Вы здесь

Времени зыбкое крыло

Из истории Омской писательской организации - когда я была парторгом

Это отдельная история из моей жизни и биографии.

Наше книжное издательство в восьмидесятых годах теперь уже прошлого века было единственным официальным, которое могло выпускать не только русскую и зарубежную классику, но и художественные произведения местных авторов, а их в Омске было достаточно и объединялись они в Союзе писателей, который был Омским отделением большого Союза. Писатели, хоть и объединялись, но каждый из них считал исключительным только свой талант и, можно так сказать, объединяясь, разъединялись, тем более, что к тому всегда были причины — недавно вышедшая книжка одного из них мгновенно искрила, рассыпая ревнивые огоньки в сердца тех, кто не дождался еще своей очереди в квартальных планах издательства.

Да уж, это вам не горячие речёвки пятидесятых где-нибудь у деревенского колодца! Страсти пылали нешуточные. И как-то так случалось, что союз быстро дробился на союзики, которые тяготели к двум неведомо когда возникшим полюсам.

Один из них держался на авторитете и уважении к прославленному писателю-публицисту, деревенщику — так в то время означались писательские интересы и творческие пристрастия Леонида Ивановича Иванова, который долгие годы был бессменным руководителем Омского писательского отделения.

Второй полюс был естественным, коли присутствовал в наличии первый: он выступал противником первого, считая, что давно пора менять руководство творческого Союза, и вообще систему местного книгоиздания. Конечно же, каждый писатель хотел скорее подержать в руках свою «нетленку», потому что помимо славы она давала еще и средства к существованию. К этому, второму, полюсу магнитились те, кто признавал «какую-то "свою" правоту» Михаила Петровича Малиновского, писателя, которого тоже волновали проблемы простого народа, но был он менее плодовит и известен, чем Иванов, и относил свое творчество к категории городской прозы.

Если даже очень постараться, не найти самых первых искорок, которые разожгли костер вражды между этими двумя уважаемыми людьми, пустое дело, не докопаться до истины. Всегда не в том месте будет зарыта собака. Особенность была в том, что «настоящая истина» у каждого из них была своя, и хранили они её крепко: кто сознается в своем... скажем так, не для стороннего глаза сокровенном, и о своем не всегда совершенном душевном устроении, настоянном, если пристально взглянуть, на банальных страстях и страстишках. Кому сознаешься, что они первопричина, потому и горели супротивные костры «праведного гнева», бушевали до сердечных приступов.

Вот в такое-то время и вызывает секретарша меня в кабинет директора издательства Александра Петровича Токарева, где уже находился наш главный редактор и секретарь партийной организации писательского союза Валерий Николаевич Мурзаков, замечательный, кстати, прозаик.

— Вот, Галина Георгиевна, — начинает очень официальным голосом Мурзаков, — сами знаете, какая ситуация сложилась в нашем писательском союзе, взрывоопасная, никак не могут услышать друг друга два человека, два хороших писателя, и это неблагополучие лихорадит не только творческий коллектив...

— Это уже давно стало достоянием партийных органов, они серьезно обеспокоены нездоровой обстановкой, которая сложилась, — в привычной и несколько менторской манере вступил в разговор Токарев, — и решено на партийном уровне объединить обе наши партийные организации: делается одно общее дело — писатели пишут, мы издаем...

Я сидела и слушала, не понимая, какое это все имеет отношение непосредственно ко мне, простому редактору художественной литературы, человеку, который старается тщательно работать с книгами той и другой стороны. От неуютства заозиралась по сторонам, словно искала поддержки, но кроме нас троих в кабинете никого не было.

— Так вот, Галя, — заметив мои невольные движения, уходит от официоза Валерий Николаевич и старается придать своему голосу доверительность и непринужденность, — как тебе известно, вместо Леонида Ивановича меня выбрали возглавлять наш союз, здесь, в издательстве, на месте главного редактора теперь будет Юрий Михайлович Морозов, а тебе мы предлагаем возглавить нашу такую вот объединенную партийную организацию.

Со мною случился шок. Сидела, вытаращив и уставив глаза сразу на обоих, хотя один сидел за руководящим столом, другой — в кресле напротив. Ну и вид, видимо, у меня был, потому что оба засмеялись одновременно, зато я чуть не расплакалась. Не знаю, чем сочли они мое состояние — радостью или наоборот... Думаю, что первым. В то время должности подобного рода были престижными и могли предполагать карьерный рост, как и ровным счетом ничего не предполагать, все зависело от того, как человек использует открывающиеся перед ним возможности.

Будучи человеком честным перед собою — мне и сегодня легко говорить о том, что тщеславных замыслов по отношению к себе самой у меня не имелось, пристрастных интересов в кадровых перемещениях в издательстве — никаких, в силу того, что считала себя не той личностью, которая может поднять книгоиздание на более высокий уровень, чем тот, на котором оно находилось, и развернуть книгу к новой эстетике. Не было во мне ничего подобного, и знала — не будет. К писательскому творчеству… что тут скажешь, могла ли я свои почеркушки, которые были надежно спрятаны в забытые домашние ящики, даже посметь показать кому-либо из достойных писателей. Я боялась оказаться осмеянной? Скорее всего, да, и потому не обижалась когда не впрямую, нет, говорилось с иронией некоторыми из писателей, что строгими судьями чужого творчества, как правило, становятся те, кому самому не дано таланта. Слукавлю, если скажу, что глотать такую пилюлю с улыбкой приятное дело, потому что в ней была часть правды и часть неправды, во всяком случае, так мне самой казалось. В этом есть большой наив, но так оно было.

