Вы здесь

Секреты конфликтологии. Об умении ссориться

Написание статьи — это момент осмысления той или иной увиденной проблемы, попытка анализа и поиска ответов. На все это требуется немалое время. Этот материал еще незавершен, он в работе у меня уже пару месяцев, но давно просится в жизнь, ибо актуален. Я решила ускорить процесс доработки полезной статьи публикацией в клубе, чтобы услышать мысли по поводу, принять их к сведенью и довести материал до требуемого уровня.

Об умении ссориться

Конечно, лучше было бы рассказать об умении не ссориться, но у меня такого опыта нет, потому я расскажу об умении правильно ссориться и мириться. Признаюсь, мне даже кажется, что конфликт, при правильном подходе к нему, может быть конструктивен и полезен. Более того, многие хронические недуги, как телесные, так и душевные, можно вылечить только обострением болезни, а конфликт как раз и есть ситуация конфронтации и обострения.

Позитивная сторона конфликта

Суть любого конфликта — в столкновении интересов, понятий, потребностей, мнений. Конфликт — это столкновение ценностей, точнее их носителей. Каждый из нас являет собой сложную конструкцию приоритетов и значимостей, которые далеко не всегда согласны друг с другом. И вот, в процессе их столкновения, происходит встряска наших мозгов и душ, позволяющая: во-первых — выйти из накатанной колеи, к которой мы настолько привыкли, что уже не ведаем что творим; во-вторых — мы имеем возможность произвести переоценку своих ценностей; в-третьих — мы можем реально убедиться в том, что в нашем сердце нет настоящей любви к ближнему, что корысть и собственная важность, собственные принципы для нас превыше всего и намного важнее ближнего. Понимание этого — момент познания себя — смиряет нас и делает открытыми для действия благодати…

Конфликты неизбежны

В общем, конфликтов бояться — к людям не ходить. Люди без конфликтов немыслимы. Вне конфликтов они были бы лишены возможности самопознания, а значит, не могли бы расти и развиваться. Мы ударяемся об острые углы друг друга, и, таким образом, стачиваем лишнее, ненужное, ложное.

Думаю, всем известно, что семейные ссоры, если из них выходить правильно, способствуют духовному росту супругов и углублению их отношений. Семья развивается и закаляется, двигаясь от кризиса к кризису. Правильно пройденные конфликты созидают устойчивую семью. Неправильное движение по этой траектории приводит к разводу, правильное — к крепкой семье.

Есть у меня знакомая семейка, в которой отношения между родителями и детьми не выходят за рамки вежливой «политкорректности», там не принято высказывать друг другу правду о своем недовольстве тем или иным поступком сородича. И эта «тактичность» превратила родственные отношения в их имитацию, лишила их всякого смысла. Пропасть между родителями и детьми год от года только увеличивается, отчего страдают и те, и другие — и это закономерно.

Мы нужны друг другу как зеркала

Просто необходимы. И эти зеркала должны быть настоящими: правдивыми, а не кривыми. Если я неправа или причиняю кому-то боль, он должен мне сигнализировать об этом своим поведением, иначе у меня выработается неправильная поведенческая привычка. Я ведь должна как-то сориентироваться, оценить себя со стороны — далеко не каждый умеет умозрительно ставить себя на место другого. Люди иногда просто не задумываются о том, что причиняют кому-то страдания. И, пожалуй, мы вообще не способны увидеть свое истинное лицо без помощи друг друга.

Итак, причина, по которой конфликт можно назвать средством укрепления отношений ясна. Ее можно было бы определить как искренность или открытость/честность отношений — настоящесть.

Человекоугодничество — не любовь

Мы часто превратно толкуем понятие любви к ближнему, подменяя его грехом человекоугодия, и тем самым вредим себе и ближним, вредим нашим отношениям и чувствам. Терпеть недостатки ближнего, покрывать их любовью — это совершенно другое. Мы должны прощать нашим ближним их слабости, быть способными любить и уважать их вопреки недостаткам. Мы должны терпеть причиняемую ими боль, уметь забывать обиды, уметь и желать переступить через пропасть, образующуюся в результате конфликта. Мы должны являть добрую волю к преодолению конфликта. Но лгать, льстить ближнему вряд ли стоит.

Конфликт помогает преодолеть себя, превзойти себя из любви и ради любви к истине (в себе и ближнем).

