это такой разномастный ковёр, состоящий из "шерстяных", "хлопковых", "льняных" и "шёлковых" ниток. Всё это невероятным образом собрано вместе и составляет единый монолитный рисунок, общую картину жизни Петербургской православной молодёжи.

В «Нашей молодёжке» есть и стихи, и проза, и любовь, и радость, и слёзы, и советы, и напутствия, и приглашения, и откровения о приходе к вере, и подлинные мини-репортажи с вечеров встреч общин, но самое главное - это христианский дух, искренность, безмерная душевная теплота и простота.

Моральных нравоучений, длинных лекционных бесед и богословских объяснений вы здесь не найдете. Зато есть стихи членов организаций, которые порой совсем простые и обывательские, но которые, я бы сказала, составляют душу этого повествования. Они лучше всяких слов говорят о том, что думают и чем живут сегодня верующие молодые люди от шестнадцати до тридцати пяти лет.

В основу издания положены очерки Дмитрия Корсунского, побывавшего в этих клубах, познакомившись с ребятами, он наблюдал их жизнь, узнавал, чем занимается и дышит община. Так каковы молодёжные клубы в реальности?

Чаще всего при словосочетании «молодёжный клуб» на ум приходят ночные заведения в полуподвальных помещениях с одурманивающим пахучим воздухом и бьющей во все динамики музыкой, с танцами, похожими на ритуальные пляски доисторического племени тумбо-юмбо, с пивом, энергетическими коктейлями, интимными ласками на столиках и в туалетных кабинках. К сожалению, во многом - это наша сегодняшняя действительность.

И вдруг, открыв книгу, узнаёшь, что наряду с этим шабашем существует и другая реальность - это православные молодёжные общины, созданные при храмах и монастырях. Эти клубы напомнили мне маленькие городские скверы с клёнами и березками, с лавочками в тени сирени, с детскими качелями. Они приютились где-то на задворках бетонных многоэтажек и многополосных шоссе мегаполиса.

Город живёт своей суетной, загазованной, вечно озабоченной проблемами жизнью, а скверик существует в своем мире, где зеленеет трава, поют скворцы и гуляют дети, радуясь солнечным денёчкам. Городу нет дела до скверика, что ему какой-то клочок земли, огороженный невысокой оградой, однако когда-нибудь он поймёт, что именно этот клочок зелени позволяет ему дышать чистым воздухом и помогает не задохнуться в своих выхлопах.

Молодёжные общины — это наши маленькие скверики среди могучей и кипучей, но, к сожалению железобетонной и пустой жизни сегодняшнего юношества. Современное православное молодёжное движение — дело молодое. Более-менее плодотворно оно стало распространяться в последнее десятилетие. Однако истории известны случаи создания подобных общин ещё в далёком прошлом.

Впервые молодёжные православные общины появились в Польше, Белоруссии, Прибалтике времён унии. Их целью была защита чистоты православной веры от нападок западных униатов, воспитание юношества в христианском духе, отстаивание интересов Церкви во всех инстанциях вплоть до юридических. В России же до начала XX века молодёжных православных организаций не существовало.

В 1900 году усилиями западных проповедников был создан Христианский Союз Молодых Людей (ХСМЛ), переросший через несколько лет в самостоятельное объединение «Маяк». Несмотря на то, что союз имел ярко выраженное прозападническое направление и не являлся православной организацией, он объединял достаточно большое количество членов. В одном лишь Санкт-Петербурге в ХСМЛ состояло более 1500 молодых людей от 17 до 25 лет. В 1922 году на Дальнем Востоке был создан «Женский маяк». Оба объединения просуществовали вплоть до 1923 года.

В пред- и постреволюционное время большое распространение в России получили сектантские молодёжные организации: адвентисты, евангелисты, баптисты и прочие. Их распространение было обусловлено поддержкой коммунистической властью, видевших в них одно из действенных средств борьбы с православием. После выполнения своей функции, они тут же были уничтожены той же властью.

Первым же официальным Российским православным молодёжным движением по праву можно считать Русское студенческое христианское движение (РСХД), созданное накануне революции 1917 года. Его целью было изучение Священного Писания, взаимопомощь, совместные молитвы. После образования СССР движение продолжило свою работу, но уже подпольно.

По словам отца Кирилла Коледы, настоятеля Храма новомучеников и исповедников российских — подпольная деятельность РСХД сохранила жизнь многим семьям священников, репрессированных в тридцатые годы. Среди членов РСХД был священномученик Владимир Амбарцумов, эстонский духовник Патриарха Алексия II и другие известные лица. Из подполья РСХД перебралось в эмиграцию, где продолжало поддерживать Русскую Православную Церковь посредством печатных органов.

Однако это была не единственная молодёжная организация, действующая подпольно на территории СССР. Известны случаи, когда православные активисты, рискуя жизнью и свободой, организовывали тайные православные кружки для молодёжи.

