Вы здесь

Магия духа

Я вот все думаю: почему проходят столетия, тысячелетия, а об отдельных личностях мы продолжаем помнить? Более того, не только помним: такое впечатление, что они неотступно живут с нами. Среди них  даже те, кто не оставил после себя ни изобретений, ни гениальных открытий, ни книг, ни строчки?! Возьмите, например, древнейшего из греков  Сократа. Странствовал себе человек, бродил по городам, находил слушателей и размышлял. А вошел в историю философской мысли на многие века.

От Сократа не осталось  никаких сочинений,  его мысли  фактически были  записаны Платоном и Ксенофонтом.

Кроме их сочинений имеются также: фрагменты и свидетельства о содержании “сократических диалогов” других сократиков – Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа; пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана “Облака” (поставлена в 423 до н. э.) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколением после его казни. (См.: piplz.ru)

Его биография скромна и вместе с тем показательна. Ибо он явил своей жизнью и смертью редчайший пример  единства слова и дела. Только один небольшой штрих.

Сократ настаивал на систематическом умственном образовании молодежи, но отказывался брать деньги за свои услуги. Лучше любого из современников Сократ осознавал основное направление, в котором двигалась эпоха, и обозначил его в виде двух положений: степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»; в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание?

Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики.

Учение Сократа, выраженное в терминах любовной символики, воплощалось в личности самого Сократа, и, быть может, именно это обеспечило ему неувядаемую славу. Так считают исследователи (to-name.ru).

А нам представляется, что дело не только  в  философских постулатах Сократа, ведь были и другие тогда философы, о которых редко да редко упоминается в философской литературе. Дело, нам кажется, еще и в самой личности мудреца от природы, от Бога,  в его  харизме вся суть. Ибо  мысли  такой личности феноменально энергетичны, если хотите, закодированы  силой разумного доброго  духа. Его «псюхэ» ведь не было абстракцией, Сократ лишь обозначил им свое реальное состояние, вложил в него мощь разума и ощущения, которыми, несомненно, был наделен от рождения.

***

Более доказательно это видно на житии мудрых Старцев Оптиной  пустыни.

6 декабря  2012 года  отмечалось  200-летие Амвросия  Оптинского. Старцы Оптинские, как правило, специальных  трудов также не писали, книг не издавали, а сколько мудрости привнесли в жизнь последующих поколений?!  И опять этот же вопрос: почему?

Обозначаю: магия духа животворящая, и этот круговорот, как пишет после посещения родных мест Старца  в своем художественно-публицистическом очерке об Амвросии Оптинском «Круговорот мысли и духа» писатель Виктор Герасин, вечен.(См.: rospisatel.ru)

Скажете: мистика?! Возможно. Но энергетика духа человеческого не исчезает, она остается на той земле, которая  вскармливает гениев. И,  органично впитываясь в память земляков, родной местности,  будоражит умы, отвечающие на это своей непреходящей мудростью.

Что мог знать о душе, о духе мальчишка-весельчак Сашка Гренков, резвящийся на лугу вблизи своего дома?

Но нет и нет, а  все же порою, лежа на спине и вглядываясь в звездное небо, он задавал себе те  самые вечные вопросы: «Кто я? Зачем явился на этот свет?»

И уже тогда, бывая в храме, слушая рассказы деда о вере, о Боге, наблюдая за  страстями будней, слышал еще неосознанный, но уже присутствующий в установочной мотивации, ответ:  «В смирении и служении Господу твоя земная участь».

Балагур и весельчак от природы, заводила  молодежи, как же он мог оказаться в монашеской келии? Внешне, как бы подвигла его к этому шагу болезнь и данный Богу обет в случае выздоровления пойти на услужение в храм.

Но это, на наш взгляд, только повод, сократовское «псюхэ» в единении с логосом, а внутренний разговор его земной сущности с небом был непрекращающимся с рождения.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, преподобный Амвросий, этот, как его называют, яркий светильник русской святости, был первым из собора преподобных отцов и старцев Оптинских причислен к лику святых для всероссийского почитания.

«Ныне, обретенные в 1998 году мощи старца Амвросия покоятся во Введенском соборе возрожденной Оптиной Пустыни. Рядом расположен образ Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный по благословению старца Амвросия в последний год его земной жизни.

Здесь, в этой святой обители, 52 года «духом любви неотступно пребывал» старец Амвросий, являясь «наставником монашествующих, всем же людям учителем ревностным. Поток верующих, чтущих великого старца и прибегающих к его благодатным молитвам, не удалось остановить ни лихим годам безверия, ни годам поругания и разорения Оптиной пустыни.

