Вы здесь

Пора бы поумнеть…

Гордиться славою своих предков не только можно, но и
должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

 

Помните, как Пушкин отзывался о Чацком*: «Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? … Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п.». Не подобным ли образом, т. е. неумно, мы ругаем наше советское прошлое перед лицом тех, кто сегодня в угоду политической конъюнктуре нападает на наших предков, нашу историю, нашу победу, при этом поощряя разгул нацизма и экстремизма. Не в одной ли колонне с ними мы оказываемся на «параде» их побед?

Разве мы не понимаем, что хулители ненавидят на самом деле нашу силу и наши победы, хоть и клеймят наши болезни. Они сами больны больше нашего и ругают наше историческое прошлое вовсе не ради торжества добродетелей, а, наоборот, ради их попрания. Ныне даже победу дедов норовят выхватить из наших рук. И что же мы? Разве не видим перед кем каемся и стучим себя в пламенную постсоциалистическую грудь? Не будет ли нам великое горе от такого неумного ума? Аналитик Андрей Фурсов как-то заметил: «дураков надо учить». Может хоть испугаемся того, что история преподаст нам достойный нашего поведения урок?

Историю пишут победители, в том числе победители в холодной войне, т.е. США. Оказывается американцы — и есть настоящие победители гитлеровского фашизма, причём сам Гитлер — более жертва сталинизма, чем палач народов.
Вот очередной «подарок» к 70-летию Победы: временный поверенный в делах США в Киргизии Ричард Майлз заявил, что фашистскую Германию победили совместные усилия американских и киргизских войск (не советских, разумеется!). По случаю 70-летия Победы во Второй мировой войне он сказал: «В самый решительный момент, поколение американских и киргизстанских солдат объединилось с союзниками и проявило лучшие качества наших народов и всего человечества». «Наша общая решимость, когда вы пробивались на запад, а мы на восток, вбила кол в сердце фашизма, и в конце апреля 1945 года мы пожали друг другу руки на Эльбе». «Сегодня лицо тирании изменилось, но опасности для мира и свободы остались». «Новые времена принесли новые угрозы, и меняющийся мир представил нам новые вызовы… Будем равняться на самоотверженный подвиг Чолпонбая Тулебердиева** и твердо стоять против тех, кто хочет силой перекраивать границы своих соседей или истреблять невинных людей, которые не разделяют их убеждения», — заявил Ричард Майлз.

Если бы посол намекал на Америку, был бы прав: Сирия, Ливия, Ирак, Югославия…., Украина, но посол говорил о России. Так стоит ли стучать себя в грудь? Они, говоря о нас, говорят не о нашем. Может философа Александра Зиновьева вспомним: «Целились в коммунизм, а попали в Россию»? Он же говорил и о том, что Россию западные специалисты изучают не как биологи, а как охотники — чтобы убить одним выстрелом (минимум расходов и усилий для ликвидации — вот в чём их интерес!). Неужели нам мало?

«Барана ждёт мясник, а воина, спасающего родину, ждёт слава» (Шарль де Костер. Легенда oб Уленшпигеле). Кстати, эта незаурядная книга наглядно показывает, и что значит защищать родину. Герой средневековых легенд Уленшпигель говорит: «Пепел Клааса стучит в моё сердце. Смерть властвует над Фландрией и во имя папы косит сильнейших мужчин и прекраснейших девушек. Права Фландрии попраны, её вольности отобраны, голод грызёт её; её ткачи и суконщики покинули её и ищут свободного труда на чужбине. Если ей не придут на помощь, она погибнет». Клаас, если помните, это отец Уленшпигеля, безвинно сожжённый на костре инквизиции по навету падкого до чужого добра «рыбника».

