Вы здесь

Секс в православии

Слишком непривычно даже как-то противоречиво звучит словосочетание «секс в православии». Понятно, что для православных семей, как и для любых других, сексуальные отношения супругов естественны и значимы, но в теории «праведность», «чистота», «целомудрие», явленные монашескими идеалами, как-то с интимностью не вяжутся. А ведь, по сути, такое словосочетание очень глубоко связано с православным христианством, воспевающим созданный Богом семейный союз и умножение человеческого рода. За двадцать столетий из проповеди Иисуса христианство выросло в огромную культуру со своей философией, своим искусством, своим законодательством, своими семейными и бытовыми традициями. Православие среди прочего — это и супружество, и воспитание детей, и секс.

О сексуальных отношениях в православной письменности говорили немного — это факт. На протяжении столетий такое молчание было в порядке вещей. Однако как только сексуальные отношения несколько десятилетий назад стали открытой темой, как только в них разглядели и осознали очень важную и глубокую сторону отношений мужчин и женщин, сразу же эта тема стала актуальна и для православия тоже, ведь отношения мужчины и женщины, а тем более отношения мужа и жены — одни из важнейших практических вопросов любой религии.

Каким же может быть православный взгляд на секс?

Любовь как основания семейного союза

О мужчинах и женщинах я подробнее писал в одной из прошлых заметок.

Основой и в то же время одной из целей человеческой жизни христиане провозглашают любовь, как взаимное личное свободное общение, дарение себя друг другу. Любовь мы можем определить как образ жизни, при котором ценность любимого вне зависимости от возраста, внешнего вида, здоровья, образованности и т.п. в глазах и сердце любящего выше всего. Для любви, в конечном итоге, неважно, чем обладает любимый (красота, ум, способности, деньги), а важен он сам. Любовь — это образ жизни, направленный на полноту и радость существования того, кто любим, это взятие полноты ответственности за любимого в меру своих сил.

Христиане говорят, что семья отражает образ бытия самого Бога и может быть основана только на свободной любви и самоотдаче супругов друг другу и детям. Или скажем иначе: дарованная Богом форма любви мужчины и женщины — это семья, союз двух взаимовосполняющих существ. Сегодня семья в православии — это союз мужчины и женщины на основании любви по взаимному договору. Рождение детей не является целью брака, оно — естественное и желанное следствие супружеского союза.

Секс вне брачного союза — грех

Первый непререкаемый и признаваемый во все времена христианский постулат о половых отношениях состоит в том, что секс призван быть выражением и венцом любви мужа и жены. Секс вне супружеского союза — грех и зло.

Евангелие, да и весь Новый Завет ясно говорят, что половые отношения рассматриваются как нормальные и естественные только в браке. Иных оснований для христиан нет, это заповедь Божья. Поэтому, всякого рода иные рассуждения, осуждающие внебрачные половые связи так или иначе дискуссионны. При этом, — и это часто умалчивается, — христианский взгляд предлагается только христианам и тем, кто доверяет Иисусу Христу.

Можно привести и косвенные аргументы. Богом установлен закон, что дети должны рождаться и воспитываться в семьях, где может быть создано единственно возможное воспитательное пространство. К тому же во все времена во всех народах было важно, чтоб супружеский союз был публично оглашен. Очень трудно жить семье без признания общественностью, которое является гарантом юридической и материальной защищенности семьи и детей в случае каких-то несчастий и бед. Для нормального развития детей и обретения ими своего места в жизни очень важно принадлежать к официальной семье, к семейному роду и по линии матери и по линии отца.

И еще. Если половой партнер рассматривается потребительски, не более чем средство сексуального удовлетворения, если человек воспринимается как тело и не более, то не может быть и одобрения интимных отношений. Если даже есть увлеченность, симпатия или влюбленность, но нет такой глубины, такого доверия и принятия, когда появляется готовность создать семью, то христиане не видят оснований для интимной близости.

Что же предлагает православие?

Я думаю, что в православии можно усмотреть три подхода к сексуальным отношениям.

Первый подход — идеалистически-философский, основанный на упомянутом выше учении о человеке и о семье. Всем известно, что человек в христианском понимании — это живая личность, единство духа, души и тела. Любые отношения между людьми проявляются в духовной, психической и телесной областях. Даже отношения с Богом оформляются сложными богослужениями со всем их зримым благолепием, прекрасным пением, чудными ароматами и крестным знамением и поклонами. Человек не только молится умом, не только участвует зрением, слухом, обонянием, но и совершает телесные действия.