Например, старицы Анисия, Матрона и Агафия Петрины, отсидев 10-15 лет в советских лагерях, по окончании Великой Отечественной войны создали у себя дома общину для незамужних девушек, насчитывавшую более восьмидесяти человек. Духовнические обязанности взяла на себя Анисия Петрина. Девушки вели затворнический образ жизни, были что-то сродни монахиням в миру, и соблюдали общие правила, в частности, все девушки носили светлые платочки, белые блузки и тёмные юбки.

И такое общество было не единственным в то время, но вернёмся к современной ситуации. После того, как Церковь получила от официальных властей долгожданную свободу и возможность проповедовать, сразу же встал вопрос и о привлечении почти сплошь атеистической и полуатеистической молодёжи в Церковь.

В этой связи в начале 1991 года в храме святой Татианы МГУ им. Ломоносова открылся съезд, целью которого было создание единой молодёжной церковной организации. Возглавил съезд сам Патриарх Алексий II, он призвал клириков Церкви и общественных деятелей объединить молодёжь в служении Православной Церкви.

На съезде был разработан устав Всероссийского православного молодёжного движения, а через год в ряде епархий, включая Москву и Санкт-Петербург, открылись отделения ВПМД. Тем более, что вопрос объединения юношей и девушек в духе и вере всегда был актуален.

А в 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви была принята «Концепция молодежного служения РПЦ». К тому времени в отдельных храмах уже активные священники стали объединять молодёжь.

Однако как это делать, что ставить во главу угла такой общины, нужно ли создавать уставы и программы группы или же предоставить ребятам возможность самоуправления и самоорганизации под духовным руководством православных батюшек — никто не знал. Да и молодёжи в храмах было еще крайне мало, поэтому на первоначальном этапе движение не получило широкого развития.

В 2004 году Архиерейский Собор РПЦ постановил считать церковную работу с молодежью приоритетным направлением развития церковной жизни и служения. На это решение повлиял ежегодный рост посещаемости православной молодёжи церковных служб, храмов и монастырей.

При этом юное поколение оставалось вне храмовой жизни. Молодые люди приходили на литургию или вечерню, и не находя применение своим силам в Церкви, опять кидались в водоворот мирской суеты. Однако в миру они не находили полноты духовной жизни.

Поэтому молодые люди хотели жить церковной жизнью, хотели общаться с верующими сверстниками, заниматься добрыми и полезными делами, искать ответы на мучающие их вопросы в свете православия, и прочее, и прочее, и прочее…

И Церковь пошла им навстречу. В 2005 году Синодальным отделом по делам молодежи РПЦ и "Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи" была организована общецерковная конференция «современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», проведённая в общероссийском православном молодежном лагере «Федоровский городок». С этого момента и стали появляться первые ощутимые попытки создания молодёжных общин.

Их развитие продолжилось, когда Правительство объявило 2008 год - «годом семьи». Работа с молодежью и поддержка молодых семей стала задачей, к решению которой приступило и государство, и Церковь — от священноначалия до приходов и различных церковных обществ.

Молодёжное православное движение ещё больше начало набирать обороты. Однако нельзя сказать, что всё пошло «как по маслу». Существует по сей день много сложностей на этом пути. Единого рецепта по созданию молодёжных групп нет. Всё индивидуально, можно принять во внимание лишь общие рекомендации.

В первую очередь резонно поставить вопрос — а зачем вообще нужно столько усилий затрачивать на молодёжные клубы, если при каждом храме успешно существуют приходские общины? К сожалению, далеко не в каждой общине есть место для «молодёжки», а точнее не каждый молодой человек может найти в общине применение своим силам.

Община всегда строго привязана к конкретному храму, молодёжный клуб — это подвижная организация, несмотря на то, что она тоже существует при храме, тем не менее, её членами могут быть и не прихожане этого храма. И это немаловажно.

Если почитать рассказы ребят, там неоднократно делается акцент на этой проблеме — кто-то ходит в клуб, потому что он ближе от места учёбы или работы, кто-то уже нашёл в нём друзей и согласен ездить ради них через весь город, кому-то по сердцу род деятельности того или иного клуба.

Таким образом, причин, по которым молодой человек или девушка будет посещать именно эту, а не другую организацию очень много.

В общине состоят люди, ведущие регулярную литургическую и храмовую жизнь. «Молодёжки» же открыты для всех, даже для тех, кто делает только первые шаги на пути воцерковления, потому что молодёжные православные организации — это способ активного взаимодействия с внешним миром, это постоянное миссионерство.

При этом желательно помнить, что идеал, к которому должен стремиться любой молодёжный клуб — это как раз собственная община, своего рода малая церковь. В ней люди собраны во имя Спасителя и Он в ней невидимо присутствует между ними. Это единение верующих в дружбе, в любви, в молитве. Литургическая жизнь, исповедь, причастие, совместные молебны, дела милосердия — вот крепостной фундамент всех молодёжных организаций.

И если кто-то вдруг подумает, что это утопия, то можно порекомендовать почитать интервью иерея Димитрия Дмитриева, который лично был свидетелем создания на базе клуба «Агапа» истинной христианской общины. В настоящее время он сам руководит клубом «Агиасма» и, используя опыт прошлого, объединяет ребят в духе христианской любви.