Защищать с оружием в руках можно и нужно только очень конкретные вещи. Всё настоящее — не абстрактно, как та или иная идея, а конкретно. Вот как Марк Бернес пел:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?..
Пошёл солдат в глубоком горе
На перекрёсток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…

Враги сожгли родную хату....(Марк Бернес)

Это послевоенная песня, стихи М. Исаковский сочинил в 1945 году. А в грозном 1942-м Константин Симонов написал более суровые строки:

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовём,—
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоём дому чтобы стон,
А в его по мёртвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Ещё жива бабушка моего мужа, пережившая ту войну. Она сейчас плачет в трубку, говоря: хоть бы не было войны. На Донбассе старики плачут уже иначе, плачут от ужаса и горя, от боли, от страданий. К ним война уже пришла — такая же страшная, как в стихах Симонова. Смертоносный огонь пока локализован и хочется верить, что очаг войны будет ликвидирован, и что она не расползётся по всему постсоветскому пространству. Но того ли желает воюющий против нас враг? Неужели он стремится к исполнению наших желаний, покрывая ненавистью и ложью честь наших предков?

Не ответят закланные агнцы войны
тем, которые ради корысти
виноватыми сделали их без вины,
в наши дни перевёрнутых истин.
За живых, за ушедших, в чьих душах печать
испытавших все муки на свете,
мы ответим, мы просто не можем молчать —
победителей кровные дети.

(Татьяна Тимошевская, 2015)

Да, сражаться надо за очень конкретные вещи, и для этого нужно иметь живую совесть. Как говорил прошедший всю войну Ю.М. Лотман, нужна «совесть, прошедшая через тело» (о Вольтере говорил). Надо не быть равнодушным и стремиться на помощь униженным несправедливостью мира людям. Надо сострадать — реально, деятельно, а не умозрительно и абстрактно. Как тот же Вольтер, который был физически болен каждый год в день Варфоломеевской резни, который спасал от несправедливого суда всех, кого мог спасти. Даже на смертном одре его более, чем собственная смерть заботила победа над несправедливостью и мракобесием.

Быть в схватке или быть над схваткой? На этот вопрос нам ответил Ромен Роллан, издав в 1914-м году книгу «Над схваткой», призывающую всех к миру, но в 1935-м, став антифашистом, он выпустил книгу с автополемическим названием «В схватке», где утверждал, что художник не может, не имеет права занимать стороннюю позицию в такой войне. Действительно, что такое НАД схваткой, когда насильник насилует и убийца убивает? В схватке, на стороне добра место христианина и любого порядочного человека —  только так! А методы и действия — по дарам, по талантам, по месту служения, по обстоятельствам времени и пространства. Не забывая, что слишком легко умно обосновать всякую мерзость отступничества и предательства.

«Кто мы, что мы??? Мы твари бессловесные или люди — народ?!», — взывает к нашей совести разочарованный комбриг Алексей Мозговой, сетуя на запрет проведения парада в честь Дня победы и антифашистского форума в новороссийском г. Алчевске, куда съехались антифашисты, сочувствующие Новороссии, со всей Европы. Комбригу стыдно, а не страшно, хотя ему и его окружению серьёзно угрожают.

Хорошо, когда человеку стыдно. Боюсь, скоро такого рода люди исчезнут с лица земли. Социальный климат так меняется, что даже стыдиться нам скоро не позволят, скажут, что наш стыд — угроза новому бессовестному миру.

_______________

* Грибоедов. Горе от ума
** Воин-киргиз, Герой Советского Союза

 

Читайте также:

Андрей Фурсов. Как устроена мировая власть. 12.09.2013

Владимир СОЛОВЬЕВ. МХАТ. 29 мая 2015. Моноспектакль. Часть 1

Владимир СОЛОВЬЕВ. МХАТ. 29 мая 2015. Моноспектакль. Часть 2

Причины западной русофобии (Виктор Аксючиц)

Почему ООН тайно служит Америке? (Михаил Чосудовсский)

В национальных интересах Русского мира (Дмитрий Седов)