Не знаю, читалась ли тогда суть характера в моей смятенной душе, наверное, читалась, коли два серьезных человека предлагали мне, на мой взгляд, немыслимое — возглавить организацию, когда я себя и настоящим-то коммунистом не считала, так, любознательный прохожий среди дорог великой эпохи строительства коммунизма. Я категорически стала отказываться, называя достойных людей, которые могут и хотят быть на этом месте. Но Мурзаков мягко меня перебил:

— Да, так, все они могли быть, но тут есть один нюанс, никто из них не сможет как-либо погасить эти межлагерные противостояния, одно их имя будет только подливать масла в огонь... здесь нужен нейтральный человек, к которому не может быть корпоративных претензий, теперь ты понимаешь, в чем тут дело?

Понимать-то понимала, да смятения у меня не убавлялось. Я же ничего не умею — ни сказать что-либо толковое, даже сформулировать прилюдно какую-либо мысль: словно паралич сковывал и мысли, и чувства, одним словом, клиническое косноязычие. И это, надо сказать, давало обоснованный повод считать, что и мыслей-то у меня вообще не бывает. И это было не главным аргументом. Считая, что такую должность должен занимать человек высоконравственный, а я, со своими грешками молодости, к таковым себя не относила, потому и по этой причине считала ущербной свою кандидатуру. Короче, собственный вариант я считала самым слабым из всех возможных.

— Даже если бы это и было так, Галина Георгиевна, — начинает давить на сознательность Токарев, — вы же не противник хоть какой-то нормализации обстановки среди писателей, надо им помогать…
Пускаю в ход, на мой взгляд, верный аргумент против себя:

— Выбирать парторга будет организация, так что наш с вами разговор мало чего будет значить, когда сами писатели захотят высказаться, они вряд ли потерпят, что им навязывается неизвестно кто.

— Здесь ты зря, сразу скажу, — Валерий Николаевич постукивает карандашиком по столу, — у нас не так уж и много коммунистов, со всеми я говорил — хоть и с оговорками, но почти все заинтересованы, чтобы хоть как-то исправить зашедшую в тупик ситуацию. Не все согласны с твоей кандидатурой, но считают, что на этом месте должен быть кто-то не из союза, а тебя все знают как искреннего человека.

Вот так мне пришлось быть четыре года «искренним человеком» среди литературной элиты города Омска.
Годы эти оказались междурядьями двух эпох. С одной стороны — потихоньку и невидимо крошилась привычная и казавшаяся незыблемой система, а с другой — зарождалась еще не слышная, и потому никому не казавшаяся опасной лавина: подумаешь, только-только кто-то камешек кинул с высокой горы коммунизма. Так и поживали мы спокойно, разбираясь в мусоре собственных страстей.

С чего начать примирение, и не ведаю. Спрошу у одного, другого — не говорят сути, если и намекнут на что, и то предположительно и очень многозначительно. Эта многозначительность и давала подсказку: каждый хотел иметь то, что имели другие, а может, даже и больше. Поняла — тупиковый путь такое дознание, надо говорить с самими «медведями».

Леонид Иванович Иванов был в Союзе, когда договорились о встрече. Красивый, породистый, с прекрасной шапкой русых волос, был он обаятелен и приветлив. Но по этой его особой приветливости сразу же и понятно стало, что особо всерьез он меня не воспринимает, так, пришла девчонка, ну и пришла. Меня это особо не задело, хотя, если честно, где-то немного цепануло. Но чашка чая, желание разобраться в ситуации, виновником и причиной которой он не считал себя, как-то повернули наш разговор в доверительное русло; и давние обиды, которые казались ему до сей поры непростительными, вдруг открывались ему самому в их странной закономерности. Он понимал, но не хотел еще даже самому себе сознаться, что он, Иванов, прославленный и знаменитый, бывал и сам причиной невнятных ситуаций, поскольку и у самого порою не возникало желания слышать другого человека... Леонид Иванович поднимал в удивлении свои высокие брови, поражался сам этому вдруг возникшему пониманию в себе, улыбался странно, даже с сопротивлением к обнаружению этой простой истины.

— Галя, ну разве я против Малиновского! — Леонид Иванович мелко-мелко, даже немного суетливо отметает от своей чашки раскрошившееся печенье. — У меня свое поле, он пашет свое, и замечательно! Засевай, расти свои урожаи, зачем только «по ночам» подбрасывать «дохлых кошек и собак» соседу, вот что мне кажется недостойным, не люблю я этого и не полюблю никогда!

