Вы здесь

Неравноправие или женская диакония

Всем женщинам-христианкам посвящается

Кто из нас, девочек, хотя бы раз в жизни не досадовал, что она не мальчишка? Особенно придя в храм. Нет, правда, мальчишкам можно и брюки носить, и ходить с непокрытой головой, наш же удел — платки и юбки. Им в любой день разрешается прикладываться к иконам и причащаться, нам же периодически приходится прятаться в притворе, боясь осквернить святыню. Им разрешено даже входить в алтарь, а некоторые получают благословение и на принятие диаконства или священства; мы — на алтарь смотрим через Царские врата, а о том, чтобы служить в сане нам и помыслить нельзя.

Так возмущались и мы, две подружки, размышляя о несправедливости между полами. Нам было двадцать с небольшим лет, Серафиме и мне, мы обе недавно пришли в церковь, крестились с мужскими именами и сейчас зачитывались житиями жен-подвижниц. Особенно нас привлекала святая Марина, которая переодевшись в мужское платье, долгое время подвизалась в мужском монастыре и даже была выбрана братией своим игуменом.

— Я бы тоже переоделась и убежала на Афон. — горячо говорила Серафима. Высокая и статная, её можно было легко представить в роли игумена. — Только Сама Матерь Божия запретила туда женщинам приезжать. А Её не обманешь.

— А я бы хотела быть диаконисой… — промолвила я. — Ведь были же раньше диаконисы при церкви.

— Были! — воодушевилась моя подруга. Она была старше и начитаннее меня. — У меня есть целая книга про диаконис. Знаешь, и сейчас в Армянской Церкви есть женская диакония, а ещё у нас святой Нектарий Эгинский рукоположил нескольких своих духовных дочерей-монахинь в диаконисы — об этом в его житии написано. Даже сохранились молитвы по рукоположении женщин.

— Правда? — я обрадовалась и тут же вообразила себя на амвоне.

Видимо, Серафима догадалась о моих мыслях, потому что она продолжила:

— Да! Только у женщин-диаконис немного иное служение, чем у мужчин-диаконов. Ну, например, ектеньи они не читают, а просто помогают в алтаре священнику.

— В алтаре? — воскликнула я.

— В алтаре. — спокойно повторила Серафима. — Понятное дело — для этого надо, либо в возраст войти, когда обычное для женщин заканчивается, либо иметь специальное благословение и служить только в чистоте.

— Вот это да!

— А что ты удивляешься? — Голос Серафимы звучал уверенно. Было заметно — она досконально изучила предмет женской диаконии и алтарничества. — Так до сих пор в некоторых монастырях заведено, что женщина алтарничает. В Сербии, например, в Греции.

— Монахини?

— В большинстве своем — монахини. Или вдовы.

— А женам и матерям нельзя? («Ну вот, снова ущемление женской природы!» — думала я).

— Наверное, так. Хотя я читала, что мать Григория Богослова — святая Нонна — была диаконисой… Только я не знаю, было ли то по смерти её супруга или ещё при его жизни. Может, они уже тогда жили как брат с сестрой.

— А священство женщина когда-нибудь принимала? — не унималось моё любопытство.

Серафима внимательно взглянула на меня. Наверное, я затронула её уязвимую тему.

— В Православной церкви — нет, никогда. У протестантов же есть женское духовенство…. Но я слышала… — тут Серафима залилась румянцем. — сейчас обсуждают этот вопрос и у нас в церкви: отчего женское священство невозможно. Главный аргумент — что священник несет в себе образ Христа, а Христос был мужчина.

Моя подруга вздохнула и добавила: — Да еще и заповедь была дана Еве при изгнании из рая — быть в подчинении у мужа, у мужчины. У женщины в церкви совсем иная роль.

— А какая у неё роль? — мне было очень интересно.

— Такая как и в жизни — помощницы.

Мы замолчали на некоторое время, снова вспомнив про «неравноправие» полов.

— Знаешь, дай мне слово. — наконец, проговорила Серафима.

— Какое?

— Исполнишь?

— Я не знаю… — я неуверенно пожала плечами.

— Дай мне слово, что никогда не будешь желать стать священником. И никогда не будешь искать путей для своего священства.

От неожиданности я засмеялась. Серафима была серьезна.

— Хорошо. Тогда — и ты дай слово. О том же. — я проглотила смех и протянула свою ладонь подруге.
Она кивнула, и мы крепко пожали друг другу руки.

С тех пор прошли года. Жизнь в храме, участие в богослужении, в церковных таинствах постепенно смиряют мое сердце и умиряют ум. Я теперь яснее понимаю и путь женщины-христианки и значение заповедей, обращенных к ней. Я уже перестала досадовать за то, что не родилась мальчишкой, и приучаю себя быть благодарной за дар быть женщиной.

