Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш...
А. С. Пушкин
Художник и делец в моём воображении соотносятся как ребёнок и взрослый. Ребёнок по природе своей — игрив и беспечен, взрослый, наоборот, — предельно серьёзен и ответственен. Но вспомним слова захаровского того самого Мюнхгаузена: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица». Это голос художника-ребёнка, который увещевает своих слишком взрослых, заигравшихся во взрослость, зрителей...
Тема эта началась во мне ещё в юности. Хотелось понять взаимоотношения художника (творца) и мецената (дельца). Юношеский максимализм не мог просто так смириться с мыслью о существовании одного человека за счёт другого, он искал праведного пути для себя и боялся соблазниться путём лёгким. Чуя в себе художника, я желала разобраться в том, что полезно, и что, наоборот, губительно. Помнится, тогда пришла к наивному, но верному в принципе решению о необходимости жить только своими средствами. Каждый человек обязан справляться с жизнью, опираясь на сильные свои стороны, но не забывая о необходимости развивать слабые. То есть, не перекладывать на других своё бремя, не жить за чужой счёт — таким был юношеский вывод.
По мере взросления пришло понимание того, что человек — существо социальное, в том смысле, что таланты Богом распределены между людьми так, чтобы они служили ими друг другу. То есть, каждый человек — не самодостаточен, и это — нормально. Более того, несамодостаточность — полезна, благословенна, ибо научает ценить другого. Я нуждаюсь в другом, потому могу понять и нужду другого во мне. Мы — нужны друг другу! Опошленный, извращённый вариант этого природного закона — принцип «рука руку моет».
Когда пришло понимание взаимозависимости людей, стало очевидным, что меценат, финансирующий художника, тоже отчасти художник, только он занимается творчеством чужими руками, а это, в принципе, идентично пользованию чужими деньгами со стороны художника. То есть, никакого паразитизма нет, а есть сотрудничество, служение талантами. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).
Бывает, что и делец не хищнически, а творчески относится к своему делу. Помнится Честертон в своей автобиографии писал: «Мои родители принадлежали к довольно старомодному слою английского общества, где дельцу еще дозволялось заниматься своим делом. Им и не мерещилось просвещенное и дерзновенное мнение, согласно которому он крушит, подминает и глотает других. Отец был либералом того толка, который предшествовал социалистам. Для него само собой разумелось, что все нормальные люди признают частную собственность; однако он и не пытался придавать ей хищный оттенок. Семья его была из тех, которые обычно процветают, но в современном смысле слова не отличалась предприимчивостью. <...> В каталоге не написанных мною книг стоит под № 999 повесть о преуспевающем дельце, чью жизнь омрачает тайна. В конце концов выясняется, что он играет в куклы, или в солдатики, или еще во что-нибудь, приличествующее не дельцам, а детям. Признаюсь, что во всем, кроме респектабельности, я похож на моего героя. Я играл всегда и жалею о том, что на игру не всегда хватало времени».
Художник часто опережает дельца, когда придумывает, угадывает то, что делец потом воплощает в жизнь. Сколько таких случаев в литературе, в киноискусстве, когда художник описывает изобретения, которые ещё только грядут в реальности. Для их появления в жизни людей нужен союз дельца и художника (ученый тоже бывает художником и/или дельцом — на своём поприще).
Да, художник и делец — это как бы две ипостаси человечества (Мария и Марфа?), которые нужны друг другу, и одна без другой обречены на провал. Каждый из них хорош на своём месте, каждый — необходим и важен. Каждый нужен и каждый — нормален, пока находится на своём месте. Но как только один начинает видеть себя более значимым, чем другой, начинаются проблемы.
Если художник мнит себя и только себя единственно значимым для жизни, он, как личность, как художник, начинает деградировать. Это, конечно, большая трагедия. Плохие художники приносят немало вреда не только себе, но и социуму (Набоков хорошо описал пошлость — детище псевдохудожников). Однако нельзя сравнить эти повреждения с вредом от дельца, возомнившего себя главным. В этом мире хозяйничает именно делец, он живёт в этом мире, в отличие от художника, томящегося в мире сём. Художник — беспомощен здесь, он не в силах натворить много зла, зато делец — всесилен. Но его утилитарный подход к миру игнорирует сакральную суть и сокровенное единство мира.