Разговор был долгим, непростым, и мы пришли к единодушному мнению, что ссора бывает и мнимой, возникшей на пустом месте из непонимания, а длиться она может вечно, если рядом неотлучно оказываются те, у кого всегда наготове сухие дровишки, и в нужный момент они умело подбросят их в костер на радость себе. И мы попечалились, что такие любители огня в нашей жизни встречаются, и довольно часто, как это ни прискорбно.

Чай допит, уборщица возит шваброй в коридоре, приоткрывает дверь, заглядывает, мол, пора и честь знать. Собираюсь уходить. Леонид Иванович галантно предлагает проводить. Тяжелая входная дверь открывается в предсумеречный и потому немного таинственный город, который тихонько вздыхает или охает, подставляя ветерку свои усталые и натруженные плечи. Молодежь смеется и радуется жизни. Леонид Иванович, кажется, не смотрит, а как бы вбирает каждый звук, каждое биение жилки родного города, вскидывает гордую голову к небу, щурит в серой обводке голубые глаза, суровеет складка возле губ, когда тихо произносит:

— Да, жизнь-то, Галя, куда мудрее нас с вами, ей не нужны наши аргументы и контраргументы, всякие дискуссии по поводу и без, она просто есть, и это главное на земле...

Идти домой не хотелось. Спустилась к Иртышу. Мелкие волны срывали тишину у берега и прятали ее в песок. Удивительное чувство исполняемости жизни.

К Михаилу Петровичу Малиновскому мне было идти проще — мы хорошо знали друг друга по нашим общим друзьям, на то и наделась, что здесь-то мне наверняка удастся достучаться.

Встретила жена Малиновского, Галина Цуприк, дочь нашей детской писательницы Нины Васильевны. Хлебосольная хозяйка и искусная мастерица по приготовлению удивительных блюд — она никогда не отпустит человека голодным от щедрого стола. Первым делом — садимся за стол. Новостей всегда куча, давно не виделись. Пока собирали с нею чашки к чаю, успели перекинуться парой слов и о своем, девичьем, сокровенном... как без этого.

В кабинете уже вдвоем. Благодушие исчезло, и мы уже словно изучаем друг друга, присматриваемся. Глаза у Малиновского темные, глубокие, не проникнуть в глубину, потому и не знаешь, что там таится. Начинаем издалека, говорим о малозначащем или даже о совсем незначащем, потом он спрашивает в лоб:
— Галя, зачем ты за все это взялась?.. это же совсем не твое дело.

Я держу его пристальный взгляд и, задумавшись на минуту, говорю:

— А и правда, Миша, не мое это дело, потому и взялась… Вот вы, такие серьезные люди, а каждый со своею дружиною… опоясались слухами, наветами, даже сплетнями, делаете выводы из случайно оброненных фраз и уже готовы — навострили копье правды, а у каждого она своя, и потрясаете грозно, а я, вот, случайный человек, стою между вами с раскинутыми руками, пытаюсь остановить, но... тут один бросает свое копье — и его рать — тр-ту-ту, тр-ту-ту, тр-ту-ту... несется на противника через меня, проходит время, другая сторона точно так же несется, и я уже лежу меж вами пустой шкуркой, истоптанной и распластанной... вот и вздыхаю сейчас.

Малиновскому эта картинка нравится, где от Минеевой одна шкурка в пыли лежит. Смеется и говорит:

— Вот ведь какое дело, мне совсем не хочется с Ивановым ругаться, но ведь зарвался, забронзовел...
И Михаил Петрович рассказывает одну историю, где Иванов выглядит совсем уж сомнительным человеком. Называет и имя человека, от которого слышал эту историю, называя его надежнейшим источником.
Я весело засмеялась. Малиновский вопросительно и с неудовольствием уставил на меня темный магнит глаз, не понимая моей реакции.

— Понимаешь, Миша, — говорю ему весело, — вот тебе живейшая иллюстрация, как наветы превращаются в «вернейшую» информацию. Я сама все слышала, при мне все дело происходило, и твой «надежный источник» там был, да, он стоял, слушал, но передал всё так, как тебе хотелось услышать.
И я в деталях рассказала, как было дело, где о Малиновском вообще не велось речи. Малиновский слушал, вернее, он не хотел поверить, что дело могло быть иным, чем то, которое сложилось в его представлении. Короче, ему не хотелось расставаться с таким лакомым для себя кусочком, и стал убеждать меня, что все было не так.

— Слушай, ты меня будешь убеждать?.. Я сама лично там была, Миша!

Он задумался, все еще переваривая услышанное, а я продолжала:

— А не думаешь ли, что почти все, что ты мне прежде рассказал, так же шито белыми нитками и не совсем чистыми руками?

— Все равно, — сопротивляется и волнуется Малиновский, — часть правды есть, хватит и того, что он мне лично однажды наговорил...

— Мишенька, — пытаюсь успокоить его, — да порою мы сами выловим из сказанного даже при нас такое, что, сам знаешь кто ногу сломит...

В подобном роде мы проговорили почти до полуночи. Расставались мирно, что-то потеплело в душе Михаила Петровича, но все равно, где-то, в тайных глубинах его, чувствовала нежелание думать иначе о других.

