Интервью с супругами Сушко
Ежегодно в России 8 июля празднуется День семьи, любви и верности. В этот день Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Их брак стал образцом христианского супружества, а нынешний праздник — днем любящих людей и счастливой семьи. В этот день принято поздравлять и тех, кто только стоит на пороге семейной жизни, и семейные пары, которые прожили вместе не один десяток лет.
В преддверии праздника редакция «Пути к храму» встретилась с уникальной семейной парой, ветеранами Великой Отечественной войны, Михаилом Тимофеевичем Сушко и его супругой Валентиной Евдокимовной. В этом году, 5 августа, супруги Сушко отметят 65-ти летие совместной жизни. Мы попросили их рассказать о своей семье и поделиться с читателями своим жизненным опытом.
— Михаил Тимофеевич, расскажите, как вы познакомились с Валентиной Евдокимовной.
— Это была любовь с первого взгляда. Она ведь тогда совсем девчонкой была, еще семнадцати лет не было, хорошенькая такая (смеется). Валя тогда работала клепальщицей на авиазаводе, а я там же на проходной. Помню, она сказала мне: «Дяденька, пропустите, пожалуйста», и я как увидел ее, так и влюбился.
Валентина Евдокимовна:
— Потом он узнал мой адрес и стал провожать. Мы и на танцы ходили. Миша все пытался меня научить танцевать, а у меня не получалось. Он любил танцевать, а я — нет.
— А какая у вас была свадьба?
Михаил Тимофеевич:
— Да какая там свадьба? В те времена все было просто. Ни платьев, ни банкетов, ни фото на память. Мы с Валей расписались в ЗАГСе, потом зашли в магазин, купили баночку консервированных крабов — решили себя побаловать — и домой.
Валентина Евдокимовна:
Только мы так и не поняли вкус этого деликатеса. Нам крабы не понравились (смеется)
Михаил Тимофеевич:
— Мы вообще жили очень скромно. Валя родилась на Украине, на Дальний Восток к сестре приехала. У нее совсем ничего не было.
Валентина Евдокимовна (удивленно):
— Почему же ничего? У меня было ведерко, чтобы чай кипятить, и большой трудовой стаж. Я закончила четыре класса и рано работать пошла. Так уж жизнь сложилась. Времена были тяжелые. Еще до войны мой отец был председателем совхоза. Они сеяли рожь, но по какой-то причине одно поле не взошло, и отца посадили в тюрьму. Вскоре и мама умерла. Нас воспитывала бабушка. Она была очень набожным человеком. Бабушка всегда сердилась, если мы из-за стола без молитвы выходили. Она говорила: «Разве можно быть такими неблагодарными, ведь Бог нам все дает, кормит нас?»
— Скажите, а вас не страшили трудности, ведь очень сложно начинать семейную жизнь без поддержки близких, практически с нуля?
Михаил Тимофеевич:
— Я так скажу: сейчас молодые люди в брак вступать не хотят, говорят, что сначала нужно добиться материального благополучия, купить жилье, сделать карьеру и так далее. Они бояться заводить семью и детей, а зря. Не нужно бояться трудностей. Самое главное, чтобы любовь была.
— С милым рай и в шалаше? Но не все молодые люди согласны с этим. В шалаше-то жить тяжело.
Михаил Тимофеевич:
— Тяжело, не спорю. Но беда нашей молодежи в том, что люди стали очень избалованы удобствами. Многие работать не хотят. Все им дай готовое. А в семейной жизни труд нужен и терпение. Мы вот с Валей не в благоустроенной квартире жизнь семейную начинали. Мы вообще в бараке без воды и удобств жили. У нас даже кровати не было. Я достал где-то наматрасник и набил его соломой — так и спали. Кровать сам делал. Да я очень многие вещи делал своими руками. Например, наш первенец в самодельной коляске ездил.
Валентина Евдокимовна:
— Да, мы были очень работящими, а о трудностях не думали.
— Михаил Тимофеевич, а Вы супруге подарки дарили?
Михаил Тимофеевич:
— А как же. Тогда в моду крепдешин вошел. Так я весь город обежал и купил эту ткань ей на платье. Правда, Валя меня за такой подарок чуть не убила (смеется).
Валентина Евдокимовна:
— Просто мне цвет не понравился.
— А у вас серьезные ссоры были друг с другом?
Михаил Тимофеевич:
— Таких, чтобы до развода, не было. Я не люблю с Валей ругаться. Когда мы ссоримся, то я просто заболеваю, все из рук валится. Очень переживаю из-за этого.
— А кто в вашей семье первым идет на примирение?
Валентина Евдокимовна:
— Обычно я. Я вспыльчивая, но отходчивая. Первая мирюсь, прощение прошу.
— А кто в вашей семье главный?
Валентина Евдокимовна:
Конечно, Миша. Все на нем держится.
— Но говорят, что семья держится на женщине, ведь она хранительница очага.
Валентина Евдокимовна:
— Женщина — хранительница очага, это верно. Но главный в семье — мужчина.
— Вы прожили очень долгую совместную жизнь. Какие моменты были самыми тяжелыми?
Михаил Тимофеевич:
— Смерть сына... И еще, когда Валя заболела раком.
Валентина Евдокимовна:
— Да, я четыре года лечилась в онкологии. В 50 лет у меня обнаружили опухоль головного мозга. Я прошла четыре курса химия терапии.
— Это очень тяжело. Как же Вы выдержали?
Михаил Тимофеевич:
— Мы старались жить прежней жизнью, по возможности ездили на дачу, работали по силам. Отвлекались работой, не позволяли себе раскисать.
Валентина Евдокимовна:
— Меня поддерживал муж и дети, лечение помогло, и я выздоровела.
Валентина Евдокимовна и Михаил Тимофеевич, что бы вы могли пожелать молодым людям, которые хотят вступить в брак?
Михаил Тимофеевич:
— Не бойтесь трудностей, терпение и труд все перетрут.
Валентина Евдокимовна:
— Любовь — это самое главное. Без любви ничего не получится.