Игра в «Дальних» и «Ближних»

Наверное, именно этим и отличаются отношения между «ближними» и «дальними»: с «дальними» — политика, как-бы Карнеги в действии. С «дальними» мы ведем себя так, чтобы они нам не навредили, не наступили на нашу больную мозоль, чтобы наши или их грехи не послужили причиной поражения, не стали проблемой отношений, ибо проблемы мы можем разрешать только с ближними. Потому с «дальними» мы играем в политику, в то время как политика между близкими людьми — оскорбительна. С ближними важно быть, с «дальними» можно казаться.

Сложность всегда заключается в том, чтобы безошибочно различать «ближних» и «дальних», чтобы не оказаться в неудобной ситуации — не выглядеть дурно. Ближний потому и ближний, что близок, он захочет понять и простить, он разделит ответственность за конфликт, выйдет навстречу. «Дальний» потому и дальний, что предпочтет взвалить бремя ответственности на другого и осудит. «Дальнему» не дорог человек сам по себе, ему важно получить от него желаемое. «Дальний» — это не столько друг, сколько пользователь; человек для него — средство, а не цель.

Играя в «Дальних и Ближних» или в «Своих и Чужих» (еще одна, хорошо знакомая всем игра), важно помнить, что мы должны быть ближними для каждого, кто нуждается в нас и нашей помощи, кто оказывается в зависимости от наших действий и чувств — это аксиома для верующего во Христа человека.

Откуда берутся «ближние»?

Для христианина ближним является каждый человек, ибо мы призваны к истинным, а не мнимым отношениям. Мы призваны к истинному служению друг другу, а не корыстному использованию. Вектор своего внимания мы должны направлять не на оценку того, является ли кто-то для нас выгодно ближним, а на то, являюсь ли я сам ближним для того или иного человека: готов ли я жертвенно послужить его нуждам, пренебрегая своими.

Преодоление конфликта

Итак, мы ссоримся с ближними, называя вещи своими именами, говоря «открытым текстом», эмоционально выражая свои чувства. Ближний делает то же самое. Буря эмоций взрывается конфликтом, в процессе которого выравниваются имеющиеся в наличии кривизны и перекосы. Расставив все точки над «і», мы утихомириваемся и покрываем любовью недостатки друг друга, ведь мы дорожим друг другом….

Так должно быть, по крайней мере, хотя часто не случается. Именно этого — главного для преодоления конфликта шага мы почему-то не делаем. Мы остаемся в конфликте, жуем свои обиды, предъявляем претензии, злимся, жаждем отмщения…. Диапазон переживаемых чувств невероятно велик, но главное — желания преодолеть конфликт либо слишком слабо, либо отсутствует в принципе, потому что претензия к другому занимает его святое место. Мы хотим исчерпать конфликт за счет унижения ближнего и возвышения себя над ним, а надо просто покрыть все любовью и, сделав выводы, идти вперед, в жизнь, наполненную великодушием и радостью общения.

Отчего мы поступаем иначе? Видимо, из гордости и себялюбия. Мы склонны себя считать более хорошими, чем плохими и потому оправдываем все свои промахи. Других же мы, наоборот, склонны видеть в дурном свете, абсолютизируя проступки и огрехи ближних.

Но ведь абсолютен только Бог! Величайшее заблуждение нелюбящего сердца — навешивание ситуативных ярлыков на портрет личности человека, ибо поступки человека сильно зависят от ситуации, в которой он оказался. Образно говоря, безрукому легко судить безногого, безухому — безглазого и т. п. Окажись осуждающий в аналогичных обстоятельствах, еще не известно кто поступил бы более дурно….

Человек пластичен, как глина и текуч, как вода

Люди изменчивы! Жаль, что они не всегда стремятся к преодолению себя в конфликте, жаль что забывают о своем природном единстве друг со другом. Человек — это все мы вместе! Каждый из нас страдает при потере пальца, руки…. Боль красноречиво свидетельствует о том, что отсекается часть нас самих. Но ведь то же самое происходит в духе, когда мы теряем любовь между собою, когда вражда, зависть, ложь, коварство и злоба отсекают от нас ближних, кажущихся нам (или себе) дальними.

Лучший способ узнать человека — войти с ним в конфликт

Речь, конечно же, не о том, чтобы организовать этот конфликт. Просто в конфликтной ситуации человек раскрывается такими гранями своей личности, которые в нем трудно обнаружить в обычной ситуации. Именно в конфликте человек обнажает свою истинную суть, показывая свое лицо из-под привычной маски, потому что на первый план выходят его подлинные ценности, которым он, сознательно или бессознательно, служит сам и требует такого же служения от других.
Митр. Антоний (Блум) как-то говорил, что наша позиция в отношении добра и зла, реальный выбор между добром и злом осуществляется только в момент страдания. Абстрактно быть добрым легко, а вот на практике, когда надо реально пожертвовать собой и своим: покоем, имением, положением, честью, даже жизнью ради пользы ближнего, — гораздо сложнее.