Как ни старалась, а не получилось, нет, не примирились писатель Иванов с писателем Малиновским, не удалось секретарю партийной организации соединить несоединяемое — две творческие индивидуальности, каждая из которых живет по только ей одной ведомой правде души, которая через свои оконца впускает в себя весь мир, и мир этот удивительным образом живет в ней, а возвращается через эти же оконца уже другим. Хорошим или плохим, как сказать, не нам судить, даже если это секретари партийных организаций середины восьмидесятых годов прошлого столетия. А наше дело — тоже очень индивидуальное: чей мир принимать, а чей — не принимать...

Да, время так стремительно и неудержимо, что жизнь пролетает, как миг единый, и уже в ином времени и пространстве эти два человека решают совершенно иные задачи.

Сколько уже их, ушедших?.. Ретроспектива благодушно раскладывает картинки времени, а для меня они — частички моей жизни.

Удивительный Тимофей Максимович Белозеров. Приносит в издательство рукопись своей первой прозаической книжки — рассказы для детей. Рассказы столь хороши и теплы, сколь и притягательны: в каждую клюквинку Тимофей Максимович прячет тайну, которой и приглашает ребенка к разгадке. Большой художник, Белозеров между небом и землей скользит глазами ребенка и дарит открытие забытого взрослыми мира детей.

И вот. Стоит Тимофей Максимович, чуть ссутулившись в своем темном пиджаке, и немного смущенно говорит нам с Таней Четвериковой:

— Девчонки, посмотрите, может, есть что-то не так, ну, неточно...

Меня потрясло, что человек такого уровня профессионализма и высочайшего таланта, не постеснялся усомниться в качестве своей работы и просит совета. Татьяна посмеялась над моим удивлением:

— А чего ты хочешь, Галина, в этом весь Белозеров. Это настоящий писатель способен услышать чужое мнение, а «гении» ни в чьих советах не нуждаются.

Книжка Тимофея Максимовича вышла, имела большой успех, потом появилась вторая. Конечно же, Белозеров знал и меру своего таланта, и цену всего того, что выходило из-под его пера, просто он был столь строг к себе, что обязательно проверял и на других каждый звук рожденного им слова. Нет, не со всеми замечаниями он соглашался, а когда видел, что не донес того смысла, который вкладывал в рассказ, Тимофей Максимович находил свое слово, единственное, точное, и вбивал его как гвоздь.

Тепло и светло вспоминать этого удивительного и редкого человека. Еще один теплый человек вспоминается мне, хотя он не был членом Союза. Виталий Попов. Вот, он сидит в нашей редакторской комнате. За окошком зима, похлестывает снежком ветер. На тумбочке подает голос электрический чайник, который Виталик подарил нам раньше. Виталий сидит в кресле низко, слегка расставив ноги в коротеньких серых валенках. Мы подшучиваем над этими его валенками, добродушно и любя — нам всегда приятно видеть этого поразительно деликатного и мягкого человека и очень даровитого в творческом отношении. Виталий с улыбкой слушает наши шутки, ему тоже хорошо с нами, уютно. Он тянется к своей сумке, достает три чашки:

— Вот, к чайнику добавка, чтобы всем чашек хватало.

Мы радуемся и тут же обновляем посуду. Мы не знали тогда, что это была наша последняя встреча с этим редким человеком: он умер скоропостижно после воспаления легких, которое он подхватил в сельской командировке. И как память о нем остались чайник и эти три чашки...

Всё чередой и чередой те, кого уже нет с нами...

С Марией Клементьевной Юрасовой мы работаем над переизданием её прежде вышедшей книги — высчитываем объем нового, доработанного материала. В то время четко регламентировалось — какой объем нужно автору добавить, чтобы считать книгу переработанной, от этого зависел объем гонорара за книгу. Мы порядком устали от такого нетворческого процесса и решили немного отвлечься: говорим о театральных премьерах, журнальных новинках, деликатно спорим, обмениваясь мнениями о только что открывшейся выставке художников. При расставании, когда все наши подсчеты благополучно были завершены, она достает маленькую северную поделку и говорит:

— А это, Галочка, пусть будет такой гешефт... тебе на память… будет, будет веселить тебя этот забавный северный человечек в ту минуту, когда в душе будет совсем неуютно.

Эта маленькая вещица всегда была для меня теплой и почему-то очень дорогой.

Много у меня было авторов, но так случалось, что не всеми было принято сказать теплое слово благодарности за совместную работу редактору, который по силе возможности старался сделать рукопись более сильной в литературном отношении. Михаил же Степанович Шангин в этом отношении был исключительным. У него всегда находилось искреннее слово, особенно, если удавалось вместе подтянуть текст, найти интересный ситуационный ход... он никогда не забывал поблагодарить. Обычно это звучало так:

— Георгиевна, а неплохо у нас вроде получилось, а? — глаза его хитровато улыбаются, добродушная улыбка на лице. — Ну, спасибо тебе!

