Вы здесь

Серебряный крестик

…Девчонки скучали возле «Универсама» между двумя парами лекций. — Лен, а что, сейчас модно — кресты-то? — спросила Танька-Интернет. (У длинной джинсовой Лены в майке с открытым животом действительно появилась ещё одна «обновка») — А чо, кому жалко? Ни одна звезда без крестика не ходит… Нравится — и ты купи. — Правда, правда, купи! — Обрадовались развлечению Натуся и Джина (это прозвище, а как девицу мама звала — не знаю и врать не буду!) Толкаясь, студентки педфака встали у «Церковной лавки». Таньке сразу понравился серебряный крестик: ни большой, ни маленький, вырезной такой. И стоит неожиданно доступно. Но маленькая седая женщина в белом платке не торопилась доставать его со стеклянной витринки. «Ты хоть крещеная, дочка?» — мягко спросила она, но темно-серые глаза смотрели строго. Таня неожиданно смутилась. Выросла в семье библиотекарши, прилежная, с детства с книгами дружила, но как относиться к Богу, не поняла. Мамы нет почти год, а никогда об этом с ней разговоров не было. Один разговор: «Учись, учись, Танечка. Пробивай дорогу, помочь нам некому…» А правда, я крещеная или нет?.. «Ты что, Интернет, застыла? -Крещеная она, крещеная!» — И на смуглой тонкой шее красиво замерцал серебряный крестик…

… Через полгода, осенью Таня ехала на выходные в гости к Натусе в Павлово. Попутный автомобиль вышел из строя на въезде в Ворсму. Таня глянула в окно и ахнула: спокойная гладь озера, остров с развалинами (монастыря — объяснила Натуся) и старыми деревьями, река с шумящей плотиной, леса-перелески с востока. А впереди — церковь-красавица, лазоревые маковки. «Пойдем туда! Пойдем!» — махнула она рукой на все это диво. Девушки вышли и вскоре оказались у изящного мостика, переброшенного на остров. Одна беда — давненько беднягу не ремонтировали, и на металлическом остове отсутствовали многие доски настила, а которые были — подавались от шагов, съезжали, ходили ходуном. Натуся идти на остров наотрез отказалась, а Таню понесло. Неожиданно девчонку захватила какая-то истерическая радость: ясный звенящий прохладный день, нежное улыбчивое солнце, и такая красота кругом! Она легко пробежала по скрипящим стукающим доскам, запрыгала на середине, легко перешагнула парапет — там было ещё много места — и… — Танька!!! Танечка, держись! — Оторванная доска подвернулась, и Танька-Интернет мгновенно оказалась в холодной глубокой воде. Плавать она не умела. Натуся убежала звать на помощь. Ни рыбаков, ни купальщиков — октябрь… Таня барахталась, чувствуя, как становятся все тяжелее, сковывают её смертным подводным холодом свитер и ветровка. Она с трудом расстегнула клепки-застежки и выпуталась из ветровки. Пока она делала это, опоры моста оказались каким-то образом далеко в стороне — не ухватиться, и сил нет. «Ма—ма-а-а-!!! — Но мамы больше нет… Господи, Господи, помоги мне… Ведь Тебя просят, я знаю… И Ты помогаешь… Я больше не буду… Мне страшно…» Девушка теряла сознание, побелевшие пальцы вцепились в тонкую цепочку на шее.

…Старый велосипед негодующе зазвенел от такого непривычного обращения. Он ещё заваливался в почти летнюю осоку, а Леша уже рвал с себя куртку на бегу. Плеск. Несколько сильных взмахов — и он у цели. Девушка уже ушла под воду, и парень нырнул. Ему повезло, он смог ухватиться за цепочку с крестиком, которую Таня в полубреду выдернула из-под высокого ворота. На берегу спасенная неожиданно быстро пришла в себя, фыркая и чихая, словно кошка, а потом началась такая истерика, что приглашать греться и переодеваться было просто бессмысленно. Алексей без долгих разговоров завернул ревущую девчонку в куртку, схватил в охапку и бегом понес домой.

— Мам, погляди, какую я русалку вытащил — крещеную! — Он хотел все свести к шутке, чтобы не разволновать свою старенькую маму.