Делец — князь, царь мира сего, именно поэтому без содружества с художником (небожителем по природе) делец легко подпадает под власть духовного Князя мира сего — диавола. Ирония в том, что таких дельцов зачастую порождают идеологизированные псевдохудожники. «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», — утверждал Пушкин. И я с ним вполне согласна.
По большому счету, Художник Христос противостоит дельцу и идеологу — Антихристу. Потому весьма грустно наблюдать сегодня в социуме и даже в Церкви дельца торжествующего, дельца-идеолога, доминирующего над творцом, дельца, вытесняющего и притесняющего художника. Это явный признак наступления антихристовых времен. Вспоминается предсказание прп. Серафима Вырицкого: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла».
Из Откровения мы знаем, что делец Антихрист обречён, он — жрец Вавилонской Башни — без Художника несёт лишь гибель, ибо художник по определению послушник Творца.
Его ещё покамест не распяли,
Но час придёт — он будет на кресте;
Его послал Бог Гнева и Печали
Царям земли напомнить о Христе.
(Н. Некрасов «Пророк»)
Настоящий художник призван творить не свою, но Божию волю. «У других Бог позади, как воспоминание. Для художника Бог — последнее глубочайшее свершение. Если радостные говорят: Он есть, печальные чувствуют: Он был, художник улыбается: Он будет. Это не только вера, но строительство Его сил и имён. Это долг художника» (Рильке «Об искусстве». Перевод О. Седаковой). Художник предчувствует грядущее, его Бог — Бог будущего века, Который «будет всё во всём» (Кор. 15:28).
Потому так печально наблюдать пренебрежение к художнику со стороны религиозных людей. По недомыслию художество отвергается, как нечто низкое, недостойное духовного человека. Причина — в недопонимании великого служения художника в мире, которое сродни пророческому.
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
(М. Лермонтов «Пророк»)
Необходимо понять, что когда религия отвергает, изгоняет художника, она неизбежно вырождается в идеологию и торгашество, в инквизиторство (Великий Инквизитор Достоевского). Можно сказать, что идеолог — тот же делец, ибо его отношение к миру такое же утилитарное, примитивно-прикладное и механическое (художнику присуще органическое). Но подлинно религиозный человек — всегда художник в душе, ибо Творец и Бог наш — Поэт по определению.
«Истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как земное евангелие, умеет освободить нас от тяготеющего над нами бремени своей внутренней ясностью и внешней прелестью. Как воздушный шар, она поднимает нас вместе с нашим балластом в горние сферы и показывает нам перепутанные земные пути с высоты птичьего полёта» (И. Гёте «Поэзия и правда. Из моей жизни»). «Задача поэта — гармонизация мира» (Иосиф Бродский).
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(А. Пушкин «Пророк»)
Привожу стихи полностью, чтобы дать возможность вчитаться, вслушаться в слова, сказанные давно, но так и не услышанные никем, кроме самих поэтов. Художник художника, поэт поэта всегда поймёт, даже если в обыденной жизни они не любят друг друга. Голоса различны, но Весть у них — одна, ибо через них говорит Единое.
Дельцы же, если не носят в себе художника, видят мир фрагментарно — целостность не доступна их взору. Потому, когда они утрачивают память о своей ущербности, о своей несамодостаточности, несмотря на власть и богатство, они начинают дробить целый мир на фрагменты, они разрывают, разрушают живую целостность мироздания, согласуя её со своим ограниченным видением. Повсеместно воцаряется корыстный интерес и деньги, мир заболевает борьбой всех против всех. Делец, порвавший с художником, становится убийцей и самоубийцей...
Мне кажется порой, что я стою
у океана.
— Бедный заклинатель,
ты вызывал нас? так теперь гляди,
что будет дальше...
— Чур, не я, не я!
Уволь меня. Пусть кто-нибудь другой.
Я не желаю знать, какой тоской
волнуется невиданное море.
«Внизу» — здесь это значит «впереди».
Я ненавижу приближенье горя!
О, взять бы все — и всем и по всему
или сосной, макнув ее в Везувий,
по небесам, как кто-то говорил, —
писать, писать единственное слово,
писать, рыдая, слово: ПОМОГИ!