О. Амвросий старчествовать начал рано, с 1848 года, но еще как бы прикровенно. А вот 8 мая 1852 года старец о. Макарий, уезжая из скита в Москву, поручает духовное назидание братии о. Амвросию. И до конца земного пути старца о. Макария отец Амвросий оставался помощником ему по старчеству. После кончины старца о. Макария, последовавшей 7 сентября 1860 года, о. Амвросий будет нести бремя старческого служения до конца своей земной жизни.

Почти 30 лет, до последнего отъезда старца о. Амвросия в июле 1890 года в Шамординскую женскую общину, двери его хибарки, расположенной вблизи скитской ограды, справа от колокольни, будут открыты. Живое общение с народом Божиим, общие благословения, и уединенные беседы. (См.: optina.ru)

Духовное Наследие  преподобного Амвросия Оптинского  по сведениям указанного источника включает в себя:

«1. Письма, написанные им в течение его пастырской деятельности как ответы на вопросы монашествующих – 432 письма, из них 41 письмо – это общие праздничные приветствия, написанные к праздникам Рождества и Пасхи с 1870 по апрель 1891 года; и ответы на вопросы мирян – 236 письма…

2. Изречения старца Амвросия, записанные его духовными детьми, которые помещались в его различных жизнеописаниях.

Жизнеописание старца Амвросия, написанное о. Агапитом, по замечанию о. Сергия (Сидорова), отличается особой духовной ясностью, передает дух учения великого старца, сохраняет звуки его речи и его внешний облик, заставляя почитать его не только как мужа мудрого, но преисполненного любовью к грешникам, как святого».

***

Да, до нас дошли мудрые  высказывания о.Амвросия. Совсем не случайно. Ибо зерна его мудрости были сохранены в памяти поколений. Изначально запав в сердце при реальной встрече, это слово влекло и питало сущность слушающего, который делился  своим душевным волнением с  детьми, те – со своими наследниками, и так из поколения в поколение нить этого неиссякаемого духа дошла до наших дней. Как хотите, но это таинственная магия духа тех, кого мы чтим и помним.

Читаешь рассказы, жизнеописания, воспоминания об о.Амвросии, и видишь, ощущаешь его зримо:

«Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» …Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, – это и есть жить проще».

«Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».

«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви» (См.: optina.ru).

***

Об Амвросии Оптинском написано много. Примечательно, что  его духовное слово питало сердца многих выдающихся творцов: Н. Гоголя, И. Киреевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, С. Дурылина, К. Леонтьева… Им повезло услышать живое слово  Оптинских Старцев. Но их дух настолько силен, что  и  ныне влечет к себе всех нас.

Писатель Владимир Солоухин, как и Виктор Герасин, как и многие другие писатели, также  неоднократно посещал родные места  святого Старца Амвросия Оптинского и написал о своем восприятии увиденного и услышанного  повесть «Время собирать камни». Отдавая дань величию и святости  Оптинских мудрецов, он  подтвердил наши мысли о присутствии  особого духа на их земле, и именно  она, эта духовная аура,  и  питает феномен  их Родины.

«Родина это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но, может быть, скорее это береза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников… Да: из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это будет культура» (См.: optina.ru)

Такую культуру и привносит в нашу жизнь магия духа наших великих предков, в том числе и животворящее эхо  мудрости Амвросия Оптинского.

Комментарии

Уважаемая Светлана! Мне понравилась Ваша статья искренностью, даже какой-то юношеской влюблённостью. А термины эти, на которые вам указали, отпадут сами, когда Вы войдете в светлый храм Православного вероучения. От всей души желаю Вам скорее найти себя в Православии!

"Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви".
Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!

Светлана Демченко

Уважаемая Анна!

Мудрость народная Амвросия Оптинского мне близка и понятна.

Вообще русское старчество - это кладезь, из которого еще не одно поколение будеть пить живительную влагу Веры,Надежды и Любви.

Что касается искренности, это верно: без нее любое слово , даже самое мудрое, превратится в формальность.

На все воля Божья!

БЛАГО-дарю!

Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение

Да, прп. Амвросий - интересная личность и кладезь афоризмов. 