Комментарии

«Боже мой, как вся Европа озлоблена против России! Вы всего этого может быть не знаете. Журналистика преследует русских самыми жестокими, самыми жесткими эпитетами. И это почти в каждом номере почти всякой газеты. Возьмите какой угодно нумер какой угодно газеты испанской или французской, — вы встретите о России самыя безотрадныя выражения. Я получаю на дом газету La Discussion и возьмем на пробу нынешний нумер. В каждом номере, заметьте, известия начинаются Польшей, — и вот чем начинаются эти известия ныне: Россия скандализирует мир. Ея генералы во всем поступают противуестесственно. Законы Божеские и человеческие попираются. В этих полудиких татарах нет ни уважения к власти, ни уважения к собственности, ни уважения к совестии т. д.
Я не имею под руками русских газет и журналов, и не могу судить по фактам, сообщаемым теми и другими газетами: но считаю вполне верным, что в криках западных народов наибольшее место занимаеткакая-то слепая злоба, слепая ненависть к России. Это тем более вероятно, что в то же время ни одна почти западная газета ничего не говорит против Наполеона III, который ведет пребезсовестную и преподлейшую войну в Мексике, ни одна газета не говорит ничего против Англии, которая безсовестно навязывает Греции короля».

Протоиерей Константин Кустодиев, 1863

Социальный климат так меняется, что даже стыдиться нам скоро не позволят, скажут, что наш стыд — угроза новому бессовестному миру.

    Света, отличная мысль. Ведь так всё и получается. Отношение официальной Европы - тому подтверждение. Вместо скорби, благодарности к тем, кто жизнь свою положил в борьбе с фашизмом, начинают разговоры о пакте Молотова-Риббентропа. Об Украине нынешней уже молчу. Правда не нравится. Поэтому такие понятия, как стыд, совесть станут скоро отрицательными качествами личности. СпасиБо за внимание к стихам.

     Но вот в духовной жизни всё не просто. Как быть "над схваткой" и "в схватке" одновременно? Как я в стихах писала: "Научи меня, Господи, зло обличать, но при этом, не делая зла". Наверно, только Дух Святой Божий может всё это уравновесить. Как апостолам открылось Небо после Пятидесятницы, когда Дух Божий просветил их, так и для нас возможно правильное духовное состояние только с Ним. Вот такие мысли.

Горе у нас — от ума. На самом деле всё просто: не становись на сторону зла и злодея, агрессора и бандита, встань на сторону обижаемого, беззащитного. Не надо решать теоритически не решаемые в теории вопросы. Тут наш друг — практика и конкретика.

Соглашательство со злом, попустительство злу — тоже соучастие во зле. На примере Украины мы всё это можем видеть в совершенно различных вариациях.

Погоня за любой идеей может привести в ад, если не опираться на конкретику. Вот те же захотевшие быть оболваненными украинцы: как не хотели кокретно думать про майдан, евроинтеграцию с последствиями, так не хотят думать конкретно и своей едынойукраине. Абстракция — оболванивает, мыслить абстрактно — искусство для развитых умов, которые тоже блудят. Результат: убивающие Украину мнят себя патриотами. Позор, глупость, подлость...

Что такое в схватке и над схваткой? На Украине — выдумка для нейтрализации сопротивления, это уже очевидно. Обнулили таким образом протест тех групп населения, которые могли и должны были его осуществить.

Что такое НАД схваткой, когда насильник насилует и убийца убивает? Я уже не раз писала, что думаю об этом: христианин должен быть на стороне добра а не теплохладно взирать со стороны.

Разделившийся в себе дом не устоит — и в этом суть: простая, как двери. Это я о христианах, переставших понимать что есть нравственное и что есть безнравственное. Мудрствовать лукаво — блудить в трёх соснах. А как именно действовать — вопрос каждого отдельного конкретного человека и случая.

В схватке, на стороне добра — и только так! А методы и действия — по дарам, по талантам, по месту служения.

Слишком легко умно обосновать всякую мерзость отступничества и предательства. Особенно когда она вписана в технологию.