огромное, чтоб ангелы глядели,
чтоб мученики видели его,
убитые по нашему согласью,
чтобы Господь поверил — ничего
не остаётся в ненавистном сердце,
в пустом уме, на скаредной земле —
мы ничего не можем. Помоги!
(О. Седакова «Элегия, переходящая в реквием»).
Комментарии
Фашизм — это...
Светлана Коппел-Ковтун, 16/05/2014 - 23:28
Интересная статья и полезная,
Наталья, 12/09/2013 - 16:01
Интересная статья и полезная, актуальная. Интересно о Честертоне было прочесть, о дельце, играющем в куклы. К сожалению, мало кто из дельцов сохраняет в себе такую детскую непосредственность.
СпасиБо!
СпасиБо!
Светлана Коппел-Ковтун, 12/09/2013 - 16:37
СпасиБо! Тот же Честертон подметил как менялись дельцы, как непорядочность просачивалась в их деловую жизнь. Современные люди утрачивают в себе человека, утрачивая внутреннего ребёнка. А сегодня этот ребёнок оказывается даже под запретом. Посмотрите, например, как серьёзно нынешние чиновники защищают детей от детской классики, и многие из них не знают запрещаемых произведений, не встречались с их героями. Они - плоские люди: без глубины и объема. Я даже допускаю, что кто-то из них искренне верит в своё «благое дело», хотя тут больше пахнет взятками. Но как страшен человек, верящий в свою взрослость!
Тема интереснейшая и
Марина Алёшина, 20/06/2013 - 14:30
Тема интереснейшая и острейшая!
Я ощущаю тоже, как две составляющие сейчас идут навстречу друг другу, словно бы в гору с разных сторон, и вот-вот грянет встреча, а за нею - серьёзный разлом...
Предвестники - рамочки без картинок.
И все-таки, думаю, мы имеем дело со спиралью или же с кругом, ведь нет ничего нового под небом; нам просто довелось жить в то время, на которое пришлось наступление.
Но всегда, в связи с этой темой, когда кажется, что все зависит от каких-то людей и от того, насколько они зарвались или не зарвались, я вспоминаю о Промысле Божием, который, конечно, действует и здесь, и ведет за руку каждого художника-ребенка, и пестует его, и растит, и окружает заботой, которая проявляется в том числе и в скорбях, связанных с творчеством, посылаемых через орудия - через руки дельцов.
Одна мысль, высказанная тобой, осталась для меня нераскрытой: "Обязанность пишущего человека, писателя - реализовать впечатление". Что это значит? Почему? Пожалуйста, объясни!
Обязанность писателя - реализовать впечатление
Светлана Коппел-Ковтун, 20/06/2013 - 23:55
Это не моя мысль (в том смысле, что не я её автор), а Пруста. Реализовать впечатление - это значит «воссоединение себя с самим собой в подлинном виде» (дословно). То есть встреча я эмпирического с я духовным, реальным. Мамардашвили много об этом говорит. Для Пруста «искусство - добродетель полного присутствия перед лицом чего-нибудь» (Мамардашвили).
Писательский талант предполагает повышенную чувствительность (внимательность) к реальности (в себе, а потому и в другом, в мире). Писатель (а особенно поэт) слышит и видит недоступное обычным людям. Его глаз острее, его нюх - острее. Писатель получает впечатление, реализовать которое обязан ради неслышащих и невидящих. Художественная правда произведения - это как раз отражение того самого, что заставило художника взяться за работу.
Ахматова о том же: "Я - голос ваш". Вообще тема искусства, творчества - невероятно интересная. Мне жаль, что наше православное большинство так мало ею интересуется. Ведь Христианство - это и есть Творчество, уподобление Творцу. А у нас вместо творчества зачастую казарменный подход, идеологизированность, шаблонность и, как результат, псевдость, мёртвость, картонность.
Когда я увидела простивостояние Христа и Антихриста как противостояние Художника (послушника Тайне мира) и Дельца-идеолога (делателя во имя своё, из своего куцого ума), многое встало на свои места и стало понятным, очень многое. Значение подлинного творчества несравнимо больше, чем принято у нас считать.
"Каждый нужен и каждый —
Тамара Малеевская, 21/05/2013 - 11:50
"Каждый нужен и каждый — нормален, пока находится на своём месте. Но как только один начинает видеть себя более значимым, чем другой, начинаются проблемы." Золотые слова, Светлана. В этом заключается горе многих, кто мнит себя обиженным.