Кстати, самым лучшим способом объединения молодёжи можно считать дружелюбные беседы с батюшкой за чаепитием. Далее работает приблизительно такая схема: «структурообразующий элемент, общность жизни, внешняя христианская активность». А в качестве самых эффективных элементов для организации и формирования молодежной общины является изучение Священного Писания и постепенное включение в церковную жизнь через приобщение к жизни прихода.

Примерно так произошло в Санкт-Петербурге. На эту тему особо хочу отметить рассказ иерея Николо-Богоявленского Морского Собора Санкт-Петербурга отца Виталия Дементьева. Он вместе с отцом Андреем Грозовским стал организатором и духовным руководителем молодёжной общины.

В его рассказе очень подробно изложено о том, как создавалась молодёжная община. С чего всё начиналось, с какими трудностями сталкивались, как нащупывался верный путь, ведущий к сердцу молодого человека, напичканного «прелестями» современной жизни.

Этот рассказ, мне думается, стоит взять на заметку всем, кто сегодня размышляет о том, чтобы объединить в приходе православную молодёжь. Пересказывать его, конечно же, не буду, поскольку он есть в книге. Скажу только, что каждая община имеет свою живительную главную артерию. У всех есть своё особенное интересное дело, и, разумеется, есть личности поддерживающие живой "огонёк" общения.

Самое ценное в рассказе отца Виталия Дементьева, на мой взгляд, то, что в нём показывается достаточно грамотный подход к особенностям человеческой природы. Ведь у человека, как известно из святоотеческих творений, есть три составляющих естества: дух, душа, и тело.

Соответственно, когда говорят о духовном, то подразумевают пост, покаяние, молитву, причащение, аскетические упражнения. А вот душевное — это чувственная сторона нашей жизни, к которой можно отнести театр, музыку, литературу, живопись, любовь к природе…

И если вырвать из прозападной или иной чужеродной культуры, сформированной из мнимой свободы вседозволенности, и привести его в православный клуб, то следует учитывать его психологию. Не стоит призывать его подчинить всего себя, все свои страсти сразу духу. Из этого ничего не выйдет. Нельзя перескакивать через ступеньку, можно упасть и лоб расшибить. От телесного сразу же не перейти к духовному.

До перехода к добродетельной, молитвенной жизни нужно излечить "раны" души, показать святость и силу православия.

Поэтому священник призывает спокойно относиться к мирским увлечениям юношей и девушек - бассейн, театр, концерты, балы, посиделки... Между прочим, ещё во времена Екатерины Великой именно театру отводилась роль нравственного воспитателя. Об этом писал Михаил Попов — один из поэтов той эпохи.

 

Полезен ли феатр (театр - прим. авт.) и чистит ли он нравы,

Иль только что один приносит нам забавы?

Коль просит кто меня о чём,

Скажу и докажу

Ему о всём и прямо:

А как?

Вот так,

Как испытание доказывает само:

Для умных служит он

К познанию вместо врат,

Для глупых — игрище, гульбище и разврат.

 

На мой взгляд, функции театра с той поры не изменились. И если глубоко воцерковлённому человеку, ведущему молитвенную аскетическую жизнь, пережившему не одну личную встречу со Христом, возможно посещение театра будет и не нужно, то для души ищущей, ещё только стоящей у порога храма, такой вид искусства вполне может послужить вратами к духовной жизни.

К тому же если каждую молодёжную встречу читать длинные лекции по Новому Завету или Литургики, то ребята разбегутся. Нет смысла говорить с людьми о высоких материях, когда они не знают основ веры.

И именно такое простое правило священник использовал в своей работе, создавая молодёжную общину. С ним согласен в своём интервью и руководитель молодёжной общины Казанского Кафедрального собора протоиерей Игорь Марчук.

С другой стороны нельзя превращать православный клуб в дворовую тусовку и в панибратские посиделки. Православная вера, общая молитва, Образ Христа Спасителя должны лежать именно в основе объединения, а не создавать ему красивый фон.

И вот тут мне бы хотелось коснуться одной главы книги, которая называется «Вечер откровения». Она посвящена неудавшимся отношениям между юношами и девушками в пределах одной общины. И хотя о любви в «Нашей молодёжке» мы поговорим позже, но в контексте разбираемого вопроса уместнее всего будет затронуть эту часть книги именно сейчас и вот почему.

Однажды одна девушка рассказала про общину, к которой она долгое время принадлежала. Просуществовав несколько лет, община распалась, потому что многие молодые люди желали создать семью, а между членами группы чувства любви так и не появилось, соответственно браков не было. Само собой, что жаждущие семейной жизни, стали искать желаемое на стороне, в других клубах, так собственно дело и кончилось.

Разумеется, что, не являясь членом коллектива, сложно "поставить диагноз", почему всё так произошло. Но мне, например, видится ошибка, которую легко совершить, пытаясь объединить молодёжь.