И прекрасно понимаешь, что «у нас» — исключительно к его таланту относится, но тепло у сердца от такого внимания.
Мне дорог этот человек, потому что мир его души всегда был заполнен любовью к человеку, он всегда боялся сделать ему больно. А как редактор его книг я перед ним виновна больше всех: однажды, в угоду широко плеснувшейся антиалкогольной пропаганды, мы сидели с ним и уродовали его новую повесть — вымарывая или сглаживая сцены, где присутствовало лишь упоминание о спиртном или о его последствиях. Чувство собственной вины было особенно острым, когда видела, как мучится Михаил Степанович, но мы это делали, и никогда я не услышала упрека от него за этот мой вандализм.

Почти до самой смерти он позванивал мне, особенно если его обуревали сомнения по поводу Священного Писания, в котором он находил для себя множество противоречий и непонятных мест - я уже была в православии, а он... мучительно шёл к нему, хотя много для него сделал.

— Георгиевна, — обычно начинал он разговор, — вот скажи-ка мне...

И Шангин выкладывал длиннейшие тексты из Ветхого Завета. От моих пояснений ему понятней не становилось, видно было, что миссионер из меня получается никудышный, и я советовала ему то, через что сама проходила:

— Вы не углубляйтесь пока в Ветхий Завет, Михаил Степанович, читайте Новый Завет, Евангелие, святоотеческую литературу, там вы найдете ответы и, возможно, много для себя полезного.
Михаил Степанович искал Бога тщательно и придирчиво, не подозревая, что Он с ним всегда был рядом.

Борис Александрович Малочевский, бывало, придет, осторожно усядется на стул, обопрется двумя руками о свою массивную трость, и смотрит недоверчиво. На него приходилось часто досадовать из-за особенностей его характера, а еще потому, что в каждой его новой повести в том или ином виде обязательно присутствовала «Венина капля», которая стала в издательстве с его легкой руки «каплей» нарицательной.

С Татьяной Четвериковой у нас как-то само собой сложилась в совместной работе такая практика — если одна из нас сомневалась в верности собственной оценки того или иного произведения, мы обязательно давали читать рукопись одна другой. И вместе, после споров и убеждений друг друга в собственной правоте, приходили к единому знаменателю. Так вот, по этой причине все рукописи Малочевского были нам хорошо знакомы, где в той или иной форме непременно присутствовала эта пресловутая «Венина капля».

В первой из них — прекрасному молодому человеку, лирическому герою повести, противопоставлен Веня, тоже замечательный и достойный молодой человек. Все обещало быть благополучным, только вот у Вени была одна маленькая беда: в самые ответственные и важные минуты его жизни вдруг откуда-то образовывалась и все набухала и набухала на носу коварная капля, которая вот-вот готова была сорваться. Маленький штришок о герое, но как эстетически положительная личность он уже был уничтожен. И вот с такими «Вениными каплями» в произведениях Малочевского мы старались как-то обойтись поделикатнее.

Не знаю, но и этот эпизод из союзовской и издательской жизни мне кажется теплым — то была жизнь, которая говорила: я разнообразна, любите меня всякую, и с «Вениной каплей» тоже.

Ефим Исаакович Беленький. Работаем в его квартире на Герцена. Овальный стол и тишина в доме. Более тщательного человека к своему слову, сугубо скрупулезного, не встречала. Вымотали мы друг друга изрядно, и устали. Ефим Исаакович собирает в папку листы рукописи, закрывает свои ранее изданные книги, отодвигает журналы, устало проводит рукою по глазам и тихо произносит:

- Ну вот, мой почтеннейший редактор, мы с вами отменно посражались, можно и передохнуть…

Он переходит в кресло, удобно устраивается, как человек умеющий насладиться отдыхом и имеющий на это свое законное право. На минуту прикрывает глаза.

Меня поражает вдруг возникшее чувство: этот усталый и уже не молодой человек вовсе не отдыхает, а реально занят другим делом — он как бы раздвигает рамки времени, и один за другим невидимое пространство комнаты наполняют те, о ком он говорил свое слово… но уже потихоньку открывает глаза, чтобы сказать с доброй улыбкой:

- А разве мы не заслужили обед, как Вы думаете?..

Его супруга застилает стол скатертью, светлыми руками поправляет невидимые складки, расставляет приборы и разливает из супницы вермишелевое первое, подает хлеб и приносит легкое второе...
Остановленное время словно убирает звуки: в доме живет только ритмика движений: свет заходящего солнца, который скользит по стенам... живопись, графика... и два немолодых человека с увлечением рассказывают историю появления живописных полотен в их доме; раскрывают альбомы, словно двери в прошлое и показывают фотографии очень далеких дней, когда была большая война. И в этой войне было место и ему, Ефиму Беленькому. Открываются и закрываются страницы, и уже другие молодые лица — сначала дети, потом внуки. Слушаю, как с большой гордостью дедушка говорит о внуках: «У них хорошее будущее, потому что они знают, где живут».

Смотрю на молодые и счастливые лица с фотографий... Тепло и радость жизни запомнились в этом доме.

Большой и удивительный человек Виктор Петрович Рожков. Он вваливается в кабинет, как подарок, — и сразу же все начинает сиять и светиться северными красками, дышаться приполярными окоемными льдинами, расцвечиваться сказочным словом невероятных историй... во всем этом Виктор Петрович. А еще он был очень чутким человеком, скажу даже, мистически чутким.