Когда читаешь эссе, сразу погружаешься в мир автора. Интерес к духовному - тоже некое проявление "псюхе". Хотя, если заглянуть в словарь, то окажется, что непривычное слово "псюхе"

(греч. душа), термин др. греч. философии, душа, исконно этимологич. значение «дыхание» (ср. рус. «душа, дух» «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием 

Человеку познающему конечно интересно понять как оно происходит. Я вот поражаюсь тому, как попадаются в руки книги, которые нужны именно сейчас. Дух человека жаждет и получает по жажде. Словно какая-то связь существует в духе между живыми и мертвыми, и умершие светочи «подсовывают» свои книги тому, кто близок к ним в поиске.

Православие традиционно связывает познание с нравственным уровнем человека. Подлинное познание - онтологично, оно - качество не просто ума, но целого человека.  Таким образом, чем целостнее человек, тем более он способен познавать. Просто умное познание - весьма ограничено и фрагментарно. Фрагментарность - это, в некотором смысле, сектанство. Сектор - фрагмент целого.

Людям больше свойственно выхвачивать любимый фрагмент и носится с ним как истиной.

" Из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине"

Лишь мудрый помнит: "Я знаю, что ничего не знаю". Лично мне кажется, что подлинное познание начинается с этой фразы, сказанной самому себе не формально, а реально.

У нас есть как бы два пути познания: внешний и внутренний, и человек внешний должен понять свою неспособность реально (читай  "целостно") познавать. Субъект  познания может познать объект только в реальном единении, потому любовь и есть - путь познания.

Спасибо, дорогая Светлана, что поделились с нами своими мыслями. Надеюсь, пройдёт не так много времени, и Вы прочувствуете мир православия изнутри. У Вас есть всё для этого.

А ещё, давайте знакомиться и друг с другом поближе. Наверное, читая эссе, это проще всего сделать. Приглашаю Вас к себе в гости. Вероятно, не всё будет просто воспринять сразу, чтобы читать не внешним, а внутренним глазом (Лютер интересный образ нашел, говоря "у души два глаза - внешний и внутренний, но глядень сразу двумя она не умеет"). Но как можно дружить, не знакомясь? Клуб наш - для дружбы friends

Приходите почитать мою "Круговую поруку любви", а также "Христос в нас", в них есть кое-что по теме познания. А потом можно побродить по "Рубрикам автора" "Эссе" и "Миниатюры" (их легко найти в профиле автора).

Светлана Демченко

Здравствуйте, Светлана!

Спасибо, что заинтересовались этим скромным произведением.

Ваш, Светлана,  отзыв обстоятельный и интересный.

Вы знаете, что философские категории имеют универсальный характер, однако их трактовки и использование в значительной степени несли на себе печать тех научных школ, в которых  они использовались. Отсюда и различные оттенки в их толковании.

Все, что я здесь публикую, отнюдь не носит прямого религиозного характера, теологией я не занимаюсь. А вот  мировоззренческие аспекты  нашей жизнедеятельности  меня интересовали всегда. Но поскольку, как Вы отмечаете, "православие традиционно связывает познание с нравственным уровнем человека", мне приходится выходить на междисциплинарные стыковые проблемы, в том числе и религиозные.  Хорошо это или плохо, не знаю. Но то, что это необходимо, уверена.

О двойственности натуры человеческой много сказано у Ф.Достоевского. Внешне мы одни, а внутренне - "в подполье". И это "подполье" как раз и нуждается в душевном труде.

Спасибо за приглашение  почитать Вашу "Круговую поруку Любви". Признаюсь, я знакома с этой работой. Прежде, чем зарегистрироваться на сайте, я знакомилась с произведениями и Вашими, и Николая Толстикова, и Светланы Замлеловой, и Николая Головкина , и др. Обещаю вернуться к  Вашему труду и высказаться.

Приведенное Вами расхожее сократовское выражение "  я знаю, что ничего не знаю", - побудительный мотив приложения усилий

для того, чтобы узнать больше, это же естественно. И именно междисциплинарная тематика  дает такую возможность. Ведь и Ваше, и мое знание, и любого  здесь высказывающегося автора, - это граница незнания. И путь его постижения, как свидетельствует опыт Оптинских Старцев, долог и труден, даже бесконечен, как бесконечен круговорот всего бытийного вселенского  пространства.

На все воля Божья!

БЛАГО-дарю!

Читая Ваш ответ, Светлана Анатольевна, вспомнила историю из жития преподобного Макария Египетского: «Ученик опередил Макария и повстречал жреца, спешащего с тяжелой ношей: «Куда ж ты, бес, так разбежался?» - спросил ученик и был… избит язычником. Когда они поравнялись со старцем, то тот сказал тепло: «Здравствуй, труженик, здравствуй!». Жрец упал ему в ноги: «От твоего ласкового слова пришел в умиление и понял, что ты – великий слуга Божий!». И попросил принять веру и сделать монахом. Тогда Макарий сказал: «Злое и гордое слово толкает ко злу и добрых людей, а слово смиренное и доброе обращает к добру даже злых».
Радуюсь!