Совершенно естественно, что в приоритете у молодых людей после двадцати лет - отношения между мужчинами и женщинами, любовь, брак, рождение детей. Сыграв на этом, можно с лёгкостью и без особых проблем создать небольшой коллектив единомышленников людей, движимых семейными ценностями, и всё вроде бы хорошо. И сама Церковь, и любой священник поддерживают желание людей создать семью.

В одном очерке молодой человек так прямо и пишет, что пришёл в клуб, найти свою вторую половину. Но нужно создавать общину для знакомства молодых людей. Оправдана ли такая постановка цели?

Когда во главу угла общины ставится цель создания между её участниками православных браков, тогда жизнедеятельность клуба будет зависеть от желания юношей и девушек стремиться к этой цели и наличия возможностей к её реализации. То есть те люди, которые не готовы создавать семью, а среди молодёжи такое не редкость, или кто-то подумывает о монашеском уделе, вряд ли приживутся. Им будет просто не комфортно в коллективе.

Такое общество получится, скорее всего, узкопрофильным, его члены будут люди, нацеленные на единственный результат — православный брак. И если желаемое не достигнуто, они пойдут достигать его в другое место. Что происходит в некоторых общинах.

Следовательно, уделять внимание отношениям мужчины и женщины в общине нужно и должно. Создание семьи — благороднейшее дело, и надо этому способствовать. Но делать это основным делом общины вероятно не стоит.

Между тем сама книга, достаточно широко раскрывает проблему создания молодёжной общины при храме или монастыре. Здесь смешались и теория и практика, и рассказы очевидцев. Учитывая, что литературы, освещающей эти вопросы, не существует, а есть только отдельные статьи и очерки в интернете, то книга эта будет полезна и подросткам, и молодым людям, и священникам, и активистам, желающим взять на себя бремя по работе с молодёжью.

Кто-то может подумать, что книга, скорее всего, напоминает пособие, вызывающее скуку и ассоциирующаяся с монотонно-нудными таблицами и лекциями. Спешу вас успокоить. Для избежания нудного справочно-энциклопедического повествования, автор не ставит перед собой задачу поведать о жизни общины от и до, вскрыть все "нарывы" и "подводные камни". Писатель лишь определяет круг тем, не решая их окончательно.

Порой он даже опускает какие-то подробности, связанные с деятельностью клуба, их поездками, работой и т.д., а выхватывает главное - какие-то яркие моменты, которые наиболее полно характеризуют ту или иную организацию. И труд его сразу же приобретает иную окраску — радужную, солнечную, дружелюбную, сверкающую на солнце, как листва после летнего ливня. Ведь герои этой книги молодые люди, полные веры, силы, энергии, энтузиазма, мечтающие, если понадобится и горы перевернуть.

Судите сами: «Но самая лучшая встреча «Встречи» была на Васильевском острове, когда отмечался день рождения молодёжной общины. Выступали артисты, разыгрывали театральные сценки, танцевали и смотрели фильм про самих себя «Мы «хомяки», и мы «хомячим!», где трапеза пролетала на ускоренном режиме аппарата. Все «хомячили» на славу! Красота! Настоящее загляденье. Умеет «молодёжка» и посмеяться, и жизни порадоваться».

Не знаю как вам, а мне после такого рассказа захотелось бросить всё и бежать в клуб «Встреча», дабы «похомячить» с этой весёлой компанией.

В задачу автора входит раскрыть характер группы, её атмосферу, показать подлинные лица её участников, их живое общение, их традиции. И в этом он абсолютно прав. Порой кратко на бумаге воспроизводит он реальные события, случившиеся в ту или иную встречу общины.

Например, так проходят занятия в «Добровольческой молодёжной миссии» под руководством отца Димитрия Дмитриева. Речь идёт о беседах с сектантами:

«Они спрашивают, знают ли люди имя Бога и обращаются ли они к Нему по имени,- ответил Артемий,- Что мы можем на это ответить? На первый взгляд в наших молитвах имя Бога не употребляется. Так ли это?

- Почему же? Всеблагой, Милостивый…

- Это Его качества.

- Сущий.

- Правильно, но почему?..»

Жизнь православных молодёжных общин, надо сказать, очень насыщенна. Это ведь не только беседы, изучение Писания, святоотеческих творений. Это и миссионерская, и благотворительная, и социальная деятельность, и участие в жизни храма, паломнические поездки, походы в музеи, в гости в соседние организации, на концерты, собственные развлекательные и спортивные программы… Всего просто и не перечесть.

Есть общины, имеющие широкую специализацию. Они занимаются всем и понемногу. Иные клубы имеют определённое направление, как «Школа веры и миссии Атриум» храма митрополита Петра Московского. Их дело — это просветительская работа среди сектантов, дискуссии с иноверцами, обращение людей в православие. «Боевая дружина» (разящая, разумеется, словом) как их, шутя, иногда называют прихожане и священники храма.

