Вы здесь

«Животные гибнут, вода мертвая». Катастрофа на Камчатке

Серферы рассказали об изменении цвета воды на Халактырском пляже на Камчатке еще в конце сентября. Уже в октябре на Большой и Малой Лагерных и в бухте Бабья были обнаружены мертвые морские животные. Сейчас власти Камчатки рассматривают три причины произошедшего: техногенное загрязнение, природные явления и сейсмическая активность.

Сотрудники Кроноцкого заповедника вместе со специалистами филиала Тихоокеанского института географии 5 октября исследовали акваторию от мыса Налычева до острова Старичкова. На этой территории погибли все животные — до 95%. Сохранилось очень мало креветок, крабов и крупных рыб, отмечает «Камчатское время».

В реке Налычева ученые взяли пробы воды. В районе мыса она была не характерного темного цвета, обнаружена коричневая пена, подводный мир животных практически исчез.

«Крабы кверху пузом и лысые ежи»

Расул Гаджиев, инструктор Snowave, был одним из тех, кто первым заметил признаки экологической катастрофы. 

— Я жил на этом пляже с мая по октябрь. Первые симптомы почувствовал недели 4–3 назад: когда заходили в воду, было ощущение жжения в глазах и на коже, — вспоминает он. — Першило в горле. Казалось, что вся команда получила солнечный ожог, но это повторялось систематически, даже в пасмурную погоду глаза застилала белая пелена — и мы забили тревогу. Потом у всех началось, как мы думали, пищевое отравление. Нас рвало, был нестабильный стул, температура доходила до 38 градусов. Поняли, что проблемы происходят с водой — и запах, и цвет поменяли свои обычные свойства.

Неделю назад серферы заметили, что морские животные ведут себя необычно. А некоторые из них гибнут по неизвестной причине. 

— Нерпы, которые, как правило, показываются из воды, любопытно смотрят на людей и ныряют обратно, на этот раз вели себя странно: выныривали и оставались на поверхности, как будто под водой им не нравилось, — продолжает Расул. — На следующий день как раз был шторм, и после мы увидели одну выброшенную нерпу. По побережью там, где есть скалы и рифы, представителей рифового экомира тоже выбросило на сушу. Обычно в шторм такого не случается. Максимум может выкинуть мелкие ракушки, морскую капусту или водоросли. 

Дайверы погрузились в океан, чтобы увидеть происходящее на дне. И были потрясены увиденным.

— Выяснилось, что все обитатели в области большой и малой лагерной бухты мертвы: крабы лежат кверху пузом, выброшены рыбы, звезды, лысые ежи — от них остались одни панцири, — описывает Расул Гаджиев. — Власти после этих заявлений отправили свои группы посмотреть, что происходит с океаном в районе Халактырского пляжа, но неверно указали направление. Мы наблюдали это чуть дальше, около Малой лагерной бухты, а группу отправили туда, где рифов нет. Поэтому все сначала сказали, что загрязнение — фейк.

В лагере серферов 6 октября под руководством губернатора прошла конференция: приехали экологи, вулканологи, представители МЧС. Они будут наблюдать за тем, как развиваются события, чтобы найти источник загрязнения.

— Экологическая обстановка на Камчатке в плачевном состоянии, — считает Расул. — По всей России есть перерабатывающие заводы и сортировка мусора. Здесь же, так как мы находимся далеко от центра, дела пускаются на самотек. И военные полигоны, и отходы от ракетных установок, и зарытые химические отходы, и огромные свалки… Мы не знаем, в чем конкретно причина. Никто не берет на себя ответственность утверждать, что это. Мы не знаем, сколько будут вестись работы по исследованию, но те пробы, которые были взяты ранее, должны быть озвучены 8 октября. Предыдущий химический анализ ничего не показал, так как на данный момент нет информации о том, что конкретно нужно искать. Исследования могут затянуться на долгое время.

«Пятно движется на юг Камчатки — все гибнет»

Дайвер Виталий Шикора за последнюю неделю трижды нырял, а также работал на поверхности воды в зоне предполагаемой экологической катастрофы на Камчатке. Он говорит, что чувствует себя нехорошо, хотя к врачам пока не обращался.