"Художник и делец" - хорошо и справедливо, полностью разделяю взгляд. Новояз! - это надо же такое слово придумать; В. Ирзабеков часто пишет, что, уничтожив язык народа, недолго уничтожить и самый народ - Язык. Статью Набокова - о пошлости - недавно поставила себе в закладки. Вспомнила также Илина, где он писал о полуинтеллигенции...
В абсолютном торжестве дельца
Светлана Коппел-Ковтун, 21/05/2013 - 16:28
В абсолютном торжестве дельца над художником горе всех нас. Поэтому теперь производят еду, которую нельзя есть, табачные изделия, в которых нет табака и т.п. Потому чтение книг и просмотр фильмом стали преступлением большим, чем разворовывание государственных денег и даже убийство.
спасиБо за внимание, Тамара.
Художник художника, поэт поэта - всегда поймет
Людмила Ларкина, 01/05/2013 - 16:44
Прочитала с большим интересом. Хорошо написано и точно замечено:
"Художник художника, поэт поэта всегда поймёт, даже если в обыденной жизни они не любят друг друга. Голоса различны, но Весть у них — одна, ибо через них говорит Единое".
Большое спасибо и за другие статьи. Интересные и полезные.
С праздником предстоящей Святой Пасхи, дорогая Светлана! Творческих успехов!
Спаси Бог
Светлана Коппел-Ковтун, 01/05/2013 - 22:25
Спаси Бог, дорогая Людмила! Рада, что Вы прочли
И Вас с грядущим Торжеством Пасхи Христовой! Помощи Божией в трудах!
Так кто же виноват?
Гость, 29/04/2013 - 18:04
Если художник мнит себя и только себя единственно значимым для жизни, он, как личность, как художник, начинает деградировать. Это, конечно, большая трагедия. Плохие художники приносят немало вреда не только себе, но и социуму (Набоков хорошо описал пошлость - детище псевдо художников). Однако нельзя сравнить эти повреждения с вредом от возомнившего себя главным дельца. В этом мире хозяйничает именно делец, он живёт в этом мире, в отличие от художника, томящегося в мире сём. Художник — беспомощен здесь, он не в силах натворить много зла, зато делец — всесилен.
Делец — князь, царь мира сего, именно поэтому без содружества с художником (небожителем по природе) делец легко подпадает под власть духовного Князя мира сего — диавола. Ирония в том, что таких дельцов как раз и порождают псевдо художники.
В конечном итоге, виновным более получается плохой художник?
В конечном итоге - не знаю.
Светлана Коппел-Ковтун, 29/04/2013 - 18:16
Курица или яйцо были первыми? Есть только один правильный ответ на этот вопрос: « Я виноват, если я плохой художник, если я плохой делец».
Нельзя всё сводить в вопросу "Кто виноват?" Мне вообще кажется, что это самый нехудожественный, а потому - ложный, вопрос. Он - тупиковый.
Тема вечная
Анна, 25/04/2013 - 16:42
Судьба любого большого художника имеет скрытую внутри тему отношений дельца и художника. Микеланджело вспомнию в первую очередь, ох и страдал он от дельцов-политиков. Сейчас читаю Ремарка "Тени в раю", к слову будет цитата:
"Торговля предметами искусства — вообще ремесло для людей с нечистой совестью, — начал он тоном поучения. — Мы зарабатываем деньги, которые, собственно, должен был бы заработать художник. Ведь мы получаем за те же произведения во много раз больше, чем в свое время их создатель. Когда речь идет об антикварных вещах или о предметах прикладного искусства, все это еще не так страшно. Страшно бывает с «чистым искусством». Вспомните Ван Гога. За всю свою жизнь он не продал ни одной картины и жил впроголодь, а сейчас торговцы наживают на нем миллионы. И так было испокон веку: художник голодает, а торговец обзаводится дворцами".
Художник голодает, такова его участь. Только делец дает ему возможность зарабатывать. Но Вы правы, если останется только бизнес, человечество будет обречено.
