Вы здесь

Должна ли я «постить» своих детей и быть их совестью?

Здравствуйте! Моему сыну 11 лет, дочери 8. Я хочу, чтобы они соблюдали посты, и они с этим согласны на словах. Но или от голода, или от соблазна (муж не постится), они неприметно, когда мама не видит, или забывшись могут взять из холодильника скоромную пищу. Так же и в школе. Я же объясняю им и прошу, чтобы они попостились, поисповедовались, причастились, говорю им о дарах духовных. Должна ли я «постить» своих детей и быть их совестью?

И еще о пище. Во многих постящихся семьях, по моим наблюдениям, в пост переходят не к более простой пище, а наоборот, начинают использовать в большом обьеме неполезную пищу: кетчупы, постные майонезы, сладости, хлебо-булочные изделия. Как мне, как маме, кормить своих детей, когда они постной пищей не наедаются, через час приходят голодные, и начинают топтать булки с вареньем, когда все мысли их о том, чего бы съесть? Как правильно поступить?

Ответ

Здравствуйте!

Как сказал один почтенный профессор духовной академии, «что бы там люди ни говорили, а мясо ничем не заменишь». Это, конечно, шутка, но лишь наполовину. Давайте попытаемся во всем разобраться по порядку.

Во-первых, у нас начался Рождественский пост. Надо понимать, что церковные каноны знают лишь один многодневный пост — Великий; но и он был установлен из солидарности с оглашаемыми — людьми, которые хотели принять крещение и готовились к этому событию постом и молитвой. Христиане (т. е. уже крещеные последователи Христа) решили, что будет хорошо и правильно, если они поддержат своих братьев в этом добром деле. (Связь Великого поста и подготовки к крещению хорошо видна в службе Великой субботы — там читаются 15 паремий, во многих из которых говорится о воде; само же это продолжительное чтение нужно для того, чтобы в это время совершилось крещение оглашаемых и они могли бы принять участие в литургии вместе с верными.)

Что касается Рождественского, Успенского и Петровского постов, то они появились существенно позже. Относительно Рождественского поста можно предположить, что он не сразу уподобился в продолжительности Великому посту, но удлинялся (и устрожался) постепенно.

К чему я всё это говорю? К тому, что нужно махнуть рукой на все посты, кроме Великого? Нет. Но если мы встаем перед выбором, если на всё не хватает сил и здоровья, то выбор должен быть сделан в пользу еженедельного поста в среду и пятницу и ежегодного Великого поста. Если есть возможность как следует поститься в три остальных больших поста — прекрасно. Нет — значит, нужно понять свою меру и ее соблюдать.

Во-вторых, речь идет о детях, о школьниках. Мне кажется, к вопросам поста здесь нужно подходить очень аккуратно — по двум причинам: с одной стороны, это опять-таки вопросы здоровья и проч., о чём говорилось выше: дети не должны ходить голодными, не должны заработать себе гастрит и язву, не доучившись даже до института; с другой стороны, думается, заставлять их строго поститься не вполне разумно с педагогической точки зрения: пройдет немного времени — и они будут стремиться к принятию самостоятельных решений; решения же, навязанные родителями, будут восприниматься ими в штыки по одной простой причине: так решили взрослые, а не они сами.

В свою очередь, и я сам не хотел бы принимать решений за Вас — но всё же позволю себе наметить общее направление движения.

Дети едят в школе — и прекрасно. Если им предлагается выбор (можно брать мясное, а можно без мяса) — пусть берут без мяса, НО: при условии, что это будет их собственным решением и что им будет обеспечено полноценное питание. Впрочем, скорее всего, выбора нет — поэтому пусть едят, что дают. Если будет желание — могут поделиться сосисками с одноклассниками. Молочное пусть едят без колебаний.

Дома, казалось бы, всё проще. Но, как Вы верно заметили, во время поста на нашем столе появляется либо нездоровая пища, либо пища чрезмерно дорогая (что тоже не есть хорошо). Поэтому, мне кажется, не стоит делать упор на строгость поста (я сейчас говорю и о взрослых). Для меня нет никаких сомнений, что миряне (т. е. не монахи) могут есть Рождественским постом рыбу, сдабривать пищу растительным маслом. Что касается детей, то пусть они едят творог, пьют молоко и кефир. Мороженым их баловать необязательно, а здоровая молочная пища, необходимая для них, пусть сохраняется в их рационе.

И последнее. Рождественский пост длится 40 дней. Но эти 40 дней неодинаковы, здесь есть определенная структура и логика. Можно обозначить основные этапы, связанные с богослужением:

  1. начало Рождественского поста (28 ноября по новому стилю),
  2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря; начинают петь ирмосы рождественского канона),
  3. память свт. Николая Чудотворца (19 декабря) — отсюда начинается, так сказать, первый этап предпразднства Рождества,
  4. предпразднство Рождества (2 января) — предписывается более строгий пост, чем в предыдущие дни;
  5. канун Рождества — сочельник (6 января): еще более строгий пост.

Подумайте, с какого момента и как именно Вашим детям по силам поститься. Один из вариантов: до дня свт. Николая Чудотворца не поститься вовсе; с 19 декабря по 1 января не есть мяса; со 2 по 5 января постараться воздерживаться от молочных продуктов (кроме, может быть, самого необходимого — молока или кефира, кому что); в сочельник попоститься по-настоящему.

Вижу, у меня получился целый трактат — простите за многословие. Если коротко, то не нужно мучать детей, не нужно, по слову апостола Павла, их раздражать. Что касается духовных даров, то мне кажется, это немножко не про нас; во всяком случае, неядение мяса само по себе навряд ли возведет нас и наших детей на вершину добродетели. Пост для мирян — это прежде всего самодисциплина. Вот и давайте постараемся использовать это аскетическое упражнение себе не во вред, а на пользу.