Вы здесь

Добавить комментарий

Тема, выбранная Вами, Светлана, безусловно очень сложна и многогранна…

Признаюсь, что при прочтении этого материала, в разделе Игра в «Дальних» и «Ближних» мне показалось, что здесь излагается мнение автора статьи. Только в следующем разделе (Откуда берутся «ближние»?) мне стало понятно, что автор призывает преодолеть это разделение. Мне показалось, что с самого начала раздела Игра в «Дальних» и «Ближних» стоило бы обозначить, хотя бы намеком, отношение самого автора к этой «игре».
В разделе «Игра» Вы, Светлана, очень хорошо раскрыли психологию наших отношений к «дальним» и «ближним».
А если мы хотим стать для всех ближними? Если мы хотим преодолеть это деление? Как должна измениться наша психология к тем окружающим, которые формально далеки от нас? Об этом сказано было весьма и весьма немного.
Кроме того, мне кажется, что Вы не затронули в должной мере один из существенных секретов конфликтологии. Вы сказали про важность умственной стороны вопроса, про умение расставить все точки над «і»… Однако, для преодоления конфликтов недостаточно рекомендаций рассудочного порядка, недостаточно простого человеческого желания (пусть даже искреннего) - необходима сила духа. Во времена конфликтов мы часто забываем о молитве и покаянии, забываем о помощи благодати Божией, врачующей наше сердце и защищающей его от всякого зла (ведь зло неизбежно сопровождает любой конфликт и это зло невозможно победить земными средствами и рассудочными рекомендациями); той благодати, которая делает наш дух сильным, способным с честью выдержать любое искушение и испытание, способным сохранить в любом конфликте свое истинное человеческое достоинство.
Если человек далек от духовных добродетелей, то душа его будет слабой и немощной. Он не сможет сдерживать себя в руках во время новых и новых конфликтов. Он не сможет быть тем, кем он хочет быть (или каким хочет казаться). Если благодать Божия не владеет нашим сердцем, то им владеют страсти, которые кидают человека из стороны в сторону. Рассудочными рекомендациями и схемами здесь не спастись. Вы, конечно, Светлана этого и не утверждали, но получилось так, что духовной стороне вопроса не уделили недостаточно внимания. Возможно мне так показалось при моих особенностях восприятия.
Последнее…
С тем, что «В конфликте человек раскрывается такими гранями, которые в нем трудно обнаружить в обычной ситуации» - полностью соглашусь с Вами. А вот с тем, что «Именно в конфликте человек обнажает свою истинную суть, показывая свое лицо из-под привычной маски, потому что на первый план выходят его подлинные ценности» - с главным выводом Вашей статьи, только отчасти.
Как быть, например, с оценкой человека, который в своей жизни стремится быть отзывчивым и добрым, внимательным к окружающим… Но происходит неожиданный конфликт… этот, несколько минут назад добрый и смиренный человек, меняется до неузнаваемости, наносит ближнему неоправданные оскорбления и обиды. Но проходит еще определенное количество времени и тот же человек возвращается в привычное состояние; он ужасается от того, что наделал, он не может «узнать самого себя». Он приносит покаяние перед Богом, он пытается проанализировать ситуацию и исправить себя, чтобы этого больше не повторилось (хотя, вероятно пройдет месяц другой, а может быть и меньше, и подобного рода ситуация повторится снова).
Однако, в краткий период подобного падения что мы видим? Истинное лицо человека? А может быть истинное лицо этого человека проявлялось больше тогда, когда он был добрым и отзывчивым, в том состоянии, которое он считает для себя нормальным, к которому он деятельно стремится? Может быть в краткое время конфликта ему не хватило духовной мудрости, житейской опытности? Может быть ситуация конфликта была настолько новой и неожиданной, что на краткое время эмоции возобладали, и он не смог воздержаться? Неужели истинное лицо человека – во время его ошибок и падений. Неужели именное тогда проявляются его истинные ценности. Вспомним, например, о Ное, который напился в своем шатре и впал в непотребное состояние. Каково истинное его лицо – лицо алкоголика или праведника. Когда проявилось истинное лицо пророка Давида? Во время прелюбодеяния и убийства? Или во время покаяния перед Богом?
Конфликт для каждого порядочного человека – это чрезвычайная ситуация. Он может в ней ошибиться, поступить недостойно… Это действительно с полной ясностью вскрывает в человеке то негативное, что он в себе не видел или не хотел видеть. Из этого необходимо делать последующие выводы, необходимо возрастать в духовном совершенстве. Но с какой долей вероятности мы можем сказать, что во время того или иного стресса (при конфликте) человек предстал перед нам в своем истинном состоянии. А может быть наоборот?
 

Всего Вам доброго, Светлана.