Юлия Санникова

Дорогая Светлана, согласна со всем сказанным...но как искоренять ложь, если она дает мнимую сиюминутную абстракцию "счастья"? Тут нужна осознанная борьба, и даже борьба за осознание. Вспомнился фильм "Матрица": некоторые люди настолько погрязли в системе, что они не хотят свободы, даже более того, они будут защищать саму систему, поработивую их разум.

Отсутствие различения? И это тоже...но чаще теплохладность...и манипуляции - агрессивные, самые нелепые...

Только так: "В схватке, на стороне добра - и только так! А методы и действия - по дарам, по талантам, по месту служения".

Спаси Господи!

люди настолько погрязли в системе, что они не хотят свободы, даже более того, они будут защищать саму систему, поработивую их разум.

Это случается, когда развита только социальная личность, которая суть и есть винтик системы - и только. А личность во Христе - это самостояние во Христе, но для её развития нужно принести себя и своё в жертву Богу, надо родить в себе нового христового человека. А это случается реже, чем нам бы хотелось, и не происходит само, без нашего активного волевого участия.

И вот ещё пример:

BBC: преподавание Православия в грузинских школах угрожает евроинтеграции и ведет страну к «путинскому режиму»

7 мая британская медиакорпорация ВВС опубликовала репортаж, критикующий преподавание основ Православия в грузинской школе. По мнению журналистов ВВС, выигравшая в 2012 г. у сторонников Саакашвили выборы коалиция «Грузинская мечта» с энтузиазмом поддерживает церковь и местные православные организации, что негативно сказывается на интеграции страны на Запад. ВВС отмечает, что в школе православные дискриминируют меньшинства, избивают детей, идентифицирующих себя в качестве атеистов, протестантов и мусульман, нападают на демонстрации сексуальных меньшинств.

Журналисты ВВС видят в этом руку Москвы. Они цитируют грузинских православных священников, которые положительно высказываются о России, критикуют Запад, либеральные ценности, в особенности распространение гомосексуализма и педофилии. В статье отмечается также, что в грузинской церкви активно используется российская духовная литература, а «приезжие российские священники три года назад начали организовывать ежегодные религиозные «учебные лагеря».

В качестве основного информанта агентство использует Ираклия Вачарадзе — организатора «демонстрации против гомофобии», по существу, гей-парада, разогнанного прихожанами Грузинской церкви под руководством священства. По мнению Вачарадзе, на ситуацию в Грузии влияет <…> Россия. Православие является краеугольным камнем плана Путина по возрождению России, а геи рассматриваются им как главные враги.

«Для Путина геи — это новые евреи, — говорит Вачарадзе. — Практически так же, как Гитлер считал евреев препятствием для счастья немецкого народа, Путин нашел способ отождествить гомосексуализм и Запад». Стратегия сработала в России и на востоке Украины, где пророссийские повстанцы говорят, что сражаются за православную веру и против того, что они называют искаженными западными ценностями. Вачарадзе считает, что Москва использует церковь, чтобы распространить эти же антизападные идеи в Грузии.

По мнению редакции «Русской Весны», публикация ведущего европейского СМИ в очередной раз доказывает враждебность Запада в отношении церкви. Напомним, что в 2014 г. на фоне развития событий на Украине Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации.

К сожалению на такую тему зачастую звучат слова, рожденные не сердцем, а системой, слова, вписывающие в систему. А система ныне под ударом оккупирующих технологий. У технологов  задача - размывать смыслы и держать в узде массы, направляя их в нужную сторону. Если совесть не разбужена или усыплена, то человек с радостью согласится с любой мерзостью, предложенной ему в виду закона и нормы. Подмену осуществляют поэтапно, чтобы не сразу сказать: добро - это зло, а зло - это добро.

Вообще по поводу «над схваткой» или «в схватке» давно  существует церковная сказочка про свт. Николая, который не прошёл мимо мужика с застрявшей в грязи телегой. Помнишь её? Искать её сейчас некогда, чтобы не переврать, но суть её такова. Мимо мужика прошли многие, ибо они спешили на пир или просто встречу с Богом и боялись испачкать свои праздничные наряды, боялись опоздать. А свт. Николай не побоялся и пришёл испачканный, но Господь его похвалил за это. Вот таков нам дан пример - приходить на помощь и всегда посильно помогать. За непосильное, конечно, нет смысла браться, хотя, порой, если некому больше, и непосильное надо делать, подрывая свои силы, но трудясь на стороне добра сколько можешь.