И есть «молодёжки», которые взяли на себя, на мой взгляд, поистине уникальный и достойный всяческого уважения труд. Такой является община домового храма преподобного Макария Египетского при Горном университете. Их проект называется «Хранители памяти», и заключается он в сохранении памяти о горных инженерах, захороненных на Смоленском кладбище. Само собой, что работы по благоустройству могил горняков лежат на плечах молодых людей.

Или проект клуба «Ангелос» из города Петергофа, который называется «Разрушенные храмы Петергофа». Юноши и девушки клуба записывают видеоролики о разорённых во время гонений храмах города, вычитывают акафисты возле них, и делают много всего другого ради восстановления обителей.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что каждый молодой человек, невзирая на образование и таланты найдёт, если захочет, своё место в этих объединениях. А «молодёжки», в свою очередь, вот эту скрытую и не замечаемую многими захватывающую панораму своей жизни открыто показывают.

Её как бы протягивают нам на раскрытых ладонях, и она говорит нам: «Здравствуйте! Вот мы — православная молодёжь, мы такие, какие есть. И мы рады вам! Приходите к нам, познакомимся, чаем угостим!» И это не преувеличение. Почти в каждой главе книги присутствует этот радостный призыв, эта открытость для общения и искренность.

Примечательно, что при всей доброжелательности и гостеприимстве, молодёжные клубы никого к себе не завлекают и золотые горы в виде Царствия небесного не обещают. Да и с листовками, наподобие свидетелей Иеговы, они по городу не ходят. Всё добровольно. Большинство клубов действуют по правилу, наиболее полно озвученному старостой клуба «Чайка» Андреем Васильевым:

«В «Чайке» всегда был, есть и будет принцип - никого не завлекают на какие-то мероприятия, но всегда ждут содействия, помощи и жертвенности: временем, нервами. В конце концов, клуб - это православное общество, а не место одних знакомств и развлечений. И это мне сказали сразу же. Эта фраза до сих пор сохраняет свою значимость. И сейчас она по-прежнему своевременна и важна».

Почему это так важно? Потому что в общине главное не только общение между молодёжью, но и служение друг другу и людям извне.

В практике одного священника был случай. Один человек, которого благословили проповедовать, стал призывать людей послужить Христу. «Люди, - говорил он, нельзя только приходить ко Христу и от Него получать что-то. Христу нужно служить!».

Народ послушал и разошёлся, а потом стали происходить удивительные вещи. К священнику стали приходить люди и предлагать свои услуги: позаниматься бесплатно математикой, английским, информатикой с детьми прихожан, доставить на своей машине немощных бабушек на службу в храм и т.д.

Всем вдруг захотелось служить, что-то делать. И так каждый из нас может что-то делать, как-то послужить Христу и нам нужно обязательно включаться в это дело.

Поэтому когда молодые люди приходят в клуб, им желательно думать не только о том, что нужно удовлетворить свою потребность в общение, или найти свою вторую половинку, или найти своё место в этой жизни — это важно, но это не главное.

А думать, вероятно, следует о том, как послужить Христу, чем лично они могут быть полезны этой общине и готовы ли они на такие жертвы. Потому что пойти в свободное время подмести двор храма — это одно, а вот отказаться от своих дел, намерений и планов, чтобы подмести этот двор — это уже другое.

И Андрей Васильев естественно прав, проблема служения очень актуальна и на сегодняшний день. Например, многие ребята в своих рассказах-откровениях пишут, что хотели бы творить добро, помогать кому-то и прочее. Другие признаются, что непрестанно творят молитву. И это, конечно же, прекрасно, и поклон низкий этим молодым людям за их добрые намерения.

Однако, по моему мнению, да простят меня эти молодые люди, но в их благих намерениях проскальзывает некая прелесть, зловредный червячок гордости, желание казаться, а не быть. Напоминающий несмышлёных мальчишек пятидесятых-шестидесятых годов, убегавших из дому, чтобы помогать строителям на Каховке, быть юнгами на кораблях дальнего плавания, работать в Арктике. Иными словами движущая сила здесь — самореализация.

Но служить и самореализовываться — это разные понятия. Служить — это смиренное желание послужить Христу, оно вытекает из любви к Богу и ближнему. И если кто-то думает, что для служения нужны какие-то особые таланты или дарования, то приведу своими словами небольшой отрывок из документального рассказа писательницы Наталии Сухининой.

Она рассказывает про одну немощную и больную старушку, которую она встретила, выходя из подъезда дома своих знакомых. Старушка перекрестила её и сказала: «Храни, тебя, Матерь Божия!». И так ей тепло и радостно стало от этих слов благочестивой бабушки. Как потом оказалось, эта старушка каждый день садится у подъезда и благословляет всех выходящих на улицу людей.

Осознавая свою немощь и невозможность как-то потрудиться на благо людей, пожилая женщина решила хотя бы таким способом послужить ближним. И это не мало! Чтобы служить, не обязательно иметь руки и ноги, таланты и богатство, главное не быть эгоистом.

А вот самореализация — это всего лишь горделивое желание быть кем-то. В данном случае православным. «Вот я там и это прекрасно делаю, и то хорошо… Да меня в общине, так приняли! А я ещё хочу вот это. Посмотрите, какой из меня прекрасный христианин получился!». На мой взгляд, многовато пафоса в рассказах юношества, много местоимения «Я».