В его жизни однажды сложилась непростая ситуация, он с нами ею поделился, и мы, как умели, пытались притупить эту его боль, а после того, как Виктор Петрович обошел каждый кабинет издательства, рассыпая женщинам комплименты, подарки и веселый смех, я вышла проводить его, взгрустнувшего, до выхода. Он направлялся к двери и был ко мне спиной, когда мне захотелось его перекрестить. Такому своему желанию удивилась и сама, тем более, что большим приверженцем церкви в то время не была, так, заглядывала для чего-то. А тут складываю пальцы, как видела, и наношу крестное знамение, на него, уходящего. И странное чувство возникает: я ему в дочери гожусь, а крещу его и ощущаю, как мать… Где-то через месяц он снова появился у нас в редакции, подарил всем по кедровой шишке с орехами, по конфете, угостил новыми историями, а когда уходил, сказал мне шепотом на ухо:

— Я знаю, ты перекрестила меня... спасибо...

Ну, об этом знать мог только Виктор Петрович Рожков, в чем-то очень таинственный человек и прекрасный мастер сюжета и слова.

О Раисе Абубакировой я много слышала, но никогда ее не видела, а мне предстояло с ней работать: ее рукопись лежала у меня на столе. Меня удивила в ее повести способность видеть мир. Был он привычным и понятным, но каким-то напряженным, разорванным и одновременно беззащитным. После беготни к художникам, колготни в корректорской, вхожу в свой кабинет, и… возле моего стола сидит… девушка, женщина? На ней курточка и какая-то нелепая белая шляпка. Эта шляпка меня и поразила — нелепее сочетания я в жизни не видела. Шляпка-то обыкновенная: небольшая, из хорошего белого фетра с загнутыми круто полями. Но держалась она на голове моей посетительницы как-то самостоятельно, одиноко и дерзко, словно говорила, что не имеет к голове этой женщины, ну ровно никакого отношения…

— Раиса Абубакирова, — с некоторым вызовом произнесла посетительница и указала рукою на стол, где лежала ее рукопись.

Так состоялось наше первое знакомство. Не скажу, что мне было с ней работать легко и доверительный контакт возник сразу, нет, но трудность заключалась в самой Раисе — она, как ощетинившийся ежик, не доверяла никому, кто мог посягнуть на ее внутренний мир или даже просто приблизиться к нему. В беспомощных попытках согреть ее душу, а мне почему-то казалось, что она в этом очень нуждается, я пригласила Раису домой, нарушив свой же запрет: никогда не приглашать к себе в дом авторов. После жесткой и упорной работы, наспорившись, наругавшись с раздражением друг на друга, мы замолчали, услышав за окном веселый лай собаки и озорной мальчишечий голос:

— Джой, ко мне!.. неси скорее палку!

Мы повернулись удивленно лицом друг к другу и вдруг весело рассмеялись. Не помню сейчас, что нас рассмешило тогда, но пробежала какая-то искра доверия, которая не угасала многие годы, вплоть до самой Раисиной кончины.

Мы прошли в кухню и сели за стол, налили себе по рюмашке перед густым и ароматным борщом, долго и тихонько разговаривали. Она вспоминала о своем детстве, об их интернациональной деревне, где были все, и татары тоже. Сказала о том, что не знала своего родного отца и часто вместо имени слышала: «Ишь, татарский сураз побежал...».

Мне особенно была понятна эта ее боль, поскольку и в моем детстве слова «суразёнок» и «крапивница» не раз и не два заставляли меня уходить за село к речке и горько плакать. И мы здесь, за столом, тоже немного всплакнули, и стали друг другу понятнее.

Болела Раиса мучительно, но очень стойко переносила приступы болезни. Она пришла к вере, стала православной. Не сразу. Поэтесса Галина Кудрявская рассказывала, как Раиса, решив креститься незадолго до смерти, позвала ее и сказала: «Ладно, давай, зови скорее своего попа…».

И такой вот мужественный человек был в моей жизни.

Владимир Васильевич Полторакин, конечно же — художник и писатель, и не скажешь, чего в нем больше. И эта параллель никогда не пересекалась, была в нем всегда, придавая его облику что-то тонко интеллигентское, нечто в стиле декаданса. Его руки любили карандаш, и всякое коллективное сознательное или бессознательное, если оно только собиралось, тогда было уже не важно — партийное это или союзовское собрание, работа ли творческого семинара молодых, — тут же на листе бумаги проявлялись и запечатлевались головы и головки: в единично ли избранном образе или собирательно. И всегда Владимир Васильевич дарил свои рисунки тому, кого рисовал. О Союзе художников мог рассказывать бесконечно, особенно о его старейшинах и о том, что и их мир не так прост, как порою кажется из творческих мастерских.