Только художник - делец по совместительству сегодня может выжить
Светлана Коппел-Ковтун, 25/04/2013 - 16:49
Уже сегодня художник, лишенный навыков торгашеской жизни, не умеющий не быть собой, оказался вне рамок закона. Только художник - делец по совместительству сегодня может выжить. Не совсем об этом, но и об этом тоже моя миниатюра «Дух нашего времени. Портрет преступника». На самом деле это очень страшный диагноз, поставленный нашему времени.
СпасиБо за отзыв.
Только художник - делец по
Ирина Богданова, 25/04/2013 - 16:58
Иногда еще везёт. Знаю нескольких писателей и художников, которые ни разу не дельцы, но востребованы и успешны.
Кустанович. Бабочковое.
СпасиБо за знакомство!
Светлана Коппел-Ковтун, 26/04/2013 - 00:34
Хотя мне кажется, я видела уже работы Кустановича. Зашла к нему на сайт, насмотрелась. И не только на твоего знакомого, и других посмотрела. Ох и красота! Интересно сколько времени пройдет до тех пор, пока это станет невозможным по авторским соображениям (ну, или крохотные махонькие картинки будут, что и не разглядеть ничего)
Вот сама видела книгу (вышла где-то в Европе, не помню точно), учебник для вузов, кажется, по истории искусств - без единой картинки. Пустые рамки (!), а внутри рамок вместо изображения адрес того или иного музея - собственника, где можно посмотреть картины, скульптуры и пр. Раньше о таком и подумать мы не могли, а теперь вод издателям оказалось не по силам обеспечить выход в свет полноценной книги с авторским разрешением от каждого правообладателя. Такова тенденция общественного развития, таковы законы, таковы новые правила игры мира, в котором нам предстоит жить.
Но будем радоваться тому, что пока рынок не прижала нас к стенке по полной. Мы пока можем наслаждаться жизнью, покуда ещё не накрыло нас этой волной.
Кустанович даёт для всех
Ирина Богданова, 26/04/2013 - 00:47
Кустанович даёт для всех желающих мастер-классы и учит своей технике. Причем очень недорого, а хороших учеников приглашает к себе приходить бесплатно. У меня племянница ходила.
Замечательно
Светлана Коппел-Ковтун, 26/04/2013 - 00:58
Замечательно. Таких немало мастеров, я тоже знаю некоторых. Есть щедрые душой гении, есть! Но есть и злыдни, которые удавят за букву свою, даже в среде православных авторов, пишущих или переводящих миссионерские тексты. Торгаши-миссонеры! И такое имеется
Только не от авторов это всё зависит. И сейчас многие авторы сопротивляются и не могут ничего поделать с той махиной, которая нынче зовётся авторским правом, но таковым совсем не является. И эта махина перелопатит умы и души, перелопатит всю жизнь. Жаль, люди не видят, не понимают этой угрозы. Самые передовые ребята в этом деле программисты. Уж они давно на фронте и знают что к чему. А гуманитарии, как всегда, сильно опаздывают и не врубаются в проблему. Даже многие юристы обходят её сторонкой, такая это нехорошая и трудная тема
Бредбери «451 градус по Фаренгейту» и фильм «Эквилибриум» помогут врубиться непосвященным. Помню, мне сама идея казалась глупой: преследование людей за чтение книг, за хранение предметов искусства. Пришло время и я поняла Р. Бредбери. Тоталитаризм - причина всего, порабощение... А художник - свободен, ибо в нём Дух Господень действует, без которого не может быть художника.
Прежде всего, они есть уже
Светлана Коппел-Ковтун, 25/04/2013 - 17:20
Прежде всего, они есть уже, то есть, время их становления приходилось на вчера.
Во-вторых, вписаться в мир можно за счет правильных знакомств, связей и пр. Но вспомним ту же Катю Дудник, которая по причине детскости своей оказалась в положении крепостной.
А ведь этот мир только начинает быть, таких как Катя будет много. Художник живёт в иной реальности, он не здешний житель. Чем больший художник, тем больше его неотмирность. А мир становится тюрьмой, в которой быть, просто быть - невозможно. Мир становится всецелым поработителем.
Война безобразного с прекрасным. Есть о чем подумать...
Светлана Коппел-Ковтун, 23/04/2013 - 12:29
Очень понравилась передача!!!
Тамара Малеевская, 21/05/2013 - 17:27
Очень понравилась передача!!!
Страницы