Ребятам, вероятно, желательно закалять сердце. Энергии у них много, поэтому надо её направлять в гущу испытаний, чтобы они созревали душой, тогда и желание послужить будет более осмысленным.

В биографии известного священника и писателя протоиерея Николая Агафонова был такой эпизод. С 1977 по 1979 г. он служил диаконом в Казанской церкви городе Тольятти. Там он создал подпольный религиозный кружок молодежи. Так вот впоследствии большинство ребят из этого кружка стали священниками, а девушки женами священников или монахинями.

И это не удивительно, потому что в 70-е годы членство в такой организации сулило исключение из комсомола, понижение в должности, а то и вовсе увольнение. Людей прорабатывали на собраниях всех уровней, клеймили, а за батюшкой так и вовсе установили наблюдение.

Молодёжь это понимала, поэтому вступали в общину только те, кто действительно был готов пожертвовать собой. Жертвенность эта и является подлинным желанием служить, а это уже прямой путь к азам подлинной христианской любви. Любви, о которой мечтают все члены «молодёжек».

Вот так постепенно мы и подошли к этому серьёзному вопросу. Как уже отмечалось, говоря о молодёжных клубах, невозможно обойти тему любви. В этой связи Петербургский писатель включил в книгу юмористический, но в тоже время необычайно нежный и лирический рассказ о любви «Англо-африканский мастер-класс на Руси-матушке». Он не имеет прямого отношения к общинам, но помогает избавить сборник от скучного академизма, и придаёт ему романтически доброе настроение. Однако кроме лирики, вопрос любовных отношений стоит в книге очень остро.

Проводя вместе долгое время, трудясь бок о бок, молясь, совершая паломничества, молодые люди нередко влюбляются в друг друга, создают семьи. И это вполне естественно и прекрасно. Гораздо хуже, когда юноши и девушки состоят членами клуба по пять-шесть лет, а то и по восемь лет, у них прекрасные дружеские отношения, братские, я бы сказала, а вот семью создать не получается. Почему?

Ответ на этот вопрос автор сборника попытался освятить с максимальной широтой и пользой для молодых людей. В общинах Дмитрий Корсунский видел прекрасных молодых девушек, «чистых душой и сердцем, образованных, разносторонних, хозяйственных, казалось бы, что ещё надо.

Но, к сожалению, девушки слишком увлекаются погоней за мифическим принцем на белом коне, ища в одном человеке, и красоту, и ум, и обаяние, и юмор, и хозяйственность, несметные заработки, и любовь до гроба. Как в песне пела Катя Семёнова, что вышла бы она замуж, да где же найти такого принца, чтобы и не пьющего, и не курящего, и обходительного, и богатого, и маму, чтобы уважал...

Однако в реальности, сложно найти человека, совмещающего в себе все эти качества. А если принцы и появляются на свет, их «расхватывают ещё щенками». Народная мудрость гласит: «Будь проще и к тебе люди потянутся». Наверное, к гласу народа стоит всё же иногда прислушиваться, глядишь и всё наладиться.

Мне думается, что в данной ситуации осознание своей причастности к святости парадоксальным образом сыграло с девушками злую шутку. Они понимают, что выгодно отличаются от своих сверстниц и душой, и телом. Ведь, целомудрие, как известно, накладывает свой отпечаток на внешность женщины.

Достаточно поставить рядом монахиню и девушку, прошедшую в интимной жизни огонь и воду, и всё видно, как на ладони. Душевное тепло и благодать озаряют монахиню изнутри, освещая красотой её лицо и тело. Найдите в интернете фотографию монашенки прошлого века, вчитайтесь в её лицо и вы увидите образ, достойный кисти легендарных художников.

Поэтому девушки, обладая умом, привлекательностью, целомудрием, знанием нескольких иностранных языков, и оценивают себя достаточно высоко, и, конечно же, желают получить за свои достоинства по максимуму. Вроде бы это и оправдано, но счастье-то мимо проходит.

Что думают по этому поводу мужчины, великолепно и во всей полноте изложено в книге. И её нет смысла пересказывать. Скажу лучше о другой стороне медали. Внесу, так сказать, свою женскую лепту в разрешение этого вопроса.

Горделивость некоторых православных женщин, отпугивающая мужчин, желающих создать семью, причина, конечно же, веская. Но и мужчины, как говорится, не без греха. Дело в том, что процент целомудренных мужчин крайне низок. Найти мужчину, оставшегося девственником до брака можно, но крайне сложно. Чаще всего они вступают в интимные отношения с женщинами, не обременяя себя печатью в паспорте. А желающих, удовлетворить их потребности, среди невоцерковленных современных женщин тьма тьмущая.

Связывать себя с целомудренной девушкой современному мужчине, что называется, не резон. Зачем тратить время на долгие ухаживания, гуляние за ручку под луной, когда можно получить всё быстрее и проще? Да и жениться они не спешат. Зачем? Можно и так пожить. Соглашаются ведь, дамы-то.

