Вы здесь

Кружева

Когда я в 2008 году переступила порог Спасского храма, то сразу почувствовала тепло и домашний уют. Что же так очаровало меня в этом храме помимо красоты богослужения? Простые и милые мелочи, на которые другой и вовсе не обратит своего внимания. На аналое под иконами лежали красиво вышитые гладью салфетки ручной работы. Некоторые иконы обрамляла ажурная тюль, небольшие столики были покрыты белоснежными покрывальцами с искусно вывязанными крючком кружевами. Я поняла, что женщины, которые следят за благолепием храма, это и есть те самые «белые платочки», не без любви и участия которых храм выжил в самые трудные времена и никогда не закрывался.

 

О, как же я могла остаться к этому равнодушной! Я сразу вспомнила свое детство, летние каникулы у бабушки в селе Верхняя Тойма далекой Архангельской области. Избу дед срубил сам и украсил резьбой, а бабушка моя была большой мастерицей – рукодельницей. Икона Богородицы в Красном углу была покрыта домотканым вышитым рушником. На окнах избы в три оконца красовались занавески с узорами в стиле «ришелье» и вязаной каймой. Железная кровать с периной украшалась подзорами с кружевом. А еще: покрывало ручной работы, гора подушек с боковыми узорными вставками, половички – самотканые дорожки, на стенах картинки, вышитые крестиком, полотенца – неописуемой красоты, даже жалко было руки вытирать. Все дышало чистотой и заботой умелых рук. Бабушка учила меня рукоделию, но было это давно.

 Кружева русского Севера уходят в прошлое, а жаль. Кое-где в Архангельской и Вологодской областях, особенно на селе, ими еще продолжают украшать внутреннее убранство храмов. Когда я совершала паломничество на Святую Землю, то была очень удивлена и тронута. В некоторых русских храмах иконы украшены кружевом, рушниками, стоят на вязаных салфетках. Наверное, это осталось как память о прошлом, когда благочестивые монахини, верующие изгнанники разных волн эмиграции привозили с собой это милое рукоделие, которое напоминало им о родине, о России, о домашнем тепле и уюте.

***

Икона Богородицы «Скоропослушница» смотрела на меня с северной стены храма. В то время храм затопило сверху из-за прорыва системы отопления. Штукатурка пузырилась и осыпалась на подоконники и пол белыми хлопьями, разрушались настенная роспись. И икона эта была усыпана сверху песком и пылью. «Надо как-то ее защитить, покрыть сверху хотя бы рушником», - подумалось мне. Возникнув, эта мысль уже не выходила из головы, как будто на свете ничего не было важнее. Я принесла кружевную дорожку, связанную мной давным-давно под руководством бабушки и оставленную на память. Покрыли ею икону Богородицы. Но это успокоило меня ненадолго,  показалось, что Божия Матерь хочет чего-то другого. Я стала читать акафист у ее иконы, а потом развернула кипучую деятельность. Покупала разные нитки и откладывала их в сторону, не находя нужный цвет, пересматривала кучу журналов по рукоделию, не понимая, чего хочу. Умом я понимала, что почти двадцать лет не занималась рукоделием, и этот труд мне не поднять, сердцем же чувствовала потребность чего-то нового и доселе неизведанного. Вечерами я уединялась в своей комнате, включала магнитофон и в сопровождении духовных песнопений, проповедей священников, аудиокниг, песен иеромонаха Романа, вязала, вязала, вязала разные образцы кружев.  Таков был мой первый опыт изучения основ Православия. Так, через рукоделие, Богородица звала меня к вере, к радости жизни с Богом. И вот в один день все сложилось: придумался узор, были подобраны нитки, и начался упоительный период творчества. На работу ушло месяца три. Я ничего не вымеряла, к иконе даже подходить боялась, все делала на глаз. Благословение я взяла так, что батюшка толком и не понял, о чем это я. Мне казалось, что во всем этом есть что-то личное, и я боялась, что кто-нибудь может разрушить этот мой новый таинственный мир. Но вот работа закончена, и я принесла ее в храм. Волнуюсь сильно:

- Татьяна, я связала новое кружево для Богородицы, - обратилась я шепотом к служительнице храма, отвечающей за облачения.

- Леночка, а благословение взяла?

-Взяла.

- Ленусь, как интересно, давай вместе с нашими девчонками после службы посмотрим. И я стояла всю службу не живая и не мертвая. Как – будто решалась моя судьба.

После службы «девчонки» развернули мою работу. Одна из них, самая продвинутая, зашипела тихим голосом:

- Что это такое? Что это за коричневый цвет? Это же цвет земли! А у Богородицы цвет небесно-голубой и целомудренно-белый!

- Я просто хотела сделать обрамление вместо киота, под дерево, - тихо пролепетала я, но ком в горле уже стоял, - понимаете, если бы я связала белым цветом, то это бы очень сильно бросалось в глаза, и кружево заслоняло бы, а не оттеняло лик Богородицы.

- Ну, Ленусик, не расстраивайся, - в своей манере, но слегка разочарованно протянула Татьяна, - наверное, ты и правда, не знала.

- Танюш, я не могу забрать это домой, - уже со слезами на глазах говорила я, - выброси сама в урну для сжигания мусора. Или если хочешь, забери на дачу, на занавески перешей.

Я не обижалась на этих женщин, я плакала оттого, что не угодила Богородице таким неудачным выбором цвета.

- Оставь, - сказала Татьяна, - какое-то любопытство в ней все же оставалось.