Светлана Андреевна, простите, я писала не Вам, а Светлане Анатольевне. Не перестаю удивляться её мудрости. Если Вы будете прислушиваться к её советам, многому научитесь. Только надо постараться. Я в Вас верю!

Согласна с Аллой Немцовой, оккультные термины недопустимы, Светлана. Слова никогда не бывают просто словами, за ними стоят определённые понятия. Понятия, далеко отстоящие от христианства в целом, и православия в частности. Простите.

Светлана Демченко

Оксана, рада новой встрече.smile Не буду повторяться, ответила Алле

по этому поводу. Замечу лишь, что я понимаю, что каждое слово наделено определенным смыслом.smile И каждая область человеческого знания оперирует своим понятийным аппаратом, или вернее сказать, категориальным. Если Вы имеете в виду категорию "псюхэ", то она выражает учение Сократа.Кстати, это не оккультная категория, в равной степени, как и энергетика, как и дух. К Амвросию Оптинскому они имеют лишь отношение, как  к любому человеку, познающему мир, действительность. Я нигде не читала запрета на   экстраполяцию философских категорий на другие области знания. Если Вы о таком знаете, подскажите.

Ведь они имеют, как известно, всеобщий характер. Другое дело,  и в этом я разделяю Ваше мнение, что здесь присутствует тонкая морально-этическая грань восприятия содержания этих научных понятий  воцерковленным или глубоко верующим человеком.

Потому надо стремиться такого соседства избегать. Согласна.

Спасибо за труд прочтения и отзыв.

Алла Немцова

Магия духа... энергетика духа...духовная аура...

Факты из жизни старца, известные каждому. Цитаты, опять-таки, широко известные. Псюхэ. Сократ.

Мне кажется, дерзнув писать о преподобном Амвросии, автор должен ясно показать читателю цель, ради которой он взялся за перо. О чем эссе? Об особом духе, питающем нашу землю? О любви к Родине? О старце? Простите, Светлана, не поняла. Потерялась цель среди обилия имен и цитат. 

И, конечно, соседство имени великого старца со словами из словаря оккультиста коробит.

Простите еще раз, Светлана.

Светлана Демченко

Цель одна, Алла: просветительская. Эта статья была опубликована в светском  журнале, многие прочитали и пишут, что впервые узнали о старчестве. А об Амвросии Оптинском вообще никогда не слышали.

Благодарили за новую для них информацию. Это, по-моему, ценно.

Я много литературы прочитала на эту тему. Открытий никаких не предполагалось. Потому и факты  Вам знакомые. И цитаты. Изречения Старца или статистика наследия почерпнуты из источников Оптиной Пустыни. Без них не обойтись. Была и на родине великого Старца - в Большой Липовице, в новом храме, возведенном на пожертвования земляков в честь 200-летия  Амвросия Оптинского. И меня поразила атмосфера, аура, какая-то притягательная сила тех мест. Под этим впечатлением и писала статью.

Для воцерковленного человека,Вы правы, соседство этих двух имен выглядит недопустимым, а я человек светский, написала и высказалась так, как понимаю. Главное, чтобы не было извращений  в содержании учений и изречений мыслителей.

Алла, не надо извиняться. Это Ваше мнение, и я его уважаю.

Спасибо большое за прочтение и отклик.smile

Алла Немцова

СпасиБо и Вам, Светлана, что адекватно реагируете на критику. 

Все-таки позволю себе сказать еще два слова. Рассказывая читателю о преподобном Амвросии, автор прикасается к святости. Здесь особая ответственность. Тем более, если текст предназначен для светского издания, читатели которого, как правило, духовно всеядны и неразборчивы. Ведь в сознании многих людей заговоры, мантры и молитва - примерно одно и то же. Миссионерское слово должно быть безупречно прежде всего с духовной точки зрения.

С воскресным днем, Алла.

Светлана Демченко

Алла, спасибо, что Вы проявляете такой пристальный  интерес к моей скромной работе. Право, я не увидела в Вашем отзыве критики. Критика - это серьезное  содержательное направление литературного труда, предполагающее написание развернутой рецензии на произведение. Она имеет свои довольно четкие обозначенные рамки. Вы высказали свое мнение по поводу стиля подачи материала и не более. И по этому поводу  мы обменялись своим видением этой проблемы.

БЛАГО-дарю.