— Вот доигралась то, допрыгалась! — Таисия Алексеевна строго смотрела на Таню, которая уже не плакала, а только икала, испуганно оглядываясь кругом. — Ну, пошли, дочка! — И Таня поняла, кого ей напомнила эта седенькая женщина. Та, продавшая крестик, тоже назвала её дочкой. Через полчаса одетая в теплый халат и завязанная платками Таня пила чай с малиновым листом, валерианой и мелиссой. По просьбе Лены Леша сбегал на берег, но не нашел там Натуси. (Она смогла привести кого-то с трассы, но вокруг стояла тишина. Хорошо, что мальчишка с грязной белой собачонкой сказал, что Лена жива, а дом, куда её увели — он не знает. Натуся обиделась за свое потрясение и уехала…) Таня успокоилась и разрумянилась, высыхающие волосы легли на плечи мягкой волной. Алексей так и залюбовался своей смуглой русалкой. Мать и сын ласково расспрашивали Таню, потом Таисия принесла пухлый альбом со старыми фотографиями, потом выяснилось, что Леша тоже учится в Нижнем, в Политехе, на «автобулыжном». — А я в «Ждановце» вашем была! Больше всего понравился… — День Дурака, да? — И они захохотали — не от того, что смешно, а от того, что все страшное позади, и ещё потому что каждому показалось: не случайна встреча, не расстанутся они просто так… Таня украдкой взглянула на славное простое лицо с темно-серыми, как у его матери, глазами, большие аккуратные руки. — Церковь красивая у вас-Таня пыталась скрыть смущение… — Да, — ответила хозяйка. — Никольская, раньше и улица была Никольская. — А что за рукоделие такое, вставочки в клеточках… — А, это филейная сетка. Вот эти вышивки монашенка делала. Как монастырь-то разогнали, Парашенька у нас жила, как сестра с мамой моею, царство небесное им. Парашенька ещё Лешу застала, крестик у него Паранин… — У Алексея в распахнутом вороте блеснул крестик. Ни большой, ни маленький, вырезной такой… — Смотри, как у тебя совсем — заметил Леша. — А у тебя кто крестная? — Не знаю… — Таня отвела глаза. — Мама умерла, не рассказала. — Таисия обняла девушку и погладила по золотисто-русым волосам. — Спас тебя крестик-то.

— Меня спас Леша! — Нет, детынька, кабы Бог не помог, и Леши бы тут не сказалось.- Таня вдруг вспомнила, как на грани беспамятства она просила Его. И Он услышал… Неожиданно на ярком безмятежном лице проступила какая-то тайная решимость.
Таня окрестилась в Нижнем (в Печорской церкви) в середине зимы. Она наивно боялась потерять свое имя (а вдруг батюшка другим именем назовет?). Но как было ещё наречь её — пришедшую к храму в канун Татьяниного дня! Наверное, мы не удивим вас, если расскажем, что раб Божий Алексей и раба Божия Татьяна обвенчались в Никольской церкви год спустя. Одинаковые серебряные крестики были спрятаны на груди, а хрупкие позолоченные венчальные свечки — тоже одинаковые — готова была прибрать в заветный ящичек комода Таисия Алексеевна — туда, где уже лежали две такие же.

Мы немного изменили некоторые детали — история произошла не очень давно. Таня и Леша живы, здоровы, а главное — очень счастливы; трудности их не пугают. Почему мы рассказали о них? — Конечно, не только из-за того, что происшествие это необычайно само по себе. Чему же оно может научить нас? Что думают по этому поводу служители Господа? — Включаю в материал для «Омилии» фрагменты интервью со священослужителями нижегородскими, которые я сделала по этому поводу около полутора лет назад.

«Нижегородские епархиальные ведомости» побывали в гостях у отца Алексея — настоятеля храма «Всех скорбящих радость», у настоятеля храма Спаса — отца Михаила. Несмотря на огромную занятость, священнослужители не отказали православной газете, и мы сердечно благодарим их. Мы даже не могли предположить, насколько серьезным получится разговор, начавшийся с истории о серебряном крестике… Итак, я на беседе у отца Алексея. Батюшка пробегает глазами по листочкам с очерком… — Скажите, отец Алексей, как относится православная церковь к тому, что надевают молодые люди, как сувенир, как простое украшение, священные символы — крестик, образок…

- Уточним: крест с изображением Распятия. Крест как феномен (и знак, и изображение, и орудие казни…) существовал и до того, как Христос нес его на Голгофу.

Только человек, который прошел таинство крещения, может надевать этот высокий символ принадлежности к христианству, к Православной церкви. Крест Животворящий налагает на его носителя большую ответственность. Человек, приняв иго Христово, как бы вопрошает себя: «Как же я слукавлю? Как же я смогу обидеть кого-то?..« — ношение креста подразумевает смирение. Порой, как ни горько, наблюдаешь полное глумление над нравственным смыслом Животворящего Креста. Так, выступления иных рок — музыкантов несут и в текстах их композиций, и в манере исполнения разврат и насилие, а на шее солиста, глядишь, болтается громадный крест. Крещеный такой «певец», или нет — очевидно одно: это бесовщина! — А в случае с Танюшей — продолжает отец Алексей — очень полемичная история (тень улыбки пробегает в серьезном лице батюшки). Вот посмотрите: надела крест всуе, из баловства, а он, в конце концов, привел её к храму, к вере — и стала она православной христианкой! Во всем, верно, рука Господа.