А Володя Макаров! Разве можно без грусти вспоминать сейчас этого гиганта поэзии! Ну, был он, был, дамским угодником, любил сказать женщине приятное слово. И этот застенчивый бонвиван так щедро от природы был одарен талантом, что всем это казалось таким естественным, что с Володею именно так и должно быть. Как умел он радоваться находкам собратьев по перу! Он читал их удачные стихи артистично, с пафосом, разворачивая рифму удивительно, может быть, на удивление и самому автору, непременно присутствовавшему здесь же.

Умница, шутник, и вместе с тем он был так чуток к чужой боли и несчастью, хотя ему самому от жизни достался не «пряничный мир». Незнаю человека, который бы просил Володю о помощи и не получил ее. Он всегда помнил просьбу и пусть не сразу, но обязательно, когда придет время, позвонит и скажет, что и как лучше сделать… Ну, а его другие звонки в другом состоянии, как не помнить, это тоже Макаров, пусть другой, но неделимый. Пример:

— Галка, ты слышишь?.. ты слышишь?.. говорю я, Володя, Макаров... слушай, совсем последние, только написал...

И он читает прекрасные стихи, одно за другим. Тут и звука из своей оценки не всегда успеешь сказать.

— Подож-ж-и-подож-ж-и!.. ты слушай, старуха! Еще вот...

Если успеешь слово вставить, то смеется радостно одобрению и снова с самозабвением читает чудные строки свои, а потом с каким-то клекотом в голосе, даже кряканьем:

— Что скажешь?.. А?.. А-а-а!.. А ты говоришь!..

И действительно, что еще скажешь об этом большом поэте, кроме слов восхищения: Талантище и Человечище!

Можно долго вспоминать и много говорить о каждом, кто так или иначе в кладку прекрасного здания под общим названием «Культура» кирпичик за кирпичиком укладывал и свое слово прозы и поэзии.

Литература — дело штучное и деликатное, его не освоишь, как экскаватор или компьютер, литература — работа души, и люди, ее создающие, — удивительные люди, потому что каждый из них отмечен особым талантом, который не человеком назначается, а даруется свыше. Их всегда было очень мало, этих безумцев, которые умеют заставить другого человека снова любить и верить. И это не горе, что сегодня их все меньше читают, не издают и говорят, что они вообще сегодня не нужны, что их время прошло. Все приходит и уходит, не нам судить, лучшее сито — время, оно отсеет истину. А горе придет тогда, когда на земле перестанут рождаться таланты.

Мне же эти люди дороги тем, что они были, прошли со мной по земле, подарили общение, а значит, поделились частичкой своей бесценной жизни, которая осталась в моей душе и стала мною, ведь каждый человек растет другим человеком какого бы качества и достоинства эти добавки ни были.

Комментарии

Людмила Ларкина

Дорогая Галина.
Большое Вам спасибо за такой  большой труд над этим публицистическим произведением.  Познавательные мини зарисовки  о судьбах  писателей очень ценны, интересны и поучительны. Выписала целый букет цитат из Ваших воспоминаний, которые очень актуальны и сегодня:

1. «Строгими судьями чужого творчества, как правило, становятся те, кому самому не дано таланта».

2.  «Ссора бывает и мнимой, возникшей на пустом месте из непонимания, а длиться она может вечно, если рядом неотлучно оказываются те, у кого всегда наготове сухие дровишки, и в нужный момент они умело подбросят их в костёр на радость себе. Такие любители огня в нашей жизни встречаются, и довольно часто, как это ни прискорбно».

3. «Если даже очень постараться, не найти самых первых искорок, которые разожгли костёр вражды между
этими двумя уважаемыми людьми… ».

4. «Живейшая иллюстрация, как наветы превращаются в «вернейшую» информацию…»

5.  «Объединяясь, разъединялись, тем более, что к тому всегда были причины — недавно вышедшая книжка одного из них мгновенно искрила, рассыпая ревнивые огоньки в сердца…».

6. «Литература — дело штучное и деликатное, его не освоишь, как экскаватор или компьютер, литература — работа души, и люди, ее создающие, — удивительные люди, потому что каждый из них отмечен особым талантом, который не человеком назначается, а даруется свыше».

7. Горе придёт тогда, когда на земле перестанут рождаться таланты.

8.  «Жизнь куда мудрее нас с вами, ей не нужны наши аргументы и контраргументы, всякие дискуссии по поводу и без, она просто есть, и это главное на земле...»

Еще раз вам большое спасибо.
Ангела Хранителя Вам на всякий час.

Галина Минеева

Благодарю, Людмила за добрые слова.
Да, жизнь замечательна тем, что постоянно учит нас видеть как она изобретельна в своих всевозможных проявлениях, которые - поначалу, могут показаться и трагическими, а по прошествии времени понимаешь - как милы они были и поучительны.
Спаси Вас, Господи!

литература — работа души, и люди, ее создающие, — удивительные люди, потому что каждый из них отмечен особым талантом, который не человеком назначается, а даруется свыше.

Как замечательно сказано, дорогая Галина!

Я подумала, Галя, как же повезло всем этим людям, замечательным авторам, с Вами! И промысел Божий был в том, что именно Вас выбрали миротворцем.