Мне кажется, конфликт — это и есть зона боли и страдания, одна из разновидностей страдания. Именно в конфликте человек четко выбирает, чем он готов пожертвовать и ради чего.

Во время ссоры, в страстном порыве, человек выглядит неприглядно, но это состояние не надо считать подлинным, раскрывающим его суть. Очень часто люди сожалеют о сказанном или сделанном в состоянии раздражения, раскаиваются. Потому значение имеет не эмоциональное поведение, а сердечное расположение. Важно за что борется человек в конфликте, от чего именно страдает, что сремится преодолеть тем или иным путем.
Можно вспылить, но потом извиниться. Можно наделать глупостоей, но раскаяться в соделанном. Однако, можно и не раскаяться, и не извиниться — в этом тоже проявится подлинная суть человека, что он поставит во главу угла: гордость и самость или же любовь к ближнему.

koppel.pro

Комментарии

Сергей Шалимов

... а мне больше нравится Эверетт  Шостром... Не читала? Рекомендую... У Шострома нет места для конфликтов... Актуализация гораздо(!!) продуктивнее манипуляции, хотя, на первый взгляд и менее продуктивна. Я пробовал... по Карнеги - все очень эффективно..., но противно.... по Шострому  - помимо друзей получаешь и себя в неразорванном виде...

 

Есть повод поговорить?

Еще раз повторюсь, что тема очень многогранна. Здесь важно постараться учесть все нюансы, чтобы избежать однобокости в изложении материала. Важно правильно расставить акценты.
Вы совершенно верно выбрали форму изложения, не стали раздувать материал по объему. Не стали перегружать читателя деталями и пространными рассуждениями. Пусть каждый сам сделает выводы. Ваш материал станет прекрасной базой для этого.
 

Надеюсь справиться. Хотя автор не всегда властен довести свой текст до совершенства. Иногда проблема раскрывается перед его взглядом в полноте, четко и ясно, а иногда - лишь некоторыми гранями, отчасти. Ведь здесь, как и во всем, важен собственный опыт. Иногда его просто не хватает...

Но тогда надо будет хотя бы донести до читателя то, что понято, найти подходящие слова и форму.

мы можем реально убедиться в том, что в нашем сердце нет настоящей любви к ближнему, что корысть и собственная важность, собственные принципы для нас превыше всего.

Точно! Особенно в православной среде.
Очень поучительная статья будет.