Получается, что нравственность, вроде, как бы и не в моде, вследствие чего целомудренные православные красавицы не могут составить конкуренцию девицам лёгкого поведения. Вернее сказать, они поднимают уровень требований на такую высоту, которую почти невозможно достичь даже успешным и сильным мужчинам.

Существует и другая проблема - инфантильность современных молодых людей. Получив высшее образование, хорошую работу, овладев навыками спорта или игры на музыкальном инструменте, юноша вдруг решает, что этого для счастья вполне достаточно. Он ложится на диван и ждёт, когда счастье постучится в дверь. Лежать он может и годами, и даже палец о палец не ударит для того, чтобы встретить свою половинку.

Вдумайтесь, люди ходят в «молодёжку» по несколько лет, а пары и браки не образовываются. Неужели за несколько лет юноши не могут завоевать девушек, своих единомышленниц и сестёр во Христе?

Увы, но современные юноши утратили способность красиво ухаживать, а тем более совершать подвиги в честь любимых женщин. А ещё мужчины совсем забыли, что такое чуткость в отношении к девушкам, деликатность, проникновенность, предупредительность.

По этому поводу в книге есть забавный эпизод. Один молодой человек, после разговора о создании православной семьи, увидел группу девушек. Он подошел и спросил у всех девушек сразу: - "Ну, кого из вас проводить?" Естественно, что ни одна девушка не согласилась. А будь он поделикатней, спроси он у одной, то, быть может, и услышал бы согласие.

Складывается сложная ситуация. Поэтому священники, работающие с молодёжью, по мере сил стараются обсуждать с ребятами проблемы современных браков. Есть батюшки, берущие на себя роль что-то вроде свахи, в положительном смысле слова, помогая своим подопечным, найти друг друга. И такая тактика себя оправдывает. Порой нужно лишь чуть-чуть подтолкнуть людей друг к другу, как между ними всё сразу и завязалось.

Хотелось бы процитировать здесь интересный случай, описанный в книге, и связанный непосредственно с решаемым вопросом.

«А другой батюшка с далёких архангельских краёв, собирая церковный хор, сказал своим застенчивым барышням примерно так:

- Заплатить я вам не могу, денег нет, сами знаете, но всех вас я выдам замуж. Будьте уверены. Ни одна в «старых девках» не останется. Всех обвенчаю.

Согласие единодушное. И, действительно, достаточно скоро все певчие благополучно вышли замуж, да еще ходили к священнику с вопросом:

- Кого выбрать? Трое предлагают руку и сердце…

А раньше-то сидели, словно клуши по своим углам, и думали: «Что же никто замуж не берёт? Неужели я совсем дурнушка и никому не нужна?» Счастливая история, не правда ли? Думаю, что нашим батюшкам стоит обратить на это самое пристальное внимание».

Стоит отметить, что этим добрым пастырем был известный протоиерей Евгений Соколов. И прежде чем выдать замуж своих красавиц, он на протяжении долгого времени готовил их к этому. Как? Да очень просто — он учил их любить. Потому что бич нашего времени — отсутствие любви при изобилии прелюбодеяния. Разумеется, нельзя всех мести под одну гребёнку, но в большинстве своём картина складывается очень печальная.

Вспомним, как выходили замуж и женились наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. Чаще всего пару им подыскивали родители, руководствуясь своими представлениями о жизни и принципом «стерпится слюбится». И действительно чаще всего супруги жили долго и счастливо. Почему? Да потому что они умели любить.

Женщина царской России даже помыслить себе не могла, как можно не любить отца своих детей. Конечно же, были среди них и Анны Каренины, и леди Макбет, но чаще всего можно было услышать следующее.

«Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; И буду век ему верна», - произнесла Татьяна Ларина Онегину.

«Поздно, Владимир, я жена князя Верейского», - сказала Маша Троекурова Владимиру Дубровскому. Что это? — смирение, покорность, а может любовь?

Тогда что же такое любовь? У апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Вначале стоит терпение. Стяжав эту добродетель, можно переходить к следующей. Возвращаясь к отцу Евгению Соколову, можно констатировать, что он воспитывал в певчих именно терпение. По капле, постепенно, то тут, то там он заставлял их претерпевать разные неприятности и сложности. Постигнув терпение, другие добродетели стали даваться легче. А научившись главному, девушки сами не заметили, как очистили свою душу.

Чем ближе они становились к Богу, тем больше просвещались и несли свет в мир. Ведь чем больше человек любит Бога, тем больше он любит и человека. Ещё преподобный Исаак Сирин говорил: «Ты видел брата своего? Значит, видел Бога». Вот поэтому все молодые люди, которым раньше не хватало голубого цвета глаз, сильных мускулов, престижной работы и прочего, вдруг открылись перед девушками в новом свете. И оказалось, что они-то самые прекрасные и лучшие на свете.