Но — дивны дела Господни! Те наши наивные девичьи мечты и стремления не развеялись как дым, они водворяются в жизнь Божиим промышлением и в виде, угодном Ему.

Серафима не стала одевать мужское платье и тайком убегать на Святую гору. Но она ушла в монастырь. Она нашла женскую общину, которая соответствовала её душевному расположению, и в которой был сильный духовник, способный понять её душу и направить её в нужное русло. Она теперь воин Христов, и я верю, когда-то из неё получится замечательная игуменья.
И я не стала диаконисой, как желала когда-то. Однако, мой муж, даст Бог, будет диаконом. А значит, и я в свою меру разделю с ним это служение.

А то обещание, данное друг другу — мы с Серафимой свято храним.
До сего дня я никому о нем не рассказывала. А вам рассказала. Ибо очень часто мы, женщины, воюем за равноправие, ропщем на мужчин и на Бога, пытаемся достичь каких-либо авторитетных позиций дома, на работе и даже в храме, тогда, как поистине познать себя и стать духовно счастливыми, мы сможем только тогда, когда найдем свой, сокровенный женский путь и свою особую дорогу служения Богу и ближним. Будь мы монахинями, женами или матерями.

Комментарии

Елена Шутова

   Неожиданно возникла мысль: наверное, если бы женщины выходили замуж, а не вступали в брак, для них многих проблем воцерковления вообще не существовало бы. И далее: кто прошел в реальной жизни трудничество, скорее воспримет правильно и послушание, а значит, сможет стать настоящим монахом, разумеется, при склонности к монашеству.
   Радости весеннего обновления Вашему сердцу, Инна.

Алла Немцова

 Очень искренне и непосредственно написано, Инночка! Трогательное неофитское горение - через него многие проходят, только каждый по-своему. Не знаю, по какой причине, но такие мысли, как Вы описали, меня не посещали. Может быть, потому что к вере пришла уже в зрелом возрасте, может быть, почему-то еще. Но сама амплитуда радости воцерковления абсолютно та же. Этим Ваш рассказ мне себя "ту" напомнил. Хорошее было время, благодатное.

Божией помощи во всех Ваших трудах, заботах и испытаниях, Инночка!

Алла.

Инна Сапега

Алла, спасибо Вам!

Такие мысли-то приходят по гордости скорее.

А вот радость воцерковления - это да. Это время особенное. Хотя мне оно вспоминается еще и как подростковый период - и радует и ранит!

Ваша Инна

Инна, натолкнулась в вашем рассказе на описание фактов из жизни неизвестной мне святой Марины. Знаю лишь о двух святых с таким именем - одна преподобная, которая подвизалась всю жизнь в затворе, вторая мученица, которую казнили в 15 лет. Расскажите поподробнее о святой Марине, которая подвизалась в мужском монастыре, или подскажите где о ней можно прочитать?

Инна Сапега

Речь идет о святой преподобной Марии ( подвизавшейся под именем Марин).

Здесь можете прочитать житие этой святой:

http://theme.orthodoxy.ru/saints/prp_maria.html.

В житии святая Мария (Марин) не становится игуменом (но есть другая подвижница, очень похожая на св. Марию, которая была выбрана игуменом братии. Тогда эти две святые у нас перепутались в один идеалистический персонаж.

Спасибо за Ваш интерес и отклик!

Инна
 

Юлия Санникова

 Инна, очень интересный рассказ! Спасибо! У меня сложилось такое мнение, что в современном мире женщине сейчас сложнее всего быть именно женами и матерями. Эмансипация затронула не только женщин, но и отношение мужчин изменилось...Сам социальный уклад требует от женщины совсем иного сейчас, даже порой и в семье...Знаю женщин, которые и хотели бы быть просто матерями и женами при мужчине-главе семейства, да не получается найти и такого мужчину, и такие социальные условия. Вот и вынуждены женщины порой против своей воли брать на себя мужские обязанности...Мне вот грустно от этого.

 

Спаси Господи!

Инна Сапега

Да, Юлия, Вы, к сожалению правы - социальный строй очень влияет на взаимоотношения между женщинами и мужчинами. И даже при желании трудно сейчас женщине быть слабой.

Мне сложно судить что-либо и делать выводы самой, опыт у меня маленький, могу только поделится своим наблюдением за несколькими семьями. Думается, что семью строят двое - и от них обоих зависит как будут располагатся их отношения, кто за что ответсвеннен и у кого, какая роль.  если двое смотрят в одну сторону, им легче договорится.

я знала одну семью, где жена была духовно и душевно сильнее мужа, но, мудрая, она всегда делала так, что сильнее и выше выглядел её муж. и постепенно он таким и стал.

Божией помощи и мудрости всем нам!

Ваша Инна