Любовь по своей природе сложна и многогранна, она ищет своего воплощения и проявляет себя в духовном через доверие, открытость, жертвенность, терпение и ответственность, проявляет себя и в психике, через волнения, сопереживания, радостные чувства и счастье, и конечно, ищет своего воплощения в прикосновениях, в поцелуях, в сексе. Так задумано, что любовное единение супругов должно охватывать все возможные сферы. При этом особенность человеческой любви в том, что она может, если необходимо, обойтись и без телесной стороны. Но между «может» и «должна» есть колоссальная разница.

Для современной христианской традиции половые отношения свойственно рассматривать как венец любви, как то, что может для многих супругов выразить полноту этого переживания. Через секс осуществляется единение в любви, радость, даже удовольствие. И в то же время интимные отношения — это зачатие детей, о которых Библия говорит, что они — благословение Божье.

Отдельно отметим, что сексуальные отношения принадлежат только супругам, это то пространство, где нет регламентации, где ни у кого другого нет права голоса.

Аскетический и дисциплинарный взгляд

Второй подход — аскетическо-дисциплинарный. Для затронутой темы очень важно вспомнить уверенность христиан, что в каждом человеке живет грех. Он как болезнь поразил и исказил очень многие стороны жизни, примешался ко всему. Слова, поступки и даже мысли любого из нас могут причинить зло окружающему миру, другим людям и самим себе. Подробнее об этом мы говорили в других заметках. Одним из последствий грехопадения стало расстройство между разумом, волей, чувствами и инстинктивными влечениями, неспособность человека жить цельно. Сфера половых отношений, сфера сильнейшего инстинктивного влечения, как никакая другая стала той стороной жизни, по которой очень трудно, почти невозможно пройти без греха и зла. Положение усугубляется и тем, что ныне тема секса вне личных ответственных отношений и вне любви безудержно эксплуатируется ради наживы и власти и настолько сильно вошла в жизнь общества, что для многих достаточно ее одной, чтобы потерять человеческий облик.

С древнейших времен к сексуальным отношениям относились противоречиво, радость и даже благоговение соприсутствовали с осторожностью, недоверием, а порой и отрицанием. И в этом есть своя правда. Христианство в этом смысле не исключение. Православная аскетика — практическая наука о том, как исполнять Божьи заповеди, как научиться молитве и даже внутренней чистоте помышлений, как бороться с грехами, — много внимания уделяет половой сфере, где очень тонка грань между любовью и сладострастием, похотью, последствия которых могут быть очень губительны для человека и его семьи. Грехом признаются не только сексуальные отношения до брака и супружеские измены, но и увлечение порнографией и даже воображения интимных отношений. Порой и у древних и у современных православных авторов очень ясно звучит мысль о том, что лишь деторождение оправдывает секс.

Получается, что аскетическо-дисциплинарный взгляд смотрит на интимную жизнь совершенно иначе по отношению к философскому. Выражается, в частности, это в том, что супругам предлагается воздерживаться от сексуальных отношений в дни постов и праздников, а после совместной ночи они порой считаются «нечистыми» и даже родовые процессы объявляются «скверными».

Но, и это очень важно, несмотря на преобладающие категоричные мнения, предлагаемые православной аскетикой, в церковном законодательстве так и не были закреплены нормы, регламентирующие интимные отношения супругов, навязывающие их «правильное» осмысление и настаивающие на деторождении, как единственно возможном оправдании секса. Нет общепринятых всеправославных правил, гласящих нечто подобное: супругам надлежит быть вместе тогда-то и тогда-то, так-то и так-то, ради того-то и того-то. Если сексуальная тема и звучит, то как некоторый призыв к воздержанию и вне контекста каких-либо наказаний. Церковная дисциплина отдает интимную жизнь на усмотрение супругов и никому не позволяет дознаваться и выпытывать подробности этой жизни.

Что сегодня в русском православии?

Третий подход — народно-мифологический, именно он господствует сегодня среди православных России. К сожалению, среди православных христиан царит полная неразбериха в отношении к супружеским интимным отношениям. К этой теме можно применить все сказанное о церковных правилах в одной из моих заметок. Люди, не имеющие специальной подготовки, не в состоянии разбираться в тонкостях вероучения и дисциплинарных предписаний, поэтому различныого рода мифы, поверия, приметы заполонили умы очень и очень многих. За некоей ширмой с вывеской «в православии секса нет» бал правят те, кто является «по должности» авторитетом, то есть священники. И каждый из них учит народ как пожелает. В бытующих представлениях есть вся палитра мнений от отдания интимных вопросов на усмотрение супругов (что и является единственно верным решением), до полного запрета на секс. В итоге присутствует и вся палитра отношений и переживаний в семьях от любви и радости до глубочайшего чувства вины и подавленности.