К слову сказать, кроме важнейших христианских добродетелей отец Евгений учил девушек и юношей общению и хорошим манерам. Он клал на аналое кроме Священного Писания книгу по этикету и заставлял молодёжь ежедневно прочитывать её.

Итогом такого необычного обучения стал самый настоящий бал. Причём мальчикам было дано указание, согласно правилам вежливости, следить, чтобы ни одна девушка больше двух танцев не оставалась без кавалера. С напутствием они успешно справились и завязались знакомства, переросшие вскоре в свадьбы. Такая вот поучительная история.

И «молодёжке» стоит к этой истории присмотреться, поскольку некоторым девушкам терпения явно не хватает. Например, в книге говорится об одной барышне, которая устав после экскурсии по Эрмитажу, придя в клуб, «тихонечко задремала» под чтение Священного Писания. А вот попробуй она пересилить усталость и выслушать достойно благую весть, то капля терпения в копилку добродетелей обязательно бы упала.

Большое, оно всегда с таких вот мелочей начинается. И когда эта копилка наполнится, то этой девушке, да и всем остальным, такие проблемы, как разбросанные носки мужа и не там сложенные вещи, и прочие семейные бытовые обстоятельства покажутся такой мелочью, о которой даже говорить смешно. А братья во Христе, которые много лет уже работают с ними в одной общине, будут самыми красивыми и самыми дорогими.

 

Когда мы любим безотчетно,

Черты нам милого лица,

Все недостатки мимолетны,

Его красотам нет конца. (А. Блок)

 

И семьи будут создаваться. Нужно только научиться любить.

Святой Исаак Сирин говорил: «Если хочешь полюбить ближних — удались от них хоть ненадолго. Начни молиться Богу немножко о себе и о них, и потом возгорится в душе твоей любовь к ближнему и, увидев его, ты обрадуешься, как будто увидел лицо Ангела».

Вот такой интересный совет даёт святой отец. Но куда удалиться молодому человеку, живущему в крупном городе? Это конечно большая проблема. Если нет возможности уехать в деревню, то нужно хотя бы на время отгородиться полностью от средств массовой информации, в том числе телефона и компьютера, от друзей, общины. Остаться наедине с собой и помолиться не только за себя, но и за своих собратьев.

Если и это не возможно. Вспомните Литургию. Перед Евхаристическим каноном священник восклицает: «Да возлюбим друг друга!». В этот момент стоит без стеснения поцеловать троекратно всех рядом стоящих христиан. Раньше это широко практиковалось в Церкви, сейчас, к сожалению, всё утрачено, люди слишком разобщены. Но это очень важно, в такой ответственный момент выразить любовь рядом стоящему человеку. Чем не первый шаг к стяжанию заповеди любви к ближнему?

Мы слышим Херувимскую песнь, а в ней такие слова: «Ныне всякое житейское отложим попечение». С этого момента забудьте о своих проблемах. Молитесь не о себе, а о ближних, об одноклубниках, о стоящих в Храме, о русских людях, о стране… И это тоже будет большим шагом на пути к стяжанию Любви.

Берегите друг друга, молитесь друг за друга, учитесь любить и храните достойно веру православную. Ведь «православие — это не то, чего молодым людям надо бояться, но то, с чем надо знакомиться и познавать, дабы в будущем этим руководствоваться», - говорит в своём интервью священник Казанского кафедрального Собора иерей Игорь Марчук.

Комментарии

Выражаю большую благодарность Наталье Прохоровой за статью! В ней очень много полезных советов, как сделать отношения православных мужчин и женщин, желающих создать семью, успешными. В наше время проклятье советского хамства еще в силе. Поэтому даже в православной среде до сих пор дети считаются абсолютно самостоятельными и не нуждающимися в благословении родителей и их участии в личной жизни детей. Между тем, зрелость "детей" оставляет желать лучшего. Я на своем опыте убедился, что православные женщины до 40 лет - незрелые. Это - как правило, из которого, наверное, бывают исключения. Мы, поколение хамов и эгоистов, не умеем выбирать жениха и невесту. Наш выбор - 100%-я ошибка. И сами мы этого не понимаем и в это не верим. Я уже убедился, но мне за 40... У родителей есть харизма для своих детей, поэтому они видят, кто нам подходит, а кто нет. Поэтому клубы знакомств - это хорошо, но с родителями обязательно советоваться надо и брать благословение. Даже если мама или папа "против всех", не следует своевольно вступать в брак - непременно распадется! Конечно, и из этого правила бывают исключения, но это редкость.
Учиться любить - главное, и хорошо, если этому где-то учат. Жаль, что не в семье! Учиться этикету - замечательно, и хорошо, что этому где-то учат. Жаль, что не в семье! Родители, если вы хотите для своих детей счастья, а для себя через них двойного - учите детей любви и этикету!

Наталья Прохорова

Примите от меня, Андрей, тысячу благодарностей за ваш отзыв. Очень рада, что статья оказалась для вас полезной. Осознание того, что мои труды с Божией помощью могут быть кому-то полезны, вдохновляет, как ни что другое, на новое творчество.

Спаси вас Бог!