Нам надо бодрствовать сегодня, чтобы не подпасть под технологии. Церковь сегодня под ударом, как никогда раньше и как никакой другой социальный институт. Врата адовы не одолеют Церковь-организм, а не организацию. Об этом и Откровение нас предупредило, и многие святые. Счастлив, кто успел до наступления испытаний повстречаться лично со Христом, и кто Храни верность Ему. Очень жаль тех, кто не успел вырасти - теперь могут и не позволить. Опять же, смотря кто рядом с ним, и смотря чего хочет он сам. Трудная тема...

Вчера вечером решила поискать что-то интересное, поучительное для души. Зашла на Православный Спас. Долго не могла уснуть — осадок жуткий. Одни разговоры о чипах, ИНН, конце Света, предсказаниях старцев и старчиков, возношение святых мальчиков и дяденек, побывавших на том свете. У-жас! Не удивлюсь, что опять начнут уходить в подземелье... Доколе? Доколе этот мрак будет в церкви? Далеко ходить не надо — у нас есть приходы, где люди «повёрнуты» на покаянии за злодеяния большевиков (убийство царской семьи). Уж сколько по этому поводу выступал и Патриарх Алексий II, и другие отцы...

Остаётся опять перечитывать любимых о. Паисия (Святогорца) да о. Антония Сурожского.

Это всё от ограниченности. Людьми надо заниматься всерьез, но дать можно только то, что имеешь. Мы все далеки от настоящего света, все только ученики. Но ведь много где вообще только доходами интересуются. И грызня такая, и ненависть. Механически церковь нельзя удержать во свете - только благодатью Духа Святого, а для  этого нужны искрення вера, жажда по Богу и смирение.

Ныне же существует даже какое-то веяние, напоминающее технологию запугивания. Не удивлюсь, если так оно и есть. То есть сознательно внедряются эти страшилки, которые замешаны на самом деле на реальных опасностях, но так, что кроме мрака ничего не образуется в душах. Потом человек на реальную угрозу не отреагирует.

Запугивание и непросвещенность, узость сознания и мышления. Я в этой статейке сознательно взяла простые, можно сказать общечеловеческие примеры. Многие ведь не готовы читать такие книги - токо св. отцов. Так они говорят, но на самом деле и там немного понимают, даже если читают что. Кичатся просто.

Но я знаю, как путь САМ выравнивается. И грехи, и добродетели - связаны между собой. Любовь к Богу выравнивает постепенно всё. Потому там, где беспросветный мрак, там присутствует ложь и нет подлинной жажды Бога.

Но важно не спешить осудить, это слишком легко и просто. А мы - в становлении все. И бывают моменты высоты, а бывает, что промахнешься. Надо уметь терпеть друг друга и прощать, но различая немощи и низости. Низости - недопустимы.

По сути это басня Михалкова о бесхвостой лисе (ей оторвали хвост собаки), гордо заявившей товаркам, что с хвостами ходят лишь уроды. И те бросились сами себе отгрызать хвосты.

От разоблачений - к унижению, к вбиванию в головы людей, что мы-де - оккупанты, быдло, "варвары, дикое скопище пьяниц". И вот уже некий американский писатель (интервью с ним на "Православие.ру" ) нагло говорит о том, почему он ненавидит русский народ. Типичная тактика диавола - начать, вроде бы, с правды. Потом перейти к полуправде, а кончить - ложью.

Горько, что люди идут у него на поводу... и не слышат, и не услышат, пока не ударит по ним самим. Путь от мирного фламандского обывателя к гезу - через страдания. Дорога Тиля... и даже кроткого обжоры Ламме.rainbow

Страницы