— После погружения я почувствовал резь в глазах, зрение стало хуже и першило в горле. Это я уже заметил после первого погружения в прошлый четверг в Авачинской бухте. Поначалу не обратил внимание. Но потом начал погружаться в тех местах, где обычно работаю с туристами, после чего снова были проблемы с глазами и горлом, — рассказывает он о своем  самочувствии.

Виталий Шикора вернулся на Камчатку на прошлой неделе. Говорит, что начал погружаться и бухту не узнал. 

— Я не мог поверить, что ныряю на Камчатке. Нет ни моллюсков, ни морских ежей, ни рыбы. И на самом дне, в расщелинах все лежит мертвое, — огорчается дайвер. — Мне не понравилась вода. Она в это время года должна быть прозрачной, на глубине 3–5 метров раньше я мог видеть камни, водоросли. А сейчас она непонятного молочного цвета.

Уже потом Виталий увидел в соцсетях, что люди начали выкладывать жуткие кадры с побережья.

— Я сам поехал и убедился. На берег выбросило очень много морских ежей, осьминогов, рыбы. Все это лежит и гниет. Видеть это неприятно, — объясняет он. — Заявления о том, что все это вынесло на берег в результате шторма, — это ерунда. Я здесь живу с 1975 года, вырос на берегу океана, занимаюсь дайвингом больше 10 лет, и такого никогда не видел. Это какое-то непонятное химическое воздействие на воду, в результате чего все гибнет. Вода сейчас в прибрежной зоне мертвая. Вся микрофлора, вся фауна погибла.

Виталий Шикора и другие жители Камчатки начали собственное расследование: они помогают брать анализы, ведут съемку и все выкладывают в соцсети. Они хотят привлечь внимание к экологическим проблемам Камчатки. «На власти надежды нет», — говорит он. 

— Течение движет это пятно на юг Камчатки. И это отравляет все восточное побережье. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, нужны колоссальные силы. А пока нам даже не назвали причины произошедшего. Сегодня знакомые ребята ныряли в бухтах и говорят, что то, что несколько дней назад было живое, сейчас все мертвое. Все продолжает гибнуть и неизвестно, чем все закончится для нашей экологии, как повлияет на крупных животных, живущих в море, — заключает собеседник «Правмира».

Высокотоксичное вещество, нефть и другие версии

Алексей Книжников, директор программы WWF по экологической ответственности бизнеса, предполагает, что гибель животных на Камчатке была вызвана загрязнением всей толщи воды. 

— Мы склоняемся к тому, что причина этих загрязнений — вещество техногенного характера высокого класса опасности, которое имеет не только эффект негативного воздействия при небольших концентрациях, но и высокую растворимость в воде, — подчеркнул он в комментарии «Правмиру». — Если верить тем фактам, которые изложены серфингистами, их история болезни явно показывает, что это скорее всего воздействие высокотоксичных химических веществ. Объединив отдельные факторы — гибель донных организмов, высокая растворимость вещества в воде, которая достигла глубины нескольких десятков метров, и воздействие через слизистые, — мы понимаем, что все вместе они усиливают вероятность версии о том, что причиной загрязнений является высокотоксичное техногенное вещество.

Это не нефтепродукты, убежден Алексей Книжников. И на это есть две причины. 

— Во-первых, провели анализ космических снимков и никаких масштабных загрязнений на поверхности воды ни в сентябре, ни ранее не обнаружили, — перечисляет эксперт. — Были замечены только незначительные сбросы с судов, которые не могли привести к таким последствиям. Во-вторых, нефтепродукты не способны так быстро воздействовать на донные организмы — это все-таки поверхностное загрязнение. Если бы оно было существенным, мы бы увидели сгустки нефти на берегу, замазученных птиц, но этого ничего не было, поэтому речь идет не о нефтепродуктах, а о других веществах. 

Также есть версия о естественных токсинах, которая поддерживается академиком РАН Андреем Адриановым. Но, как полагает Алексей Книжников и его коллеги, с научной точки зрения она не совсем обоснована. 

— Сейчас как раз обсуждаем с дальневосточными микробиологами, могут ли такого рода процессы быть причиной гибели донных организмов, — сообщил он. — Самый главный вопрос — будут ли результаты тех проб, которые доставили в Москву 4 октября. Мы надеемся, что сегодня–завтра их проанализируют, и тогда будет понятно, присутствуют там высокотоксичные вещества как причина гибели этих животных или нет.

Вероника Словохотова, Ирина Сычева

6 октября 2020

pravmir.ru