Критика и вообще критический взгляд со стороны необходим как воздух, без этого невозможно преодолеть себя. Но как бывает грустно, когда вместо конструктивной критики по существу, происходит обычный "разбор полётов", где во главе угла стоят внутренние установки... и вот тебя уже причистили в ряды тех самых "гениев", которые как будто бы и слушать не хотят никаких советов. Умение сделать замечание таким образом, чтобы автор почувствовал в критике со-переживание и со-участие - вот это, на мой взгляд, очень важно в творчестве и важно очень особенно для начинающих авторов. И это всё есть в Вас, Галина!

Спаси Господь за Ваши труды! give_heart

Галина Минеева

Танечка! Как видно из материала, "миротворца", увы!.. из меня не получилось. Да, не получилось, и по той простой причине, что каждый из них создал сам в себе представление о себе как об избранном, особенном, а близкие к ним люди постоянно поддували им крылышки, так что люди не могли уже реально себя оценивать, они ждали только восторгов в свой адрес и признания в "гениальности", хотя, на словах, активно отрицали это... Мы, православные, знаем название этому опасному явлению - состояние прелести, стараемся (по мере сил) не впасть в него, поскольку нам ведомо и то, что впав, себя реального мы уже не видим - уже побеждены страстью. А те люди, о которых я говорю, да и я в то время, об этих вещах и не подозревали даже, так что - и с той, и с другой стороны всё было на уровне сердца. А сердце... чем наполнили, то и имеем. Эти люди, к моему глубокому сожалению, в этом состоянии так и остались до сего дня (говорю о тех, кто ещё жив). Помоги, всем нам, Господи, и огради от этой напасти!

Как видно из материала, "миротворца", увы!.. из меня не получилось

Галина, дорогая, это же и не важно, как мне кажется! Важно то, что на Вашем примере люди увидели иной формат жизни: вне интриг, вне сплетен, вне всякой псевдодеятельности! Пусть каждый остался при своём, но всё же - Ваше участие в жизни каждого человека, не могло не оставить глубокий след. Это чувствуется сердцем, правда!

Спаси Вас Христос! give_heart

Галина Минеева

Да, Татьянушка, совсем не важно, удалось ли нам что-то изменить, даже наши эти старания что-то в мире меняют. А сердце... оно бывает органом простодушия, что поделаешь, а простодушие - качество души сложное, хотя на первый взгляд и очень простое - к сожалению, за него бьют больно.

Галя, какой материал! Зачитаться! И акценты верны, точны. Добрый взгляд на мир, взгляд человека, умеющего вмещать других.

Очень даже омилийский текст, все эти проблемы нам хорошо знакомы. Особенно горько, когда один человек не хочет или не может понять, что есть другой и другое. И как растут люди, когда не на себе одном сосредоточены, но спешат встретить другого. Эти встречи очень обогащают.

СпасиБо give_rose

Галина Минеева

"Особенно горько, когда один человек не хочет или не может понять, что есть другой и другое" - Да, Света, горько. Почти 30 лет прошло с того времени, о котором рассказываю в материале, а те, кто был среди "создателей ложных представлений" (большей частью они все ушли в альтернативный союз - Союз российских писателей), не изменились, даже, как-то заматерев, они ещё сильнее оборзились. В Москве - они все на Болотной тусуются. Нет, их психологию не изменишь. Мне иногда кажется, что у нас - солярная закрученность спирали, а у них - анти. Вот так и существуют эти две силы в мире. И в таком-вот проявлении.

Вот так и существуют эти две силы в мире

Когда-то я поняла одну простую истину: "Христос в нас лишь когда мы его отдаем". Это правило годится на все случаи жизни. Независимо от отношения к религии (по правде своего сердца), люди в мире живут одни - по законам любви, иные по законам ветхого эгоистичного нутра:

Люди мира стремятся завладеть, захватить, присвоить: мир, других людей, Бога. Они — пользователи и потребители. Люди Христовы — служители, чуждые миру. Их противостояние неизбежно и неизменно, пока не воцарится во всём Христос.

Про это и в Круговой поруке добра - подробнее.

Спаси Бог, Галинушка, за беседу, за знакомство bye

 

Дорогая Галина, с большим интересом знакомлюсь с Вашим творчеством. Иногда приходится перечитывать, т.к. подчас мне кое-что не знакомо - другой быт, другая реальность, но сама суть - захватывает.

"Это настоящий писатель способен услышать чужое мнение, а «гении» ни в чьих советах не нуждаются..." clap

Боже мой, этими словами сказано всё. Спасибо Вам, Галина, за статью.

Ирина Богданова

Галя, с большим интересом прочитала. Хорошо Вы пишите, и так по-доброму, с "клюквинкой внутри" и интересной характеристикой каждого человека.

 

Это настоящий писатель способен услышать чужое мнение, а «гении» ни в чьих советах не нуждаются.

По реакции автора на критику, тоже всегда прихожу к такому мнению.

Галина Минеева

Благодарю, Ирина, что заглянули ко мне на "писательский огонёк", и тоже вспомнили кое-какие встречи с "гениями" из своего опыта. Их просто жаль, несчастные люди. Жаль и того, что именно от них и случаются всякие нестроения на любом месте и в любом сообществе.