Тема, выбранная Вами, Светлана, безусловно очень сложна и многогранна…

Признаюсь, что при прочтении этого материала, в разделе Игра в «Дальних» и «Ближних» мне показалось, что здесь излагается мнение автора статьи. Только в следующем разделе (Откуда берутся «ближние»?) мне стало понятно, что автор призывает преодолеть это разделение. Мне показалось, что с самого начала раздела Игра в «Дальних» и «Ближних» стоило бы обозначить, хотя бы намеком, отношение самого автора к этой «игре».
В разделе «Игра» Вы, Светлана, очень хорошо раскрыли психологию наших отношений к «дальним» и «ближним».
А если мы хотим стать для всех ближними? Если мы хотим преодолеть это деление? Как должна измениться наша психология к тем окружающим, которые формально далеки от нас? Об этом сказано было весьма и весьма немного.
Кроме того, мне кажется, что Вы не затронули в должной мере один из существенных секретов конфликтологии. Вы сказали про важность умственной стороны вопроса, про умение расставить все точки над «і»… Однако, для преодоления конфликтов недостаточно рекомендаций рассудочного порядка, недостаточно простого человеческого желания (пусть даже искреннего) - необходима сила духа. Во времена конфликтов мы часто забываем о молитве и покаянии, забываем о помощи благодати Божией, врачующей наше сердце и защищающей его от всякого зла (ведь зло неизбежно сопровождает любой конфликт и это зло невозможно победить земными средствами и рассудочными рекомендациями); той благодати, которая делает наш дух сильным, способным с честью выдержать любое искушение и испытание, способным сохранить в любом конфликте свое истинное человеческое достоинство.
Если человек далек от духовных добродетелей, то душа его будет слабой и немощной. Он не сможет сдерживать себя в руках во время новых и новых конфликтов. Он не сможет быть тем, кем он хочет быть (или каким хочет казаться). Если благодать Божия не владеет нашим сердцем, то им владеют страсти, которые кидают человека из стороны в сторону. Рассудочными рекомендациями и схемами здесь не спастись. Вы, конечно, Светлана этого и не утверждали, но получилось так, что духовной стороне вопроса не уделили недостаточно внимания. Возможно мне так показалось при моих особенностях восприятия.
Последнее…
С тем, что «В конфликте человек раскрывается такими гранями, которые в нем трудно обнаружить в обычной ситуации» - полностью соглашусь с Вами. А вот с тем, что «Именно в конфликте человек обнажает свою истинную суть, показывая свое лицо из-под привычной маски, потому что на первый план выходят его подлинные ценности» - с главным выводом Вашей статьи, только отчасти.
Как быть, например, с оценкой человека, который в своей жизни стремится быть отзывчивым и добрым, внимательным к окружающим… Но происходит неожиданный конфликт… этот, несколько минут назад добрый и смиренный человек, меняется до неузнаваемости, наносит ближнему неоправданные оскорбления и обиды. Но проходит еще определенное количество времени и тот же человек возвращается в привычное состояние; он ужасается от того, что наделал, он не может «узнать самого себя». Он приносит покаяние перед Богом, он пытается проанализировать ситуацию и исправить себя, чтобы этого больше не повторилось (хотя, вероятно пройдет месяц другой, а может быть и меньше, и подобного рода ситуация повторится снова).
Однако, в краткий период подобного падения что мы видим? Истинное лицо человека? А может быть истинное лицо этого человека проявлялось больше тогда, когда он был добрым и отзывчивым, в том состоянии, которое он считает для себя нормальным, к которому он деятельно стремится? Может быть в краткое время конфликта ему не хватило духовной мудрости, житейской опытности? Может быть ситуация конфликта была настолько новой и неожиданной, что на краткое время эмоции возобладали, и он не смог воздержаться? Неужели истинное лицо человека – во время его ошибок и падений. Неужели именное тогда проявляются его истинные ценности. Вспомним, например, о Ное, который напился в своем шатре и впал в непотребное состояние. Каково истинное его лицо – лицо алкоголика или праведника. Когда проявилось истинное лицо пророка Давида? Во время прелюбодеяния и убийства? Или во время покаяния перед Богом?
Конфликт для каждого порядочного человека – это чрезвычайная ситуация. Он может в ней ошибиться, поступить недостойно… Это действительно с полной ясностью вскрывает в человеке то негативное, что он в себе не видел или не хотел видеть. Из этого необходимо делать последующие выводы, необходимо возрастать в духовном совершенстве. Но с какой долей вероятности мы можем сказать, что во время того или иного стресса (при конфликте) человек предстал перед нам в своем истинном состоянии. А может быть наоборот?
 

Всего Вам доброго, Светлана.

Надеюсь, что постепенно, с помощью Божией и соклубников, я смогу в полноте осмыслить и обрисовать поднятую проблему. Тут еще думать и думать, а усталость и загруженность сильно  мешают моей творческой работе.

Что касается истинного лица, проявляемого в конфликте, то я имею в виду именно то, что мы есть на самом деле, а не мним о себе. Митр. Антоний (Блум) как-то говорил, что наша позиция в отношении добра и зла, реальный выбор между добром и злом осуществляется только в момент страдания. Абстрактно быть добрым легко, а вот на практике, когда надо реально пожертвовать собой и своим: покоем, имением, именем, положением даже жизнью или честью ради пользы ближнего, - гораздо сложнее.

Мне кажется конфликт - это и есть зона боли и страдания, одна из разновидностей страдания. Именно в конфликте человек четко выбирает чем он готов пожертвовать и ради чего. Покаяние как раз свидетельствует о верном выборе, о правильно понятой ситуации, о верном отношении к себе. Я речь веду не об эмоциональном поведении, а о сердечном расположении. Можно вспылить , но потом извиниться. Можно наделать глупостоей, но раскаяться. Однако можно и не раскаяться, и не извиниться - именно в этом и проявится истинная суть человека.

Я встречала людей, даже детей, не способных сказать прости, не умеющих извиняться. Довольно странное ощущение, трудно передаваемое.

Дай Вам Бог, отченька, здоровья за помощь. Мне она крайне нужна для этого материала. Я в свое время его не закончила, не была, видимо, готова. А теперь время его пришло. Надеюсь, с помощью ближних увидеть тему в объеме и с разных сторон.