— Скажите, батюшка, а вообще — много ли молодежи приходит сейчас к вере, к Православию? — Да, да, безусловно. Не только юные прихожане, но и молодые священнослужители. Но, должен вам заметить (голос настоятеля становится особенно веским и проникновенным), это было всегда: и в трагические двадцатые годы, когда вместо отца, уведенного на муки за веру, к алтарю вставал сын, и в тридцатые, шестидесятые… Каким бы ни было общественное устройство — мы видим апостольскую преемственность, которую не смогли уничтожить годы атеизма.

Отец Алексей, мы просим Вас сказать несколько слов нашим читателям — в первую очередь молодым прихожанам: пожелание, наставление… — Православие больше 1000 лет несет свою просветительскую миссию. Никакие западные и восточные веяния, секты, я уверен, не смогут поколебать Вас и Вашу веру! Русские парни, представьте, почувствуйте, что вы все вместе — тело Христово. Помните, вне православия невозможно представить подлинно русского душою человека.

-Дорогие друзья, не правда ли, прекрасные слова. Трудно добавить к ним что бы то ни было….Храм Спаса — строгий и величественный, темного старинного кирпича. Отец Михаил принял нас в нижнем помещении, где вовсю развернулась стройка: скоро, скоро будет здесь воскресная школа и для отроков, и для малышей. — Так это подлинная история? — оживляется отец Михаил. — Да, крест — орудие искупления грехов наших. Просто надеть — нельзя. Но девушка -полуосознанно-, все же обратилась к Богу — и орудие Спасения помогло ей — даже некрещеной. — Отец Михаил ненадолго задумывается: история Тани, кажется, взволновала его…-То, что Татьяна окрестилась — плоды веры. Господь привел её к этой вере, послав тяжкое испытание. И как прекрасно, что Таня утвердилась в православной вере, обвенчавшись с человеком, с которым было ей даровано избавление от беды. — Отец Михаил, как смотрит православная Церковь на то, что многие носят кресты в виде ювелирных украшений? Кстати, прецеденты были и в минувшие века. У Тургенева в «Вешних водах» упоминается рубиновый, окаймленный бриллиантами крестик, посланный дочери Джеммы… — Крест может быть и алмазный, и деревянный — важен сам факт ношения креста православным христианином, даже самым молодым — и соблюдение тех духовных обязательств, которые он накладывает.

- Скажите, батюшка, а насколько массовым можно назвать вступление молодых людей в ряды Христова воинства? — В семинарии учится много талантливых молодых людей, но это ещё не значит, что все они станут пастырями. Не каждый будет рукоположен на это. — И самое важное здесь — духовная готовность к служению… — Отец Михаил, скажите пожалуйста несколько слов пожелания православной молодежи. — Хотелось бы пожелать утверждения в вере, посещения храма, где вы найдете добрый пример в лице служителей Господа; они помогут построить жизнь по заветам Православия. И ещё знайте: придя в храм с любым вопросом, с любой печалью, вы всегда найдете помощь и поддержку, разрешение житейских вопросов… Храни вас Бог! — «Серебряный крестик, не большой, не маленький, вырезной такой…» — сколько мыслей, сколько чувств ты всколыхнул!

Комментарии

Сергей Шалимов

... это, как мне кажется. Большая часть статьи имеет явный художественный характер. Идея понятна, но такой микс выглядит слишком механическим. Необходим переход, или вступление какое-то. Решений у этой задачи может быть несколько, но в данном случае нет даже признаков желания найти его. Каждая половинка статьи хороша по отдельности и по своему, но это не одно целое произведение.

Очень хочется отформатировать диалоги. В таком виде как сейчас, читать почти невозможно. Приходится не читать, а расшифровывать. Понятно, что это особенности "копи-инсерта" данного "движка" сайта, но Света всех просила внимательно относиться к техническим рекомендацим. Если их игнорировать, то и получаются вот такие вот растопырки...

Мария Коробова

Здравствуйте, Сергей! Спасибо Вам за отклик. Вы знаете, я действительно "механически" поместила очерк и прилагаемые интервью. В периодике это выглядело органично, а в "Омилии"... - согласна полностью (на странице газеты была большая плоскость самого рассказа, сбоку - колонка с интервью, врезочка с прологом наверху)  - не умудрил Господь. как гворится, когда, куда и как размещать. А "форматировать" и др. вещи я не очень понимаю по причине компьютерной малограмотности.

С пожеданием успехов Мария Коробова