Для хоть и минимального, но необходимого упорядочения этой темы в двухтысячном году Русская православная церковь приняла очень серьезный и важный документ «Основы социальной концепции», затрагивающий в том числе и вопросы пола, семьи и сексуальных отношений. К сожалению, краткий формат и специфический язык этого соборного постановления не дают возможности опираться на него в практической жизни, но достаточно уже того, что интимные отношения супругов, как бы и кто к ним не относился, обозначены как область договора и ответственности мужа и жены.

О православном сексуальном просвещении

Сложившаяся ситуация требует всерьез задуматься о православном сексуальном просвещении адекватном современности. Но что оно может собой представлять?

Всему сказанному выше противостоит, с одной стороны, современный медико-психологический подход к теме, — правда в основе различных течений лежат разные мировоззренческие установки, — и, с другой стороны, культмассовый потребительский подход, навеянный секс-индусрией. Первый подход очень значим для современности, второй примитивен и вреден.

Сегодня можно всерьез сказать, что сексуальная жизнь хорошо изучена и представляет собой часть достаточно цельного и, в общем-то, уже господствующего в современной культуре понимания мужеско-женских отношений. Уже давно описаны основные характеристики отношений между полами. О сексе говорят как о проявлении любви, о любви говорят не только как о красивой философии, но и помогают узнать ее в своих чувствах, переживаниях и опыте, помогают отличить любовь от увлеченности, настаивают, что семейная жизнь требует поддержки и не развивается сама собой.

Понятно, что из-за советского прошлого российский народ поотстал от всего мира. И все же уже не первое поколение воспитывается на таких классических авторах, как Эрик Берн, Александр Лоурен, Эрих Фромм, Ирвин Ялом, Карл Роджерс, Джон Грей, Гарри Чепмен и т.д. и т.п. От такого серьезного наследия нельзя просто отмахнуться. Как бы к этим авторам и их мнению не относиться, надо признать, что именно они задали основной вектор научного серьезного понимания мужеско-женских отношений и секса.

Совершенно понятно, что отсутствие адекватного современности православного взгляда на сексуальные отношения не останавливает христиан и доверяющих православию людей в поисках советов и объяснений интимной жизни. Некоторе обращаются к качественной и профессиональной литературе по сексологии или психологии или изучают опыт протестантских и католических авторов. Правда соотносить узнанное с православным пониманием человека и семьи приходится самостоятельно, как у кого получится. Есть вероятность, а для неверующих она очень высока, что источником информации станет какая-нибудь религиозная или экономическая секта или развратная «бульварная» литература. Поэтому я убежден, что для православия настало время изучить светские и инославные подходы, взять лучшее, выверить его в соответствии с православной антропологией и выработать свою развернутую и публичную позицию.

Творческое христианское осмысление того, что составляет отношения между полами и семейную жизнь крайне необходимо. Православные христиане должны иметь возможность услышать не только канонические правила и высокие богословские истины, но и рассуждения о простых вещах, что наполняют их жизнь и быт.

http://www.aif.ru/society/article/43299

Комментарии

Наталья Юрина

А ведь совсем недавно я как раз на эту тему выкладывала в блоге несколько мыслей.

Мне кажется, что это одно из направлений для работы православных писателей и поэтов. У простого смертного нет перед глазами положительного образа христианских супругов, тогда как стремящийся, например, к иночеству, человек ясно видит, к чему идти. На выбор - разнообразные пути святости, подробно освещённые житиями и молвой. А супружеские отношения - темная область. Вроде как благословляются, но вроде как греховны и постыдны. Отсюда масса проблем и неуверенная двойственность отношений.

Слово СЕКС в устах православного звучит, конечно, диковато. Секс - это чистая физиология. Понятно, что дураки только могут утверждать, что православные не могут обсуждать такие проблемы. Тем более, что накопилось много дурости в головах по этому вопросу. Но не боитесь ли вы внести элемент отрыва физиологии от душевно-духовного, используя это слово с уже сложившимся стереотипом восприятия? Не лучше ли говорить просто о вопросах пола, не используя это словечко.