Муж и сын поджидали меня после службы. Они хотели сделать мне подарок – купить ноутбук. В магазине электроники я сидела с отрешенным видом, погруженная в свое горе. Вдруг мне показалось, что в храме что-то происходит, и у меня перехватило дыхание. Мне захотелось уединения, и я попросила ребят отложить покупку подарка. В субботу иду на исповедь решительно через весь храм, на северную стену даже смотреть боюсь. Поворачиваюсь к народу: «Простите, люди добрые!» - и вижу:  «Скоропослушницу» обрамляет мое кружевное полотно. После исповеди лечу, как на крыльях, к любимой иконе. Радуюсь и любуюсь, как хорошо получилось, теперь икона уже не выглядит картиной на стене.

- Татьяна, как же это? – улыбаясь, спрашиваю я.

- Само собой как-то вышло: повесила, а батюшка велел не снимать.

После праздника иконы Божией матери «Скоропослушница» 22 ноября, ремонт пошел полным ходом, икону переместили на второй этаж, кружева мне вернули. Я была так благодарна Богородице за подаренное мне счастье почувствовать Ее любовь. Прошло полгода, верхний храм еще не открылся, и история эта стала забываться. Но вот однажды в конце службы Татьяна берет меня под локоток:

- Леночка, Ленусик, надеюсь, ты кружева для Богородицы никуда не задевала? Верхний храм открывается, надо икону украсить, а то висит, как портрет.

- Татьяна, это уже не современно, теперь иконы живыми цветами украшают, - с некоторым удивлением ответила я, лихорадочно соображая, куда я могла запрятать кружево, - но раз надо, я поищу и принесу.

Так Богородица во второй раз потребовала себе украшение. Удивительное дело, прошло года три, и Благочинный сменился, и службы в верхнем храме идут теперь каждый день. Убранство храма стало стильным, выдержанным в одном цвете, сменяемым по уставу богослужений. Иконы украшаются гирляндами живых цветов. А моя «Скоропослушница» первая, которая встречает приходящих в верхний храм, так и живет в своем кружевном обрамлении. Благочинный в этом холле совещания со священниками проводит, батюшки исповедуют перед этой иконой. Стала она появляться на многих фотографиях, как будто красуется даже. Тревожно стало мне, не понимают они что ли, что время другое пришло. Сейчас другое рукоделие в моде – вышивание икон бисером, такие красивые работы бывают. Стала было копить деньги на деревянный киот для иконы, но где там, это очень дорого. Самовольно сняла кружева, а они так ладаном пахнут! Татьяну поставила перед фактом – надо постирать. С переездом на новую квартиру отложила и забыла. 22 ноября в субботу меня вдруг пробил холодный пот – сегодня же празднование иконы Божьей матери «Скоропослушница»! Я скорей стирать, крахмалить. А потом подумала: «А что это я суечусь, все это уже не нужно. Но на всякий случай захвачу с собой на воскресную службу».

Переступаю я порог храма, а там уже, грозно подбоченившись, меня встречает Татьяна:

- Елена, а вы ничего не забыли? – спрашивает она меня официальным тоном.

- Танюша, прости меня, нерадивую, я принесла…

Оказывается, собрались все у иконы в день Ее праздника петь тропарь, тут и обнаружилась пропажа. «Девчонки» устроили тогда Татьяне большую «выволочку». Так Богородица вернула свое кружевное украшение в третий раз.

                                                              ***

Мне вспомнилось предание об иконе «Скоропослушница», что на Афоне. Монах коптил Ее образ кадилом.  Богородица предупреждала его не делать этого трижды, но он продолжал. За непослушание монах ослеп, но по горячей молитве и покаянию Богородица вернула ему зрение. Моя история другая, но сходство все - же есть: «Скоропослушница» учит слушаться. Она и сама очень скоро слышит все наши просьбы и воздыхания и спешит их исполнить. Так хорошо нам жить под ее молитвенным материнским покровом: «Пресвятая Богородица, укрой нас ризою Твоего материнства, яко ты есть Божественный покров рабам твоим».

28.04.2015

P.S. 22.11.2015 мой сын венчался на праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница». Они с невестой хотели венчаться раньше на «Троеручицу», когда поженились, потом на «Казанскую» после свадебного путешествия, и все откладывалось. Перед самым постом повенчались на «Скоропослушницу». В случайности верят только те, кто не верит в Бога, а как думаете вы?

Комментарии

Михаил Малеин

Я живу недалеко от храма иконы "Скоропослушница". Если не ошибаюсь, он единств. в Москве. Небольшой, но красивый, как снаружи, так и внутри. Спрятан от шума во дворике из пятиэтажек. Построен где-то на рубеже 19-20 в.в. Хотя я прихожанин др. храма, но нередко захожу в эту церковь, уже почти 25 лет. И эту икону почитаю, наверное, не меньше др. икон Пресв. Богородицы.

Их сайт skor-hram или наберите "храм иконы Скоропослушница на Ходынском поле" в поиске

Инна Сапега

Слава Богу!

Какой у Вас живой и теплый рассказ получился, как кружевное обрамление - мне они очень понравились. Знаете, мне кажется, порой выше цениться у Бога именно трепет души в работе, чем качество работы по стандартам человека.

И молодые очень красивые!

Бог в помощь.

Елена Филипенок

Спаси Вас, Господи, Инночка. Очень хороший эпитет - кружевное обрамление, ведь это слова любви к Богородице, которая имеет сотни славасловий. Нежность и красота - вот что хотелось бы подарить Богородице.

Марина Куфина

Как Вы замечательно описали процесс творчества, дорогая Елена! И именно творчества "во славу Божию"... Когда как-будто не ты сам творишь, но "тобою" создается что-то, удивительное даже для тебя самого...

И про икону "Скоропослушница" тоже хорошо написано! У меня тоже с этим образом связано многое, спасительное и чудесное...

Поздравляю вас с прошедшими праздниками Архистратига Михаила и иконы "Скоропослушница", 

Спаси Господь!