Вы здесь

Голубое сердце Сибири

Из серии «Слава Богу за все!»

«Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай.  Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод.  Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях. Слава Богу за все!» (Из акафиста «Слава Богу за все!»)

Байкал - самое глубокое озеро на Земле. Его максимальная глубина составляет 1642 метра. На Байкале множество островов. Самый крупный, расположенный в средней части озера, вблизи западного побережья - остров Ольхон. Байкал уникален по своим климатическим особенностям. Здесь в год бывает больше ясных дней, чем на берегу Черного моря в районе г. Сочи.  Байкал - одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 млн. лет и возможно, является зарождающимся океаном. Его берега расходятся друг от друга подобно тому, как расходятся континент.

Байкал называют голубым сердцем Сибири.

Байкал — царство тайн, загадок и легенд.  Героический эпос «Гэсэр», или, как его образно называют, «Илиада Центральной Азии», повествует о подвигах богатыря Бухэ-Бэлигтэ, небожителя, спустившегося на землю, чтобы истребить на ней зло, уничтожить звериный закон пожирания сильными слабых. На земле богатырь перерождается в Гэсэра, где он узнает печальные вести: тридцать три его верных богатыря, триста знатных вождей, три тысячи ратных людей превращены в каменные изваяния. Абай Гэсэр хан «С правого глаза слезу, словно Байкал, смахнул, с левого глаза слезу, словно Лену, смахнул…».  Слезы правого глаза ее в море Байкал превратились, а из левого — слезы заструились, в Лену-реку обратились.

Ранним утром в июле месяце наша группа, получив упаковки с байдарками из багажного вагона, шумно садится в грузовое такси, и через пять минут - вот он, заветный байкальский берег. Железная дорога бежит рядом, время от времени ныряя в тоннели. На берегах полно отдыхающих - воскресенье, да еще отличная погода. Купающихся столько, будто это не северный Байкал, а разгар сезона в Ялте, да и температура воды черноморская. Дно песчаное и очень пологое - в сотне метров от берега глубина метра полтора.

Многие с удочками, ловят, по-видимому, ельцов или сорогу. Кроме знаменитого байкальского омуля в озере водится другие лососевые - сиг, ленок, таймень, даватчан. Красные рыбы (осетровые) представлены одним видом - байкальский осетр. Очень интересны прозрачные, живородящие голомянки. Нельзя не упомянуть о байкальском тюлене - нерпе, которая является единственным представителем млекопитающих в озере. Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные лежки этих байкальских животных.

На Байкале штиль. Собираем байдарку, рассовываем вещи и провизию по гермам, обедаем и отчаливаем. Чтобы с непривычки не надсадиться, план на сегодня более чем скромный - пройти, сколько сможем и остановиться где-нибудь, не доходя Нижнеангарска.

Часа через полтора-два мы пересекаем пролив, отделяющий песчаную полоску Ярков от материка. В это время поднимается ветер, судя по всему - култук. На острове есть люди - стоят палатки и кто-то суетится вдали, но автомашин, конечно, нет - пролив для них непреодолимое препятствие. Выбираем место подальше от всех и встаем - для первого дня достаточно.
Перед ужином открываем купальный сезон. Теплая не только вода, теплый даже песок на дне. Профиль последнего напоминает стиральную доску, плавно опускающуюся в сторону открытого Байкала.

После штиля, палящего солнца и многозначительно выползающих из-за Байкальского хребта перистых облаков стоило ожидать горного ветра, однако дунул култук. Поднявшийся вечером ветерок ночью разошелся не на шутку, притащил тучи, пошел дождь. Наутро вчерашний веселый желтенький песочек выглядел совершенно безрадостно.  Туман почти рассеялся, и перед нами гостеприимно раскинулась Дагарская губа - первая на восточном берегу. Мы не любим ходить далеко от берега, кругом вода, вода, вода... Кажется, все замерло, даже время, заветный берег и не думает приближаться. Другое дело - идти вдоль бережка, масса красок, запахов, впечатлений.

Часов через пять после выхода причаливаем к каменистому берегу немного севернее мыса Биракан. Узкий пляж, с крупными красноватыми камнями, в нескольких метрах от воды заканчивается небольшим обрывчиком, дальше - тайга. Кедровый стланик растет на ковре изумрудного мха едва ли не у самой воды. Большущие стрекозы летают над берегом. Жара и солнце - целое море солнца. Это - суровый северный Байкал.

Очень разнообразен и уникален животный и растительный мир Байкала, что выделяет его среди других пресных озер. Множество птиц гнездится по берегам и на островах озера. Массовый выход на берега бурых медведей наблюдается во время вылета поденки и ручейника.

После ужина идем осматривать окрестности. Черт нас дернул, спать нужно после ужина! На песке у самой воды отчетливо отпечатались чайные блюдца. С когтями. Вдоль всего берега. А у речки он еще и потоптался. Впечатление такое, что он гулял по бережку, пока мы трапезничали за песчаным бугорком в десяти метрах. Отчего в гости не зашел?

К нам подошел мужчина, представился инспектором заказника, предъявил удостоверение и попросил показать разрешение. Показали. Заодно поинтересовались, как часто у них тут медведи по берегу разгуливают. «Да постоянно, - успокоил инспектор. - Недавно мы группу туристов вывозили, их медведь в воду загнал». Воспользовавшись состоянием ступора, в который мы впали после его краткой речи, инспектор с сознанием выполненного долга погрузился в лодку и отправился ставить сети.

Багровый мячик солнца на том берегу коснулся вершин Байкальского хребта - сниматься и искать новое место уже поздно. Успокаиваем себя тем, что, во-первых, медведи летом людей не едят, особенно туристов, они на четвертый день пути пахнут невкусно. Во-вторых, рассказ про загнанных в воду туристов есть, скорее всего, местная дежурная байка для этих самых туристов. На всякий случай занимаем круговую оборону: в костер подкладываем бревно потолще, чтоб горело всю ночь, заряжаем ракетницу и кладем поближе, оставляем байдарку на берегу, чтобы можно было удрать по воде, если повезет. Утром снова сели в байдарку и поплыли к намеченному конечному пункту.

Губа Хакусы известна своими минеральными источниками, один из которых за сутки производит 4000 кубометров целебной воды с температурой около 47 градусов. Горячая ванна расслабляет так, что желание следовать намеченным маршрутом пропадает моментально. Мы не стали исключением. Пополнили запасы еды в местном магазине, приобрели соленого омуля в санатории, свежего - у инспектора заказника. Рыбу, замечу, отдают почти бесплатно.  Мы поставили палатку и отдыхали здесь целых два дня, наслаждаясь видом абсолютно спокойного Байкала, наблюдая за жизнью бухты, ловили омуля, купались.
О Байкале написано много. Его образ вошел в легенды, сказания, романы, балеты. Байкальскую природу продолжают восторженно воспевать поэты. Байкал дорог нам своей неповторимостью, самобытностью, уникальностью, своими богатствами. 

Комментарии

Галина Минеева

Как замечательно было, дорогая Валентина, побывать с Вами на Байкале! Благодарю за такой щедрый подарок! А Вы - замечательная рассказчица и наблюдательный человек, мне было интересно с Вами. sun

Да, Светлана, путешествие, - это мое слабое место. По молодости мы с мужем весь Союз объездили. И до сих пор, мне уже далеко "за...", а я все не уймусь. Спасибо, что "зашли ко мне". Я все поражаюсь: как у Вас хватает терпения всех перечитывать, и Ассов, и стихоплетов.read